zabika.ru 1

Л. Н. Толстой. «Детство»


  1. Назовите этих героев:

  1. «...смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими, красными губами... и необыкновенно бойким выражением лица»;

  2. «В половине прошлого столетия... бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка...»;

  3. «Я знаю, чьи это штуки и отчего я стал не нужен: оттого, что я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди» ;

  4. «...мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением»;

  5. «Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование»;

  6. «...когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красавице, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом...»;

  7. «Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени»;

  8. «...Он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать».

(Иленька Грап, Наталья Савишна, Николенька, Наталья Николаевна, Наташка, маменька, Карл Иваныч, Сережа Ивин.)1

  1. «Карл Иваныч был очень не в духе». По каким приметам это определил Николенька Иртеньев?

  1. Настроение человека обычно легко понять по выражению лица: у Карла Иваныча сдвинуты брови, глаза злые, слушает он Николеньку зажмурившись;

  2. жесты тоже показывают, как настроен человек: Карл Иваныч швыряет сюртук, сердито подпоясывается.

  1. Какой предмет преподавал Карл Иваныч?

  1. Он учил детей истории и географии;

2) Карл Иваныч преподавал языки - русский, немецкий, французский - и чистописание;

3) немец был гувернером мальчиков, а не учителем по одному предмету.
  1. По заслугам ли Карл Иваныч наказал Николеньку?


1) По заслугам, ведь мальчик не ответил заданный урок, закапал слезами
_______________

1 Два определения могут характеризовать одного героя.
тетрадь;

  1. он наказан напрасно: убитый мыслью, что ему придется расстаться с маменькой, Карлом Иванычем, родным домом, он просто не мог говорить и читать.

  1. Как наказывали мальчика за невыученный урок?

  1. Его били линейкой по рукам;

  2. ставили в углу на колени;

  3. били розгами;

  4. бранили и требовали просить прощения, хотя мальчик ни в чем не был виноват.

  1. Чем объясняется суровость доброго немца?

  1. Он страшно огорчен известием, что его учеников увозят из дома;

  2. учитель остается не у дел, его увольняют, он остается без работы и крова;

  3. искренняя привязанность к детям и семье, которую он привык считать родной, терзает его душу;

  4. более всего он огорчен человеческой неблагодарностью.

  1. Как же выплеснул свою обиду Карл Иваныч?

  1. Он долго жаловался Николаю;

  2. учитель объяснился с хозяином дома;

  3. Карл Иваныч продиктовал назидательное изречение о человеческой неблагодарности.

  1. Хороший ли человек Карл Иваныч?

  1. Учитель - плохой, нечуткий человек: он видит, что Николенька расстроен, но обвиняет его в притворстве;

  2. он любит всю семью, искренне заботится о детях;

  3. дети горюют о разлуке с ним, значит, он хороший, добрый.

  1. Что за мальчик Николенька Иртеньев?

  1. Мальчик добр и чувствителен по природе;

  2. несправедливость, допущенную по отношению к другим, он переживает как собственную обиду;

  3. мальчик очень наблюдателен.


  1. Можно ли по одной главе «Классы» определить некоторые особенности творческой манеры писателя?

  1. Нельзя, потому что глава очень маленькая - всего два листа;

  2. можно, уже понятно, что Толстой интересно описывает чувства людей, то, как они возникают, меняются, развиваются.

  1. Трагической или обычной для того времени является история любви Натальи Савишны?

  1. Это трагическая история, так как Наталья Савишна до конца жизни не имела собственной семьи;

  2. это была обычная история, поэтому реакция дедушки Николеньки была вполне традиционной: неблагодарную крепостную девку, которая предпочла бы нянчить своих детей вместо барских, следовало проучить.

  1. Как восприняла происшедшее Наталья Савишна?

  1. Она взбунтовалась;

  2. все происшедшее она посчитала заслуженным, решила, что она провинилась;

  3. наверное, вначале были и горе, и обида, но она любила барышню и всю семью, повинилась и была рада, что ее вернули в дом.

  1. Поразила ли вас история с вольной?

  1. Да, Наталья Савишна приняла за обиду то, что люди считают высшим благом - свободу;

  2. нет, такие случаи были в жизни: ведь и Арина Родионовна, няня Пушкина, тоже с негодованием отвергла вольную.

  1. В чем же причина такого поведения женщин?

  1. Они привыкли считать барскую семью своей;

  2. бескорыстная любовь к своим воспитанникам заставляет их поступать так;

  3. жизнь в доме господ освобождала их от забот о пище и крове;

  4. они никогда не были свободными и не знают, что это такое.

  1. Почему Наталья Савишна посчитала нужным наказать Николеньку?
  1. Мальчик облил большую обеденную скатерть, которую трудно стирать; 2)он не испытал раскаяния, решив, что это с каждым может случиться;


3) маменька и Наталья Савишна захотели наказать его за беззаботность.

  1. Почему мальчик так сильно обиделся именно на Наталью Савишну, а не на маменьку?

  1. Потому что она подстерегла его в тот момент, когда он уже и думать забыл о своем проступке;

  2. Николеньку оскорбило, что его, барчука, наказала Наталья Савишна - крепостная крестьянка.

  1. Кого же стремилась утешить Наталья Савишна: обиженного, горько плачущего мальчика, почти внука, или негодующего барского ребенка?

  1. Конечно, она видела в Николеньке только несчастного, обиженного ребенка;

  2. старушка и не догадывалась о том, какие «сословные» бури бушевали в душе мальчика.

  1. Что вы думаете о человеке, который, став взрослым, без утайки пересказал этот постыдный эпизод из своей жизни?

  1. Такой человек откровенен и честен;

  2. рассказчик стыдился своих тогдашних мыслей и не переставал с болью вспоминать об этом, а когда рассказал - покаялся и очистился;

  3. он изжил свои барские амбиции и стал ценить человека за его душевные качества, а не за сословную принадлежность.

  1. Почему мальчик отвернулся, когда Наталья Савишна протянула ему подарок?

  1. Уже в этот момент ему стало стыдно за свои мысли;

  2. он ясно почувствовал, как любит его старушка;

  3. мальчик увидел, что она огорчена случившимся не меньше его.

  1. Как вы считаете, все ли описанное Л. Н. Толстым в повести «Детство» является его воспоминанием?

  1. Да, он рассказывает о том, что чувствовал и делал;

  2. писатель потерял мать в полтора года: разве можно что-то вспомнить о своем младенчестве?;

  3. Л. Н. Толстой был гением, ему и дано больше, чем обычному человеку;
  4. писатель говорит о чувствах взрослого человека, вспоминающего свое детство и приукрашивающего былое.


  1. Что запомнилось ребенку?

  1. Он помнит приветливый материнский голос, самый звук которого сладок ему;

  2. до сих пор он, кажется, обоняет особый запах - запах матери;

3) в нем живет чувство нежности, которым, казалось, была проникнута мать.

  1. Что вызывало у малыша слезы умиления?

  1. Он обожал своих родителей и, будто предчувствуя, что им недолго жить вместе, молил Бога об их здравии;

  2. он жалел несчастного Карла Иваныча и хотел, чтоб все в его жизни устроилось к лучшему;

  3. он молился о том, чтоб все люди были счастливы, а погода назавтра была хорошей.

  1. Чем объясняется влюбленность Николеньки в Сережу Ивина?

  1. Николенька пленен обворожительной внешностью Сережи, его увлекательным громким смехом;

  2. его восхищает не только внешность, но и сила воли Сережи;

  3. Сережа - шалун, озорник и затейник, он обладает теми качествами, которых нет у застенчивого Николеньки.

  1. Почему Иленька более беспокоится о своей курточке, чем о себе самом?

  1. Он беден: зеленая курточка - его единственная приличная одежда;

  2. Иленьке кажется, что, заговорив о курточке, он предотвратит жестокую забаву.

  1. Почему мальчик крикнул: «За что вы меня тираните?»

  1. Это был крик обиды и страдания;

  2. он искренне хотел понять, почему его не любят мальчики;

  3. это был призыв к милосердию и справедливости;

  4. в его голосе звучал протест.

  1. «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка». Можете ли вы объяснить это?

  1. Николенька не умеет сострадать;

  2. ему очень хотелось оправдать Сережу;.
  3. он самый младший из мальчиков и привык думать, что старшие поступают хорошо;


  4. он не понял, что дело было не в физической боли, а в нравственных страданиях Иленьки.

  1. Почему разом замолчали дети?

  1. Мальчики испытали чувство неловкости;

  2. у них появилось подспудное ощущение, что шутка зашла слишком далеко;

  3. все они, кроме Сережи, испытали жалость к Иленьке, но не дали ей проявиться.

  1. Почему Сережа ударил Иленьку тяжелым словарем?

  1. Он пришел в ярость, услышав слова Иленьки, которые счел несправедливыми;

  2. Сережа не считал Иленьку равным себе и поэтому услышанная из его уст оценка своих поступков показалась ему страшным оскорблением;

  3. Сереже было больно: он ударил ногу, а Иленька попал ему ногой в глаз;

  4. жестокость и деспотичность присущи натуре Сережи.

  1. Как бы вы определили основную тему повести?

  1. Л. Н. Толстой показывает первые радости и первые разочарования, которые несет жизнь;

  2. писатель стремится рассказать, как растет человек;

  3. автор ставит целью описать детство человека на основе собственных воспоминаний.

  1. Почему авторы учебника отобрали для работы в классе именно эти главы?

  1. В этих главах Л. Н. Толстой утверждает, что проступки, совершенные в детстве, часто по неразумению, не забываются и могут мучить человека всю жизнь;

  2. писатель убежден, что многое в судьбе и личности человека определяется еще в детстве;

  3. он хочет, чтобы его читатели учились на чужих ошибках, а не на своих.