zabika.ru 1 2 3 4

Раздел 1. Воспитательные методики, теории и системы педагогов России.


На протяжении последних лет у педагогов возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилась возможность через Интернет познакомиться со многими воспитательными системами школ России, прочитать по теме методическую литературу. Я узнала, что в теории не существует такого понятия, как «воспитательная система класса». Класс принято рассматривать лишь как «компонент воспитательной системы школы». Но верна ли эта точка зрения? Думаю, что и для частички школьного коллектива нужна своя воспитательная система. Что же такое воспитательная система по мнению Е.Н.Степанова? «Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива». В ней важно определить, какие компоненты системного образования являются основными. Такие теоретики, как Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные компоненты и связи».

К разряду наиболее важных следует отнести 5 компонентов:

1. Индивидуально-групповой компонент. Это сообщество детей и взрослых, участвующие в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса (классный руководитель, учащиеся класса, родители учащихся, педагоги и другие взрослые, участвующие в жизнедеятельности класса).

2. Ценностно-ориентационный компонент. Это главный фактор функционирования и развития воспитательной системы. Он состоит из следующих элементов:


  • Цели и задачи воспитания

  • Перспективы жизнедеятельности классного коллектива

  • Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
  • К сожалению, многие недооценивают этот важный компонент, в планах классных руководителей можно обнаружить недостаточно продуманные цели или вовсе их отсутствие. Это может привести к неутешительным итогам в развитии личности учащихся и формировании классного коллектива.


3.Функционально-деятельный компонент. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного коллектива. Это могут быть разные варианты:

  • Разработка тематических программ («Учение», «Здоровье», «Образ жизни» и др.)

  • Объединение дел в крупные блоки: («Отечество», «Человек» и др.)

  • Формирование годового круга традиционных дел в классе.

4. Пространственно-временной компонент. Основным «местом жительства» является учебный кабинет, где происходят события классной жизни. Важно создать вместе с детьми уютную обстановку кабинета, духовная атмосфера должна быть нравственно-чистой, т.к. у ребёнка ещё не сформировался нравственный иммунитет к аморальным явлениям в обществе.

5. Диагностико-аналитический компонент
, включающий следующие элементы:

  • Критерий эффективности воспитательной системы

  • Методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы

  • Формы и способы анализа, оценки полученных результатов.

Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволяет сформировать желаемый образ выпускника и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Перечисленные компоненты позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.


Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Деятельность классного руководителя.

По мнению родителей и учащихся, классный руководитель — очень значимая для ребенка фигура в школе. От него в определенной степени зависит желание или нежелание детей учиться, их успехи в учебе, отношения с одноклассниками, учителями. Он создает условия защищенности, поддержки, нормальных взаимоотношений в коллективе. От него зависит, интересной или неинтересной будет жизнь класса. И потому ученикам и родителям хочется, чтобы «классная» была «хорошая». Сами же учителя далеко не однозначно относятся к роли классного руководителя. У классного руководителя большой и очень непростой объем работы с детским коллективом. Педагог должен держать в поле зрения учебу, поведение, посещение уроков, взаимодействовать с родителями и еще проводить внеклассную воспитательную работу.

Этот последний аспект очень туманен, неуловим и потому вызывает неудовольствие и сопротивление. Часть педагогов, особенно не задумываясь над сущностью классного руководства, занимается имитацией деятельности: они проверяют дневники, проводят родительские собрания, классные часы — одним словом, делают то, что вменяется им в обязанность. Другие хотят, но не знают, что и как надо делать, чтобы построить взаимодействие с детьми. Посоветоваться с самими детьми им просто не приходит в голову. Третьи прекрасно исполняют роль классного руководителя, но дети живут по законам и правилам педагога, не проявляя своей инициативы. Можно сказать, что отношение к классному руководству зависит от сложившейся у педагога позиции и от его


умения взаимодействовать с детьми. В педагогической практике проявляется несколько позиционных подходов к классному руководству:


  • «Я — прежде всего учитель» - могут сотрудничать чаще всего старшеклассники. Они принимают позицию классного руководителя, если ему не безразличны его ученики и он готов делиться с ними своим интеллектуальным и нравственным багажом.

  • «Классная мама» - выбирают и ценят, главным образом, младшие подростки. Им важно быть в активной позиции, участвовать в различных делах. Важно быть вместе, если в классе присутствует благоприятный эмоциональный и нравственный климат.

  • «Так называемый классный» - не нравится никому. На его равнодушие и формальное отношение к классу дети отвечают тем же. Ведь взаимодействие возможно, если обе стороны стремятся понять и услышать друг друга.

  • «Наш классный» - интересен школьникам самых разного возраста. Они относятся к такому руководителю с уважением и доверием. Именно здесь наблюдается процесс объединения целей и ценностей взрослого и детского мира, выработка общих норм и принципов жизнедеятельности в коллективе и поддержка индивидуальности.

Проблемы воспитания ставятся в число приоритетных задач образования. Поэтому нужно выработать подход, установить доверительные отношения с детьми. Классный руководитель имеет дело с несформировавшимися детьми. Его задача — наставить ребенка на путь истинный, передать культурные нормы, нравственные образцы. В ребенке с рождения заложены все способности. Главная задача классного руководителя— создать условия для их реализации. Ребенок должен приобретать свой социальный опыт. Нельзя его пасти и опекать. Опыт предшествующих поколений важно знать, но не воспроизводить. Надо менять отношение к работе с детским коллективом, чтобы легче было решать воспитательные задачи. Но тогда встаёт вопрос: «Как решать?» Посмотрим, что говорят педагоги. С.Д. Поляков (Деятельность классного руководителя: Памятки, упражнения, опыт. — Ульяновск, 1996) называет педагогику общения «воспитатель — школьник» «педагогикой установления контакта и взаимного доверия» и выделяет в ней 4 стадии.


1. Стадия установления контакта. Нахождение нужной тональности, подчеркнуто вежливого и доброжелательного обращения. Обращение за советом. Использование нейтральных высказываний по поводу класса и учеников.

2. Стадия поиска общих интересов. Важно выяснить круг интересов школьников, спокойно относиться к таким, которые вызывают у самого педагога неоднозначную реакцию (к примеру, компьютерные игры, увлечение телевизионными передачами). Можно поделиться своими увлечениями, интересами.

3. Стадия создания открытости в общении. Педагог показывает жестами, взглядом, репликами свое принятие и понимание школьника («Да-да, я тебя понимаю. Мне это тоже нравится»), демонстрирует свою открытость, рассказывает и о своих прошлых или теперешних проблемах, чувствах («Это чувство мне знакомо. Со мной такое было. Мне тоже не все понятно»), подчеркивает интерес к мнениям и взглядам ребят.

В этот период важно стремиться уменьшить психологическую дистанцию (интонацией, обращением по имени — в варианте, который привычен и желателен для школьника; обсуждением лишь тех проблем, которые заявляются самими учащимися). В ходе общения происходит переход на обсуждение более глубоких проблем, если это не вызывает сопротивления. Юмор является хорошим подспорьем в установлении контакта. Только важно не переходить границы дозволенного, не допускать панибратства.

4. Стадия откровенной беседы. На этом этапе можно обращаться к важным и сложным для школьника ситуациям, высказывать свое мнение не только о позитивных, но и негативных его поступках. Важно оценивать поступки, а не личность, использовать предположительный характер высказывания («Мне кажется, что ты можешь по-другому»; «Я уверена, ты справишься с этой ситуацией»). Следует создавать условия для получения обратной связи от учащихся по поводу успешности собственной педагогической деятельности.

Для установления контакта с детьми важно понимать, что ты как педагог одновременно принадлежишь «миру детства» и «миру взрослых» и находишься на границе этих двух миров. Ты постоянно изучаешь реальность детского мира: знаешь, что они читают, какую слушают музыку, какие смотрят фильмы и в какие играют игры. И совсем не обязательно, чтобы педагог разделял их интересы и чувства.


Классный руководитель постоянно находится в поиске. Он изучает ребят в самых разных их проявлениях: на уроках, перемене, в общении с педагогами и одноклассниками. Зачем он это делает? Во-первых, для того, чтобы успешнее строить взаимодействие с ними. Во-вторых, чтобы уметь поддержать в них положительные тенденции. И, наконец, для того, чтобы уметь, в случае необходимости, защитить их от нападок учителей и родителей. Наряду с наблюдением, которое является наиболее доступным и естественным способом изучения школьника, существует довольно много разных методик, направленных на выявление различных сторон личности ребенка, его отношения к окружающему миру, одноклассникам и пр. И педагог самостоятельно или с помощью психолога может выбрать нужную ему методику. Вопрос заключается, прежде всего, в умении интерпретировать полученные данные и сохранить их конфиденциальность.

Чем и как может увлечь ребят в эпоху столь бурного развития технических средств, видов массовой информации классный руководитель? Педагог вместе с ребятами ищет те сферы, которые в данный момент наиболее актуальны для данного коллектива. Идеи очень часто подсказывают сами ребята. Важно так организовать деятельность, чтобы в ней участвовало большинство учащихся.

Наиболее эффективной, по моему мнению, является методика под условным названием КТД — коллективное творческое дело. Ее автором является И.П.Иванов, очень талантливый ленинградский педагог. Его методика широко используется в самых разных коллективах (в том числе и в детских колониях). Ее преимущество состоит в том, что ребята активно участвуют в выборе дел, определении целей, разработке проекта их реализации, выборе своего места в этой работе. Одна из задач состоит в том, чтобы большинство ребят побывали в различных ролях: лидера, исполнителя, консультанта, оформителя и т.п. По окончании КТД каждый высказывает свое отношение к прошедшему событию, степень удовлетворенности своей деятельностью и деятельностью одноклассников.


Взрослый на первом этапе является эмоциональным лидером, организатором процесса. Он заряжает ребят своей верой в успех предстоящего дела, опирается на наиболее заинтересованных. Его задачей является также поддержка неуверенных, застенчивых детей, работа с теми, кто «выпадает из контекста». В дальнейшем он может быть рядовым участником дела или консультантом. Есть прецеденты проведения совместных дел «педагоги — дети», «родители — дети». В случае, когда детский коллектив еще не готов к собственному творческому делу, можно предложить воспроизвести увиденное ребятами по телевизору — игру, соревнование и т.п. У них все равно получится свой неповторимый вариант. Когда учащиеся попробуют свои силы, оценят возможности, разработка собственного проекта будет проходить без напряжения, с большим удовольствием.



<< предыдущая страница   следующая страница >>