zabika.ru   1 2 3

Тема 3. Мировоззрение и художественный мир Средневековья и эпохи Возрождения


Периодизация Средневековья и истоки средневекового искусства. Средневековье как основа формирования западноевропейской культуры. Теологическая картина мира в Средние века. Христианство как мировоззренческая основа Средневековья. Концепция иерархического строения мира времен Средневековья. Мистические культуры зрелищного искусства. Виды средневековых зрелищ и театр. Миракль, мистерия, моралите, фарс. Особенности романского стиля в средневековой архитектуре. Феодальный замок как основной тип светских архитектурных сооружений. Особенности готического стиля в искусстве Средневековья (архитектура, живопись). Формирование канонических стилей культовой живописи. Символизм как универсальный принцип средневековой художественной культуры. Каноничность, имперсонализм средневекового иконописного творчества. Эстетическая насыщенность средневекового пространства.

Духовный мир и хронология эпохи Возрождения. Изменения в мировоззрении горожан. Мировоззренческое содержание эпохи Возрождения. Научное и художественное постижение мира и человека в культуре эпохи Возрождения.

Тема 4. Искусство эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения как время расцвета всех искусств. Архитектура раннего Возрождения. Дворцовое и храмовое зодчество Ренессанса. Скульптура эпохи Возрождения. Трагическое мироощущение и психологизм образов в творчестве Микеланджело. Живопись эпохи Возрождения Основоположник искусства Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи. Классическая гармония в живописи Рафаэля. Венецианская школа искусства Ренессанса (творчество Джорджоне, Тициана). Позднее Возрождение и маньеризм. Аллегоричность и артистическая пластика маньеризма (Корреджо, Аманти). Особенности Северного Возрождения в Нидерландах и Германии. Ян Ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. Символика, фантазия, гротеск в творчестве Хиеронимуса Босха. Основы светских жанров – портрет, пейзаж, бытовой жанр – в творчестве Альбрехта Дюрера. Театр эпохи Возрождения. Возникновение профессионального театра в Англии и Италии. Первый профессиональный европейский театр – итальянская народная комедия масок (комедия дель-арте). Театр английского Возрождения: Шекспир, Марло, Грин, Бомонд, Флетчер, Чемпен, Неш, Бен Джонсон. Театр Шекспира как своеобразный синтез культуры Ренессанса. Драматургическое творчество Вильяма Шекспира. Театральный маньеризм как выражение кризиса художественных идеалов Возрождения.

Тема 5. Искусство Нового времени (XVII–XVIII вв.)

Тенденции европейского искусства XVII–XVIII вв. Ведущие национальные художественные школы – итальянская, испанская, фламандская, голландская, французская – как выражение основных путей развития искусства XVII века. Реформация как крупнейшее событие европейской истории и культуры. Гравюра как форма выражения основных идей Реформации. Мировоззрение и психология человека XVII века. Стилистические особенности барокко и классицизма. Идейное течение к. XVII – нач. XVIII вв. – Просвещение. Периодическая печать эпохи Просвещения как транслятор успехов цивилизации. Искусство деятелей Просвещения: Дефо, Свифт, Вольтер, Руссо, Гете, Мольер, Бомарше, Шиллер, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глюк. Идея общественной миссии искусства и нравственной ответственности художника. «Классицистская доктрина» в театре. Единство действия, места, времени как основа театральной эстетики классицизма. Драматургическое творчество Мольера. Германия как крупная европейская театральная держава. Драматургическое творчество Шиллера, Гете. Первый комедиограф Италии – Гольдони. Особенности индивидуального стиля в творчестве Карло Гоцци. Особенности стиля классицизма в живописи (Пуссен), архитектуре.

Раздел II. История искусств: XIX–XX вв.
Тема 1. Художественная культура века европейской классики (XIX в.). Особенности мировоззрения и художественных стилей в европейском искусстве.

Социокультурный контекст искусства XIX века. Мировоззренческие основы и художественные особенности стилей: неоклассицизм (Энгр), романтизм (Жерико), реализм (Милле, Курбе, Коро). Предпосылки возникновения стиля импрессионизм. Влияние японского искусства на формирование импрессионизма. Художественные особенности импрессионизма. Творчество Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, Э. Дега, А. Сислея, Б. Моризо. Импрессионизм в скульптуре (Роден), музыке (Дебюсси). Новый художественный поиск в пуантилизме (Ж. Сера, П. Синьяк). Формотворческие открытия П. Сезанна. Художественные особенности постимпрессионизма (Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Гоген).

Тема 2. Модерн и символизм в европейской художественной культуре к. XIX – нач. XX вв.

Социально-технические, эстетические предпосылки возникновения стиля модерн. Влияние восточного искусства на формирования стиля модерн. Творчество прерафаэлитов как начало модерна. Декоративные особенности модерна. Рисунок и линия модерна. Мотивы, темы модерна. Символизм как идея выражения двуемирия. Особенности символизма в живописи (Г. Моро, О. Редон, П. Шаванн). Живопись модерна. Особенности Венского Сецессиона (Г. Климт). Архитектура европейского модерна (В. Орта, А. Ван де Вельде, А. Гауди). Особенности арт-нуво в Шотландии («школа Глазго»). Дизайн модерна (Г. Гимар). Графика модерна (О. Бердсли). Плакатное искусство модерна (А. Тулуз-Лотрек, П. Боннар, А. Муха, Ж. Шере, Э. Грассе). Декоративно-прикладное искусство модерна (школа Нанси, Э. Галле). Представители декоративно-прикладного искусства – Р. Лалик, Л. К. Тиффани. Журнальные издания модерна.
Тема 3. Традиции и новаторство в русском искусстве к. XIX – нач. XX вв. Особенности русского модерна.

Социально-культурные предпосылки возникновения модерна в России. Национальные особенности русского модерна. Архитектура русского модерна (Ф. Шехтель, Л. Кекушев, В. Валькотт, Ф. Лидваль). Идеи художественного обновления общества «Мир искусства». Творчество художников А. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова, М. Добужинского, Е. Лансере, А. Головина. Ретроспективизм как эстетическая доктрина мирискусников. Театрально-декоративные особенности русского модерна. Художественные журналы русского модерна («Мир искусства», «Северные цветы», «Аполлон»). Пассеизм В. Борисова-Мусатова. Родоначальники нового искусства – В. Серов, М. Врубель.
Тема 4. Феномен полистилизма в европейском искусстве 1-й половины ХХ века. Парижская школа искусства

Время кризисов в новоевропейской культуре. Триумф цвета в искусстве авангарда. Особенности стиля фовизм (А. Матисс, Кес Ван Донген, Р. Дюффи, А. Дерен, Ж. Руо, М. де Вламинк). Итальянский футуризм. Манифест Маринетти. Творчество У. Боччони, К. Карры, Дж. Баллы, Дж. Северини, Л. Руссоло. Понятие «линия-сила» в футуристическом искусстве. Социально-политические и экономические предпосылки возникновения немецкого экспрессионизма. Философия экспрессионизма. «Крик» Э. Мунка как живописный манифест экспрессионизма. Творчество художников групп «Мост», «Синий всадник». Творчество Отто Дикса. Художественные особенности абстракционизма. Духовный космос В. Кандинского. Парижская школа искусства (правдивый мир А. Модильяни, неоэкспрессионизм Х. Сутина, бытовой мифологизм М. Шагала).

Тема 5. Авангардные открытия в русском искусстве 10–20-х годов ХХ века. Советский авангард.

Социокультурный контекст советского авангарда. Истоки беспредметного искусства. К. Малевич: от кубофутуризма к супрематизму. «Черный квадрат» К. Малевича – визуальный манифест супрематизма. Расцвет и трагедия советского авангардного искусства. Аналитическое искусство П. Филонова.
Тема 6. Начало экранной культуры ХХ века. Кино как новый вид искусства.

Техническая предыстория кино. Художественная предыстория кино. История запечатления движущейся реальности в искусстве живописи и фотографии. Первые фильмы. Появление двух видов кинематографа: документального (Луи и Огюст Люмьеры), игрового (Жорж Мельес). Время Великого Немого. Русский киноиллюзион. Создание школы кинопродюсерства. Становление анимационного кино (В. Старевич). Создание национальных киношкол (советская эпическая киношкола, немецкий киноэкспрессионизм, французский киноимпрессионизм). Творчество Ч. Чаплина, Д.-У. Гриффита, К. Дрейера. Становление киноязыка. Начало звукового кинематографа.
Тема 7. Художественная культура модернизма. Особенности искусства 2-й половины ХХ в.

Мировоззренческие и художественные основы модернизма. Поиск новой выразительности. Влияние теории бессознательного на искусство ХХ в. Философия и эволюция ценностей в искусстве ХХ в. Эстетические особенности выражения авторского «я». Новые формы в кубизме П. Пикассо. Дадаизм как протест против безумия всемирной войны (Т. Тцара, М. Эрнст, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, М. Рей). От дадаизма к сюрреализму. Первый манифест сюрреализма А. Бретона. Сюрреализм как «новый способ чистой экспрессии». Психоанализ как идейная основа сюрреализма. Автоматизм как метод для обеспечения «реального процесса мышления». Творчество Р. Магритта. Сюрреалистическая вселенная Сальвадора Дали. Киносюрреализм. Новая концепция визуального образа. Автоматизм Д. Полока. Эксплуатация массовых брендов в поп-арте (Э. Уорхолл). Кинетические и цветовые особенности оп-арта. Понятие «массовое» в культуре ХХ века. Особенности массовой культуры в искусстве 2-й пол. ХХ века.


Примерные темы семинарских занятий

История искусств: эпоха первобытности –XVIII век
1. Первобытное общество: рождение человека и культуры. Художественная культура Древнего мира.


  1. Начало художественной деятельности.

  2. Возникновение скульптуры и декоративно-прикладного творчества.

  3. Искусство Древнего Египта.

  4. Культура скифов.

  5. Виды искусства.



2. Античность – основа европейской цивилизации

  1. Истоки античной цивилизации.

  2. Мифология как тематика искусства.

  3. Скульптура и живопись Древней Греции.

  4. Особенности древнегреческой архитектуры. Архитектурный комплекс афинского Акрополя.

  5. Древнегреческий театр (Эсхил, Софокл, Еврипид). Древнегреческие дионисии.

  6. Особенности художественной культуры Древнего Рима.

  7. Скульптура и архитектура Древнего Рима.

  8. Театральное искусство Римской империи.


3. Искусство европейского Средневековья.

  1. Теологическая картина мира и истоки средневекового искусства.

  2. Особенности романского стиля.

  3. Особенности готического стиля в архитектуре и живописи Средневековья.

  4. Мистические культы зрелищного искусства: миракль, мистерия, моралите, фарс.

  5. Особенности иконописного творчества Средневековья.


4. Художественная культура Европы Нового времени.

  1. Мировоззренческие основы Реформации и художественная культура Нового Времени.

  2. Тенденции европейского искусства XVII–XVIII вв.

  3. Художественные особенности стилей барокко и рококо.

  4. Художественные особенности классицизма.

  5. «Классицистская доктрина» в европейском театральном искусстве, литературе, музыке.
  6. Лаконичность и монументальность стиля ампир.



История искусств: XIX–XX вв.
1. Художественные стили европейского искусства 1-й пол. ХIХ в. (неоклассицизм, романтизм, реализм). Основные художественные принципы импрессионизма и постимпрессионизма.

  1. Художественные стили европейского искусства ХIХ в. (Энгр, Жерико, Делакруа, Курбе, Коро, Милле).

  2. Художественные предпосылки возникновения импрессионизма: а) выставка японского искусства; б) Барбизонская школа.

  3. Творчество Эдуарда Мане как начало эстетических поисков импрессионистов («Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»).

  4. Начало импрессионизма. Первая выставка. Первые критические отзывы. Художники, скульпторы, композиторы.

  5. Основные художественные принципы импрессионизма. Клод Моне (Уильям Тернер).Работы К.Моне: «Завтрак на траве», серия «Руанский Собор», серия «Стог сена», «Луг в Живерни», «Бульвар Капуцинок в Париже».

  6. Улицы и бульвары К. Писсарро («Бульвар Монмартр в Париже», «Оперный проезд в Париже», «Дорога на Лувисьен»).

  7. Цветы, дети, женщины О.Ренуара («Портрет Жанны Самари», «Мулен де ла Галетт», «Завтрак на лодочной станции»).

  8. Художественные принципы Э.Дега: линия, рисунок, композиция, цвет, сюжеты. («Звезда», «Танцовщицы в голубом», «Репетиция», «Танцевальный класс», серия «Купальщицы».)

  9. Формотворческие открытия П. Сезанна («Гора Сен Виктуар», «Берега Марны», «Сосна в Эксе»).

  10. Особенности постимпрессионизма (Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Гоген).


2. Предпосылки возникновения модерна. Символизм и виды модерна. Живопись, архитектура, графика русского модерна. Художественные журналы эпохи модерна.

  1. Социокультурный контекст модерна. Творчество прерафаэлитов как художественная основа модерна.

  2. Искусство символизма. Творчество Г. Моро, О. Редона, П. Шаванна.
  3. Эстетические особенности живописного модерна (Г. Климт).


  4. Декоративность архитектуры модерна (А. Гауди).

  5. Линия и композиция графики модерна (О. Бердсли).

  6. Декоративно-прикладное искусство модерна.

  7. Журнальные издания модерна.


3. Многообразие авангардных стилей в европейском искусстве 1-й пол. ХХ в. (фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, бытовой мифологизм).

  1. Особенности возникновения беспредметного искусства. Научные открытия, философия, социальный контекст.

  2. Энергия цвета в фовизме (А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк).

  3. Агрессивные мотивы и «линия-сила» в итальянском футуризме.

  4. Выражение протеста против мирового хаоса в немецком экспрессионизме (художники групп «Мост», «Синий всадник»).

  5. Выражение идей духовности в абстракционизме В. Кандинского.



4. Мировоззренческие основы советского авангарда. Эстетические особенности беспредметного искусства.

  1. Идеи революционной действительности и авангард.

  2. «Черный квадрат» Малевича – выражение идеи «ничто» и начало развития «всего».

  3. Влияние идей супрематизма на дизайн и современное искусство.

  4. Новый кубизм в творчестве П. Филонова.


5. Художественно-техническая предыстория экранной культуры ХХ в. Социально-эстетические особенности искусства модернизма.

  1. Запечатление эффекта движения в живописи и фотографии.

  2. Кинетический принцип экранной культуры.

  3. Появление игрового и документального кино. Братья Люмьер и Ж. Мельес.

  4. Эстетические особенности Великого Немого. Люди и фильмы русского синема.

  5. Особенности новой визуальной культуры и элементы киноязыка.

  6. Становление национальных киношкол: советское кино, американское кино, французский киноимпрессионизм, немецкий киноэкспрессионизм.

Информационно-методическая часть

История искусств: эпоха первобытности – XVIII век

Основная литература


  1. Аверинцев С. С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. Из истории культуры средних веков и Возрождения. – М., 1976.

  2. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А., Искусство Древнего мира. – М., 1986.

  3. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. – М., 1979.

  4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1985.

  5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.

  6. Крыжановская М. Я. Искусство западного средневековья. – М., 1963.

  7. Лясковская О. А. Французская готика XII–XIV вв. – М., 1973.

  8. Тяжлов В. Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. – М., 1964.

  9. Лазарев В. Н. Происхождение Итальянского Возрождения. В 3 т. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1959.

  10. Ротенберг Е. И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. Изд. 2-е. – М.: Искусство, 1974.



<< предыдущая страница   следующая страница >>