zabika.ru 1 2 3

Титульный лист программы обучения по дисциплине

(Syllabus)





Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/37


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Факультет филологии, журналистики и искусства
Кафедра русской филологии

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(Syllabus)
Древняя русская литература

для студентов специальности 5В011800 – Русский язык и литература


Павлодар



Лист утверждения программы обучения по дисциплине

(Syllabus)




Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/38


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета филологии

журналистики и искусства

__________Сарбалаев Ж.Т.

«___»_________200__г.


Составитель _______________к.ф.н., доцент Цветкова А.Д.

Кафедра русской филологии
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
Древняя русская литература

для студентов очной формы обучения

специальности 5В011800 – Русский язык и литература

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «_____» _____________20___г.
Рекомендовано на заседании кафедры от «___»______________200__г., Протокол № ______
Заведующий кафедрой _________________ Кенжебалина Г.Н.

«___» ___________20___г.

Одобрена учебно-методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства «___»______________200_г., протокол №___

Председатель УМС _____________________Жуманкулова Е.Н.
1 Сведения о преподавателе и контактная информация

Цветкова Алевтина Дмитриевна, к.ф.н., доцент кафедры русской филологии.

Кафедра русской филологии находится в корпусе А, аудитория 454
2 Данные о дисциплине

Дисциплина будет изучаться в 2 семестре продолжительностью соответственно 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 90 часов, из них 22,5 часов отведено на занятия в аудитории и 45 часов – на самостоятельную работу студентов (СРС) по изучению дисциплины. Распределение аудиторного времени по видам занятий приведено в календарном плане.

3 Трудоемкость дисциплины

Семестр


Коли

чество

кредитов


Количество контактных часов по видам

аудиторных занятий


Количество часов

самостоятельной

работы студента

Формы

контроля


всего


лекции


практи

ческие

лаборатор

ные

всего


СРСП


2

1

22,5

7,5




15

67,5

45


экз.

Всего

1

22,5

7,5




15

67,5

45




4 Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины

Цель курса – освоение характерных особенностей историко-литературного процесса, специфики периодов, системы жанров, традиций древнерусской литературы в литературной эволюции нового времени.

Задачи дисциплины:


  • изучение историзма и публицистичности как характерных черт литературы;

  • знакомство с мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи;

  • усвоение специфики и закономерностей литературного процесса и художественного своеобразия литературы русского средневековья;

  • овладение теоретическими понятиями, связанными со спецификой и историей создания средневековых текстов;

  • освоение системы жанров литературы Древней Руси.


5 Требования к знаниям, умениям и навыкам

Изучив дисциплину, Вы должны будете знать:

- своеобразие древней русской литературы, особенности литературного процесса XI-XVII вв.;

  • мировоззренческие основы и специфику творчества программных авторов и изучаемого курса в целом;

  • основные тексты древней русской литературы и их специфику;

- содержание учебника и рекомендованных учебных пособий;

- классические и современные исследования древней русской литературы;

- знать наизусть отрывки из программных древнерусских текстов.
Участвуя в практических занятиях и выполняя задания СРС, Вы научитесь:

  • предпринимать теоретический и историко-литературный анализ памятников средневековья;


  • делать обзоры литературы определенных периодов, жанровой системы, отдельных авторов.


приобретете навыки

- анализа текстов древней русской литературы в аспекте их поэтического и жанрового своеобразия;

- навыки чтения древнерусских текстов;

- навыки чтения и конспектирования учебной и научной литературы по курсу.

6 Пререквизиты

- история русской литературы (школьная программа);

- история древнего и средневекового периодов;

- введение в литературоведение.

7 Постреквизиты

- русская и зарубежная литература;

- история русской литературной критики;

- теория литературы;

- история русского литературного языка;

- диалектология;

8 Тематический план



п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекц.

Практ.

Лаб.

СРС

1

Введение. Становление древнерусской литературы (конец Х – первая половина Х1 века). Состав переводной литературы на Руси.

1




1

2

2

Литература раннефеодального древнерусского государства (вторая половина Х1 – ХП вв.). «Повесть временных лет» как литературный памятник.








1

3

3

Ораторская проза Х1-ХП вв.

1







2

4

Житийная литература Х1 – ХШ вв.

1




1

2

5

Хождение как литературный жанр. «Хождение игумена Даниила»







1

3

6

«Слово о полку Игореве»

1




1

2

7

Литература периода феодальной раздробленности и объединения северо-восточной Руси (ХШ – ХУ вв). Повести о татарском нашествии.

1




1

2

8

«Слово о полку Игореве» и «Задонщина»





1

3

9

Русская агиография конца ХУ – ХУ в. Творчество Епифания Премудрого.

1







2

10

Теория «Москва – третий Рим» и ее отражение в литературе

0,5







3

11

Русская литература второй половины 15 – начала 16 вв с преобладающими областными тенденциями.







1

2

12.

Литература периода укрепления централизованного государства (ХУ1 в.)







1

3

13

Литература ХУП века. Повести о «смутном времени»







1

3

14

Бытовая повесть ХУП вв.





1

3

15

Сатирическая повесть ХУП вв.







1

3

16

Эволюция житийного жанра «Х1 – ХУП вв»







1

2

17

Раскол русской церкви. «Житие протопопа Аввакума».

1




1

2

18

Литературная деятельность Симеона Полоцкого







1

3




ИТОГО

7,5



15

45



9 Краткое описание дисциплины

Древнерусская литература стала частью русской истории. Обстоятельства возникновения древнерусской литературы, ее место и функции в жизни общества определили систему ее исходных жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной литературы. Курс древней русской литературы является начальным и основополагающим звеном в историко-литературном образовании, поскольку рассматривает древнейший этап литературного письменного творчества, на котором сформировалась национальная специфика всей русской литературы.

10 Компоненты курса
10.1 Перечень тем лекционных занятий

1) Тема 1. Введение. Становление древнерусской литературы (конец Х – первая половина Х1 века). Специфические особенности древнерусской литературы. Ее роль в развитии литературного языка. Литература и фольклор. Литература и письменность. Понятие литературного памятника. Рукопись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Научное установление родства списков и первоначального текста памятника. Проблемы авторства и хронологического приурочивания памятника. Познавательное, воспитательное и эстетическое значение древнерусской литературы.

Возникновение древнерусской литературы. Вопрос о начале письменности у восточных славян. Политическое и культурное значение принятия христианства Киевской Русью. Культурные и литературные связи с Византией, южными и западными славянами, со странами Западной Европы и Востока.

2) Тема 3. Ораторская проза Х1-ХП вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона – выдающийся памятник ораторского красноречия. Политическая и публицистическая направленность «Слова»: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величия Руси и ее государственной и религиозной самостоятельности, независимости от Византии. Композиция и стиль «Слова о Законе и Благодати»: олицетворения, риторические вопросы и восклицания, параллелизмы, сравнения, ритмическая организация текста.

Торжественные «Слова» Кирилла Туровского (вторая половина ХП в.). «Слово на новую неделю по Пасхе». Лирико-драматический характер «Слов» Кирилла Туровского, элементы символического пейзажа.

«Поучение» Владимира Мономаха. Образ выдающегося государственного деятеля Древней Руси. Идеал князя-воина и правителя в «Поучении». Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения».

3)


следующая страница >>