zabika.ru   1 2 3 4 ... 9 10

Оперативная информация - это сведения, необходимые для текущей деятельности, для принятия оперативных решений. В качестве оперативной информации могут выступать как официальные статистические показатели, так и неопубликованные данные, являющиеся результатом непосредственного наблюдения, личного опыта, различных экспериментов, данные кредитно-справочных бюро и т.д.

Информация является своеобразным ресурсом, а ее источник - это места и форма хранения.

Места хранения - государственные органы, торговые палаты, НИИ, библиотеки, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства, представительства фирм, выставки, ярмарки и т.д.

Форма хранения - доклады, информационные и аналитические записки, отчеты фирм, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, базы данных, электронные каталоги и т.д.

При изучении иностранных фирм могут быть использованы следующие источники информации:


  1. Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.

  2. Информация, публикуемая самими фирмами

- годовые отчеты, в которых дается полная характеристика деятельности фирмы, чаще в динамике за 3-5 лет, а также фактический материал по отрасли в целом;

  • балансовые отчеты - отражают средства, которыми располагает компания и источники финансирования;

  • проспекты фирмы - отражают производственную деятельность фирмы, технологические процессы;

  • каталоги фирмы - содержат перечень товаров, которые производит или продает фирма, сопровождаемый их изображением и кратким описанием, а также информацией об условиях покупки.

3. Информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями.

К ним относятся кредитно-справочные фирмы или кредит-бюро, союзы предпринимателей, торговые палаты, государственные организации, консультационные фирмы, торговые представительства и т.д.


Крупнейшая кредитно-справочная фирма "Дан энд Брэдстрит" (США) специализируется на выдаче справок о фирмах по запросам клиентов

4. Справочники по фирмам содержат систематизированную информацию о промышленных, торговых, транспортных, страховых и др. видах фирм, а также банках и т.д.

В зависимости от национальной принадлежности представленных в них фирм справочники делятся на международные и национальные. К международным справочникам относятся, например: Kompass International, ABC EUROP PRODUCTION EUROPEX, Moody, Nordisk Handels Kalender, Kelly's Directory и др. В них содержатся сведения по наиболее крупным фирмам различных стран. Национальные справочники представляют информацию о фирмах своей страны.

В зависимости от характера и объема публикуемой информации все справочники по фирмам можно разделить на следующие виды: товарофирменные, адресные, отраслевые, общефирменные, по акционерным обществам и т.д.

Большой популярностью пользуется международная информационная система Kompass International (http://www.kompass.com), содержащая актуальную информацию о 1,7миллиона предприятий производителей товаров и услуг в 75 странах, и доступная c 1997 года через сеть

5. Сеть Интернет.

Основная функция сети Интернет - хранение и распространение информации, которая необходима для исследования зарубежных рынков и поиска партнера при продаже или закупке товаров или услуг.

10 Совершение (осуществление) любой внешнеторговой сделки состоит из следующих основных этапов:

1. Подготовка к заключению договора

2. Заключение договора на определенных условиях

3. Исполнение договора: подготовка товара к поставке, поставка товара покупателю, принятие товара и расчеты за товар

Наиболее важной частью проведения внешнеторговой сделки является этап подготовки к заключению договора. Этот этап включает в себя поиск и выбор подходящего партнера-контрагента, установление контактов с потенциальными продавцами или покупателями, проведение предварительных переговоров.


В процессе подготовки внешнеторговой сделки могут быть использованы различные способы установления контактов с потенциальными контрагентами:

- рекламная кампания в средствах массовой информации, направление в адрес потенциальных покупателей каталогов, проспектов, коммерческих предложений и т.д.

- направить коммерческое предложение (оферту) непосредственно одному или нескольким возможным покупателям;

- принять и подтвердить заказ покупателя;

- направить покупателю коммерческое предложение в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего договора;

- принять участие в торгах путем представления тендера организаторам торгов;

- направить возможному покупателю деловое письмо с информацией о намерениях вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки;

- направить проформу договора уже известному покупателю как результат согласования условий договора по телефону, телетайпу, телексу, электронной почте или на основе предшествующих договоренностей.


11 Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято это предложение.

Оферта должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ГК, статья 402).

Лицо, сделавшее оферту, именуется оферентом. Принятие такого предложения называется акцептом, а лицо, принявшее предложение, именуется акцептантом. Оферта, которая делается на бирже или на торгах, носит название тендер.

оферта м.б.в письменной или устной форме, она д.б. написана на языке адресата либо на общепринятом языке делового общения данного региона.


Согласие с офертой признается акцептом, если оно получено оферентом в оговоренные предложением сроки. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем было предложено в оферте, рассматривается как новая оферта и носит название встречная оферта.

По некоторым признакам оферта м.б. отнесена к рекламе, но в рекламе нет конкретных условий предстоящей сделки

Оферты м.б. оформлены в следующем виде:

1. Деловое письмо или комплект документов, состоящих из коммерческих и технических условий предполагаемой сделки.

2. Типовая оферта с указанием обычных условий продажи продавца.3. Проект (проформа) договора, подписанный со стороны экспортера и содержащий все основные (существенные) условия сделки.

Текст оферты должен быть предельно кратким, ясным и должен исключать возможность различного толкования.

Оферта должна содержать:

- точное и сокращенное наименование продавца, его торговую марку и фирменный знак (если имеются);- наименование товара, краткую, но достаточную характеристику товара;- предлагаемый объем поставки; - минимальное количество поставляемого товара в партии;- сведения об упаковке;- условия поставки (чаще по INCOTERMS);- цену на условиях поставки за штуку и за партию; - сроки поставки;- порядок оплаты;- скидки (если предусмотрены);- реквизиты продавца.

В международной коммерческой практике различают два вида оферт:1 Твердая оферта – это коммерческое предложение продавца на продажу определенной партии товара только одному возможному покупателю с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю.

Механизм заключения сделки посредством направления твердой оферты и ее акцепта заключается в следующем: если покупатель согласен со всеми условиями твердой оферты, он высылает продавцу письменное подтверждение, содержащее безоговорочный акцепт. Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, он высылает продавцу ответ на предложение или контроферту с указанием своих условий и срока для ответа и т.д. пока не будет достигнута полная договоренность по всем условиям. Неполучение ответа от покупателя в течение установленного в оферте срока равносильно отказу покупателя от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает продавца от сделанного им предложения. 2 Свободная оферта обычно делается одновременно на одну и ту же партию нескольким возможным покупателям без срока для ответа. Согласие покупателя с условиями оферты подтверждается твердой контрофертой. Продавец акцептует контроферту того покупателя, которую он раньше получил, или покупателя, с которым он предпочитает заключить сделку.3 Защитная оферта


Если инициатива заключения сделки исходит от покупателя, то его обращение к продавцу с просьбой прислать предложение (оферту) называется запросом. Одной из главных целей запросов является получение от экспортных фирм конкурентных предложений для выбора наилучшего. В запросе обычно указывается точное наименование необходимого товара, его качество, сорт, количество. Заказы как способ подготовки экспортной сделки направляются постоянным контрагентам и содержат только индивидуальные условия конкретной будущей сделки, а в остальном стороны руководствуются общими условиями поставки либо условиями предыдущего заказа.

12 В международной коммерческой практике используются различные способы заключения внешнеторговых сделок:


  • подписание контракта участвующими в нем контрагентами;

  • акцепт покупателем твердой оферты продавца;

  • акцепт продавцом контроферты покупателя;

  • акцепт продавцом письменного согласия покупателя с условиями свободной оферты (контроферты покупателя);

  • подтверждение продавцом заказа, сделанного покупателем.


13 Под международным контрактом понимается соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товарных единиц и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.Соглашение сторон об основных условиях взаимных обязательств, достигнутое в ходе переговоров между участниками внешнеэкономических связей, как правило, оформляется письменным документом, который может носить название "Контракт", "Соглашение", "Предварительный контракт", "Общий (генеральный) контракт", "Договор".

В зависимости от предмета и других условий сделки возникают разные виды контрактов, которые весьма существенно отличаются по форме и содержанию. Общие (типовые) правила заключения и исполнения контрактов (договоров) содержатся в различных международных документах (соглашениях, конвенциях, правилах), а также в многочисленных методических документах, разработанных Международной торговой палатой и другими институтами.


Составление договора - самая сложная и ответственная операция в процедуре заключения внешнеторговой сделки. От того, как составлен договор, во многом зависит поведение сторон, поскольку именно он определяет условия сделки, права и обязанности сторон, их ответственность в случае неисполнения договора и т.д. При составлении договора стороны должны определить законодательство какой страны будет применяться к данному договору. Стороны внешнеторговой сделки по общему правилу могут сами выбрать право, применимое к данной сделке. Форма договора зависит от желания сторон, предмета и объема обязательств сторон, а также применимого права.

На практике при составлении контрактов (договоров) часто используются так называемые типовые контракты (договоры). Типовой контракт - это разработанный в соответствии с установленными правилами документ, содержащий примерные образцы формулировок условий определенного договора. Типовой контракт не имеет юридической силы, и стороны, заключающие договор, не обязаны строго следовать его содержанию. Типовой контракт позволяет не тратить много времени на поиск необходимых формулировок условий договора, помогает сформировать скелет реального договорного отношения.

14 Структура и содержание договора купли-продажи во многом носит индивидуальный характер, но существует ряд факторов, которые их определяют:

1 вид внешнеторговой операции

2 предмет сделки

3 степень доверия к партнеру

4 ситуация на рынке

5 торговые обычаи

6 потребности сторон

7 международные соглашения

8 банковские традиции

9 общие условия торговли

15 Контракт (договор) купли-продажи представляет собой документ, свидетельствующий о том, что одна сторона сделки (продавец) обязуется передать указанный в контракте товар или иной предмет соглашения в собственность другой стороне (покупатель), которая в свою очередь обязуется принять товар и уплатить за него установленную цену.


Непременным условием контракта купли-продажи является переход права собственности на товар.

Для заключения внешнеторгового контракта купли-продажи необходима договоренность (соглашение) сторон по всем существенным для данного вида контракта условиям. Существенные условия контракта - это условия, без которых он не имеет юридической силы. Если одна из сторон не выполняет их, другая сторона имеет право отказаться от выполнения своих обязательств, расторгнуть контракт и потребовать возмещения понесенных убытков. К несущественным относят условия контракта, при нарушении которых одной стороной другая сторона не вправе расторгнуть контракт, а может только потребовать исполнения обязательств и возмещения убытков. Понятие существенных и несущественных условий зависит от конкретной сделки, законодательства, торговых обычаев.

Источники правового регулирования договора купли-продажи

Внешнеторговые договоры имеют определенную специфику. К основным источникам правового регулирования относят международные договоры (конвенции, соглашения), национальное законодательство, торговые обычаи.

В Республике Беларусь основной законодательный акт, регулирующий отношения в этой сфере, – это Гражданский кодекс Республики Беларусь. В соответствии со статьей 155 (пункт 3) ГК для заключения договора необходимо выражение согласованной воли (действий) двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех и более сторон (многосторонняя сделка). Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (статьи 402, 403, пункт 1 ГК). Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения в письменной форме (статья 1116, пункт 3). Согласно статье 404 (пункт 2) договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.


В Указе Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» определены основные разделы и реквизиты, которые должен содержать внешнеторговый договор: дата и место заключения договора, предмет договора, количество, качество и цена товара, условия расчета и поставки, ответственность сторон, порядок разрешения споров, названия, юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

Примером наиболее часто используемых торговых обычаев как источника правового регулирования договора купли-продажи являются международные правила по толкованию торговых терминов INCOTERMS, которые более подробно будут рассмотрены ниже.

Примерная структура договора купли-продажи может состоять из следующих статей (разделов, условий):


  1. Вводная часть (преамбула), определение сторон

  2. Предмет договора 3 Количество

  3. Срок и дата поставки

  4. Цена и общая сумма договора

  5. Базисные условия поставки

  6. Качество товара 11 Условия платежа

  7. Упаковка и маркировка

  8. Сдача-приемка 10 Страхование

  9. Претензии (рекламации)

  10. Санкции

  11. Форс-мажор

  12. Решение споров или арбитраж

  13. Другие условия договора

  14. Юридические адреса и подписи сторон



<< предыдущая страница   следующая страница >>