zabika.ru 1

«От противостояния к пониманию»


(Тренинговое занятие с учащимися подросткового возраста)
Заянчковская Ольга Ивановна

Шулейко Наталья Ярославовна,

педагоги-психологи

СШ№8, г. Лида, Гродненской обл.

Цели: рассмотрение прав личности, об уважении прав других.

1.Упр. «Я люблю, я не люблю»

2. Обсуждение правил на поведения на занятии.

3. Дискуссия «Права личности»

Участников просят придумать и перечислить права, которые по их мнению имеет каждый человек, личность. Предположения могут быть самыми разными. Должно соблюдаться лишь одно условие: ни одно право не должно нарушать права окружающих. Предлагаемый вариант необходимо записать на доске или ватмане.

Например:

Право быть в безопасности

Право на уважение окружающих

Право на свое собственное мнение и уважение

Право просить о помощи и эмоциональной поддержке

Право решать самому помогать или не помогать другим людям

Право делать ошибки и нести за них ответственность

Право протестовать против несправедливого обращения или критики

Право прекратить отношения с тем, кто мне не нравится или опасен для меня

Право не быть безупречным

Право на такой образ жизни, который не наносит мне вреда

Право на то, чтобы мои потребности и желания были не менее важными, чем потребности и желания окружающих

Право не знать или не понимать чего-либо

Право побыть в одиночестве, даже если другие хотят моего общества

Право изменить решение, если оно оказалось ошибочным

Право на любые чувства (включая гнев и злость) и их свободное выражение, если это не нарушает права других людей и др.

4. Упр. «Уважение прав других»

Участникам предлагается разбиться на три группы. Каждой группе необходимо составить коллаж на тему «Реализация своих прав через нарушение прав других». Затем идёт обсуждение ситуаций. После этого участники обмениваются работами и изменяют их таким образом, чтобы стало очевидным, что они реализуя свои права, уважают права других.


5. Упр. «Проблемная ситуация»

Предлагается взять карточки, на которых написаны роли и проиграть предложенную ситуацию, к примеру:

Катя пригласила на своё 15-летие своих друзей. После праздничного ужина ребята решили пойти на дискотеку, где один из приглашенных парней, который был старше других, предложил своей компании улучшить и без того хорошее настроение спиртным. Виновница торжества (Катя), не видела смысла в этом, но не смогла отказаться и пошла на поводу у своих друзей. В результате распития спиртных напитков, ребята стали вести себя шумно, неприлично, мешать окружающим. Во время очередного танца произошла ссора, которая переросла в драку. Администрация дискотеки вызвала наряд милиции. Подростки были доставлены в отделение, где был составлен протокол».

Затем рассматриваются типичные ошибки, которые совершили герои. Для наглядности строится «пирамида», в которой отражаются основные этапы ситуации (день рождения, дискотека, предложение и согласие, распитие спиртных напитков, нецензурная брань, драка, задержание и т.д.).

Анализ проблемной ситуации.

Предлагается обсудить на какой момент можно было изменить ситуацию, на какой ступени ситуация стала принимать характер правонарушения, что повлекло за собой определенные последствия.

Предлагается построить совершенство другую, более привлекательную пирамиду.

6. Подведение итогов