zabika.ru 1

Ф КГМУ 4/3-04/02

ИП №6 УМС при КазГМА


от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет


Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин

Лекция

Тема: «Социология массовых коммуникаций».
Дисциплина: социология

Специальность: 5В130200 – «Стоматология»

Курс: 2

Время (продолжительность): 1 час

Караганда 2011г.

Утверждена на методическом совещании кафедры:

Протокол № ____

от «____» ______ 2011г.
Зав. кафедрой К.А.Темиргалиев.

Тема: «Социология массовых коммуникаций»

Цель: Дать представление о современном направлении социологического знания –социологии массовых коммуникаций; охарактеризовать закономерности, функции, механизмы, средства массовых коммуникаций.
План лекции:

  1. Массовая коммуникация: понятие, теории.

  2. Закономерности и механизмы массовой коммуникации.

  3. Социология общественного мнения.

Тезисы лекции:

1. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат.communicatio – способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конструирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.


Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов – слов, картин, графиков и др. Коммуникация – это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом. Коммуникация – это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. И, наконец, коммуникация – это механизм, посредством которого реализуется власть.


В 1948 г. американский политолог Г.Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:


  1. Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

  2. Что? (передается) – сообщение

  3. Как? (осуществляется передача) – канал

  4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория

  5. С каким эффектом? – эффективность

Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований.

Выделяет следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона (в узком смысле слова) межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20 – 30 человек), принято говорить о групповой коммуникации. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся:

  1. Лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния.
  2. Стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач.


  3. Процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения.

  4. Структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Массовая коммуникация представляет собой взаимодействие социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией. Поскольку массовая информация стала широко производиться, распространяться только в ХХ веке, когда возникли и стали неотъемлемой частью современного общества такие технические средства, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети, сегодня все более тесно взаимосвязываемые в глобальные цифровые многофункциональные сети (получившие общее название масс–медиа), поскольку массовую коммуникацию можно рассматривать как один из наиболее важных и сложных феноменов нашего времени. Впрочем, постоянно возрастающая роль массовой коммуникации в современном обществе обусловлена не только бурным развитием техники и технологии, но и возрастанием роли масс в социальном процессе, а также роли самой информации, без обмена которой невозможно развитие все более усложняющегося и все более взаимозависимого мира.

Можно выделить несколько современных теорий массовой коммуникации, по-разному интерпретирующих средства массовой информации и их роль в обществе. Например, с точки зрения теории массового общества средства массовой информации, интегрированные в институты власти, помогают публике адаптироваться к своей судьбе, отвлечься от проблем и восстановить душевное равновесие. Это в свою очередь обеспечивает централизованный контроль властных структур над массами и стабильность общества в целом. Марксистская теория рассматривала средства массовой информации как средство духовного производства, которое монополизировано господствующим классом и служит его интересам. Западная политико-экономическая теория фиксирует внимание на механизмах распределения собственности и действии рыночных сил в сфере массовой коммуникации. Критическая традиция Франкфуртской школы интерпретирует средства массовой информации как суперструктуру, способную разрушить исторический процесс экономического развития, как механизм власти для сдерживания изменений. Теория гегемонии масс–медиа делает акцент на идеологическом (в противовес экономическому) характере доминирования господствующего класса, осуществляемого через средства массовой информации. Культурологический подход ищет объяснение тому, каким образом массовая культура, используя средства массовой информации, влияет на интеграцию девиантных оппозиционных элементов в общий социальный контекст. Структурно–функциональная теория рассматривает масс–медиа как средство взаимосвязи разных социальных подсистем, удовлетворения их потребностей, причем их роль меняется в зависимости от уровня подсистем, которые они обслуживают.


Синтезируя рассмотренные подходы, можно процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание описать следующим образом. Социальные институты и средства массовой информации, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида средств массовой информации, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

Глобализация массовой коммуникации на основе бурного развития коммуникационных технологий постепенно приводит к интеграции теорий массовой коммуникации, однако несовпадение темпов технологического и социального развития современного мира заставляет ученых уделять большое внимание особенностям массовой коммуникации в различных социальных системах. Так, в 90–х годах ХХ века в самостоятельную теорию стали складываться концепции массовой коммуникации в переходном обществе.

Исследования массовой коммуникации становятся все более междисциплинарными и международными по своему характеру. Большую роль в этих процессах играет Международная ассоциация изучения массовой коммуникации (IAMCR), действующая с 1957 года под эгидой ЮНЕСКО и объединяющая свыше 2500 исследователей из 80 стран мира. Уже сами названия исследовательских секции этой ассоциации говорят о многообразии подходов к изучению массовой коммуникации: секции коммуникации, международной коммуникации, политической коммуникации, права, политической экономии, социологии и социальной психологии, методологии исследований, профессионального образования, документации и информационных систем, коммуникационной технологической политики и др.


В Советском Союзе изучение массовой коммуникации стало развиваться с середины 60–х годов. Наиболее известными школами, внесшими серьезный вклад в формирование теории и методологии исследований массовой коммуникации, являются московская (Б.А.Грушин, 1980; Т.А.Дридзе, 1984), ленинградская (Б.М.Фирсов, 1977; И.В.Лысакова, 1986), новосибирская (А.Н.Алексеев, 1970; В.З.Коган, 1980) и тартусская (М.Лауристин, П.Вихалемм, 1993).

В Казахстане исследование массовой коммуникации стали активно проводиться с начала 90–х годов.

2. Массовая коммуникация – феномен, буквально пронизывающий все стороны современного общества и воздействующий на массовое и групповое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе. Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т.п. Восприятие чужой группы через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности).

Так, к настоящему времени обнаружено, что в средствах массовой информации существуют различия в изображении мужчин и женщин.

Такая демографическая группа, как пожилые люди, также подвержена стереотипизации в массовой коммуникации.

Заметный вклад средства массовой информации вносят и в стереотипное восприятие этнических групп. Представители этих групп появляются в средствах массовой информации, как правило, значительно реже, чем представители коренного населения.

Успешным средством защиты от стереотипизации является создание и показ в средствах массовой информации специальных программ, изображающих объекты стереотипизации в разнообразии присущих им качеств и особенностей. Для борьбы со стереотипами используется и специально организованное межгрупповое общение, ориентированное на знакомство и сотрудничество представителей различных социальных и этнических групп.


Массовая коммуникация является важным источником политической социализации (процесса усвоения знаний, установок, ценностей и форм участия в сфере политики). Наиболее значимыми в данном отношении являются программы новостей. Именно посредством средств массовой информации зрители и слушатели, особенно молодые, получают наибольшее количество информации, касающейся политики. Интерес к политической массовой коммуникации тесно связан с политической информированностью и активным обсуждением политических тем и родителями, и сверстниками. Вместе с тем воздействие массовой коммуникации более выражено относительно политических фактов и оценок, чем реального политического поведения людей (форм участия, голосования).

Существует негативное воздействие массовой коммуникации, к негативным последствиям которой можно отнести формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.

Массированное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения детей, уменьшать количество игр со сверстниками. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшать межличностные контакты.

Герои теле– и видеофильмов некоторым людям, в какой–то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет избежать, скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что в ряде случаев усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество. В связи с чрезмерным интересом к телевидению и видео говорят даже о формировании нации «видеотов» (по аналогии с идиотами).

Отмечается влияние средств массовой информации и на развитие у людей неадекватного страха перед преступностью. Такого рода страх в наибольшей степени зависит от характера освещения преступлений: страх и тревога оказываются более сильными в том случае, когда дается информация о преступлениях местного уровня, а также о преступлениях, жертва которых никак не провоцировала преступника, и, наконец, о преступлениях «сенсационных», отличающихся от большинства других.


Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. В США за период с 1957 по 1985 гг. количество показанных по телевидению сцен насилия возросло в 4 раза. В Казахстане с начала 90–х гг. прослеживается та же тенденция. Подобная значительная представленность насилия в средствах массовой информации ставит проблему их воздействия на реальное агрессивное поведение людей.

Лица, изначально более агрессивные, значительно сильнее подвержены воздействию насилия в средствах массовой информации.

Контекст, в котором предстает акт насилия на телеэкране (манера подачи, жанр передачи). Реальная агрессия минимальна в том случае, если агрессор на телеэкране наказывается, если демонстрируются негативные последствия агрессии и сам агрессор выглядит отрицательным героем; максимальна реальная агрессия в случае, если агрессия не телеэкране поощряется, не имеет негативных последствий и социально одобряется.

Особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения). Воздействия телевизионной агрессии снижается при наличии в обществе эффективных методов социального контроля. Позитивные отношения в семье, принятие ребенком родителей снижают эффект теленасилия.

Способствует агрессии просмотр актов реального насилия, а также просто сообщения о такого рода действиях. Отмечается связь между появлениями в средствах массовой информации сведений о громких преступлениях или судебных процессах и уровнем преступности (Phillips D.P. The Behavioral Impact of Violence in the Mass Media// Sociology and Social Research. 1982. Vol.66). Причем прослеживается следующая закономерность: если сообщалось только о преступлении, то количество преступлений через несколько дней после такого сообщения возрастало, если же упоминалось не только о преступлении, но и о наказании за него, то количество преступлений снижалось.

В целом большинство ученых в последнее время склоняется к мнению о том, что насилие, акцентируемое средствами массовой информации, оказывает, хотя и не очень выраженное, воздействие на агрессивное поведение в реальных жизненных условиях.


Позитивное воздействие массовой коммуникации. Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям. Следует отметить, что позитивное воздействие такого рода передач зависит от соотношения характера героя и его действий. Так, если герой – гуманист, например супермен, действует все же агрессивно, то это не вызывает у зрителей желания помогать и поддерживать других людей.

3. Социология общественного мнения – область социологии, предметом изучения которой выступают закономерности и механизмы формирования и функционирования общественного мнения. Термин «общественное мнение» возник в Англии и с конца XVIII в. стал общепринятым.


Начало теоретических исследований общественного мнения связывают с именем французского социального психолога Г.Тарда. Возникновение общественного мнения он обосновывал действием психического механизма подражания, на основе которого, как он считал, строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований.

Дальнейшее развитие теория общественного мнения получила в работах американских социологов А.Л.Лоуэлла и У.Липмана, которые сформулировали основные проблемы социологии общественного мнения, связанные с формами выражения общественного мнения, соотношением мнений большинства и меньшинства, с границами компетентности общественного мнения, сферой его влияния и др.

Сила общественного мнения, его активное влияние на деятельность субъектов исторического процесса признавались мыслителями с давних времен.


Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества.

Общественное сознание – совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс.

Выделяют несколько форм общественного сознания:


  • политические идеи;

  • правосознание;

  • мораль, религия;

  • искусство, философия и т.д.

Формы различаются способом отражения действительности и своим предметом.

Философ Г.Ф.Гегель выделил ряд структурных элементов общественного мнения:

  • условия существования общественного мнения;

  • объект (содержание) общественного мнения;

  • носитель общественного мнения;

  • характер суждения (общественного мнения);

  • соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений.

Исследование объекта общественного мнения ведется со следующих позиций (проф.Б.А.Грушин):

  • анализ общей способности суждения общественного мнения;

  • выделение формальных критериев, в силу которых явление становится объектом общественного мнения.

Условия появления общественного мнения:

  • проблема (вопрос) затрагивает социальные интересы людей;

  • вопрос предполагает различие в оценках (момент дискуссионности);

  • уровень компетентности (способность человека рассуждать на данную тему).

Сущность, содержание общественного мнения:

  • общественное мнение – итог мыслительной деятельности людей;

  • объектами общественного мнения становятся общественные интересы и потребности;

  • массовые суждения людей обладают разной степенью объективности (истинности) (предрассудки, слухи и т.п.);

  • общественное мнение выступает в качестве силы, регулирующей поведение людей;
  • общественное мнение – соединение нивелированных мнений людей, образовавших новое качество.


Субъект общественного мнения – общество, народ, партия и т.п.

Выразитель общественного мнения – отдельные люди, группы людей.

Мнение классифицируют как:

  • индивидуальное мнение;

  • групповое, или общее мнение;

  • мнение общественности, или общественное мнение.

Функции общественного мнения:

  • экспрессивная;

  • консультативная;

  • директивная.

Экспрессивная функция: общественное мнение – сила, стоящая над институтами власти, контролирующая деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Консультативная функция: прислушиваясь к общественному мнению, лидеры, группы и т.д. вынуждены корректировать решения, методы управления.

Директивная функция проявляется в том, что общественность выносит решения имеющие императивный характер (выборы, референдумы).

В зависимости от содержания суждений общественное мнение бывает:

  • оценочное – выражает отношение к проблеме;

  • аналитическое – принятие решений требует анализа, и конструктивное, для чего необходимы элементы теоретического мышления;

  • регулятивное – вырабатывает и внедряет нормы общественных отношений.

Общественное мнение может выступать в форме:

  • позитивных суждений;

  • негативных суждений.

По проблемам, волнующим все население земного шара, может составиться мировое общественное мнение.

Возможна также манипуляция общественным мнением.

С точки зрения П.Бурдье, есть мнения:

  • сформированные;

  • мобилизованные;

  • мнение группы давления.

Манипуляция ограничивается рамками социальных интересов классов, групп, политической элиты и т.д.

  • Иллюстративный материал.

    1. Презентация


  • Литература:


Основная:

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. В 3-х томах. - М.: Наука, 2000.

2. Кравченко А.И. Социология. М., 1997.

3. Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко-М.:ЮНИТИ,2001, 1998.

4. Социология:Учебник для вузов/А.И.Кравченко.-СПб.:Питер,2007.

5. Социология:Учебник для вузов/ МГУ; А.И.Кравченко.-М.:Проспект,2005.

6. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.

7. Энциклопедический социологический словарь. Общая ред.академика РАН Г.В.Осипова. - М., 1995.

Дополнительная:
1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние = The psychology of attitude

change and social influence / [Пер. С англ. Н. Мальгина, А. Федоров].

- СПб.: Питер, 2000.

2. Ноэль Элизабет. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М.:

Прогресс, 1978.

3. Социология. Основы общей теории: Учеб. для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002


  • Контрольные вопросы (обратная связь).

Проблемные вопросы:

    1. Дайте определение коммуникации.

    2. Какие средства массовой информации вы знаете? Как они влияют на общественное сознание? В чем наблюдается специфика их воздействия?