zabika.ru 1

Олимпиада по русскому языку и литературе


9 класс
I. Фонетика


1.     В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

1) страстное, бьющаяся, подстричь; 2) июльский, маячить, прелестное; 3) создаешь, поющие, местность; 4) тростниковые, вскользь, разъярившийся.

2.     Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:

1) бедный; 2) сердце; 3) отдать; 4) голубь; 5) игры; 6) латы; 7) рукав; 8) милиция; 9) ошибка; 10)скучный; 11) храброго; 12) что.
II. Словообразование

1.     Какое слово является лишним в группе однокоренных слов?

а) белизна; б) белка; в) побелить; г) беленький; д) белый.

2.     Найдите ошибочное утверждение:

1) окончание образует формы слова; 2) окончание не входит в основу слова; 3) все слова в русском языке имеют окончания.
III. Лексика. Фразеология

1.Значение какого слова определено неверно?

а) пассивный – вялый, безучастный; б) апелляция – обращение с просьбой, с призывом; в) корысть – преступление, совершенное с целью личного обогащения; г) зодчий – архитектор; д) миссия – ответственное задание, роль, поручение.
2.     Составьте пословицы:


1. Два медведя в одной берлоге

А) не уживутся.

2. Худой мир

Б) ваше дело: как же быть.

3. Бояться волков -

В) скажет: деготь.


4. Либо полковник,

Г) там и мы с руками.

5. Кто языком штурмует,

Д) либо покойник

6. Не узнав горя,

Е) не много навоюет.

7. Наше дело: что же делать;

Ж) унеси что с чужого двора – вором назовут.

8. Не надо и беса,

З) не узнаешь и радости.

9. Где я лисой пройду,

И) коли ты здеся.

10. Федюшке дали денежку,

К) лучше доброй драки

11. Лей на него масло -

Л) там три года куры не несутся.

12. Лучше не дари,

М) а он и алтын просит.

13. Грязь не сало:

Н) да после не кори.

14. Заработанный ломоть

О) потер, она и отстала.

15. Нынче люди таковы:

П) лучше краденого каравая.

16. Где пирог с грибами,

Р) быть без грибов

3. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

IV. Морфология и орфография


  1. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов.

Глухой глухого звал на суд судьи глухого. Ребенка пленного
он вез. Пленных выстроили на деревенской площади. Из жалости один монах призрел. Его больной, молящий взор… Тебе есть в мире что забыть…


  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задания 1 – 6.

Стояла первая половина сентября. После (не)скольких дней (не)настья уст…новилась солнеч…ная и теплая погода. Очевидно подошла та чудес…ная пора которую в народе называют бабьим летом. Разобрав спиннинг и упаковав его в чехол я (не)спеша направился через лес к городу. По пути соб…рал грибы грузди и опята уклад…вал в сетку которая правда предназн…чалась для рыбы. Когда сетка наполнилась я сказал себе довольно (не)жадничай оставь и другим. И только тут увидел что попал в (не)знакомую часть леса где раньше бывать (не)приходилось. Здесь (в)переме..ку р…сли сосны и березы изредк… поп…дались одинокие осины. Медные стволы сосен сочились прозрачной смолой. Рядом пролетали стрекозы сверкая в лучах со…нца стекля…ыми крылышками. (Не)прош…л я и сотни шагов как деревья сле…ка ра…тупились открыв (не)большую лужайку. Всю ее покрывала (не)высокая но густая и сочная трава пестревшая множеством цветов. (По А. Дементьеву)

Задания:

1) Найдите одно – два существительных, не имеющих формы множественного числа.

2) Найдите в тексте устойчивое выражение.

3) Найдите слова в переносном значении.

4) У какого слова из данного текста неправильно определены грамматические признаки?

(Не) спеша – деепричастие несовершенного вида.

Первая – порядковое числительное.

Пестревшая – действительное причастие прошедшего времени.


5) Найдите глаголы в повелительном наклонении.

6) Найдите в тексте одно – два многозначных слова.
V. Синтаксис и пунктуация

1. Укажите словосочетание со связью примыкание: а) посеять рожь; б) волшебная палочка; в) повернуть налево; г) стакан молока.


  1. Какое слово нужно подобрать к слову «писать», чтобы в словосочетании была связь управление?

а) медленно; б) не спеша; в) ночью; г) в тетради.
3. Укажите двусоставное предложение.

а) Любите и берегите свой родной язык! б) С далеких гор потянуло свежестью. в) Нас утро встречает прохладой. г) Их многому научили в спортивном лагере.
4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) День был пасмурный, невеселый. б) Снегом замело все дороги. в) Постепенно и мы начали тревожиться. г) Люблю эти бескрайние равнины с их таинственной тишиной.
5. Какое из предложений соответствует данной характеристике: «Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено однородными сказуемыми»?

а) На станции я забежал в буфет выпить пива и не слыхал третьего звонка. б) Несмотря на поздний час, в деревне не тушили огня и не спали. в) Луна стояла над крышей, но ее свет не затмевал звезд. г) Домик, покрытый соломой, стоял на самом краю деревушки, которая утопала в зелени.

6. Найдите предложения, в которых союз «и» соединяет части сложного предложения, расставьте знаки препинания.

а) Жил тогда со мной приятель и герой моих стихов замечательный писатель и чудак Борис Житков. б) Нахмурилась елка и стало темно. в) Дороги нет и незачем ее выглядывать. г) Сырой ветер дул по полу и шуршал соломой. д) Казалось было холодно цветам и от росы они слегка поблекли.


VI. Культура речи

1.     В каком примере допущена грамматическая ошибка?

а) В подарок я получил не только марки, но и прекрасный альбом. б) Поступок Анны Карениной, доказывающей право на любовь, никого не оставил равнодушным. в) Василий играл «Барыню»… г) Чехов высмеивает мещанство с их мелкими интересами.
2.     Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

а) Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. б) Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. в) Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. г) Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. д) Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался. е) Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом. ж) Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
VII. Литература


  1. Определите писателя по биографическим фактам:

А)

Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.


В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».




  1. Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в – Н. Карамзин.




а

б

в

г

1

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский



«Житие Александра Невского»

2

Ибо и крестьянки любить умеют



Н. Карамзин



3

И дым отечества нам сладок и приятен



А. Грибоедов



4

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?










  1. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма – обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип – это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.


  1. Прокомментируйте (разъясните) встречающиеся в этом фрагменте из стихотворения М.В. Ломоносова «Ода на прибытие Елисаветы Петровны в Санкт – Петербург, 1742 г.» мифологические понятия (имена, названия объектов и т.п.).

Взлети превыше молний, муза,

Как Пиндар быстрый твой орел;

Гремящих арф ищи союза

И вверьх пари скорее стрел;

Сладчайший нектар лей с Назоном;

Превысь Парнас высоким тоном;

С Гомером как река шуми,

И как Орфей с собой веди

В торжествен лик древа и воды

И всех зверей пустынных роды.