zabika.ru   1 2

1. Реальное золото.


Обращение этого инструмента представляется самым простым и относительно быстро реализуемым. Этот рынок можно организовать аналогично валютному биржевому рынку, используя опыт Московской Межбанковской Валютной Биржи.

2. Срочные контракты.

Этот инструмент также является важной составной частью цивилизованного рынка. Его использование позволяет участникам рынка страховаться (хеджироваться) от изменения цены драгоценных металлов. Однако организация этого рынка несколько сложнее, чем спотового, поэтому с ним пока можно повременить.

3. Рынок ценных бумаг, обеспеченных золотом.

Торговля в этом секторе представляется очень интересной с точки зрения золотодобывающих предприятий. Ее организация позволит изыскать необходимые им для авансирования добычи средства.
Проблемы организации биржевого рынка драгоценных металлов.

Основной проблемой при организации биржевой торговли является отсутствие в нашей стране соответствующей правовой базы, определяющей, регламентирующей и придающей законность биржевым сделкам. Например, договор, заключаемый между юридическими лицами, по нашему законодательству должен быть оформлен на бумажном носителе, скреплен печатями и подписями договаривающихся сторон. Биржевая же торговля в силу необходимости формирования ликвидного рынка, характеризуется очень большим количеством заключаемых сделок, следовательно, оформить все их установленным образом на бумаге зачастую не представляется возможным. Следовательно, необходимо четко определить форму регистрации биржевых сделок и сделать ее однозначной для судебных органов. Частично такие попытки уже сделаны в новом Гражданском Кодексе путем определения понятия оферты, ее акцепта и т. д. Нам кажется необходимым не ограничиваться полумерами в столь политически важном и финансово-емком деле. Государственной Думой принят в первом чтении Закон «О биржах и биржевой деятельности». Однако он требует серьезной доработки, так как многие принципиальные вопросы, касающиеся биржевой деятельности, не получили в нем своего отражения.


Немаловажным является вопрос о сертификации программных продуктов, устанавливаемых на биржах. Проблема заключается в том, что механизм подачи заявок в торговую систему, механизм их снятия, выбор наилучших за рядок заключения сделок являются различными для различных систем компьютерной торговли. В связи с этим законность этих действий в системе, правильность их исполнения зачастую сомнительны, и оспорить в судебном порядке результаты или ошибки этих операций не представляется возможным. Из практики известно, что эта проблема не является специфичной для нашей страны и остро стоит на мировом рынке программных продуктов. Например, многие действующие операционные системы не сертифицированы, так как для этого необходимо в течение пяти лет проверять и испытывать программный продукт с целью выявления ошибок. Это приводит к тому, что система устаревает, не успев получить сертификат.

В связи с этим, возможно, на первом этапе формирования биржевого рынка драгоценных металлов нет необходимости применять компьютерную систему торгов и в условиях небольшого рынка более приемлемым является заключение сделок «с голоса».

Кроме того, в законе о биржах необходимо оговорить вопрос о том, в качестве кого должна или может выступать биржа: в качестве стороны по биржевой сделке или в качестве информационной системы, в задачи которой входит организация торгов, регистрация сделок и гарантия выполнения обязательств сторон по биржевым сделкам. Этот вопрос в валютном законодательстве оговорен неоднозначно. Там сказано, что сделки с валютой совершаются между уполномоченными банками или через биржу. Слово «через» толкуется неоднозначно.

В данный момент проблема состоит в том, что ММВБ, собираясь выступать стороной по сделке, не имеет лицензии на проведение операций с драгоценными металлами. Решение этой проблемы возможно путем создания специальной кредитной организации с ограниченной банковской лицензией или привлечения крупного банка в качестве нее.

В процессе создания основных нормативно-правовых документов, регламентирующих биржевую торговлю, могут быть выявлены и иные проблемы, характерные как для рынка драгоценных металлов в целом, так и для специфической сложности биржевой торговли, которые будут разрабатываться совместно Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Гохраном России и Центральным банком Российской Федерации.

Основные отличия российской законодательной базы по драгоценным металлам от мировой практике.

За базу можно было бы взять законодательство США и Канады. Отличие в двух аспектах. Первое – недропользование. В этой части в России существует жесткое административное регулирование: как предоставляются лицензии, как они прекращают свое действие и т. д. В России исторически сложилось, что недра принадлежат государству. В США и Канаде – смешанное право: часть недр принадлежит государству, часть находится в частном пользовании. Если недра принадлежат частному лицу, то сделки отличаются коренным образом. Когда частный владелец подписывает соглашение с финансистом или другим лицом, которое будет разрабатывать его месторождение, то в соглашении речь идет о выплате процентов (роялти). Роялти – это сбор, налог, который выплачивают владельцу либо как процент от стоимости реализованного товара, либо процент от прибыли.

Второй аспект – в плане продажи золота. Когда на Западе государство желает купить драгоценные металлы, то оно делает это на общих основаниях, без преимущественного права. Наше государство поступает иначе: оно представляет себе преимущественное право не платить вовремя производителю драгоценных металлов, отсрочить платежи. На Западе государство покупает драгоценные металлы, и не может быть и речи об отсрочке платежей, тем более на 5-6 месяцев, как это практикуется в России. Несмотря на то, что такая ситуация не стимулирует развитие рынка, в России государство по-прежнему не желает расстаться со своими привилегиями.
Налогообложение на рынке драгоценных металлов.

Одной из наиболее серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынка драгоценных металлов в России, является слабая ликвидность золота для реальных инвесторов (юридических и физических лиц). Это объясняется тем, что при продаже им банковских слитков и монет из драгоценных металлов взимается НДС, размер которого делает эту операцию экономически нерентабельной.


Поработав в течение некоторого времени с мерными слитками драгоценных металлов, банки пришли к выводу, что у населения до тех пор не возникнет серьезного интереса к инвестициям в драгоценные металлы и до тех пор золото не составит конкуренцию доллару в нашей стране, пока с продажи мерных слитков населению не будет снят НДС.

Во всем мире драгоценные металлы являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютам и продаются и покупаются без дополнительного налогообложения. В нашей стране золото имеет как бы двойную сущность. С одной стороны, когда оно свободно продается старателями коммерческими банкам, на межбанковском рынке или ЦБ РФ и не покидает сертифицированных хранилищ, оно считается валютной ценностью и обращается без НДС. Но как только золото покидает сертифицированное хранилище, оно становится товаром и тут же облагается НДС. Складывается ситуация: если инвестор покупает слиток и хочет забрать его из банка, он должен заплатить за него на 20% больше стоимости слитка. Если же он захочет его продать, то банк купит его без НДС. Таким образом, инвестор теряет 20% стоимости слитка. Никакие положительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной для инвестора. Следовательно, пока с операций с мерными слитками не будет снят НДС, ни о какой дедолларизации нашей экономики не может быть и речи.
Можно сказать, что за прошедшие 3 года в России сформировался новый рынок драгоценных металлов, который функционирует. Наиболее активными участниками рынка драгоценных металлов (кроме государства) являются коммерческие банки. Деятельность коммерческих банков на этом новом сегменте рынка активизировалась с целью привлечения их капиталов для развития золотодобывающей отрасли и создания нового банковского рынка.

Анализ деятельности российских коммерческих банков на внутреннем рынке золота подтверждает, что определяющим фактором для проведения операций с золотом, является не их непосредственная близость к добывающим предприятиям, а общее финансовое положение банка, и территориальный аспект здесь влияет скорее с точки зрения общего экономического состояния региона.


Опыт банков, ведущих активную деятельность на рынке драгоценных металлов, выявил ряд проблем этого зарождающегося сегмента рынка. Предпринимаемые в последнее время попытки по созданию совместных с золотодобытчиками предприятий по добыче и аффинажу шлихового золота наталкиваются на проблему чрезвычайно низкой рентабельности вложений по сравнению с традиционными банковскими операциями. Тем не менее, банки принимают все более и более активное участие в авансировании золотодобычи.

Появилась новая услуга – покупка населением слитков золота. За время кризиса на руках населения оказалось около 7 тонн золота в мерных слитках. Коммерческие банки стали задумываться и о проблеме последующего выкупа слитков. Банки готовы предоставить эту услугу, и если бы поправки к закону об НДС были бы приняты, ликвидность рынка мерных слитков могла бы существенно возрасти.

Вообще, в последнее время золото нередко сравнивают по надежности вложения средств с долларом. На самом деле, это не совсем оправданно. Речь, скорее, должна идти о диверсификации средств предприятий, банков, других юридических и физических лиц с точки зрения распределения рисков. Их (средства) можно разместить в недвижимость, ценные бумаги, в различные проекты. Вложения в золото наиболее надежны и являются средством защиты от инфляции.

Будущее российской золотодобычи (как и дальнейшее развитие этого нового банковского рынка) связано с формированием холдингов, способных гибко маневрировать как природными, так и финансовыми ресурсами, обеспечивая устойчивость своего финансового положения при разной конъюнктуре рынка драгоценных металлов.



<< предыдущая страница