zabika.ru 1

Авторская программа «Условия формирования компетентностного подхода учителей начальной школы»


Если человек не умеет управлять собой,

им начинают управлять другие.

Х. Алиев.

Ключевой фигурой образовательного процесса, безусловно, является педагог: он и важнейшее условие, и существенный фактор, влияющий на многие другие условия развития, обучения и воспитания ребенка. Поскольку главное предназначение психологической службы состоит в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка на всех этапах его образовательного пути, работа с педагогами является одним из приоритетных направлений в деятельности и составляют актуальность данной темы.

Многолетние наблюдения и результаты мониторинговых исследований показывают, что наиболее выражены у учащихся те показатели тревожности, которые связаны с отношениями с учителями, с ситуациями проверки знаний и самовыражения; от класса к классу снижается инициативность учащихся в контактах с учителями, так же, как и их познавательная активность.

Во время учебного года наиболее часто педагоги поддержаны такими симптомами как истощение, усталость, пассивность, пессимизм, апатия, негативная самооценка. У педагога в таком состоянии разрушается профессиональная деятельность, он сам становится, по сути, фактором риска для развивающейся личности ученика и его здоровья. Именно поэтому основные усилия психолога в работе с педагогами должны быть направлены на две взаимосвязанные задачи – на развитие социально-психологической составляющей профессиональной компетентности и профилактику у него синдрома эмоционального выгорания. Педагогом-психологом Мукашевой Жазирой Амангельдиевной была разработана коррекционно-развивающая программа по эмоциональному выгоранию педагогов «Давайте учиться не гореть!», цель которой обучить педагогов умениям и навыкам саморегуляции эмоционального состояния для, профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности. Программа проводится с педагогами с 2007-2008 учебного года и имеет уже свои положительные результаты. Я в свою очередь, в связи с выявленными проблемами по диагностике инвариантного блока, на себя взяла ответственность составить программу «Условия формирования компетентностного подхода учителей начальных классов», которая предназначена для развития социально-психологической компетентности. Она позволяет не только укрепить здоровье учителя, но и сохранить учителя в качестве ключевого фактора благополучного развития личности ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.


Система работы над этими задачами предполагает, прежде всего, преодоление факторов, которые создают наибольший риск возникновения симптомов эмоционального выгорания. Высок риск выгорания для тех педагогов, которые не имеют профессиональных горизонтов – ни ближних, ни дальних, к которым они стремятся. У каждого они свои: открытый урок или аттестация, участие в школьном конкурсе педагогического мастерства, публикация в методическом журнале или внедрение творческой программы в учебный процесс. Известно, что быстрее всего выходит на грань выгорания педагог, который уверен, что, будучи учителем, он не имеет права ошибаться, всегда должен быть сдержан, обязан быть во всем примером, не имеет права на предвзятость. Такая позиция создает невыносимые условия и для взрослого, и для ребенка: сохранение своей исключительности требует колоссальных усилий, с высоты такого пьедестала трудно принимать в расчет чувства, интересы, потребности ребенка.

Не менее важно повысить психологическую грамотность педагога, содействовать формированию осознанной профессиональной позиции, развивать его коммуникативную компетентность, способствовать освоению современных эффективных психосоциальных технологий учебной и воспитательной работы.

Система работы с педагогами по моей программе «Условия формирования компетентностного подхода учителей начальных классов» дает возможность педагогу разомкнуть привычный круг уроков и общения в родной учительской, приняв участие в краткосрочных семинарах-практикумах, деловых играх, круглых столах, посвященных психологическим аспектам воспитания, обучения и развития детей, направленных на решение актуальных задач современной школы. Психологические игры и упражнения, работа в мини-группах насыщают процесс эмоциями, помогают участникам преодолеть свои стереотипы и ограничения, способствуют интенсивному развитию нового уровня их профессиональной компетентности. Тренинги позволяют участникам получать особые возможности для профессиональной реабилитации: знакомство с механизмами нарушений в психоэмоциональной регуляции, овладение навыками самоконтроля и восстановления ресурсов, сеанс релаксации и работа с личными проблемами.


Поисковой ОЭР темой нашей школы является «Развитие субъектов образовательного процесса в ходе реализации компетентностного подхода». По результатам инвариантного блока 2008-2009 учебного года были выявлены следующие проблемы:


  • основная часть коллектива показывает погруженность в прошлую жизнь, мнительность и неуверенность в себе.

  • нетворческий подход к жизни, что предполагает недоверие себе, своему мнению, ориентируются на мнение окружающих или большинства в коллективе.

  • отсутствие стремления к кооперации, тенденции к достижению собственных целей.

  • нестабильное «психоэмоциональное состояние» в коллективе, по причине личных проблем, что выражается в отчужденности, необщительности, сдержанности с коллегами и учениками.

Цель: создание необходимых условий для формирования компетентностного подхода учителей начальных классов.

Задачи:

  1. Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающих у педагога в профессиональной деятельности;

  2. Развитие у педагога навыков самооценки неблагоприятных психических состояний;

  3. Развитие у педагога умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению психоэмоционального равновесия;

  4. Формировать эффективные индивидуальные стратегии эмоционального реагирования на жизненные трудности.

  5. Опытно-экспериментальным путем определить влияние реализации педагога на развитие субъектов образовательного процесса.


Тренинговые занятия рассчитаны на педагогов начальных классов, которые планируются проводится 4 раза в учебном году (по 1 занятию на каникулах). Для предлагаемых тренинговых занятий наиболее подходящей представляется однодневная форма проведения занятий продолжительностью не более 2 часов.

В тренинговые занятия будут включены вводная часть, психогимнастика, диагностический этап, релаксация, рефлексия.

Занятие 1.


Тренинг «Всё в твоих руках…»

Приветствие.

Цели тренинга:


Развитие чувств собственной значимости. Снятие напряжения, чувства тревоги. Развитие способностей к развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров у педагогов. Сплочение участников группы, развивать умение делиться позитивной энергией. Способствовать предоставление возможности педагогам встать на позицию ученика и проанализировать свою деятельность. Развитие рефлексивного самосознания, формирование умения сотрудничать.

Ожидания участников тренинга.

Каждый пришел на тренинг со своими ожиданиями по отношению к данной теме, и участию. Я хочу, чтобы вы написали, чего вы ждете от данного тренинга.

Ход тренинга.

Упражнение “Энергетический круг”

Давайте, все возьмемся за руки, закройте глаза и мысленно отправьте всем участникам тренинга свою положительную энергию и мысли на предстоящий тренинг.

Личный герб и девиз”.

Сейчас я вам раздам бланки “Герб и девиз”. Вам предлагается заполнить поля герба соответствующими символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля:


  • первое поле - “Я как педагог”;

  • второе поле - “Мои ученики”;

  • третье поле - “Я глазами моих учеников”;

  • четвертое поле - “Моя профессиональная мечта”.

Сами поля герба также можно закрашивать “подходящими” цветами. На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом. Это может быть как известное изречение или строфа, придуманная самим участникам. Презентация герба и девиза.

Замечательно, мы увидели ваше педагогическое кредо, а теперь давайте узнаем ваше личностное кредо.

Упражнение «Символьный тест».

Посмотрите на эти 5 фигур и выберите, не задумываясь, фигуру, которая вам нравится больше всего.



КВАДРАТ удобнее всего себя чувствует в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Вы консервативны и любите, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда вам дают указания, вы работаете над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжелая работа в одиночку.

ПРЯМОУГОЛЬНИК любит систему и равномерность. Но вы скорее ее установите с помощью организаций, собраний, комитетов. Всё должно делаться правильно, с учетом всех правил и норм. Когда вам дают задание, вы начинаете ее организовывать, делая все, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

ТРЕУГОЛЬНИК ориентирован на цель. Вы получаете удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Вас побуждает к действиям то, чего вы хотите достигнуть. Вы часто обращаете внимания на большие долгосрочные дела, но можете забыть о деталях. Когда вам дают задание, вы устанавливаете цель и разрабатываете план ее достижения.

КРУГ дружелюбен и общителен. Вы справляетесь с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для вас ВСЁ и вы все делаете для того, чтобы сохранялась гармония.

ВОЛНА нестандартная и творческая. Вам лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, вам надоедает размеренность. Когда перед вами ставят задачу, у вас возникают блестящие идеи.

Упражнение «Мой ученик».

В наших школах живут две самые важные воюющие между собой нации – это ученики и учителя. Перед вами лежат листочки. Подумайте, кто из ваших учеников, по вашему мнению, для вас является самым проблемным учеником. Напишите его имя. Теперь впишите только положительные качества этого ученика. Далее, напишите свое имя и свои качества как положительные, так и отрицательные. Каких оказалось больше? Подчеркните положительные, пусть они вам помогут.

А теперь посмотрите на положительные качества вашего ученика. Действительно ли ваш ученик такой проблемный? Теперь старайтесь использовать эти положительные качества ученика в своей дальнейшей работе с ним. Только тогда вы будете успешным учителем, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на позитивные качества личности. Этим упражнением я хотела вам дать установку на удачное сотрудничество и взаимопонимание.


Упражнение «Грецкий орех»

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами, по числу участников. Высыпаются в центр круга.

Возьмите каждый себе один орех. Внимательно рассмотрите свой орешек, изучите его структуру, особенности строения, старайтесь запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Теперь ваша задача – найти свой орех. Теперь приступим к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

Упражнение «Дерево достижений»

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними… Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

Сегодня я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево. (Психолог обращает внимание присутствующих на листочки трех цветов). Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый цветочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится цветочек, возможно не один. Подумайте, какого цвета цветочки вам хотелось бы поместить на дерево?


Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. Если на веточке педагога появляются все три листочка разного цвета – распускается крупный цветок (предлагает психолог), если одного и того же цвета – то мелкий. При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.

Упражнение «Сон героя»

Давайте немного передохнем. Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха…

Ваши руки спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает… Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет… Обратите внимание, как вы выглядите через 5 лет… Где вы живете… Что вы делаете… Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами?.. Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть образы своего сна. Время от времени до вас доносится мой дружеский голос. Можно разобрать отдельные фразы: «Вы замечательная… Мы тебя любим… У вас все получится…» ПАУЗА Теперь вы чувствуете, что настало время возвращаться сюда к нам… Когда я досчитаю до трех, вы проснетесь и будете бодры и уверенны. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе. Раз, два, три.

А теперь возьмите лист бумаги, ручку и напишите, каким вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого?

Вопросы для обсуждения:

Довольны ли вы увиденным образом будущего?

Что понравилось больше всего?

Было ли что-то, что не понравилось?

Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

Рефлексия «Круг света»

Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье.


Участники по кругу передают сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру, присутствующим, себе.

Занятие 2.

Тренинг «Я, ты, он, она…»

Приветствие.

Цели тренинга:

Дать установку на успешное взаимодействие с учащимися. Познание себя через бессознательное, увидеть себя глазами окружающих. Помочь осознать свои ценности и цели в жизни.

Ход занятия

Ожидания участников тренинга.

Упражнение «Расскажи о человеке».

Предлагаю начать наш тренинг с одного интересного упражнения.

Перед вами лежат фото ваша задача назвать личностные качества человека изображенного на фотографии (добрый, злой, умный, дружелюбный, лживый, щедрый, скупой и т.п.).

У каждого участника фото одного и того же человека, они об этом не знают, но под фотографией дана установка об этом человеке, у одних положительная, у других отрицательная. (Например: фото №1 – Успехи в обучении у этого человека не достаточно хорошие, друзей не имеет, единственный ребенок в семье; фото №2 – Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей и т.п.)

А теперь расскажите о вашем человеке на фото. Почему вы выбрали именно эти качества? Что повлияло на ваше мнение?

После обсуждения рассказывается «правда» о человеке на фото.

Упражнение «Я…».

Сейчас вам предлагается 11 предложений, которые вам необходимо закончить.


Я забочусь…

Я люблю…

Я помогаю…

Я признаю…

Я талантлива…

Я умею хорошо делать…

Я сержусь…

Я обижаюсь…

Я расстраиваюсь, когда…

Мне нравится…

Я благодарна себе…


Участник тренинга при желании зачитывает окончания своих предложений. Трудно ли было дописывать, что испытывали?

Упражнение «Героиня сказки».

Выберите из 5 сказок ту, которая вам ближе всего.

“Аленький цветочек”. С одной стороны, прекрасная история, учит доброте и самопожертвованию. С другой стороны, в нашем подсознании откладывается установка - путь к счастью лежит через страдания, самоотречение, проблемы.

“Красная шапочка”. Она говорит об излишней наивности (где это видано, Красная Шапочка, увидев пасть волка, не убежала, а наоборот, начала расспрашивать, почему у него такие большие уши, зубы и т.д.). Если ребенком, вы зачитали эту книгу до дыр, не удивляйтесь, что вам 30, а вы все еще верите первому встречному, а потом оказываетесь в абсолютно дурацком положении.

“Колобок”. Сказка учит быть гибким, решительным в различных ситуациях. Быстрая реакция – залог успеха. Хитростью можно добиться многого.

“Золушка”. Влюбившиеся в эту героиню девочки навсегда для себя усвоили: для того, чтобы стать счастливой, нужно много и кропотливо работать. Практика показывает, что юные золушки оканчивают школу с медалью, а спустя некоторое количество времени становятся бизнесс-вумен. Как правило, у них образцовый дом.

“Василиса Премудрая”. Любительницы это сказки всю жизнь вынуждены входить в чье-то положение. Они всегда дадут совет, поддержат, утешат в нужную минуту. Из них получаются заботливые и мудрые матери. Один нюанс – порой мужья садятся им на шею, увлекаясь игровыми автоматами, жена посердится, а потом приласкает. Все-таки Премудрая!


Упражнение «Измени сказку».

Что нужно сделать, чтобы решить проблему в положительную сторону? Давайте попробуем сделать, из Карлсона правдивого надежного персонажа, который не бросит Малыша в трудную минуту. Загрузим, например, его общественной работой и всю беспечность как рукой снимет. Заставим старуху из “Золотой рыбки” самой сделать что-нибудь, избавим ее от вредности. Давайте перепишем финал сказки Колобок (в положительную сторону).

Как решили проблему?

Какое волшебное средство использовали, чтобы разрешить проблему?

Упражнение “Письмо самому себе любимому”.

А теперь у нас будет такое задание. Вам предлагается написать письмо-обращение к самому себе любимому.

Участники могут зачитать свои письма, но только с согласия авторов.

Релаксационное упражнение «Приятный сон».

Звучит спокойная музыка. Сядьте удобно, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы:


  1. Я спокоен. Мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю…

  2. Дышу спокойно… Я совершенно спокоен.

  3. Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены…

  4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках…

  5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

  6. Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслаблены…

  7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

  8. Мое тело расслаблено… Расслаблены мышцы спины… Расслаблены мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… Мне легко и приятно… Я отдыхаю…

  9. Веки опущены… Расслаблены мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен…

  10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…