zabika.ru 1 2 ... 11 12

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ





КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

Общественное здравоохранение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине: «История медицины»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 2 курс

2012


СОДЕРЖАНИЕ:

Рабочая

программа…………………………………………………………………………………………………3
Силлабус…………………………………………………………………………………………………17
Лекционный

комплекс………………………………………………………………………………………………….35
Методические рекомендации

для семинарских занятий………………………………………………………………………..............56
Методические рекомендации для

самостоятельной работы под

руководством преподавателя……………………………………………………………………………74
Методические рекомендации для самостоятельной работы………………………………………….83
Контрольно - измерительные средства……………………………………………………………… ...92

«УТВЕРЖДАЮ»

и.о. проректора по УВР

д.м.н. проф. Тулебаев К.А.

___________________________

«____» ___________ 2012 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А



по дисциплине: IM 2113 «История медицины»
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ


Курс: второй

Семестр: третий

Лекции: 5 часов

Практические

(семинарские) занятия: 10 часов
Самостоятельная работа с преподавателем

(СРСП) 7 часов

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС) 23 часа

Форма контроля: экзамен
Всего: 45 часов (1 кредит)

2012
Рабочая программа составлена зав. кафедрой профессором Камалиевым М.А., старшим преподавателем Шахиевой А.М., старшим преподавателем Нурбакыт А.Н.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общественного здравоохранения
от «_____» ________________ 2012 г. Протокол № _________
Заведующий кафедрой, профессор _______________ М. А. Камалиев

Рабочая программа обсуждена Комитетом по образовательным программам специальности Общественное здравоохранение

от «____» ____________ 2012 г., протокол № ________
Председатель КОП ОЗ, доцент __________________ А.Б. Бужикеева

Рабочая программа одобрена на заседании Методического совета

от «_____» ________________ 2012 г. Протокол № _________
Председатель Методического совета, К.А. Тулебаев

профессор

1. Общие сведения:

Наименование ВУЗа: Казахский Национальный Медицинский университете имени С.Д. Асфендиярова

Кафедра: Общественного здравоохранения

Дисциплина, код дисциплины: История медицины IM 2113

Специальность:
051102 «Общественное здравоохранение»

Объём учебных часов (кредитов): 45 часов (1 кредит).

Курс и семестр изучения – 2 курс, 3 семестр.
2. Программа:

2.1. Введение

История медицины, как наука изучает происхождение, развитие и современное состояние медицины и здравоохранения в контексте всемирной истории человечества.

История медицины, как учебная дисциплина, состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины.

Общая история медицины раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времён до современности; вклад каждого общественно-исторического этапа в прогресс медицины; взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в медицинской науке и практике здравоохранения; роль знаменитых учёных и научных школ в прогрессе медицины; формирование врачебной этики и деонтологии.


Изучение частной истории медицины даёт представление о возникновении и развитии отдельных медико-биологических, профилактических и клинических дисциплин. Помимо профессиональных требований, обращение к истории медицины развивает чувство патриотизма, особенно в изучении вклада казахского народа в мировую цивилизацию. Отличительной чертой суверенного Казахстана является возрождение его исторического прошлого, торжество исторической правды, освещение исторических пробелов и тёмных пятен, бережное отношение к исторической памяти.

Изучение истории медицины Казахстана показывает, как на протяжении тысячелетий обобщались эмпирические знания казахского и других народов, развивались навыки распознавания и лечения болезней, личной и общественной гигиены, формировались медицинское образование и наука, происходили знаменательные открытия благодаря отечественным врачевателям и медикам.

2.2. Цель дисциплины – сформировать представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой медицины как составной части общекультурного кругозора будущего специалиста, обладающего высоким моральным, профессиональным и общекультурным кругозором, патриотизмом и интернационализмом.

2.3. Задачи обучения:

- ознакомить студентов с методологией истории, основными проблемами современной истории медицины;научить историко-аналитическому подходу в объективной оценке медицинских, гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития человечества;

- показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных странах мира.

2.4. Конечные результаты обучения:

Формирование у студентов знаний:

- О закономерностях развития всемирной истории медицины, включая Казахстан.

- О периодизации всемирной истории медицины.

- Об общих чертах развития медицины, преемственности в развитии общественно-экономических формаций и медицины.


- Об источниках изучения истории медицины.

- Об основных чертах мировой и отечественной медицины.

- Об этапах развития общественного здравоохранения.

- О вкладе учёных в развитие медицинской науки.

- О примерах самоотверженной деятельности учёных-медиков и врачей.
Формирование у студентов практических навыков:

- Применять методологические основы исследования при поиске и сборе информации исторического характера.

- Анализировать имеющиеся исторические материалы.

- Использовать знания для осмысления и переосмысления представлений при поиске и сборе исторических материалов.

- Сравнивать данные, имеющиеся в исторической, учебной и художественной литературе при изучении истории медицины.

- Делать правильные выводы в соответствии с требованиями и уровнем современной науки.
Формирование у студентов коммуникативных навыков:

- Формировать позитивные взаимоотношения с сокурсниками.

- Уважать точку зрения других студентов.

- Проявлять искренность в общении.

- Уметь работать в малой группе.
Формирование у студентов правовых навыков:

- Давать сравнительную оценку развития законодательной базы в области медицины в странах Древнего мира (закон Ману, Хамурапи, законы XII таблиц).
Формирование у студентов навыков самосовершенствования:

- Использовать в работе аналитические методы исследования.

- Широко применять компьютерные технологии.

- Активно использовать интернет-ресурсы в самостоятельном обучении.

- Использовать on-line учебники, учебно-методические пособия и др. для самообразования.

- Привить навыки самостоятельной работы с нормативно-справочной литературой.

2.5 Пререквизиты: история Казахстана, политология, социология.

2.6 Постреквизиты: Естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, при изучении предмета которых необходимо углубленно изучать историю возникновения и развития дисциплин, роль выдающих ученых и врачей в формировании медицинских специальностей.

2.7 Тематический план: темы, форма проведения, продолжительность каждого занятия (лекций, практических, семинарских, лабораторных, самостоятельных под руководством преподавателя, самостоятельной работы).

Тематический план лекций




Темы

Форма проведения

Продолжительность лекции

1

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе

Презентация

1

2

Медицина в странах Древнего мира

Презентация

1

3

Медицина раннего и развитого Средневековья

Презентация

1

4

Медицина позднего Средневековья. Медицина Нового времени

Презентация

1

5

Медицина ХХ века. Медицина суверенного Казахстана

Презентация

1




Итого




5


Тематический план практических занятий



Темы

Форма проведения

Продолжительность занятия

1

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе.

Презентация, беседа, устный опрос, демонстрация видеоматериалов, историческое эссе.

1

2

Медицина Древнего Востока.

Блиц-опрос, демонстрация видеоматериалов, письменный контроль.

1

3

Медицина античного Средиземноморья.

Дискуссия, демонстрация видеоматериалов, работа в малых группах.

1

4

Медицина раннего и развитого Средневековья.

Дискуссия, работа в малых группах, обратная связь.

1

5

Медицина позднего Средневековья.

Устный опрос, письменный контроль, обратная связь.

1

6

Медицина Казахстана в эпоху Средневековья.

Устный опрос, письменный контроль.

1

7

Медицина Нового времени.

Устный опрос, письменный контроль, обратная связь.

1

8


Медицина ХХ века.

Устный опрос, письменный контроль.

1

9

Медицина Казахстана ХХ века.

Демонстрация видеоматериалов, работа в малых группах, деловая игра.

1

10

Медицина суверенного Казахстана.

Дискуссия, работа в малых группах, составление глоссария.

1




Итого




10


Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)




Темы

Форма проведения

Продолжительность занятия

1

Медицина Древнего Востока.

Дискуссия, презентация.

1

2

Медицина античного Средиземноморья.

Дискуссия, презентация.

1

3

Медицина Византии и Арабских Халифатов.

Дискуссия, презентация.

1

4

Теоретическая и клиническая медицина Нового времени.


Дискуссия, презентация.

1

5

Медицина ХХ века.

Дискуссия, презентация.

1

6

Развитие традиционной и научной медицины в Казахстане. Медицина суверенного Казахстана.

Дискуссия, презентация.

1




Рубежный контроль

Письменный опрос, тестирование

1




Итого




7



следующая страница >>