zabika.ru 1

Под зелёным парусом в будущее


Праздник

Библиотекарь:


Много во Вселенной удивительных планет, но есть одна совершенно сказочная. Когда в верхней её половине лето, то в нижней – зима. Если в одной части планеты день, то в другой – ночь. Сверху и снизу планету венчают два белых пятна. Куда ни посмотри – с одной стороны будет юг, а с другой – север. И есть на этой планете океан, где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошёл человек, всегда вернётся на прежнее место! Есть на этой планете линия, где земля сходится с небом. А живут на этой планете всевозможные существа: в чешуе, перьях, шерсти. Мир на этой планете соткан из множества загадок. О какой планете идёт речь? ( Ответы ребят)

Конечно же, речь идёт о Земле. Это удивительная, загадочная, прекрасная планета. Здесь нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Вы легко можете представить, насколько непохожи друг на друга растения (дуб, ландыш, шиповник); животные (медведь, бабочка, лягушка, соловей). Всё многообразие видов и форм жизни не только уживается на одной планете, но и дополняет друг друга и, более того, не может существовать одно без другого. И если одно звено в этой цепи рвётся, то это пагубно влияет на всю систему.

Экологическая сценка

«Островок мой зелёный, за тебя мы в ответе»

Девочка.

Слышу голос из прекрасного далёка,

Голос утренний в серебряной росе,

Слышу голос, голос спрашивает строго:

Строгий голос. Что ты сделал для спасения Земли?

Девочка.

К прекрасному далёка не будем так жестоки,

Ведь выжатые соки земле мы не вернём.

И островок зелёный не возродится снова,

Коль мы с тобой сегодня его не сбережём.

Мальчик.

Край мой любимый, ты совесть моя!

Знаю, простить ты не сможешь меня.


Если сегодня тебя не спасти,

Что же нас ждёт тогда впереди?

Девочка.

От пролесок весной голубеет здесь даль,

Но в букеты срывают их снова и снова,

Мне понятна твоя вековая печаль,

Растревоженный лес, островок мой зелёный.

Мальчик.

Здесь душистый шатёр, первозданный наш край,

Здесь природа ласкать и лечить нас готова,

Так зачем же тебе мы приносим печаль,

Растревоженный лес, островок мой зелёный.

Девочка. Над землёй стелется… Утренний лёгкий туман?

Мальчик. Нет, огонь и дым от выжигаемой сухой травы!

Девочка. Полянки и лужайки… Зелёные от пробивающейся молодой травки?

Мальчик. Нет, чёрные от выжженной прошлогодней травы!

Девочка. Все дорожки усыпаны… Сверкающими каплями росы?

Мальчик. Нет, сорванными и вянущими подснежниками!

Девочка. Порывы весеннего ветра разносят по лесу… Запах цветущей ивы?

Мальчик. Нет, мусор, оставшийся от пикников!

Девочка. А на пляже, на жёлтом песочке, умываются прозрачной водой… Возвратившиеся водоплавающие птицы?

Мальчик. Нет, загрязнившиеся за зиму «Жигули» и «Мерседесы»!

Девочка.

Пробираюсь к реке захламлённой тропой,

Здесь над кручею, будто янтарною кровью,

Повреждённые сосны сочатся смолой,

Растревоженный лес, островок мой зеленый.

У несчастных стволов своё сердце сорвав,

Унесу я с собой твоё горькое слово,

Твой растерзанный глас, твой потерянный сказ,

Растревоженный лес, островок мой зеленый.

( Выходит мальчик – губитель природы. Топчет траву, кидает камни в птиц, ломает деревья.)

Губитель природы.


А мне всё равно! А мне всё равно!

Уничтожу я зайца и сову!

Берегись, косой! Берегись, косой!

Я ломаю лес и топчу траву!

Девочка.

Беспечно ты шагаешь по земле,

Тоской и болью твой отмечен путь.

Прошёл – а за тобою грязь и тлен.

Сломал? Убил? Обидел? Ну и пусть!

Мальчик.

В погибели – конец того пути.

Остановись! Услышь сигналы SOS!

И к раненой природе снизойди

С тобой самим придуманных высот.

Девочка.

Ты сломанную ветку подвяжи,

От мусора очисти ручеёк,

И отведи кислотные дожди,

Спаси зелёный тоненький росток.

Мальчик.

И вот тогда, творения венец,

Вдруг осознаешь: властелин – не ты,

Ты лишь самонадеянный глупец,

Не берегущий чудо красоты.

Девочка.

Когда ты это с ясностью поймёшь,

Услышишь, как заплакали цветы,

Лицом в траву лесную упадёшь,

Глотнёшь животворящей чистоты.

Мальчик.

Возвысившись до мудрости Земли,

Стыда и боли дольше не тая,

Ты восхитишься совершенством тли

И трудолюбьем крошки-муравья.

Девочка.

Обрадуешься шелесту листвы

В восторге вдруг замрёт душа твоя,

Пред мощным жизнелюбием травы,

Весною пробивающей асфальт.

Мальчик.

С невежества к раздумью восходя,

Прошу тебя: не опоздай понять:

Ты – часть природы, ты – её дитя,

Тебе её беречь и охранять.

Девочка.

У чёрной пашни щедрости учись,

А отречению – у жёлтого листа…

И ты узнаешь, как прекрасна жизнь,

Как она быстротечна, хрупка и чиста!


Губитель природы.

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся…

Все читают, взявшись за руки.

Не забывайте беречь, не забывайте хранить,

И постарайтесь на чистой Земле не наследить,

Природа – это наш дом, не забывайте о том,

Что мы в ответе за всех, с кем рядом живём.

Библиотекарь:

Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей: они глобальны. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». Ребята, в течение четырёх лет вы посещали занятия экологического клуба «Экоша». Многому научились. Узнали, как прекрасен, как многообразен мир природы! Сколько в нём красок, совершенства, простоты! За работу и участие в экологическом клубе мы награждаем вас дипломами и призами.

Конкурс «Эколото»

(Ребятам необходимо продолжить народные пословицы и поговорки)


  1. Враг природы тот, кто лес… (не бережёт).

  2. Лес и вода родные … (брат и сестра).

  3. Много леса – не руби, мало леса - … (посади).

  4. Без корня и трава … (не растёт).

  5. Без хозяина земля круглая … (сирота).
  6. Одно дерево погубил - посади … (сорок).


  7. Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе … (летом).

  8. Жизнь дана на добрые… (дела).

  9. Хорошие поступки украшают … (человека).

  10. Земля заботу… (любит).

  11. Землю красит солнце, а человека… (труд).

  12. Рощи да леса родного края …(краса).

  13. Судьба природы – судьба …(Родины).

Конкурс «Живое слово»

(Ребятам необходимо как можно больше вспомнить представителей фауны и флоры на заданные буквы.)

Ф – филин, фазан… Ф – фиалка, физалис…

А – аист, акула… Л – ландыш, лилия…

У – уж, утконос… О – осина, ольха…

Н – налим, норка… Р – рогоз, роза…

Аантилопа, альбатрос… А – акация, астра…

Библиотекарь: Дорогие ребята, я думаю, вам не нужно объяснять, что такое эхо. Хоть однажды каждый человек слышал отзвуки своего голоса на опушке леса или в горах. Да, эхо – это отражённые звуки.

А ЭКО-ЭХО - это отражение больших – мировых, республиканских или городских акций в конкретных ваших экологических делах. К ним относятся: посадка деревьев и кустарников, посадки цветов, развешивание кормушек и скворечников, сбор мусора и др. Каждый раз, когда вы классом или группой будете совершать эти дела, ваша копилка будет пополняться. В нашем календаре есть даты, которые связаны с защитой и охраной природы, или с теми, кто её охраняет.

11 января – День заповедников.

22 марта – Всемирный день воды.

1 апреля – День птиц.

22 апреля – День Земли.

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

4 октября – Всемирный день защиты животных.

Список этот можно продолжать. Многим из этих дат были посвящены наши мероприятия. Давайте вспомним, как это было. (Компьютерная презентация)

Теперь вы понимаете, насколько прекрасна, удивительна, неповторима наша Земля. Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не сможет уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов. Но для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения своей планеты. Земля – планета людей, и никто не может и не имеет права «переждать на обочине». Ждать будущего нечего. А начинается всё с малого, и в ваших силах предотвратить плачевное будущее планеты Земля.


Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

« Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Литература:


  1. Вслед за солнышком: Экологический путеводитель для самых маленьких. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы/ Н.В. Самерсова, А.П.Байко. – Мн.: «Изд-во «Четыре четверти», 2005. – 184 с., ил.

  2. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/ Г.В. Буковская. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 192 с., ил.

  3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

  4. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы/ Л.П. Молодова. – Мн.: «Асар», 1997. – 128 с., ил.

Составитель и компьютерный набор: Чигунова М.П.

Редактор: Гуменник З.А.