zabika.ru 1

Занятие III


«осуществление общественного контроля за ведением личных дел работников, за соблюдением законодательства о труде при применении дисциплинарных взысканий»

Методический материал для проведения профсоюзного кружка

Осуществление общественного контроля за ведением личных дел работников

Задача занятия

Ознакомить с порядком осуществления общественного контроля за:

- ведением личных дел работников;

- соблюдением законодательства о труде при применении дисциплинарных взысканий.

Чем руководствоваться при осуществлении общественного контроля за ведением личных дел работников.




Постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь 26.03.2004 № 2 утверждена Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников.

Личное дело – это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личное дело формируется после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа о приеме на работу. При формировании личного дела документы включаются в него в следующей последовательности:


  • внутренняя опись документов личного дела;

  • дополнение к личному листку по учету кадров;

  • личный листок по учету кадров;

  • автобиография;

  • копии документов об образовании, повышении квалификации, переподготовке;

  • заявление о приеме на работу;

  • копия (выписка) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность) (пример: личное дело)

В процессе ведения личного дела в него включаются документы, характеризующие деловые, общественно-политические, научные и личные качества работника:


  • характеристики и аттестационные материалы;

  • списки научных трудов и изобретений;

  • заявления работника о переводе, увольнении, иные документы, послужившие основанием для перевода, увольнения работника;

  • копии (выписки) приказов (распоряжений, решений, постановлений) о переводе, увольнении, награждении, изменении фамилии, присвоении классов, квалификационных категорий, разрядов, званий и т.п.;

  • иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

По решению кадровой службы (специалиста по кадрам) в состав личных дел включаются трудовые договоры (контракты).

В сформированное личное дело документы включаются в хронологической последовательности.

В личное дело не включаются:

  • копии документов о предоставлении отпусков, наложении дисциплинарных взысканий (за исключением случаев увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания);

  • справки о месте жительства, составе семьи, размере заработной платы;

  • другие документы, имеющие срок хранения до 10 лет включительно.

Рассмотрим каждый документ личного дела работника в отдельности.

Внутренняя опись

После оформления личного дела на его документы составляется внутренняя опись по установленной форме. Она содержит сведения о названиях документов, включенных в дело, их индексах и датах. Листы внутренней описи нумеруются отдельно от листов личного дела.

Личный листок по учету кадров .


Личный листок по учету кадров заполняется поступающим на работу собственноручно в одном экземпляре на основании паспорта, военного билета, трудовой книжки, документы об образовании и иных личных документов.


При заполнении личного листка по учету кадров соблюдаются следующие требования:

- на все вопросы должны быть даны исчерпывающие ответы, которые не должны носить односложный характер «да», «нет»;

- не допускается прочеркивание граф; в случае отрицательного ответа указывается: «не имею», «не участвовал» и т.п.

В дополнении к личному листку по учету кадров отражаются данные о работе и изменения в учетных сведениях о работнике после заполнения личного листка по учету кадров.



Автобиография. Автобиография – документ, содержащий краткое изложение основных этапов жизни и деятельности его автора в хронологическом порядке. В автобиографии отражаются следующие сведения:


  • фамилия, имя, отчество;

  • дата и место рождения;

  • полученное образование (где, когда и в каких учебных заведениях обучался);

  • трудовая деятельность;

  • профессия;

  • общественная работа, участие в выборных органах;

  • отношение к воинской службе и воинское звание;

  • сведения о семейном положении, совместно проживающих родственниках.

Автобиография подписывается составителем с указанием даты.



Копии документов об образовании, повышении квалификации и переподготовке, включаемые в личное дело, должны быть заверены в установленном порядке.

Личные дела работников подлежат строгому учету. Для учета и обеспечения сохранности личных дел ведется Журнал (книга) учета личных дел

Личная карточка формы Т-2


Личная карточка формы Т-2 является основным документом по учету работников, заводится на всех работников, принятых на постоянную или временную работу.

Все записи в личную карточку формы Т-2 вносятся рукописным способом работником кадровой службы.

Одним из важнейших разделов личной карточки является раздел «Прием на работу, назначения, перемещения». При оформлении записей в этом разделе необходимо делать ссылки на даты и номера приказов о назначении, переводе, перемещении или увольнении работника. На основании этих сведений подтверждается трудовой стаж работника. В конце каждой записи в этом разделе должна стоять подпись работника, на которого заведена личная карточка.

Личные карточки хранятся в отдельной картотеке по алфавиту. После увольнения работника личная карточка хранится в архиве 75 лет.

Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 26 октября 2007 г. № 359 признано утратившим силу постановление Государственного комитета СССР по статистике от 28 декабря 1989 г. № 241 «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций». Среди отмененных указанным постановлением форм документов – форма личной карточки Т-2.

Отмена официальной формы карточки Т-2, а также указаний по ее заполнению, вызывает у кадровых работников вопросы: необходимо ли заполнять личную карточку на всех работников и какова должна быть форма личной карточки.

Статьей 52 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что правила ведения нанимателем первичных документов о труде устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Первичные документы о труде – это документы по личному составу, создаваемые при приеме на работу, увольнении, переводе работника, предоставлении отпуска, командировании, поощрении, выплате заработной платы и др. К ним наряду с личной карточкой относятся приказы (распоряжения) по соответствующим вопросам, табель учета использования рабочего времени и др.


Принятие постановления Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 26 октября 2007 г. № 359 предоставляет организациям и их кадровым службам возможность самостоятельно разрабатывать форму карточки Т-2 исходя из требований действующего законодательства, удобства в работе. Кроме того, организации теперь вправе самостоятельно решать и вопросы, связанные с правилами заполнения и ведения карточки, которые часто возникали у кадровиков, например, при отсутствии места в графах «Назначения и перемещения» и «Отпуска».

Что касается необходимости ведения личной карточки формы Т-2, то она определяется рядом нормативных правовых актов. Так, п. 16 Инструкции и порядке ведения трудовых книжек работников, установлено, что наниматель обязан знакомить владельца трудовой книжки с каждой вносимой в нее записью под роспись в личной карточке формы Т-2. Таким образом, личную карточку формы Т-2 вести необходимо.

Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде при применении дисциплинарных взысканий
Дисциплинарная ответственность работников регулируется главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь.

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей устанавливается дисциплинарная ответственность.

В соответствии со ст. 198 ТК за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

- замечание;

- выговор;

- увольнение (п. 4,5,7,8,9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК).

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен. Важно учитывать, что ответственность к работнику может применяться только в тех случаях, когда установлена вина работника в допущенном нарушении.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от меры дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премии, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами.


Статья 199 ТК определяет порядок применения дисциплинарных взысканий, который должен соблюдаться нанимателем. До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом нанимателя. Приказ о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания в отпуске. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно нанимателю.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом.