zabika.ru |
|
1 2 3 ... 7 8
Методическая диагностика, анкетирование и самодиагностика
Главным способом отслеживания качества преподавания остаётся экспертиза реального урока. Ещё одним способом оценки качества преподавания или качества педагогической деятельности в целом является самоанализ, или рефлексия, собственной деятельности. Однако педагогический самоанализ без внешней оценки ограничен в своих возможностях. Все виды диагностик педагогических компетентностей, проведённые в прошедшем учебном году, базировались на научно обоснованных моделях, отталкивались не от субъективно значимых для одного завуча критериев, а прежде всего от правовых норм и требований.
Всего заместителем директора по УВР было посещено 99 уроков. Цели посещения исходили из внутришкольного планирования:
развитие и поддержание высокой мотивации у учащихся на занятиях в условиях гуманизации образовательного процесса;
формирование общеучебных умений и навыков у учащихся 1, 5 классов в период адаптации на новой ступени обучения;
выявление и предупреждение развития профессиональных затруднений у учителей. Оказание методической помощи;
уровень технологической подготовленности педагогов;
соблюдение требований к современному уроку;
уроки в 1 классе. Успешность адаптации в школе.
В результате анализа данных были сделаны выводы о сильных и слабых сторонах преподавания педагогов: достаточно высокий уровень по мастерству отличаются уроки у учителей членов кафедры «Учитель-экспериментатор». Не высокую оценку получили уроки некоторых членов кафедры «Педагогические технологии». Педагоги-стажисты работают в основном со старым багажом методов обучения, не применяют дифференцированное обучение с учётом индивидуальных особенностей учащихся, пассивны в нововведениях на уроках (Таблица 8).
Таблица 8.
Код учителя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
9
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
2 – требование выполнено; 1 – есть резервы; 0 – требование практически не выполнено
|
|
|
|
|
1. Содержание урока
|
2
|
1
|
1,5
|
2
|
0,5
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1,4
|
2. Мотивация учащихся
|
2
|
1
|
2
|
1
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,1
|
3. Структура урока
|
2
|
1
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1,2
|
4. Применение приёмов развивающего обучения
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
0,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,0
|
5. Самостоятельная деятельность учащихся
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1
|
0,5
|
1,5
|
1
|
0,5
|
1,5
|
2
|
2
|
1,3
|
6. Организация этапа диагностики ЗУН
|
1
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,1
|
7. ТСО
|
1
|
2
|
1
|
2
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
0
|
1
|
2
|
2
|
1,1
|
8. Стиль общения
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1,5
|
2
|
2
|
2
|
2
|
0,5
|
1,5
|
2
|
1,5
|
1
|
1,5
|
2
|
2
|
1,7
|
9. Результативность урока – по ученику
|
1,5
|
1
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
0,5
|
1
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1,2
|
10. Результативность урока – по учителю
|
2
|
1,5
|
2
|
1,5
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
0,5
|
1
|
2
|
1,5
|
1
|
1,5
|
1
|
1
|
1,4
|
Сумма баллов
|
15,5
|
13,5
|
15
|
12,5
|
9
|
12,5
|
12,5
|
12,5
|
12,5
|
6,5
|
9,5
|
13
|
10,5
|
7
|
15
|
17
|
17
|
12,4
|
Качество урока
|
77,5
|
67,5
|
75
|
62,5
|
45
|
62,5
|
62,5
|
62,5
|
62,5
|
32,5
|
47,5
|
65
|
52,5
|
35
|
75
|
85
|
85
|
62,1
|
Сумма баллов * 100%/20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 – 85% - оптимальный уровень; 84 – 60% - допустимый уровень;
|
|
|
|
|
59 – 50% - критический уровень; менее 50% - недопустимый уровень
|
|
|
|
|
Были изучены наиболее популярные формы методической работы используемые педагогами школы.
Таблица 9
№
|
Формы методической работы
|
да/нет
|
%
|
1
|
Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника).
|
2
|
9,5
|
2
|
Курсы в ИПКРО (или др.) по предметной дидактике.
|
8
|
38,1
|
3
|
Курсы в ИПКРО (или др.) по другим направлениям.
|
9
|
42,9
|
4
|
Годовая тема самообразования, с обобщением на кафедре, НМС, педсоветах, посвящённая проблемам качества образования.
|
7
|
33,3
|
5
|
Совершенствование своей компетентности в сфере медиа-технологий.
|
12
|
57,1
|
6
|
Организация и ведение кружка, элективного курса, факультативного курса с анализом результатов его ведения.
|
9
|
42,9
|
7
|
Система открытых уроков, классных часов, бесед по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в методический кабинет).
|
11
|
52,4
|
8
|
Работа в проблемно-творческой группе под руководством методиста, учёного.
|
8
|
38,1
|
9
|
Участие в тренингах, деловых играх, организованнных в школе.
|
12
|
57,1
|
10
|
Разработка комплектов развивающих заданий по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям учащихся.
|
9
|
42,9
|
11
|
Разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы - с компьютерной поддержкой.
|
11
|
52,4
|
12
|
Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации.
|
0
|
0,0
|
13
|
Разработка и апробация учебно-методических комплексов (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации.
|
0
|
0,0
|
14
|
Годовая тема самообразования в области управленческой деятельности учителя с анализом проведённой работы (педагогический анализ результатов, ресурсов и процесса, целеполагания учителя и ученика, планирования учебного процесса - в виде комплектов технологических карт учебных тем, наборов информационных карт для ученика и т.д.)
|
1
|
4,8
|
15
|
Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся (с индивидуальной педагогической подержкой).
|
2
|
9,5
|
16
|
Обобщение статей периодики с выступлением на кафедре, НМС, педсоветах.
|
8
|
38,1
|
17
|
Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на НМС, кафедре, педсовете.
|
9
|
42,9
|
18
|
Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.
|
0
|
0,0
|
19
|
Разработка и реализация программы совместной деятельности с детскими объединеними, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.
|
3
|
14,3
|
20
|
Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.
|
0
|
0,0
|
21
|
Работа по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций.
|
14
|
66,7
|
Анализ обобщённых данных показывает, что самыми востребованными формами индивидуальной методической работы в МОУ "Кеульская СОШ" в прошлом учебном году стали: 21. работа по проектированию здоровьесберегающей среды, анализ внедрения инноваций 914 чел из 21); 5. совершенствование своей компетентности в сфере медиа-технологий (12 чел из 21); 9. Участие в тренингах, деловых играх, организованных в школе (12 чел из 21); 11. разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы - с компьютерной поддержкой (11 чел из 21). Не используемыми формами стали: 12. Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации; 13. Разработка и апробация УМК (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации; 18. Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций; 20. Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций. Мало востребованными (1-2 педагога) стали формы такие как 1. прикрепление к учителю-наставнику; 14. Годовая тема самообразования в области управленческой деятельности учителя с анализом проведённой работы; 15. Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся;19. Разработка и реализация программы совместной деятельности с детскими объединениями, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.
На основе изучения используемых форм методической работы по технологии Галеевой Н.Л. был выявлен уровень профессиональных компетенций педагогов школы.
В целом по коллективу самой западающей компетенцией стала компетентность в области валеологии образовательного процесса которая включает в себя владение педагогом теоретических знаний в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет), владение навыками использования ЗСТ, теоретические знания и умения организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ. Проблемными оказались так же исследовательская компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций) и компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса, практическое владение методиками, приёмами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета; умение спроектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика, владение методиками и технологиями медиаобразования. Таким образом педколлективу необходимо работать используя следующие формы методической работы позволяющие развить эти компетентности: 6,8,17,1,3,5,7,9,12,13,15,16,18,19,20,21,2,10,11,14.
Таблица 10.
|
Формы методической работы
|
6
|
Организация и ведение кружка, элективного курса, факультативного курса с анализом результатов его ведения.
|
8
|
Работа в проблемно-творческой группе под руководством методиста, учёного.
|
17
|
Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на НМС, кафедре, педсовете.
|
1
|
Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника).
|
3
|
Курсы в ИПКРО (или др.) по другим направлениям.
|
5
|
Совершенствование своей компетентности в сфере медиа-технологий.
|
7
|
Система открытых уроков, классных часов, бесед по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в методический кабинет).
|
9
|
Участие в тренингах, деловых играх, организованнных в школе.
|
12
|
Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации.
|
13
|
Разработка и апробация учебно-методических комплексов (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации.
|
15
|
Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся (с индивидуальной педагогической подержкой).
|
16
|
Обобщение статей периодики с выступлением на кафедре, НМС, педсоветах.
|
18
|
Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.
|
19
|
Разработка и реализация программы совместной деятельности с детскими объединеними, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.
|
20
|
Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.
|
21
|
Работа по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций.
|
Оценка администрацией компетентностей педагогов по школе выявила, так же как и самоанализ педагогов наиболее проблемные компетенции в области медиа-технологий и исследовательской деятельности. Но в то же время самооценка завышена и выяснилось разногласие у администрации и того как оценивают себя педагоги в владении ими компетентности в области валеологии образовательного процесса.
Кроме того, было проведено анкетирование родителей и обучающихся с целью выявления, какие качества учителя приоритетны для них. Интересно отметить, что и родители и дети на второе и первое место поставили такие качества учителя, как «интересно, от души объясняет»,»всегда приходит на помощь в сложной ситуации». По остальным позициям анкеты можно отметить ярко выраженное расхождение во взглядах. Так, например, на первое место учащиеся поставили уже приведённое выше качество учителя, а для родителей важно знание предмета учителем. На втором месте у учащихся такое качество учителя, как весёлый характер, а на третьем – добрый и справедливый. У родителей же на третьем месте – добросовестное отношение к своим обязанностям. Из анализа данных, полученных в результате анкетирования, сделан вывод о том, что учащиеся хотят видеть в педагоге не только и не столько знающего свой предмет учителя, но и человека который не равнодушен к ним. Родители же пальму первенства отдают, прежде всего, профессиональному знанию того предмета, который учитель преподаёт. Анализ данных, полученный в результате анкетирования, позволил сделать вывод о том, чем же должен быть приоритет для педагога при общении его с учащимися, чего они ждут от него на уроке и во внеурочном общении.
Выводы:
Таблица 11.
Позитивные тенденции
|
Причины позитивных тенденций
|
1.Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии урока (ЗСТ, ИКТ и др)
|
Постоянное повышение квалификации педагогами как в рамках школы (теоретико-методические семинары), так и за её пределами
|
2.Больше половины педагогов школы владеют различными способами мотивации учащихся (обладают высоким уровнем педагогических компетенций) и готовы применять их на практике
|
Постоянная и целенаправленная работа над темами самообразования большинства педагогов, которые формулируются в связи с методической темой школы и находят своё воплощение в урочной деятельности.
|
3.Психологический климат в школе за последние годы достаточно стабилен и комфортен как для учеников, так и для учителей
|
Тесное сотрудничество многих педагогов школы друг с другом с учащимися как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
|
<< предыдущая страница следующая страница >> |
|