zabika.ru 1

Выступление на августовское совещание


Деятельность отдела образования осуществлялась в соответствии с планом работы на 2012/2013 учебный год и была нацелена на реализацию Кодекса Республики Беларусь об образовании, выполнение мероприятий государственных программ, повышение результативности работы отдела и учреждений образования, обеспечение получения детьми основного, дополнительного и специального образования,

Отдел образования занял 5 место в ежегодном областном соревновании среди отделов и управлений образования. ГУО «Оюцевичский д/сад-БШ»- победитель областного смотра- конкурса с присвоением звания «Бренд года 2012». Директор СШ г.п. Мир Шаплыко Т.И. стала победителем областного конкурса «Женщина года» в номинации «За достижения в воспитании детей», Шугало А.В., руководитель Турецкого д/сад-СШ, победитель ежегодного конкурса «Лучший руководитель года» в Кореличском районе в номинации «Лучший руководитель учреждения образования».

В течение года 68 педагогов награждены Почетными грамотами и грамотами Министерства образования, Кореличского райисполкома и Совета депутатов, управления и отдела образования. Жигало З.С., заместитель директора по учебной работе Лукской СШ, Бакей З.А., учитель истории гимназии №1г. п. Кореличи, занесены на районную Доску почета. Ежегодно пополняется количество педагогов, которым присвоено звание «Педагог- мастер» и сегодня такого звания будут удостоены 2 учителя.

Значительное внимание уделялось организации и проведению районных смотров-конкурсов, что позволило выявить лучший опыт педагогов по формированию учебно-развивающей среды, систематизировать имеющиеся учебно-методические материалы и определить учреждения для создания опорных предметных кабинетов. Победителями смотра-конкурса на лучшую дошкольную группу стали ДЦРР г.п.Кореличи, ясли-сад №1 г.п.Кореличи, Турецкий УПК д/с-СШ», смотра-конкурса на лучший кабинет педагога-психолога- ДЦРР г.п.Кореличи, Красненский д/сад-СШ, смотра-конкурса учебных кабинетов русского языка и литературы- СШ г.п. Мир, Мядвядская БШ, гимназия №1, кабинетов-уголков ОБЖ- СШ г.п. Мир, гимназия №1.


С целью повышения престижа профессии учителя физической культуры и здоровья, выявления творчески работающих учителей, стимулирования их профессионального роста, обмена и распространения опыта был проведен конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», победителями которого стали учителя Напорко М.С.(СШ г.п. Мир), Якимович Т.С. (Райцевский д/сад-СШ).

Распространение эффективной педагогической практики учителей реализовалось через участие в районных, областных конкурсах методических материалов, научно-практических конференциях, семинарах различных уровней. На базе района, в частности на базе СШ г.п.Мир, проведены Республиканский семинар «От воспитательного пространства регионов к воспитательному пространству учреждения образования», 2 областных семинара: «Музейная педагогика: новые реалии, современные технологии», «Организация образовательного процесса по учебному предмету «Музыка» на принципах безотметочного обучения».

Проведено районное родительское собрание «Современная семья: актуальные проблемы воспитания» с участием заинтересованных служб района.

В целях реализации программы развития общего среднего образования израсходовано 350,1млн.рублей, из них на приобретение лингафонного кабинета -74,5 млн.рублей, компьютерной и оргтехники- 211,3 млн.рублей.

Обеспечивалось своевременное освоение средств, выделенных на реализацию Программы развития системы дошкольного образования, что способствовало укреплению и пополнению развивающей предметно-пространственной и социальной среды. Профинансировано 118,9 млн.рублей.

В рамках действия региональной Программы проведения капитальных ремонтов пищеблоков и переоснащения их холодильным и технологическим оборудованием приобретено на сумму 235,19 млн.рублей 11 единиц технологического и 3 единицы холодильного оборудования, в 13 учреждениях образования заменены производственные столы.

В целом расходы учреждений образования за 7 месяцев 2013 года с учётом средств, выделенных на реализацию государственных программ, профинансированы в размере 38,7 млрд. рублей или 54,9% уточнённого годового плана.


На укрепление материально-технической базы учреждений образования затрачено 1,9млрд. руб.

Активизирована работа по привлечению внебюджетных (при плане 398,0 миллиона рублей фактическое выпролнение 237,4млн.руб., 59,6% годового задания), спонсорских средств (91,2 миллиона рублей) для обновления и пополнения материально-технического базы учреждений.

В целях экономии бюджетных средств ремонтные работы проведены хозяйственным способом на сумму 779,6 млн. рублей.

Темп роста платных образовательных услуг в фактических ценах к аналогичному периоду 2012 года составил 121,5% или 644,3 млн. рублей.

На подготовку учреждений образования к новому учебному году профинансировано 591,6 (+162,6 млн.руб.) млн. рублей на школы, 268,9(+228,9 млн.рублей) млн. рублей – на дошкольные учреждения, 1,1 млн. рублей – на учреждения специального образования, 3,2 млн.рублей- на ЦТДиМ.

За 7 месяцев 2013 года среднемесячная заработная плата работников образования района увеличилась к уровню 2012 года на 121,5% и составила 2988,2 тыс. рублей.

Выполнены все минимальные стандарты, действующие в системе образования: все это способствует совершенствованию и повышению качества работы региональной системы образования. В результате практически все показатели района имеют ежегодную устойчивую положительную тенденцию.

На 4,1% вырос охват детей дошкольным образованием и составил 89,5%.

На 3% вырос процент обеспеченности средствами воспитания и обучения (82%) в соответствии с Перечнем оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Анализ динамики заболеваемости показывает её стабильность по количеству дней, пропущенных одним ребёнком,– 3,6 дня (обл. 4,9 дня).

В 80% учреждений дошкольного образования образовательный процесс осуществлялся на белорусском языке. В ясли-сад №1 г.п.Кореличи, ДЦРР г.п.Кореличи с учётом пожеланий родителей были открыты 2 группы, которые работали на белорусском языке.


С целью развития интеллектуальных и творческих способностей детей и выполнения поставленной задачи дифференцированные образовательные услуги оказывали 100% дошкольных учреждений- 69 (+3) видов, в том числе на платной основе– 38 ( +2).

На базе ДЦРР г.п.Кореличи создан ресурсный центр «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса с детьми дошкольного возраста», главная задача которого оказание практической помощи воспитателям дошкольных групп.

Вместе с тем не в полной мере выполнено решение Гродненского облисполкома от 29.11.2010 года №844 «Об отчёте Новогрудского райисполкома о реализации на территории района Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы». Не проведён ремонт асфальтового покрытия территорий и подъездных путей к Жуховичскому д/с», ДЦРР и ясли-сад №1 г.п.Кореличи, не заменено надворное освещение в Лукском д/с.

Не выполнена поставленная задача обеспечения образовательного ценза педагогов до 45%, хотя велась системная работа по обеспечению учреждений дошкольного образования квалифицированными педагогическими и руководящими кадрами (образовательный процесс осуществляли 94 педагога), что имеет положительный результат: вырос образовательный уровень (высшее образование) педагогов с 40,9% до 43,6% (обл.- 55,6%), категорийный ( 1-я и высшая категории) с 60,3% до 64,9%. Заочно обучались 13 ( +6 к 2011/2012 уч.г.) педагогов.

Низкий процент охвата детей новыми формами дошкольного образования на платной основе – 1,26% (обл. – 5,9%).

Недостаточно решен вопрос оснащённости учреждений дошкольного образования современными средствами технического обучения.

Таким образом, в качестве главных направлений деятельности системы дошкольного образования следует определить:

- провести благоустройство территорий ДЦРР г.п.Кореличи, я/с №1 г.п.Кореличи, Жуховичского д/с; обеспечить наружное освещение надворной территории Лукского д/с;


- изучить возможности и открыть группы с кратковременным пребыванием на платной основе с целью расширения новых форм дошкольного образования;

- обеспечить учреждения дошкольного образования информационной и компьютерной техникой;

- внедрить компьютерную программу в организацию питания ДЦРР г.п.Кореличи.

Одной из ключевых задач учреждений общего среднего образования являлось повышение качества образования, создание условий для удовлетворения образовательных запросов и развития индивидуальных способностей учащихся.

Основу системы общего среднего образования района составляли 16 учреждений- 2098 обучающихся, из них гимназическое образование получали …. детей.

Количественные и качественные показатели демонстрируют положительную динамику роста учебных достижений обучающихся.

Из 737(-63) учащихся обучающихся в 76 классах(-1) на первой ступени обучения, на 6-10 занималась 25,2% (+1,2%) учащихся, из них на 9-10- 9,55% (+0,8%). 98,8%, +1,0%) младших школьников посещают факультативные занятия.

На 1,3% увеличилось по итогам года количество стипендиатов (85 (4,4%) в 2011г., 101(5,6%) в 2012г.,120(6,9%) в 2013г.).

Из 208 учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, получили свидетельства с отличием 9 (4,3%,+2 (3 %) к 2012 году) человек.

5 (4%) выпускников из 125 учащихся III ступени общего среднего образования получили аттестаты особого образца с награждением золотой медалью (6 (3,9 %) – в 2012 году).

Результаты экзаменов подтвердили соответствие уровня и качества знаний большинства выпускников требованиям образовательных стандартов.

По предметам, которые являются обязательными для сдачи экзаменов (математика, русский и белорусский языки, иностранный язык), 34,7 % (+3,5%) выпускников 11 класса предъявили высокий, 31,7 % – достаточный уровни учебных достижений.

Предварительные результаты поступления выпускников имеют тенденцию увеличения на 9,1% количества выпускников, поступивших в УПТО и ССУЗы (36,8%), и на 7,3% уменьшения студентов ВУЗов (62,4%).


Вопрос работы с талантливыми детьми по-прежнему остается в центре внимания. Согласно решениям районного исполнительного комитета на материальное поощрение учащихся учреждений образования района, которые достигли высоких результатов в учебной, научно-практической, творческой деятельности, туризме и спорте было выделено ….

Разработанная система интеллектуального, творческого развития личности учащихся обеспечила результативность участия обучающихся 3- 11 классов в предметных олимпиадах различных уровней. С целью раннего выявления и развития интеллектуального потенциала проводится районная олимпиада младших школьников. Высокие результаты продемонстрировали учащиеся гимназии №1г.п. Кореличи», СШ №2 г.п. Кореличи, Турецкого и Циринского д/сада- СШ.

5 учащихся, награжденных дипломами I и II степени по результатам третьего этапа республиканской олимпиады, приняли участие в составе команды Гродненской области в заключительном этапе республиканской олимпиады, где показали следующие результаты: диплом I степени по русскому языку и литературе (Балабанович Ирина, учитель Шут Н.В.), похвальный отзыв по математике (Шулицкий Дмитрий, учитель Аполоник Н.В.)

Однако уровень подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах продолжает оставаться недостаточным. Целью работы учреждений должна стать систематическая работа по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, в областных, республиканских и международных конференциях и конкурсах.

Ежегодно увеличивается количество учащихся, посещающих факультативные занятия (+ 1,1%,97,1%).

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была и остается стратегической для системы образования района.

Вырос общий охват питанием и составил 99,9% (+0,5%, областной показатель – 99%). Охват горячим питанием учащихся в городской местности- 99,6% (+1,5%, областной показатель – 93,1%).

Организовано бесплатное обучение плаванию учащихся 1-4 классов СШ №2 и гимназии №1 г.п. Кореличи на базе бассейнов бани Кореличского районного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства.


Плановые объёмы по оздоровлению детей и подростков выполнены на 101,8 % (+1,6%). Перевыполнены плановые задания по оздоровлению в передвижных палаточных лагерях (78 учащихся,130%), а также по оздоровлению детей-сирот (60 детей,173%).

На подготовку детских оздоровительных лагерей израсходовано 338,0 млн.рублей (+54,9 млн. рублей).

Оздоровление в санаторно-курортных школах-интернатах прошли 84,2% детей.

Несмотря на то, что вопрос повышения качества образования находится на строгом контроле отдела и администрации учреждений образования, однако есть проблемы, над решением которых необходимо работать.

Не выполнена задача повышения рейтинга учебных достижений. Так, рейтинг учебных достижений по итогам года, а также показатель количества учащихся, закончивших учебный год на 5-10 баллов, ниже в сравнении с предыдущим годом. Количество учащихся, недоработавших по одному предмету, увеличилось с 27,6% в 2012 г. до 28% в 2013г.

По итогам обязательных экзаменов в 11 классе увеличилось количество работ на 3-4 балла на 2,6 %, в 9 – на 0,2 %.

На экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования качественные результаты на высоком (13,4 % (- 2,4%) и достаточном (28,5 % (-1,7%) уровнях ниже по сравнению с 2012 годом.

Остается актуальной проблема расхождения между годовой и экзаменационной отметкой.

Не выполнена задача увеличения количества и качества дипломов на этапах республиканской олимпиады по учебным предметам. Ежегодно уменьшается количество дипломов на 3-ем (областном) этапе олимпиады (-3) и составило 5.

Низок уровень выполнения заданий победителями 2-го этапа республиканской олимпиады. Только 34 % (-8,5%) работ победителей имели процент выполнения 50 % и выше, причем количество таких работ ежегодно уменьшается (40 работ в 2011 году, 31 в 2012 г.).

На протяжении 6-ти лет нет победителей районного а, следовательно, и областного этапа олимпиады среди учащихся Малюшичского д/сада- СШ, на протяжении 3-х лет – среди обучающихся Оюевичского д/сада-БШ. Так, средний балл успеваемости учащихся Малющичского д/сада-СШ по иностранному языку на протяжении 2-х лет самый высокий в районе, однако нет результативности.


Из 126 выпускников, проходивших ЦТ, не преодолели установленный порог по предметам 45(35,7%). Наибольшее количество по математике-24 (19%), физике- 12 (9,5%). Это свидетельствует о недоработке педагогических коллективов в вопросах профессиональной ориентации и недостаточном уровне сформированных знаний.

Нет победителей на республиканском конкурсе исследовательских работ.

Уровень физической подготовленности учащихся на конец учебного года на 0,4 балла ниже областного показателя (7,9 балла).

Средний показатель обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием по району вырос на 2,9% и составил 79,1%, что выше областного показателя на 0,1%, однако не соответствует поставленной задаче (80%).

Не выполнена задача по проведению капитального и текущего ремонта на пищеблоках гимназии №1 и СШ №2 г.п.Кореличи.

Не внедрена в учреждениях образования компьютерная программа «Меню».

Не выполняется задача по внедрению в учреждениях образования таких форм организации питания, как предварительный заказ блюд «сегодня на завтра», использование вариативного меню.

С целью дальнейшего развития системы общего среднего образования необходимо:

- строго подойти к анализу итоговой аттестации и результативности участия в олимпиадном движении и наладить эффективную систему выявления и сопровождения талантливых учащихся и их качественной непрерывной подготовки, а также контроля и стимулирования работы педагогов с данной категорией обучающихся. Олимпиады для учащихся и подготовка к ним должны стать системным круглогодичным мероприятием. Существующие проблемы в работе с талантливыми детьми по-прежнему кроются как в человеческом факторе, так и в формальном подходе;

- продолжить работу по обеспечению поступления как в высшие, так и в профессионально-технические учреждения, направив профориентационную работу по выбору обучающимися тех специальностей, в которых нуждается сегодня наш район;


- совершенствовать работу по повышению качества предметного преподавания, результативности участия в конкурсах исследовательских работ через организацию деятельности региональных формирований, укрепление ресурсного обеспечения работы с образовательно мотивированными учащимися, эффективное взаимодействие с учреждениями высшего образования.

Специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью было охвачено 99,5 % (- 1,0%), что на 0,6% больше областного показателя (98,9%).

В среду здоровых сверстников интегрировано ….% обучающихся по специальным программам. Лучшая результативность работы у Ракович Е.А. (Красненский д/сад- СШ (72% детей выпущено с речевой нормой), Сухоцкой Н.В (гимназия №1 г.п. Кореличи (50%), Нарчило А.В. (СШ г.п. Мир (48.6%), Лещинской Е.В. (СШ №2 г.п. Кореличи (46,8%).

На оснащение ПКПП, классов интегрированного обучения необходимым коррекционно-педагогическим и диагностическим оборудованием, средствами обучения и мебелью до конца года будет направлено программных средств на сумму 21,6 млн.рублей.

Отделом и учреждениями образования проводится определенная работа по оказанию специальной помощи детям с ОПФР в соответствии с Кодексом РБ об образовании. Вместе с тем остаётся ряд вопросов, которые не решены в полном объёме.

На низком уровне находится проектно-исследовательская деятельность, что влечет за собой не выполнение задачи, поставленной на истекший учебный год. На ІІ районную научно- практическую учительскую конференцию “Личность. Образование. Общество” представлено лишь 2 работы..

Требует усовершенствования работа педагогов по качественной подготовке и оформлению работ, предоставляемых для участия в конкурсах.

Не в полной мере выполняется задача по выявлению и охвату детей до 3 лет и 11 месяцев ранней комплексной помощью.

Достаточно высокий процент первично выявленных детей школьного возраста с нарушением письма и чтения – 18.6% (-1%).


С учетом выявленных проблем необходимо решить следующие задачи:

- усилить координирующую методическую помощь педагогам по вопросам качественной подготовки к конкурсам различного уровня, активизировать работу по исследовательской деятельности;

- обеспечить максимальный охват детей в возрасте до 3 лет и 11 месяцев ранней комплексной помощью;

- снизить процент первичного выявления детей школьного возраста.

Важную роль в обеспечении качества, эффективности, содержательности работы отдела и учреждений образования играет кадровый потенциал.

Сегодня образовательный и квалификационный уровни педагогов школ выше областного показателя. Из 389 педагогов, обеспечивающих образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования, 353 (91,1%, +4,6%, обл.- 90,2%) имеют высшее образование, 303 (77,9%,+4,1%, обл.-74,3%)- высшую и первую квалификационную категории, из 94 педагогов, работающих в учреждениях дошкольного образования, с высшим образованием 41 (43,6%, + 2,6%, обл.-55,6%) педагог, с высшей и первой категорией- 64 (68,%,+12,3%). Обязательной аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории до 1 сентября 2014 года подлежит 98 педагогов района, из них 37(37,8%) пенсионеров.

53% (+32%, обл.-33%) педагогических работников, в том числе 75% работников отдела образования, 100% (+7,7%)директоров школ и заместителей директоров имеют сертификат пользователя информационных технологий в образовании. Необходимо с положительной стороны отметить СШ г.п. Мир, где прошли сертификацию 100 % педагогических работников.

Из 89 педагогов, имеющих среднее специальное образование 21(23,9%) обучается заочно. Профессиональную переподготовку проходят 4 педагога. Повысили своё мастерство через курсовую подготовку в ГрОИРО 66 педагогов, в АПО -17.

Педагоги района приняли участие в работе 32 семинаров на хозрасчётной основе. Наиболее активными являются педагогические работники СШ г.п.Мир.


Материалы заместителей директоров по воспитательной работе Турецкого д/с-СШ» Горох Т.В., Циринского д/с-СШ» Адамушко Н.Н., СШ №2 г.п.Кореличи Бразовской И.Н., Лукской СШ Куцко М.В. были представлены на республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Я грамадзянін Беларусі» в г.Минске. Педагоги СШ г.п.Мир, гимназии №1 г.п.Кореличи, Лукской СШ являются активными участниками научно-практических конференций областного, республиканского и международного уровней.

Вместе с тем в работе с кадрами и организации их непрерывного профессионального обучения имеется ряд недостатков.

Процент закрепления молодых специалистов после отработки двух лет составил 47,8% , что ниже областного на 38,9% (обл.-86,7%, на селе- 61,6%).

Ощущается нехватка учителей иностранного языка, физики, математики, химии, биологии. К работе было привлечено 44 пенсионера.

Недостаточно используется имеющийся творческий потенциал учителей высшей квалификационной категории, «Педагогов-мастеров» при организации коллективных, групповых видов деятельности, в частности, для разработки наиболее сложных тем учебных дисциплин, написания методических рекомендаций, положений, памяток.

Несмотря на достаточную накопляемость методических, дидактических, практических материалов ресурсных центров по допризывной подготовке в ГУО « Лукской СШ», по музейной педагогике в ГУО «СШ г.п.Мир», способствующих повышению профессионального мастерства учителей, росту их научно-исследовательского уровня, недостаточен спектр обучающих мероприятий, проводимых на их базе.

Анализ работы аттестационных комиссий учреждений образования показал, что не в полной мере проводится методическая работа с педагогами первой квалификационной категории по обобщению педагогического опыта и подготовке к сдаче экзамена на подтверждение высшей квалификационной категории.

С учётом выявленных проблем определены направления работы на 2013/2014 учебный год:


- целенаправленно использовать сайт отдела образования для оказания консультативной помощи руководителям методических формирований, молодым педагогам учреждений образования;

-обеспечить целенаправленную и системную профориентационную работу по ориентации выпускников на педагогические специальности (иностранный язык, физика, биология);

- инициировать распространение опыта работы педагогов учреждений образования, методистов учебно-методического кабинета на областном и республиканском уровнях;

- активизировать методическую деятельность ресурсных центров;

- систематически проводить методическую работу с педагогами высшей квалификационной категории по подготовке к экзамену на подтверждение высшей квалификационной категории;

- усилить практическую составляющую работы всех методических формирований;

- вести в практику работы проведение мастер-классов, открытых уроков «Педагогами–мастерами», учителями с высшей квалификационной категорией

Результатом целенаправленной деятельности всех заинтересованных структур исполнительной власти, учреждений образования, спорта, культуры, общественных организаций стало совершенствование воспитательного пространства района. Опыт его создания демонстрировался на республиканском семинаре и перед слушателями факультета повышения квалификации Института Государственной Службы Академии управления при Президенте РБ.

Получило качественное развитие гражданское и патриотическое воспитание. В целях активизации поисковой деятельности, подведения итогов краеведческой работы впервые проведен районный слет музеев учреждений образования района на базе Красненского д/сада-СШ. Результативна работа школьного музея «Вытокі» Райцевского д/сада-СШ по присвоению звания «Народный». Опыт работы СШ г.п.Мир по использованию новых форм поисковой работы представлен в ходе областного семинара-практикума, активы музеев СШ г.п.Мир, Райцевского д/сада-СШ приняли результативное участие в областном слете народных музеев учреждений образования, Пастухова Юлия, учащаяся СШ г.п.Мир, заняла 1 место в конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования « Музей в чемодане» в рамках республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». В 2013 году стартовал районный проект «Поиск», направленный на организацию совместной поисковой деятельности музеев учреждений образования и военного комиссариата в местах воинских захоронений.


Для координации деятельности заинтересованных служб района в шестой школьный день реализовывалась районная программа межведомственного взаимодействия «Субботний день».

Показатели охвата обучающихся дополнительным образованием в районе имеют стабильную динамику. 92,5% (+0,5%) учащихся заняты в кружковой и секционной деятельности. 49,6% (316 учащихся,+24,6%) посещают факультативы воспитательной направленности. 43% охвачены занятиями по интересам в Центре творчества. 27(45%) кружков работали в вечернее время , 28 (46,6%)- в выходные дни. Обеспечена 100% занятость подучетных подростков. По состоянию на 01.07.2013 г. на учете в ИДН состоит 6 (+2) учащихся, на ВШК- 16 (-12) подростков. Налажен контроль со стороны администрации учреждений образования за успеваемостью, занятостью несовершеннолетних во внеурочное время и на каникулах.

Результативность работы доказывают дипломы и грамоты. Так, итогом работы объединения по интересам ОФП (руководитель Демушкин И.В.) являются 4 награды республиканского уровня.

Инновационная деятельность нашла своё отражение в продолжение работы над республиканским проектом «Внедрение системы мотивирования и стимулирования учащихся как средства формирования успешной и социально активной личности» на базе Красненского д/с-СШ.

Скоординированная работа на ранней стадии семейного неблагополучия позволила сократить количество детей, признанных нуждающимися в государственной защите. На 01.08.2013 года таких 9 детей из 6 семей. 67 детей из 40 семей находятся в социально опасном положении. Увеличился показатель возвращения детей в семью после признания их нуждающимися их в государственной защите с 40% до 86,7%.

Проведенная организационно- методическая работа по семейно-ориентированному подходу в работе с неблагополучными семьями обеспечила 100% определение детей в возрасте от 3 до 6 лет в учреждения дошкольного воспитания.

Произошел перелом в профилактике социального сиротства. Нет детей, получивших статус оставшихся без попечения родителей без включения в профилактическую работу в рамках реализации Декрета. За 2012- 7 месяцев 2013 года социальными сиротами по причине лишения родительских прав стал 21 ребенок (-3). В текущем году 3 родителя восстановлены в родительских правах в отношении 5-ти детей (последнее восстановление было в 2009 году: 3 родителей были восстановлены в отношении 4-х детей).


Обеспечена защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 61 ребенка, имеющего постоянный статус, 55 поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, за 6- жилье закреплено.

Возмещение расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, составляет 64 % (+16%).

Вместе с тем есть проблемы, требующие решения.

Не результативна трансляция опыта воспитательной работы учреждений образования на XV Республиканскую выставку научно-методической литературы и педагогического опыта по теме «Я – грамадзянін Беларусі».

Не в полной мере используются возможности и координирующая роль Лукской СШ», Оюцевичского д/сада- БШ как опорных учреждений по туризму и краеведению и эколого-биологическому воспитанию соответственно.

Следует отметить недостаточную контролирующую функцию заместителей директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе за реализацией мегапроекта «Патриотический марафон социально значимых дел «Поклонимся великим тем годам»: не представлено ни одной работы для участия в ежегодных областных образовательных проектах «Мультимедийные технологии в военно-патриотическом воспитании учащихся», детского и молодежного видеотворчества «Этих дней не смолкнет слава!», не представлены отчеты по областному экскурсионно-туристскому проекту «Земля умеет говорить», туристско-краеведческому проекту «Всё помнится, ничто не позабыто...»; наблюдается пассивность участия вконкурсах в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Учащиеся района, являются активными участниками творческих конкурсов, однако результативность участия не имела положительной динамики: завоеваны 1диплом международного уровня (+1), 4 (-4) и 21 (-16) диплом – республиканского и областного уровней соответственно.

Необходимо отметить, что в течение последних лет уменьшилось число преступлений и правонарушений, совершенных учащимися. В течение 2013 года обучающимися учреждений образования не совершено преступлений (в 2012 г.- 1 преступление) и только 1 правонарушение по линии ГАИ (1 участник) (в 2012 г.-8(6)). Однако следует обратить внимание на то, что все правонарушения за 2012 год совершены учащимися из полных благополучных семей. Это указывает на недостаточное привлечение к организации воспитательного процесса детей и родителей благополучных семей.


Хотя показатель устройства вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания увеличился с 69 % до 77,3 % , однако не достиг уровня средне областного показателя --79,9%. Наполняемость приемных семей на 0,12 меньше средне областного показателя и составляет 1,67.

Недостаточно используются в воспитательно-профилактической работе интернет-ресурсы по формированию законопослушного поведения учащихся.

С целью эффективной организации воспитательной работы необходимо:

-направить все усилия на реализацию Комплексной программы воспитания в Кореличском районе на 2012-2015 годы, выполнение решения коллегии управления образования от 23 апреля 2013 года “О совершенствовании работы УО в 6-ой школьный день”;

-формировать гражданственность, патриотизм, национальное самосознание на основе государственной идеологии и государственных символов РБ, подготовки к празднованию 70-й годовщины освобождения РБ от немецко- фашистских захватчиков;

-привлекать к организации воспитательного процесса детей и родителей благополучных семей, шире использовать в воспитательно-профилактической работе по формированию законопослушного поведения учащихся интернет-ресурсы;

-обеспечить качественное выполнение творческих и исследовательских работ для участия в ежегодных областных образовательных проектах, акциях, конкурсах;

-развивать институт приемной семьи, повышать их наполняемость.