zabika.ru 1

Осведомленность – Ваше конкурентное преимущество



Пресс-досье c 26.06.2010 по 28.06.2010

на тему «Права потребителей»

(Всего материалов 4)


Использование питьевой воды в производственных целях теперь требует обязательного наличия приборов учёта 1

Мягко стелют - жестко ехать 1

Конкуренция как основа роста качества продукции 3

Электрошок для Алматы 6

 

Использование питьевой воды в производственных целях теперь требует обязательного наличия приборов учёта


Рика-ТВ (Актобе): 25.06.2010

Полив приусадебных участков в этом году будет производиться без ежегодного графика. Утверждаемый ранее акиматом города в начале каждого сезона график был отменён в связи с протестом прокуроров, внесённым в прошлом году. Надзорные органы усмотрели в нем нарушение прав потребителей. Теперь акционерное общество "Акбулак" будет контролировать частные территории: для этого ежедневно работники этого предприятия будут обходить закреплённые участки.

Проверкой закреплённых участков жилого сектора "акбулаковцы" занимались всегда, теперь это дело будет производиться планомерно и целенаправленно. По словам специалистов, если обнаружится нарушение, то есть горожане использовали питьевую воду для полива огородов без наличия приборов учёта, то представители компании теперь имеют право отключить потребителей от водовода. Но производиться перерасчёт будет максимум за последние два месяца, причём сумма, которую придётся выплатить нарушителю может достигнуть 84-х тысяч тенге. Все эти нюансы касаются на данный момент только физических лиц, как заметили в компании, все городские фирмы и предприятия имеют счётчики воды, а частники обеспечили себя этими приборами только на 79%. Городские жители к водным проблемам были неравнодушны всегда, а сейчас, когда наступил горячий сезон, тем более. Небольшой огород Антонины Андреевой засажен не полностью: здесь только необходимое количество самых нужных овощей и несколько плодовых деревьев. Часть огорода для красоты хозяйка засадила рожью, да и та сейчас от жары сохнет. При этом женщина экономит каждую каплю воды, просто привыкла экономить, а счётчик воды ей в этом только помогает. Если соседям, которые не имеют этого прибора, приходится летом платить до полутора тысяч тенге в месяц, то у нее не набегает и шестисот тенге. К тому же в их семье живет и участник трудового фронта, а значит положена 50%-ная скидка. Задуматься о собственной выгоде стоит и остальным горожанам, ведь только за текущий месяц с нарушителей взыскали 240 тысяч тенге.

Мягко стелют - жестко ехать


Индустриальная Караганда (Караганда): 26.06.2010

В разгар сезона отпусков те, кто стремится хорошо и недорого отдохнуть, нередко попадаются в ловушки, расставленные представителями туристического бизнеса. О том, как вводят в заблуждение местных туристов, расскажет наш эксперт - председатель общественного объединения по защите прав потребителей “Гарант” Жаслан АЙТМАГАНБЕТОВ.
- Начнем с того, что с начала сезона уже поступило несколько обращений в “Гарант” по поводу недовольства услугами туроператоров, - интригует Жаслан Болатович.- Суть их заключается в том, что за яркой рекламой и громкими обещаниями порой скрывается уход от ответственности. К примеру, вас приглашают поучаствовать в розыгрыше от туристической фирмы, и вы чудесным образом выигрываете тур в экзотический уголок земного шара с многопроцентной скидкой…
На деле оказывается, что скидка не распространяется на проезд, питание, экскурсии и так далее. В итоге “замануха” влетает в копеечку: легче и дешевле было бы обратиться в дорогое туристическое агентство. Причем договор составлен так, что к нему потом не придирешься. Если там указано, что агентство обязуется обеспечить туриста помещением для проживания, это может оказаться дешевое бунгало в двадцати километрах от пляжа.
Еще один способ уйти от ответственности перед клиентом - представиться посредником дорогой зарубежной туристической компании. Посредник берет деньги и утверждает, что передает их поставщику услуг. А когда у туриста возникают какие-то затруднения, передающая сторона заявляет: надо обращаться непосредственно в компанию, а она, конечно, находится за тридевять морей. Если вы проявите настойчивость и выйдете на эту фирму, вероятность получения вразумительного ответа, не говоря уже о решении ваших проблем, ничтожна.
Дабы не нажить себе подобных неприятностей, Жаслан Айтмаганбетов дает советы отдыхающим:

1) обратите внимание на возраст и статус туристической компании, с которой вы решили связать свой отпуск;

2) проверьте, есть ли у организации лицензия на оказание соответствующих услуг;
3) внимательно изучите договор. Что гарантирует компания, а что нет?
4) предупреждает ли туроператор о возможных рисках и что следует считать форс-мажорными обстоятельствами?
- В дополнение к четвертому пункту приведу пример, - продолжает председатель “Гаранта”. - К нам обратился карагандинец, который не смог поехать в Китай из-за “уйгурских событий”. Компания отказалась выполнять обязательства, сославшись на форс-мажор, хотя клиенту нужно было совсем в другую провинцию.
Если вы все-таки заключили сомнительный договор, скорее обратитесь с заявлением о его расторжении. Заявление надо составить обязательно в двух экземплярах и указать дату. По закону компания может потребовать с клиента возмещения лишь фактически понесенных ею затрат за период от заключения до расторжения сделки. Если вы заключили договор в пятницу вечером, а с заявлением пришли в понедельник утром, туроператор, кроме компенсации за бумагу, пасту и максимум стоимости заказного письма, ничего потребовать не сможет. Если компания предъявляет какие-то другие документы, например, подтверждающие бронирование номеров в отеле, билетов и так далее, убедитесь, что там стоят ваши данные, а не другого человека.
Даже когда вы все-таки решились поехать отдыхать, а качество предоставляемых услуг, как вам показалось, не соответствует условиям договора, не все потеряно. Можно обратиться в суд при условии, что вы собрали фото- и видеоматериал с малопривлекательного курорта, сохранили все чеки и документы, свидетельствующие о пребывании в этом месте.

Конкуренция как основа роста качества продукции


Огни Мангистау (Актау): 26.06.2010

Автор: АЛТЫНБЕК АКМУРЗАЕВ

Тема, которую хочется затронуть, является актуальной, особенно в посткризисный период, который, как рентген, выявил экономические заболевания государства и бизнеса. Одним из таких заболеваний является монополизация рынков и, как следствие, демотивация по росту качества услуг и снижение «бойцовских» качеств бизнеса.

Все, что сегодня предлагается по улучшению экономической ситуации, воспринимается как единственное лекарство. Но и как всякое лекарство, его необходимо принимать согласно рецепту и не злоупотребляя лечением. Многие страны, преследуя лишь краткосрочный эффект, усиливают процессы государственного регулирования экономики, «закрывают глаза» на слияния и рост концентраций на рынках, которые нарушают паритет сил в экономике и чаще всего направлены на монополизацию рынка товаров и услуг. В результате этого может получиться, что, преодолев кризис, эти лекарства, как допинг, будут восприниматься формулой успеха. Но это иллюзия, которая была доказана и рассеяна во времена Великой депрессии.
Современная экономическая теория и практика свидетельствуют, что отношения, базирующиеся на добросовестной конкуренции, способны обеспечить экономическое процветание общества. Эффективная конкуренция является основой конкурентоспособности государства и бизнеса.
Являясь залогом устойчивого экономического развития, конкуренция стимулирует производство товаров в широком ассортименте, позволяет вести гибкую ценовую политику, обеспечивает развитие научно-технического прогресса, оптимальное распределение ресурсов и необходимые изменения в структуре рынка.
Эффективная конкуренция на внутреннем рынке заставляет местные компании пробиваться на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста и завоевания новых рынков. И это особенно актуально, когда Казахстан находится на пороге вступления в ВТО и Таможенный союз, когда нам придется конкурировать с товарами и услугами, которые будут поступать со всех стран мира.

Вместе с этим конкурентоспособность предприятий обеспечивается, прежде всего, посредством качества и ценой продукции. Именно благодаря качеству и инновациям такая страна, как Япония, смогла преодолеть экономический кризис и стать одной из богатейших стран мира, несмотря на почти полное отсутствие природных ресурсов. Опыт Японии показывает, что именно те отрасли, где наблюдается жесткая конкуренция, смогли стать «локомотивами» экономики и обеспечили общую конкурентоспособность страны на международном рынке.

То же можно сказать о Германии, успех роста экономики которой в послевоенный период во многом связан с конкурентной политикой.
Поэтому, чтобы успешно конкурировать в современных условиях, казахстанским предприятиям необходимо строить свои стратегии, направленные на производство качественных и современных товаров.
Состязательность, добросовестность, законность и соблюдение прав потребителей - основные принципы, создающие конкурентную среду на рынках, а значит, и необходимые условия для улучшения качества производимой продукции. Соблюдение перечисленных принципов субъектами рынка - задача антимонопольного органа.
Нашим государством много делается в создании условий для полноценного функционирования товарных рынков. Политика развития и защиты добросовестной конкуренции вошли в число приоритетных направлений экономического развития Казахстана. В качестве рыночных механизмов повышения конкурентоспобности экономики определены создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования, что легло в основу проводимой антимонопольной политики. Стимулирование конкуренции является и будет являться ключевым направлением экономической политики, важнейшим фактором модернизации экономики.
Система антимонопольного регулирования совершенствуется параллельно с развитием и преобразованием экономики. С 1 января 2009 года вступил в силу новый закон о конкуренции, основными целями которого являются создание благоприятной среды для роста предпринимательской активности, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Так, в законе определен перечень оснований и форм участия государства в предпринимательской деятельности; регламентирована поддержка долгосрочных инвестиционных контрактов, как гарантия инвестиционной стабильности; оговорена допустимость антиконкурентных соглашений, в результате которых повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках; исключено требование согласования с антимонопольным органом экономической концентрации, проходящей внутри одной группы лиц; антимонопольный орган отказался от проведения любых видов проверок.

Таким образом, во многом - это антикризисный закон. Важность благоприятной конкурентной среды особо становится актуальной в условиях кризиса. Вместе с тем, несмотря на перечисленные положительные тенденции, проведенные анализы свидетельствуют, что в республике еще недостаточно развита конкуренция.
1. С каждым годом рынок все более монополизируется, увеличивается количество высококонцентрированных рынков. Отмечается рост жалоб потребителей на качество услуг монополистов, имеет место недобросовестная конкуренция.
2. Проблемным является рынок продовольственных товаров.
Отсутствие должного внимания со стороны уполномоченных органов к отечественному производству привело к импортозависимости в данном сегменте рынка. Это особенно удивляет после проведения девальвации тенге, при которой отечественные производители должны стать более конкурентоспособными в ценовом сегменте по сравнению к импортным. Однако на практике происходит обратный процесс, местные производители погнались за сиюминутной прибылью вместо того, чтобы наращивать объемы производства, модернизировать оборудование и повышать качество выпускаемой продукции. Однако меры по поддержке, предпринимаемые государственными институтами развития, недостаточно эффективны.
К примеру, кредитование через государственные фонды для сельхозтоваропроизводителей обходятся по своей стоимости так же, как и кредиты банков второго уровня.
Не дает развиваться отечественному производству и несовершенство законодательства в сфере торговли, позволяющее существовать огромному количеству посредников.
3. Выявлены факты недобросовестной конкуренции на финансовых рынках со стороны банков, выразившиеся в виде необоснованного отказа в предоставлении кредитов, предоставления более выгодных условий кредитования для своих аффилиированных лиц. Указанные факты имеют место и при кредитовании через национальные холдинги за счет средств, выделяемых из государственного бюджета и Национального фонда.

Существуют проблемы развития казахстанского рынка формирования кредитных историй. Данный рынок сегодня монополизирован единственным действующим ТОО «Первое кредитное бюро», состоящим в Государственном реестре со 100% долей доминирования по виду деятельности «формирование кредитных историй (обеспечение и поддержание готовности базы данных кредитных историй) и предоставление кредитного отчета». Обращения субъектов по деятельности данного бюро содержат факты злоупотребления в части установления последним высоких тарифов.

Также исключительными являются услуги Казахстанской фондовой биржи по организации торгов с ценными бумагами, в том числе и услуги по предоставлению программного терминала торговой системы при работе в режиме удаленного доступа, в результате чего отмечается системное удорожание ее услуг. Увеличение тарифов биржи, аффилиированных с ней eTrade и ИРБИС, может рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высокой цены. Все это служит дополнительным барьером для входа новых профессиональных участников фондового рынка и сдерживающим фактором эффективной реализации Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения.
4. Увеличилось число слияний и поглощений между субъектами рынка, что свидетельствует о росте экономической концентрации. Не зря в экономической теории монополии называют «детьми кризиса».
5. Не снижается доля участия государства в экономике. С каждым годом наблюдается увеличение количества предприятий с государственным участием, что негативно влияет на конкурентную среду.
Если мы спросим предпринимателя, что самое опасное для конкурентной среды и для его бизнеса,то он, прежде всего, назовет не картели и монопольные цены, а злоупотребления чиновников, необоснованные преференции, которые они создают «своим» предприятиям. Имеют место случаи, когда местные исполнительные органы инициируют создание коммунальных предприятий, ссылаясь на реализацию антикризисной программы. При этом стоимость услуг подведомственных государственным органам предприятий в несколько раз превышает стоимость аналогичных услуг, оказываемых в конкурентном секторе.

По результатам проведенного сравнительного анализа эффективности деятельности государственных предприятий и субъектов частного предпринимательства на аналогичных товарных рынках установлено, что деятельность субъектов частного бизнеса более эффективна, чем деятельность государственных предприятий, несмотря на высокие тарифы и поддержку государственных органов управления.

Об этом также свидетельствует анализ деятельности государственных предприятий, проведенный Министерством экономики и бюджетного планирования РК в 2008 году. Так, результаты этого анализа свидетельствуют о неэффективности и экономической нецелесообразности большинства государственных предприятий. Около 85% (3291) государственных казенных предприятий и 60% (461) государственных предприятий на праве хозяйственного ведения являются убыточными или имеют нулевой результат.
При этом в 2007 году объем инвестиций из бюджета государственным предприятиям составил 195,8 млрд. тенге, тогда как доход от их деятельности составил 36,9 млрд. тенге. Таким образом, большую часть доходной части бюджета государственных предприятий составляют опять же бюджетные средства, получаемые за оказание ими услуг государственным органам - учредителям.
6. Увеличивается количество нарушений антимонопольного законодательства, приводящих к ограничению конкуренции на товарных рынках. Кроме того, растет уровень нарушений конкурентного права со стороны государственных органов. Государственные органы не на должном уровне решают вопросы по созданию условий для развития конкуренции в курируемых отраслях. В настоящее время отмечается множество нарушений в сфере технического регулирования в результате принятия уполномоченными органами антиконкурентных приказов. После вмешательства антимонопольного органа в данные решения вносятся изменения и исключается искусственная монополия и диктат в этой сфере.
Мы должны добиваться создания цивилизованных конкурентных отношений, в результате развития которых потребители должны «почувствовать» снижение цен, увидеть расширенный ассортимент товаров, а предприниматели будут внедрять новейшие достижения науки и техники, что, несомненно, отразится на росте качества производимого товара.

Антимонопольный орган, со своей стороны, понимая значимость для предпринимателей развития бизнеса в благоприятной конкурентной среде, будет совершенствовать свою работу по улучшению защиты конкуренции на товарных рынках.

Электрошок для Алматы


Gazeta.KZ: 28.06.2010

В очередной квитанции по оплате электроэнергии алматинцам предложили оплатить счета вперед, при этом суммы – просто ошеломляющие. В отделах “Алматыэнергосбыта” образовались огромные очереди.
Почему мы должны кредитовать "АЛМАТЫЭнергосбыт"?
Пенсионерке Евдокии Петровой, проживающей в маленькой квартирке, начислили за электроэнергию в июне 8 тысяч (!) тенге. При минимальной пенсии – 12 344 тенге – такая плата за электроэнергию ставит женщину за грань выживания… В районных отделениях “Алматы-энергосбыта” на этой неделе было не протолкнуться. Пенсионеры были возмущены и требовали объяснений. Из-за отсутствия достоверной информации началась паника.
– Моя мама уже пожилой человек, со слабым здоровьем. Для нее эта июньская квитанция стала настоящим ударом, – говорит алматинка Анастасия Колычева, – позже квитанция пришла и мне. В графе “Начислено” стояла сумма в два раза больше обычной! Потом только разглядела, что написано мелким шрифтом. Оказывается, мы платим не только за прошлый месяц, но и за текущий, то есть даем деньги вперед… Но почему мы должны кредитовать “Алматыэнергосбыт”?
В пресс-службе “Алматыэнергосбыта” заявили, что плата более чем за один месяц будет только в июне. Потом люди будут платить месяц в месяц. Но возникает еще больше вопросов.
Откуда "дикие" суммы?
Законный вопрос: как в “Алматыэнергосбыте” просчитали наперед, сколько люди будут потреблять энергии? Может, там сидят прорицатели? Как объяснили одному пенсионеру, судьбу счетов за электричество “предсказывает” компьютер. У каждого, дескать, своя, индивидуальная карта потребления, свои сроки оплаты. А если люди в прошлом месяце делали ремонт и использовали электроэнергии больше, чем обычно? Или человек вообще уедет в отпуск? Как тут быть с индивидуальными картами потребления из прошлого?
"Это сделали, чтобы нас обобрать!"

На обратной стороне квитанции “Алматыэнергосбыта” мелким шрифтом (прочесть это могут далеко не все) напечатано, что изменения внесли “по многочисленным пожеланиям наших жителей…”. Теперь потребителям предоставляется выбор: либо самостоятельно снимать показания счетчика и производить расчет платы за электроэнергию, либо ежемесячно оплачивать одну и ту же сумму на основании карты своего потребления за прошлый период, с учетом сезонности. Но в графе “Начислено” не написано, что оплачивать ее не обязательно! А выискивать информацию на обратной стороне в тексте с мелким шрифтом могут не все.

– Для чего это сделали? Я считаю: чтобы нас обобрать! Они, наверное, думают: сколько написали, столько заплатят. Ведь люди слепые, старые. Они видят только цифру в графе! – возмущена пенсионерка Лариса Шестухина.
В квитанциях – "левые" номера телефонов?
В квитанциях указаны номера “горячих линий” – видимо, на случай вопросов. Вот только на том конце провода отвечали, что номер не существует! Пенсионерка Лариса Шестухина всю неделю безуспешно пыталась дозвониться: “Я набрала номер, но мне сказали, что он не существует!
Нам с большим трудом удалось дозвониться до контакт-центра. Как выяснилось, номер работает и существует, но не справляется с нагрузкой.
– Большие перегрузки, к нам весь город звонит насчет квитанций, мы физически не успеваем всех принимать, – сообщила девушка милым голосом.
Но в трубке сообщается не о перегрузке, а о том, что номер не существует! Это вызвало настоящую панику. Многие стали звонить защитнице пенсионеров Ирине Савостиной.
Ирина Савостина: "В войну такого не было!"
– Считаю, что нас хотят запутать, чтобы крыша поехала! – говорит Ирина Савостина. – В очередной раз нас берут на испуг! А сколько пенсионеров уже заплатили авансом? “Энергосбыт” говорит, что у нас в ужасном состоянии энергосети. За все время, начиная с 1998 года, идут переплаты со стороны населения. Им все мало! К нам приходил пенсионер с жалобой, там, где должно быть напряжение в 220 вольт в розетке, он измерил – всего 190! Нам постоянно недодают, но ничего не возвращают.

Так мы еще и авансы должны давать! Люди напуганы, в течение года Гамбургер и люди, которые его окружают, ставят эксперимент над людьми! То платите по счетчикам, по ночному-дневному тарифу, потом эти нормы ввели… Это ведь позор. Была война, была норма на хлеб, но на электричество нормы не было! Как только народ не обманывают! Вот набежало у пенсионера 90 киловатт – это норма, но приходит контролер и ставит в квитанции всего 50 киловатт. Человек на радостях оплачивает. Но на следующий месяц ему приходят те 40 киловатт, что он недоплатил, и он уже платит по сверхтарифу!

Платите вперед или ищите свидетеля!
Мы связались с главой Национальной лиги потребителей Казахстана Светланой Романовской (Савченко), ведь, как выяснилось, именно они стали инициаторами изменений в июньской квитанции.
– Да, мы добились, чтобы в квитанции появилась пустая строка, которую человек может сам заполнить, – говорит Светлана Романовская. – А по истечении трех месяцев придут контролеры и снимут показания. Если уж говорить, то делов наделал Антимонопольный комитет, когда придумали норму – 90 киловатт по одному тарифу, а что выше – по другому, более высокому. Как это отслеживать? Счетчик не сообщает, когда эти 90 киловатт накапали…
Нужно снимать показания 30-го числа каждого месяца и не обращать внимания на цифры, вбитые в квитанции. Рекомендую вызывать председателя КСК или соседа в качестве свидетелей, чтобы они письменно зафиксировали в тетради показания счетчика. Так в случае судебного разбирательства будет легче доказывать…
Если же люди не могут разобраться, как заполнить квитанцию, на этот случай мы предложили внести графу с уже готовым подсчетом. Можете делать свои расчеты, а когда придут контролеры, вы должны доказать, что заполняли квитанции правильно, и вам сделают корректировку счетов. Если вы не соглашаетесь с результатом, у нас есть общественный комитет при Национальной лиге потребителей либо можете обратиться самостоятельно в суд.
P.S. В очередной раз нам усложняют жизнь. Ведь еще надо будет доказывать, правильно ли ты все посчитал! Кто имел опыт разборок с “АлматыЭнергоСбытом”, знает, как непросто бывает доказать свою правоту.
БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ И СУДОВ, ПОХОЖЕ, УЖЕ ТОЧНО НЕ ОБОЙДЕШЬСЯ.
Звучит страшно.