zabika.ru 1 2 3 4

Организационные основы воспитания.

Педагог (на первых ступенях обучения) выступает инициатором совместных действий. Он предлагает что-то, что может объединить усилия всех, затем получает обратную связь от детей об их желании участвовать в этом. Задача педагога в том, чтобы постепенно передать инициативу в вопросах организации жизни коллектива в руки самих детей при сохранении за собой права быть консультантом по основополагающим позициям. Педагог способствует созданию благоприятных условий для участия каждого ученика в общих делах. Стимулирует, помогает найти посильное и интересное дело для каждого. В коллективе вырабатываются законы и нормы взаимодействия. На каждом этапе жизнедеятельности они могут обогащаться и обновляться. Педагог стремится к расширению круга лиц, которые могут участвовать в совместной деятельности, а также к нахождению новых сфер деятельности. Коллектив должен быть предельно открыт для новых людей. На протяжении существования коллектива важно, чтобы каждый смог побывать в роли лидера и рядового, ответственного и исполнителя. Большое количество мероприятий не означает их качества и достижения воспитательного эффекта. Смысл той или иной деятельности должен быть понятен детям. Каждый имеет право не участвовать в коллективной деятельности без объяснения причин. Задача педагога состоит в том, чтобы найти такую деятельность, которая будет интересна и важна всем или большей части детей.


Раздел 2. Моя воспитательная система класса.

1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 10 класса.

В моем 10 классе решили продолжить обучение 14 детей. Их средний возраст 16 лет. Это возраст перехода от детства к зрелости, когда происходит половое созревание. Но это не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым ребенок может трудиться, выполнять общественные функции и нести социальную ответственность. Поэтому переходный возраст - процесс перехода от зависимого опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. Для учителя, а тем более для классного руководителя, очень важно знать эти особенности подростка.


У подростков ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Старшеклассники задумываются о своем месте в жизни, о своих взаимоотношениях внутри классного коллектива, об отношении к учебе. Они стремятся к самостоятельности, освободиться от «детских отношений зависимости». Создаются новые теории, формулы счастья и любви. Поэтому некоторые дети эгоцентричны.

Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Из 20 девятиклассников на одни пятерки закончила 9 класс Улуханян Ани. Семеро обучающихся – на «4 и 5», двое из них лишь по две отметки «4», двое имеют по одной «тройке». Успеваемость 100%. Качество знаний 40%. Дети разного интеллектуального развития и творческих способностей. Почти все имеют компьютеры и выход в сеть Интернет, но не все это используют для работы, часто компьютер для одних – это «дорогая игрушка», почта, переписка с друзьями. Другие видят возможность для самостоятельной познавательной деятельности.

Меняется и стиль мышления старшеклассника. Это зависит от типа его нервной системы, который влияет на успеваемость. В старшем школьном возрасте усиливается
критичность и самокритичность, проявляется самостоятельность в суждениях. И это положительно сказывается на развитии оценочных способностей. Дети более наблюдательны, проницательны, могут рассуждать в острой, безапелляционной форме.

Юность – это возраст больших противоречий, наиболее выраженных внутренних и внешних, личностных и межличностных конфликтов. Это возраст, когда проявляется в большей степени заносчивость и бахвальство, кокетство и насмешка. Абсолютный эгоизм и самоотверженность идут рука об руку, и лишь обстоятельства решают, что должно восторжествовать.

Характерная черта этого возраста – формирование жизненных планов.


Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы: кем быть? (профессиональное самоопределение) и каким быть? (моральное самоопределение) ещё не различаются. Многие считают, что их будущее светло и прекрасно, не задумываются о средствах его достижения.

Важное место в жизни юноши и девушки занимает взаимоотношение полов. В 10 классе три юноши, остальные девушки. Взаимоотношения дружеские, хотя разговоры о любви в классе часты. Это и беседы детей на переменах, и диспуты о любви и дружбе, и просмотры художественных фильмов с их дальнейшим обсуждением в классе. Конечно, девушки этого возраста влюбляются и хотят быть любимыми. Мечта о любви выражается в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны.

Большое значение имеют конфликтные ситуации, которые не только выявляют уже существующую нравственную направленность личности, но и формируют ее нравственный опыт. В юношеском возрасте морально-этические проблемы встают особенно остро. Поэтому очень важно понять ребенка, помочь разобраться в сложившейся ситуации.

Дети хотят выглядеть взрослыми. И это не только стиль общения. Это и одежда, прическа, косметика. Это некоторая приспособленность к различным жизненным условиям. Это также самостоятельность, способность создавать новое, умение реализовывать свои идеалы в практической деятельности. Намного легче стало проводить классные часы, творческие дела, праздники. Я только предлагаю, направляю их деятельность, а дети всё делают сами. Надо им просто доверять. Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это важнейшее требование к условиям ее формирования.

2. Механизм функционирования и построения воспитательной системы.

В 1991 году я взяла первый класс, в котором по списку был 31 ребёнок, для сельской школы - много. Из них 8 детей проживало в неблагополучных семьях, 12 - в малообеспеченных, 6 - в неполных семьях, 5 - в многодетных семьях. Урок длился 35 минут, из них проводила 2 физминутки, так как дети быстро уставали. Каждый день я задавала себе вопрос: «Что делать? Как я, не имеющая опыта работы в начальной школе, смогу их обучить и воспитать?». Путь к сердцам детей лежал через их родителей. Искренность, взаимопонимание, взаимодоверие стали основой нашей совместной работы. За годы школьной жизни мы «не потеряли» ни одного ученика! Через четыре года у меня был опять новый класс, но тот накопленный опыт воспитательной и педагогической работы помог в организации учебного процесса и внеурочной деятельности. Сейчас мои ученики уже в 10 классе. С ними я с первого класса. Есть трудности, которые мы вместе с детьми и их родителями преодолеваем.


Самая важная моя позиция как классного руководителя - «если я классный, значит я вместе с детьми».

В 2005-2006 году на школьном конкурсе «Моя классная – самая классная» моя воспитательная система была признана лучшей. Я заняла первое место. Это меня воодушевило, и уже в 2007 году я приняла участие в районном конкурсе «Моя классная – самая классная». Людям такого возраста, как я, сложно участвовать в разных конкурсах, сложно соревноваться с молодыми, энергичными, владеющими современными технологиями педагогами. Но я решилась. Для участия в этом конкурсе я провела большую подготовительную работу. Проанализировав свою воспитательную деятельность с 1991 года, составила органиграмму воспитательной работы, презентации «Я и мои дети», «Моя воспитательная система», отобрала для конкурса разработки наиболее удачных классных мероприятий, коллективно-творческих дел, родительских собраний, уроков и т.п.

Что дал мне районный конкурс? Во-первых, только благодаря демократизации нашего общества мог состояться этот конкурс, в котором были представлены разные воспитательные системы. Во-вторых, я увидела увлечённых педагогов, для которых дети – главное в жизни. Какими они будут, когда вырастут, как воспитать личность, гражданина, Человека? Вот главные вопросы, волнующие всех классных руководителей. В-третьих, я смогла преодолеть себя, выступив перед присутствующими педагогами и детьми в разных номинациях («Самопредставление», «Воспитательная система класса», «Моё хобби» и др.). А это давалось нелегко! Преодолев себя однажды, захотелось с верой в успех идти дальше. Теперь это конкурс, для которого я пишу эти строки.

Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для классного руководителя? Главное – найти какое-нибудь интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе интересно с ними.

В результате изучения, анализа, сравнения воспитательных методик за годы работы появилась моя воспитательная система, в основе которой стала программа «Каждая личность - успешная», построенная на принципах сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности. Построена она на следующих принципах:


  1. Чтобы мои дети выросли такими, какими я хочу их видеть, надо самой стать такой.

  2. Нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы.

  3. Умей вовлекать за собой; поддерживай в учениках их интерес к учению и различным видам деятельности.

  4. Предоставь ребёнку максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности.

  5. Чтобы воспитать ребёнка, воспитывай родителей.

Целью моей воспитательной системы является формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Нужно не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью весь отрезок времени, который нам выпало быть вместе (а с ними я с первого класса!!!). При этом детей стараюсь больше хвалить и меньше ругать – это даёт больший результат, чем нравоучение и «проработка». Все удачи фиксирую в «Тетради успехов», записываю благодарности в дневник, на классных часах вручаю грамоты, придуманные и сделанные активом класса («Лучший помощник классного руководителя», «За лучшую газету», «За успехи в учении», «Лучшему дежурному» и др.). Не будет успеха без помощи родителей. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья. Родитель ребенка – это не мой ученик, не мой враг, а друг, советчик, единомышленник. Приоритетными аспектами процесса воспитания являются общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, которые развивают в ребенке положительные качества, высоконравственные потребности и желание совершать добрые поступки. Считаю, силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, не были потрачены напрасно.

Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети! Идут дни, месяцы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души.


Вся работа построена так, чтобы семья, ребенок были на первом месте. Это посещение семей, оказание им материальной помощи. Это родительские собрания, где выступают их дети, показывают результаты своего творчества. Такие КТД, как «Родительский дом – начало начал», «Моя родословная», «Дети Великой Отечественной войны – мои односельчане», объединяют и детей, и родителей, и классного руководителя.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких,

мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

Соуправление. В начале учебного года провели классное собрание, которое было посвящено:


  • выбору актива класса (староста, члены ученического совета школы);

  • созданию законов класса;

  • распределению поручений (староста, библиотекарь, цветовод, физорг, члены ученического совета школы, члены Управляющего Совета школы, художник-оформитель и др.)

Каждую пятницу актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.


3.Задачи воспитательной системы:

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся.

  2. Воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).

  3. Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.

  4. Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.

  5. Развивать творческую деятельность через КТД.


Свою воспитательную систему я представляю в виде могучего дуба с толстыми, ветвистыми корнями, красивой кроной.


Основа – корни: семья, родители, педагоги. Работа с семьёй – главное в воспитательной системе. Ветки дуба – это мои направления в работе: нравственное, интеллектуальное, патриотическое воспитание, охрана здоровья, общение. Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Листья – формы деятельности. Сверху на дубе мудрая сова – символ выпускного класса, к которому мы идём.

«Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать, он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой», - сказал А.Макаренко, поэтому в моей воспитательной системе есть подпрограммы.


Подпрограмма «Интеллект» определяет зоны « ближайшего развития» обучающихся, создаёт условия для развития их интеллектуально-творческого потенциала, помогает обучить детей способам работы с информационными ресурсами.

Подпрограмма «Общение» формирует классный коллектив, культуру социального поведения, учит способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта.

Подпрограмма «Нравственность» формирует у детей нравственную культуру миропонимания.

Подпрограмма «Патриот» формирует уважительное отношение к людям старшего поколения, любви к своей Родине.

Органиграмма воспитательной системы включает в себя следующие направления:
«Интеллектуальная деятельность»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:


  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

  2. создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

  3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

    • читательские конференции

    • предметные недели

    • участие в проекте «Мир моих увлечений»

    • исследовательская деятельность

    • предметные олимпиады

    • научно-практические конференции

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана экспериментальная деятельность. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

«Нравственное воспитание»

Цели: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности, использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

Задачи:


  1. формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;

  2. воспитывать доброе отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

  3. воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

    • всероссийский открытый урок чтения

    • вечера, праздники, смотры, дискотеки

    • выпуск газет, плакатов

    • просмотр художественных и документальных фильмов

    • часы общения

    • неделя вежливости


«Патриотическое воспитание»

Цели: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; воспитание любви к Родине.

Задачи:

  1. формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;

  2. воспитывать патриотические чувства к своему роду, дому, стране

Формы реализации:

    • тематические политинформации

    • «Крона и корни» (создание родословного древа семьи)

    • КТД «Родительский дом – начало начал»

    • беседы о выборе профессии

    • классные часы «Всему начало – отчий дом»,

    • День семьи

Организовать урок памяти, встречу с бывшими детьми – узниками фашистских лагерей, фронтовой поэзией и военной публицистикой; узнать много нового о героической обороне оккупированных городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о знаменитых военачальниках Великой Отечественной войны поможет это направление.


Человек, как дерево, как цветок, которые не могут цвести, плодоносить без корней. Воссоздавая самих себя в прошлом, в настоящем и будущем, мы как бы живем в этих трех измерениях. Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек и кем они были? Каждый человек должен ощущать свои корни. Работая над родословной, дети узнают много нового о своей семье, а заодно проверяют себя, свой характер и свою способность доводить дело до конца.

«Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

1. формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

2. создавать в коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

3. учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

Формы реализации:


  • Изучение способности к общению каждого ученика в коллективе:

  • социометрия;

  • диагностика «10 моих Я»;

  • анкетирование «Толерантность», «Куда же нам плыть?», «Мои проблемы в жизни»

  • час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»

По результатам проведенных диагностик, организую следующую коррекционную работу:

игры и упражнения на формирование уверенности в себе час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»

упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим (классный час «Все мы разные»)

игры и упражнения на ослабление негативных эмоций (игра «Кто кого?»)

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение - помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс упражнений.

«Охрана здоровья»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

1. формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья

2. способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;

3. познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.
Формы реализации:


  • Посещение спортивных секций.

  • Спортивные праздники и соревнования.

  • Недели здоровья.

  • Походы.

  • Проект «Здоровье и безопасность»:

    • «О вкусной и здоровой пище»

    • Викторина «Перекрёсток»

    • «Наши болезни»

    • КТД «Здоровый образ жизни».

    • Акция «Уютный класс»

    • Трудовая деятельность.

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника;
  • развитость креативных способностей учащихся;


  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

  • методики для исследования развития познавательных процессов личности школьника;

  • модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

  • методика Е.Н.Степанова;

  • социометрические методы;

  • сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;

  • анкета «Я и моя школа»;

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

Так, в 1-ом классе провела опрос детей, с помощью которого выяснила отношение к знаниям, сверстникам, окружающему миру и себе. Вот эти вопросы:

  1. Что тебе нравится в школе?

  2. Кто побуждает тебя учиться в школе? (мама, папа, бабушка, сам(а)хочу учиться)

  3. Какое время дня для тебя приятнее?

  4. По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?

  5. Где лучше – в школе или детском саду?

В 4-ом классе психолог Плющенкова И. Н. провела диагностирование «Школьные страхи» (методика: оценка уровня тревожности Филипса) в связи с переходом на следующую ступень обучения. Вот его результаты: «В среднем по классу отмечается повышенное проявление тревожности (60%). Отдельно по фактам отмечается следующая ситуация: в большей степени у детей отмечался страх перед проверкой знаний (86%), в меньшей – наличие неблагоприятного психического фона. Благодаря этому в классе многие дети развивают свои потребности в успехе, достигая высоких результатов. Максимальные значения тревожности в школе отмечаются у Б.Л. и К.А.(90,9%), что м/б обусловлено личностными особенностями детей. Минимальное значение тревожности в школе отмечается у Г.Г. (36,2%). Мальчик чувствует себя уверенно, спокойно, достигая при этом неплохих результатов».


В 5-ом классе из 17 присутствующих учащихся на тестировании «Удовлетворённость школьной жизнью» высокая степень удовлетворённости у 9 детей, средняя – у 5, низкая – у 3 (А.А., А. И.,И.В.)

В 6-ом классе «отмечается положительное отношение к школе. Школа привлекает больше внеучебными сторонами: общение с друзьями, учителем. В классе преобладает мотивация успеха.

В 7-ом классе психологом Балабиной Е.В. проведены следующие исследования: «Шкала тревожности», тренинг «Способности учащихся»», тренинг «Общение с разными

людьми» и др. У детей в переходном возрасте отмечается изменчивость настроения, быстрое утомление и снижение творческой активности. Одни дети испытывают трудность

в общении с окружающими людьми, т.к. стремятся к власти. Другие испытывают потребность в защитном интеллектуальном контроле, ищут самоутверждения, контактов. Третьи – озабочены отношениями с другими, своим внешним видом. Появляются такие характерные черты, как кокетливость, враждебность, неуверенность в себе, осторожность, стремление укрепить своё «Я» против беспокойного мира. Из 16 детей имеют «высокие способности» - 5, «хорошие» - 4, «средние» -4, «низкие» -3.

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, учитывать классному руководителю индивидуальные особенности и способности.
За годы совместной деятельности выработали следующие правила школьной жизни:


    1. В школу нельзя приходить с кислым лицом. Помни: весёлый человек больше запомнит, ярче живёт, никому не завидует.

    2. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому будь любознательным, старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.

    3. Каждый учащийся должен помочь в учебе своему товарищу.
    4. Спи и ешь не больше, чем нужно, а то и жизнь проспишь, и здоровье проешь.


    5. Постарайся не дружить с глаголами: не знаю, не хочу, не умею.

    6. Учись думать.

    7. Уважай старших. Страна, в которой не проявляют должного уважения к старикам, никогда не будет великой.

    8. Старайся развить в себе умения, без которых трудно жить в 21-ом веке: быть с компьютером на Ты, умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью

воспитательной системе.и.нями, ляю в виде могучего красавца дубию и различным коллектива.отсутствие.


<< предыдущая страница   следующая страница >>