zabika.ru 1

ВЫБОРЫ В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ

Формирование эффективной системы местного управления и самоуправления – одна из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь. Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества и критерием демократичности государства, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач, а на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения.


Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (ОТОС), местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

  • законность;

  • социальная справедливость;

  • защита прав и законных интересов граждан;

  • сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

  • единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

  • взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

  • разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
  • выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;


  • гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

  • ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

  • обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

  • самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления.

В нашей стране постоянно уделяется внимание совершенствованию и реальному укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов.

Вопросы развития местного управления и самоуправления в Беларуси находятся постоянно в поле зрения государства. Об этом свидетельствует принятие 4 января 2010 г. Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», на основании которого в нашей стране упрощено и систематизировано законодательство по этому вопросу. Создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно.

Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.


Особенностью местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Организационные формы деятельности Советов весьма разнообразны. Они осуществляют свои функции через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Основной формой деятельности Совета является сессия. На сессиях рассматриваются вопросы формирования бюджета и прогнозных показателей социально-экономического развития региона; управления государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности; налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет; развития системы здравоохранения; вопросы государственной поддержки организаций бытовых услуг, потребительской кооперации; финансового оздоровления некоторых субъектов хозяйствования.

Советы в пределах своей компетенции независимы и свободны в принятии тех или иных решений. Например, каждый Совет самостоятельно утверждает местный бюджет, программы экономического и социального развития территории исходя из интересов населения, необходимости охраны окружающей среды, историко-культурного наследия с учетом имеющихся материально-финансовых и трудовых ресурсов, максимального использования местных возможностей и резервов производства.

16 декабря 2013 года Президент Республики Беларусь подписал Указ № 557 «О назначении выборов в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва». Выборы назначены на 23 марта 2014 года (срок полномочий депутатов местного самоуправления истекает 25 апреля 2014 года. По Конституции РБ, не позднее, чем за 30 дней, необходимо провести выборы).


Дата определена с учетом установленных законом сроков на образование территориальных избирательных комиссий, подготовку и проведение иных избирательных действий в соответствии с требованиями Конституции и Избирательного кодекса.

Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов поручено в соответствии со своими полномочиями организовать проведение выборов в местные Советы депутатов и осуществлять контроль за исполнением законодательства о выборах.

Государственные органы и иные государственные организации должны обеспечить выполнение в установленные Избирательным кодексом сроки отнесенных к их компетенции организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов в местные Советы депутатов.

Финансирование избирательной кампании будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. На подготовку и проведение местных выборов утверждена смета в размере 100 млрд. бел.руб. В стране будет создан 1331 местный Совет.

До 27 декабря должны быть сформированы территориальные избиркомы. Весь январь и начало февраля уйдёт на создание окружных и участковых комиссий. С 12 января по 10 февраля – время для того, чтобы претенденты на кресло в местных Советах выдвинули свои кандидатуры. После рассмотрения документов и регистрации кандидатов – это произойдёт не позже 20 февраля – начнётся самый активный период – агитационный.

По новому избирательному законодательству, кандидат имеет право создать собственный фонд, куда его сторонники могут перечислять средства, например для изготовления печатных материалов. Кстати, в одном из округов Гомельской области – Новобелицком, где в прошлом году не состоялись выборы в Палату представителей, – они пройдут повторно и совпадут с днём выборов в местные Советы депутатов. Что же касается избирателей, то основанием для включения их в список будет являться наличие постоянной или временной регистрации, если речь идёт о студентах или командированных.

В Центризбиркоме утвердили пособие для территориальных, окружных и участковых комиссий. Разработчики учли все изменения и дополнения, внесённые в Избирательный кодекс. Брошюра составлена в виде вопроса-ответа и написана языком, понятным не только организаторам избирательных кампаний, но и всем её участникам, включая избирателей. По словам главы ЦИК Лидии Ермошиной, если соблюдать рекомендации, то избирательная кампания в местные Советы депутатов может пройти без проблем и ошибок.

Выборы в местные Советы депутатов имеют не только региональное, но и общеполитическое значение. Главная цель этих выборов – формирование дееспособных, инициативных, ответственных перед избирателями местных органов власти.