zabika.ru   1 2 3

Новообразования кризиса трех лет:

Д.Б. Эльконин выделяет психологическую эмансипацию от взрослых; появление личного действия и сознания «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю».

Л.И. Божович считает основным новообразованием кризиса – появление «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного «Я». Появляются самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим».

Е.О. Смирнова указывает, что в период кризиса трех лет возникает личностное образование, проявляющее себя в форме гордости за достижения. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем плане, как самоанализ, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми. Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Кризис семи лет – открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

Л.Ф. Обухова в качестве основной симптоматики кризиса семи лет отмечала следующее:

1. потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2. манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (душа уже закрыта);

3. симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показывать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.


Л. С. Выготский самой существенной чертой кризиса семи лет называет начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

Появляется структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, а что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я злой» и т.д.

В целом, как и любому другому, кризису 7 лет присуще семизвездие (ТАБЛИЦА!):

«Семизвездие» кризиса семи лет

п/п

Симптом

1

Утрата непосредственности. Связана с привнесением в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

2

Смена основных переживаний ребенка. От одного способа переживания воздействий среды ребенок переходит к другому.

3

Обобщение переживаний. Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств.

4

Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей.

5

Новое отношение ребенка к среде. Для ребенка изменение отношения к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изменяются интересы и цели деятельности.


6

Обобщенное отношение к самому себе. Появляется понимание человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самооценки.

7

Обобщенное отношение к окружающим. Перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, авторитету матери, отца.


К семи годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Новообразование произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

С возникновением сложного ряда расчленений в сознании ребенка связано формирование ряда способностей: возникает представление о новом, постороннем взрослом, умение действовать свободно относительно условий предъявления задания (позиционное действие), способность произвольно удерживать задание (произвольное моторное действие), вычленять в целостной привлекательной школьной действительности существенные ее характеристики (становление позиции школьника), различение «Я-реального» и «Я-идеального» и т.д.

Все эти способности проходят в своем становлении ряд этапов. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни являются показателями завершения критического возраста.


Условия разрешения кризисов дошкольного возраста

Возрастной кризис

Условия разрешения кризиса

Кризис новорожденности


Активное эмоциональное общение с ребенком с самых первых дней его жизни, разговоры, улыбки

Кризис одного года

Жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое, отвлечение ребенка, переход к другим привлекательным предметам при аффективных вспышках

Кризис трех лет

Четкое выделение ситуации запрета, отсутствие реакции на провоцирующее поведение ребенка, эмоциональное принятие, совместные игры



Подростковый кризис
Кризис подросткового возраста существенно отличается от кризисов младших возрастов. Этот кризис самый острый и самый длительный – это затяжной переходный период от детства к зрелости.

Выделяют как внешние, так и внутренние предпосылки к подростковому кризису (ТАБЛИЦА!!!)
Факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо, они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований.

Л.И. Божович полагает, что кризис возраста в этот период связан с возникновением нового уровня самосознания. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.
Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса

Предпосылки подросткового кризиса


внешние

внутренние

биологические

психологические

Изменение характера учебной деятельности.

Отсутствие единства требований.

Введение общественно-полезного труда в школьное обучение.

Появление новых требований в семье.

Изменение положения ребенка в семье.

Расширение социальных связей подростка.

Процессы физического роста и биологического созревания организма.

Физиологические изменения в кровеносной, костно-мышечной системах.

Гормональная перестройка организма, половое созревание.


Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

Формирование системы интересов: «эгоцентрическая доминанта»,

«доминанта дали»,

«доминанта усилия»,

«доминанта романтики».


Негативная фаза подросткового возраста объясняется наличием внутренних биологических предпосылок. Она начинается с повышения утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизма. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д.

Позитивная фаза наступает постепенно, выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по новому воспринимать искусство, появляется мир ценностей, испытывает чувство любви, мечтает и т.д.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:


  • «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности;

  • «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

  • «доминанта усилия» - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, протесте, борьбе против воспитательного авторитета;

  • «доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.


Кризис 13 (11,12) лет протекает со свойственной симптоматикой (ТАБЛИЦА – СХЕМА!!!!)
Симптоматика кризиса подросткового возраста


Симптомы подросткового кризиса:





Суть кризиса в качественном изменении процесса психического развития. В подростковом кризисе происходит резкое изменение переживаний – как их структуры, так и содержания.

Для младших подростков, и особенно для старших – характерны переживания связанные с их отношением к себе, процессом познания себя, и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания – пониженная самооценка.

К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя. Формируется новый образ физического «Я». Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает желание хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Кризис семнадцати лет
Кризис 17 лет является переходом к взрослости. Приходится на 10-11-е классы. Встает проблема профессионального самоопределения.

В данный период повышается значимость собственных ценностей, возрастает тревожность, связанная с самооценкой.

Центральным психологическим процессом является формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. С данной точки зрения, кризис 17 лет можно назвать кризисом идентичности, который состоит из серии выборов (социальных, индивидуальных, личностных), идентификаций и самоопределений. Кризис идентичности (формирование идентичности) требует переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

Выделяют четыре варианта, или состояния, формирования идентичности (ТАБЛИЦА!!!!).


<< предыдущая страница   следующая страница >>