zabika.ru 1

Ф КГМУ 4/3-04/01


ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007г

Карагандинский государственный медицинский университет


Кафедра гигиены труда, профессиональных заболеваний, гигиены детей и подростков

ЛЕКЦИЯ
Тема: «Профессиональный риск. Методы расчета».

Дисциплина «Гигиена труда»

Специальность 051102- «Общественное здравоохранение»

Курс: 5



Время : 1час



Караганда 2013 г.

Утверждена на заседании кафедры

___ ____ __________ Протокол № _____

Заведующий кафедрой Сраубаев Е.Н.


  • Тема: «Профессиональный риск. Методы расчеты».




  • Цель: Изучить методические подходы к оценке профессионального риска и методам его расчета.




  • План лекции:

  1. Основные термины, сопряженные с понятием «профессиональный риск».

  2. Методы расчета «профессионального риска».




    • Тезисы лекции:


Гигиена труда – система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

Медицина труда – интегрированная область профилактической и лечебной медицины, целью которой является управление состоянием здоровья человека труда, а предметом – научное обоснование и практическое внедрение средств и методов его сохранения и укрепления. Медицина труда как область науки и практики здравоохранения возникла за рубежом в ХХ столетии, а в России - в 80-90 годах. ВОЗ и МОТ поддерживают интеграцию служб охраны и медицины труда в современное производство.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.


Опасный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к травме или другому резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, которой может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Профессиональные заболевания - класс болезней, вызванные воздействием неблагоприятных факторов производственной среды. Различают две группы болезней: 1) болезни, где единственным экологическим фактором является тот или иной производственный источник (например, токсическое вещество, шум, вибрация) и 2) болезни, причиной которых наряду с производственными, могут быть наследственные, бытовые и другие факторы и они относятся к профессиональным, если в их развитии большую роль сыграли неблагоприятные условия труда (например: новообразования, облитерующий эндартрит, геморррой и др.).

Производственно-обусловленные заболевания - группа болезней полиэтиологических по своей природе, в возникновении которых факторы трудовой деятельности вносят определенный вклад. В настоящее время они привлекают к себе особое внимание в связи: а) с большой распространенностью, б) недостаточной изученностью количественных показателей условий труда, определивших развитие болезни. в) значительными социальными последствиями – негативным влиянием на такие демографические показатели, как смертность и продолжительность жизни, частые, а иногда и длительные заболевания и с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ). К ним относятся болезни сердечно-сосудистой системы – артериальная гипертензия и ИБС, нервно-психические заболевания типа невроза, болезни опорно-двигательного аппарата, ряд заболеваний дыхания и др.

В официальном издании – Руководстве АДЗ РК №1.04.001.2000 «Гигиенические критерии оценки условий труда … » дано следующее определение:


Производственно-обусловленная заболеваемость – заболеваемость (стандартизованная по возрасту) общими, не относящимися к профессиональным, заболеваниями различной этиологии (преимущественно полиэтиологичных), имеющая тенденцию к повышению по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условия труда и превышающая таковую в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами. При этом профессиографические данные подтверждают достаточно высокую степень интенсивности их воздействия, и все это дает основание для вывода о существовании их связи с профессией и постановки как бы коллективного диагноза.

Оценка риска для здоровья работающих разрабатывалась в США и странах запада в течение последних нескольких десятилетий. В России эта концепция стала внедряться и разрабатываться в научном плане в 90-х годах XX в., и тенденция эта, несомненно, сохранится в ближайшем будущем, в Казахстане эта концепция развивается с начала XXI века.

В гигиенической литературе термин "риск" впервые был использован в 1971 г. в рекомендации Международной организации по стандартизации (ИСО) при оценке вероятности потери слуха от шума. Вскоре МОТ приняла "Конвенцию о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах". Международные эксперты определили риск как "концепцию, отражающую ожидаемую тяжесть и/или частоту неблагоприятных реакций на данную экспозицию".

В 1980 г. было основано Международное общество по анализу риска, которое с 1981 г. выпускает журнал "Анализ риска" ("Risk Analysis"). ИСО отразила вопросы риска и безопасности для здоровья населения, включая детей, и окружающей среды в ряде руководств. В соответствии с этой методологией оценка риска — определение вероятности причинения вреда и тяжести последствий путем выявления показателей, влияющих на безопасность, и их количественной оценки. Она основана как на эмпирических, так и научных данных.

Важным принципом является приоритет предупредительных мер на этапе проектирования. Безопасность определяется как "свобода от недопустимого риска причинения вреда", а уровень безопасности — максимальный уровень в конкретном случае, основанный на степени риска, который рассматривается как приемлемый и основанный на современных критериях и ценностях общества.


В Казахстане при внедрении концепции риска в область медицины труда и промышленной экологии исходили из положения, что любой вид труда и жизнедеятельности в производственной и окружающей среде сопряжен с возможностью вредных эффектов для здоровья, количественная оценка которой определяется величиной риска. Этот подход несовместим с принципом абсолютной безопасности и предполагает наличие остаточного риска. Допустимость его (приемлемость) определяется социальными, экономическими, нравственными (деонтологическими) критериями и возможностями профилактики.

В методологии риска признается, что ведущим является принцип профилактики профессиональных и общих заболеваний — условия труда, производственная и окружающая среда не должны нарушать здоровья работников. Для этой цели используются наиболее эффективные средства: социальные, медицинские, коллективной защиты и строгого ограничения индивидуального риска для каждого. Чем выше риск, тем больше должно быть мер профилактики.

Внедрение методологии оценки профессиональных рисков привело к необходимости разработки таких вопросов, как осознание и индивидуальная оценка риска, более глубокая разработка вопросов деонтологии в медицине труда. В рекомендациях по оценке риска для репродуктивного здоровья, например, приведены принципы дополнительной защиты женщин, как уязвимой группы (группы повышенного риска), а также право знать и принимать решение о приемлемости риска.

В свете современных концепций ВОЗ и МОТ критериями безопасных и безвредных (здоровых) условий труда должно быть сохранение: а) жизни; б) здоровья; в) функциональных способностей организма; г) продолжительности предстоящей жизни; д) здоровья будущих поколений.

Международные организации придают большое значение унификации терминов и определений, используемых в методологии оценки рисков. Ряд из них носит базовый характер.

Опасность (hazard) - свойство, присущее данному агенту или ситуации оказывать неблагоприятное влияние на что-либо. Такими свойствами могут обладать вещество или иной агент (действующая, производящая причина, вызывающая те или иные явления), источник энергии или ситуация, обладающие этим свойством.


Риск (risk) - вероятность неблагоприятного влияния данного агента в данных обстоятельствах на организм, популяцию или экологическую систему.

Неблагоприятное влияние (adverse effect) - изменение морфологии, физиологии, роста, развития или продолжительности жизни организма, имеющее результатом нарушение способности компенсировать дополнительные нагрузки (стресс) или повышение чувствительности к другим влияниям окружающей среды.

Анализ риска (risk analysis) - процесс управления ситуациями, когда те или иные группы населения (популяции) или экологические системы могут подвергаться опасности. Он включает три шага: оценку риска, управление риском и информацию о риске.

Оценка риска (risk assessment) - процесс, имеющий целью рассчитать или оценить риск для данной системы в результате воздействия данного вещества с учетом характеристик, присущих как веществу, так и системе. Этот процесс включает четыре шага: выявление опасности, оценку взаимосвязи доза - эффект, оценку экспозиции, характеристику риска.

Оценка экспозиции (exposure assessment) - шаг в оценке риска, заключающийся в качественном и количественном анализе присутствия любого агента (включая его производные), который может присутствовать в данной среде, и суждение о возможных последствиях, которые он может иметь для данной популяции в конкретном случае.

Управление риском (risk management) - процесс принятия решения, учитывающий политические, социальные, экономические соображения и технические факторы. Он основывается на соответствующей информации по оценке риска, анализе и сравнении вариантов, выборе и внедрении оптимальных решений и действий для защиты от данной опасности.

В международных и американских руководствах по использованию концепции риска приводится ряд важных методических положений, в частности:

  • при оценке риска необходимо использовать наилучшие из имеющихся научные данные, исключать возможные неопределенности и систематические погрешности;


  • методика не всегда дает определенный ответ, тогда ее до¬полняют профессиональными суждениями, принципами здравоохранения, социальными и другими соображе¬ниями;

  • при отсутствии научных данных используют стандартные предположения, выбираемые по критериям: здоровье, на¬учная обоснованность, снижение ошибок, побуждение исследований, предсказуемость процесса, открытость и доверие;

  • Оценка риска — итеративный процесс (от лат. iterativus — повторяющееся действие): если простые методы показывают отсутствие существенного риска, то дальнейшая оценка не оправдана, а если обнаруживается неприемлемый риск, то применяют углубленные методы для получения четких научных данных.

  • оценка риска включает оценку ее неопределенности (количественную или качественную) с указанием посылок и допущений упрощенные (одноточечные) оценки без указания неопределенности недопустимы;

  • углубленная оценка риска не должна тормозить принятия разумных предварительных или временных мер профилактики;

  • для оценки рисков важен стандарт общей экспозиции. В США, например, рекомендации по сбору данных об экспозициях на рабочих местах даны в совместном руководстве ассоциации и конференции правительственных гигиенистов труда;

  • оценка должна быть открытым процессом, а ее результаты понятны всем сторонам, включая тех, кто имеет противоположные мнения. Она должна быть исчерпывающей;

  • в качестве модели следует использовать наиболее уязвимые популяции;

  • сравнение рисков и информирование о них возможно только при сопоставимых их характеристиках: нельзя сравнивать недобровольный катастрофический риск с естественным, добровольным и хроническим, однако возможно ранжирование рисков при выборе приоритетов нормирования и распределении общественных ресурсов.


Методически важен уровень социально переносимого минимального риска.

Агентство охраны окружающей среды США (ЕРА) при принятии норм обычно использует критерий между 1 на 100 000 и 1 на 1 000 000. Однако Агентство по охране и медицине труда США (OSHA) в нормах по канцерогенам принимало риск за время жизни 1 на 1000 рабочих. Эта величина означает повышение относительного риска смерти на 2 %.


В медицине труда расчет проводят, начиная с возраста 20 лет, для рабочего стажа 45 лет. При оценке экологических рисков расчет проводят для длительности жизни 70 лет.

Иными словами, гигиена труда - область профилактической медицины, разрабатывающая научные основы и практические меры по обеспечению высокого уровня работоспособности, а также по снижению общей и профессиональной заболеваемости и других отрицательных последствий трудовой деятельности. Главным содержанием гигиены труда является медицинская профилактика болезней и травм, а также прогрессирования хронических заболеваний и их осложнений.


  • Иллюстративный материал




  • Литература




  1. Гигиена. /Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы. 2009 г. - 668 с. др. 2. Конституция Республики Казахстан с изменениями и дополнениями 2005 г. по статьям

24,29,31.

3. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда ( введение в специальность ). М.;

Медицина, 2002. – 392 с.

4.Измеров Н. Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.-592 с.

5.Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред д.м.н., проф.

Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. – Караганда, 2008. -562 с.

6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. М. Медицина, 2001, 400 с.(под

ред. В.Ф.Кирилова ).

7. Кодекс Республики Казахстан О здоровье народа и системе здравоохранения

от 18.09.2009 г. За №193-1У ЗРК

8. Закон РК «Трудовой кодекс Республики Казахстан от 19.12.2007 г. За № 9-1У.

9. Руководство по гигиене труда под ред. С.В.Алексеева и В.Р.Усенко. М. "Медицина"

1988г. -576 с.

10. Сраубаев Е.Н., Белоног А.А. Руководство по санитарной экспертизе в области

гигиены труда. Караганда, 2008 г.- 562 с.

11. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда и бытового обслуживания при строительстве, реконструкции, ремонте и вводе в эксплуатации объектов строительства», №1320 от 10.11.2011 г


12. « Санитарно-эпидемиологические требования к зданиям и сооружениям производственного назначения», № 93 от 17.10.2012 г.

13. «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно- защитной зоны производственных объектов», №93 от 17.01.2012

.


  • Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. Основные термины, сопряженные с понятием «профессиональный риск».

  2. Методы расчета «профессионального риска».