zabika.ru 1 2 ... 22 23


От редакционной коллегии
Этот номер журнала посвящен 170-летию Учреждения образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия». Авторами статей являются руководители академии, факультетов, подразделений и общественных организаций, большинство из которых получили в свое время дипломы БГСХА. Опираясь на материалы архивов, опубликованные научные исследования, средства массовой информации, воспоминания ветеранов и выпускников, используя научную методологию и свой жизненный опыт, они представили впечатляющую панораму деятельности старейшего в Европе высшего сельскохозяйственного вуза от его зарождения и до наших дней.

Знакомясь с историей академии, читатели смогут убедиться в том, что она практически постоянно ощущала необходимую заботу со стороны государства. Это в свою очередь побуждало вузовский коллектив творчески выполнять свои обязанности, что сказывалось на качестве профессиональной, государственной и общественной деятельности выпускников, которые (так сложилось исторически) занимают сегодня ключевые места в республиканском аграрном секторе экономики. Доказательством этому является выработка современной Беларусью своей модели развития АПК, динамизм в осуществлении программ, направленных на достижение белорусским селом мировых стандартов во всех основных сферах жизни. Сложившейся ситуацией коллектив академии дорожит и намерен ее улучшать и укреплять.

Опубликованные статьи могут быть источниками для исследователей аграрной истории страны и ее составной части – высшего сельскохозяйственного образования. Их целесообразно использовать при проведении воспитательной работы в студенческих коллективах. Редколлегия уверена, что многим читателям материалы журнала помогут утвердиться в понимании того, что сельскохозяйственное производство и работающие в нем люди являются национальным достоянием нашей страны.

Главный редактор А.П. Курдеко


УДК 378.6
А.П. КУРДЕКО
170 лет в числе ведущих вузов
Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия отмечает свой очередной юбилей. 15 августа 1840 г. в ничем неприметном тогда местечке Горки состоялось торжественное открытие государственной земледельческой школы. Этому событию предшествовали деятельность правительственного Комитета по усовершенствованию земледелия во главе с президентом Вольного экономического общества Н.С. Мордвиновым, работа чиновников Департамента земледелия, который подчинялся министру финансов Е.Ф. Канкрину, и, наконец, Указ Николая 1 от 24 апреля 1936 г. об основании Горыгорецкого земледельческого учебно-воспитательного учреждения.

Руководство школы в отчете Департаменту земледелия о ее открытии подчеркнуло: совершившееся в Горках станет эпохой в летописях истории сельского хозяйства страны. Время подтвердило прозорливость авторов первого официального документа. Земледельческая школа, а затем земледельческий институт, в который в 1848 г. был преобразован высший разряд школы, наметили пути перевода аграрного производства страны на научно-практический вектор развития, чего недоставало ему на протяжении столетий. Профессор Одесского университета И.У. Палимпсестов, один из первых получивших фундаментальное сельскохозяйственное образование в Горках, оценил это следующим образом: «Мы – предтечи, приготовляющие пути для устранения будущей нужды, наша наука – это основа, на которой будет образовываться ткань, необходимая для потомства».

До перевода в 1864 г. первого и единственного в стране земледельческого института из Горок в Санкт-Петербург было выявлено 387 его выпускников, свыше 15 процентов которых работали в сельскохозяйственных учебных заведениях. По данным «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в 1880 г. 88% питомцев института трудились в практическом сельском и лесном хозяйстве. Среди них было немало выдающихся ученых, основателей направлений в сельскохозяйственной науке, а также видных организаторов аграрного производства. Список этих неординарных людей по праву открывают А.В. Советов и И.А. Стебут.


Первый доктор агрономии в России А.В. Советов руководил кафедрами, возглавлял физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, редактировал Труды Вольного экономического общества, входил в состав редакторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», исполнял обязанности члена Ученого комитета Министерства земледелия. Вместе с В.В. Докучаевым он издавал «Материал по изучению русских почв». Д.И. Менделеев в адрес нашего выпускника высказал следующее мнение: «Он, по моему мнению, недаром единственный в России доктор сельского хозяйства. Права А.В. Советова на такое исключительное положение признаются слушателями, товарищами по факультету, массой русских сельских хозяев».

И.А. Стебут в соавторстве с А.П. Людоговским, И.М. Чернопятовым (оба выпускники Горыгорецкого земледельческого института) и А.А. Фадеевым, выпускником Петровской земледельческой и лесной академии, написал «Настольную книгу для русских сельских хозяев», которая оправдала свое название. Она относится к числу классических произведений отечественной агрономической науки. Совет Петровской земледельческой и лесной академии учредил Стебутовскую медаль «За труды по сельскому хозяйству». Его учениками и соратниками были А.В. Советов, Б.А. Целлинский, Б.Г. Михельсон, А.П. Людоговский, И.М. Чернопятов, Д.И. Прянишников, В.Р. Вильямс, П.Р. Слезкин, А.Ф. Фортунатов, П.А. Ильенков, Л.М. Сеченов, К.А. Тимирязев.

И.А. Стебут возглавлял первую в стране кафедру земледелия, входил в состав Комиссии по вопросу об организации высшего сельскохозяйственного образования в России, был первым деканом агрофака Петровской земледельческой и лесной академии, исполнял обязанности ее директора. В конце ХIХ века ему было поручено руководство Ученым комитетом Министерства земледелия и государственных имуществ. И.А. Стебут являлся основателем и редактором журнала «Русское сельское хозяйство». В.И. Ленин, используя при написании работы «Развитие капитализма в России» труды И.А. Стебута, подчеркнул, что ему «в вопросах фактических нельзя отказать в авторитетности».


Будучи разносторонней личностью, И.А. Стебут большое внимание уделял организации и осмыслению учебно-воспитательного процесса в сельскохозяйственных учебных заведениях. Опираясь на положительный опыт своей alma mater, он пришел к выводу о том, что этот процесс должен быть направлен на формирование у будущих специалистов «особого сельскохозяйственного зрения». И.А. Стебут ввел в педагогический оборот понятие «сельскохозяйственное воспитание». Оно должно было содействовать укреплению физического здоровья студентов, формированию у них сильной воли, точности до педантизма, спокойного характера, а также привычки к сельскохозяйственному труду и непритязательности в быту, которые способны поддерживать у него бодрость духа, энергию и свежесть мысли. Патриарх отечественной агрономии считал, что специалисты сельского хозяйства высшей квалификации должны быть всесторонне развитыми людьми, обладать высокими профессиональными знаниями и нравственными достоинствами.

Гражданским подвигом И.А. Стебута является осуществление им идеи о возможности получить высшее сельскохозяйственное образование российским женщинам. В 1890 г. при его содействии в Петровско-Разумовском под Москвой были открыты женские курсы, положившие начало такому образованию в стране. Через некоторое время И.А. Стебут создал в Петербурге Высшие сельскохозяйственные курсы, названные его именем.

Наряду с А.В. Советовым и И.А. Стебутом, и другие выпускники Горыгорецкого земледельческого института внесли весомый вклад в становление и развитие отечественной сельскохозяйственной науки и высшего аграрного образования. Некоторые из них зачислялись в штат профессуры родной alma mater, как, к примеру, А.Н. Козловский, который впервые в Беларуси провел дренирование. А И.Н. Чернопятов, А.П. Людоговский стали профессорами Петровской земледельческой и лесной академии. А.М. Бажанов работал профессором Петербургского земледельческого института, Е.С. Фальков занимал профессорскую кафедру в Казанском университете.


Из двенадцати российских ученых, защитивших к 1870 г. магистерские и одну докторскую диссертации, пять человек получили высшее образование в Горках.

Ф.П. Королев не обучался в Горыгорецком земледельческом институте. Работая в нем после окончания физико-математического факультета Харьковского университета и защиты магистерской диссертации профессором математики и механики, он собрал необходимую для обучения студентов коллекцию сельскохозяйственной техники, которая выпускалась на предприятиях США, Франции, Германии и Англии. В течение нескольких десятилетий его книга «Отчет по делу машин и орудий на сельскохозяйственной выставке в Москве в 1864 г.» была учебником для студентов. Педагогический талант Ф.П. Королева после Горок в полной мере раскрылся в Петровской академии сельского и лесного хозяйства, в которой он директорствовал в 1870–1876 гг. К этому следует добавить, что в 1860–1890 гг. управляющими учебным хозяйством Петровской академии были выпускники Горыгорецкого земледельческого института М.В. Неручев и В.З. Марковский. И если иметь в виду, что в академии работали также И.А. Стебут, А.П. Людоговский и И.Н. Чернопятов, то влияние горыгорецких образовательных традиций на ее становление и развитие было значительным.

История так распорядилась, что Горыгорецкий земледельческий институт стал не только родоначальником отечественной сельскохозяйственной науки и образования. Его творческая атмосфера, полученные в нем знания позволили выпускнику Вереницину написать поэму «Тарас на Парнасе», которая была опубликована в газете «Минский листок» в мае 1889 г. В ней впервые в белорусской литературе был показан человек из народа, отражены быт и духовная культура белорусских крестьян. Поэма, по мнению литературоведов, сыграла значительную роль в становлении белорусского литературного языка, утверждении в литературе реалистического направления. Произведение переведено на русский, английский и другие языки. Его автор – Константин Васильевич Вереницин – приехал в Горки в 1857 г. после окончания Городокского училища и Витебской губернской гимназии. Окунувшись в студенческую среду, на которую оказывали воздействие Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев, Т.Г. Шевченко, другие писатели, создал произведение, занявшее достойное место в белорусской культуре.


После перевода в 1864 г. земледельческого института в Санкт-Петербург Горки, которые получили статус уездного города, снова стали одним из центров подготовки специалистов сельского хозяйства средней и низшей квалификации. Положительное воздействие на их деятельность оказывали традиции успешно работавшего ранее в Горках учебного заведения, часть оставшейся от него учебно-материальной базы, а также преподаватели, которые не спешили с переездом. В начале 1890-х годов Горецкое земледельческое училище было по количеству обучающихся самым крупным в России. На Всероссийской выставке, которая проходила в Москве в 1897 г., за коллекцию семян, образцы почвы, садовые приспособления, план древесного питомника оно было награждено золотой медалью.

О высоком уровне организации учебного процесса в Горецких средних сельскохозяйственных учебных заведениях свидетельствует то, что часть их выпускников, стремясь постоянно повышать свои знания, вошли в число признанных отечественных исследователей. М.Ф. Иванов в 1891 г. с отличием окончил земледельческое училище. Пройдут годы и он станет академиком, одним из основателей зоотехнии в Советском Союзе. На его счету выведенная асканийская порода овец и украинская степная белая порода свиней. По учебникам академика «Свиноводство», «Овцеводство», «Птицеводство» училось не одно поколение студентов. Весомый вклад в науку внесли А.И. Агроскин, Г.И. Горецкий, С.Г. Колеснев, А.Г. Медведев, К.А. Сакс и другие.

Творческая атмосфера Горок содействовала раскрытию писательского таланта М.И. Горецкого, ставшего классиком белорусской литературы. 16-летним юношей поступил Максим в землемерно-агрономическое училище. Здесь он впервые взял в руки газету «Наша нива», через которую познакомился с произведениями Янки Купалы, Якуба Коласа, Змитрока Бедули, Алаизы Пашкевич (Тётки). И не просто взял, а стал с ней сотрудничать. Первые же публикации показали, что в белорусскую литературу вошел неординарный мыслитель, со своим видением мира, устоявшейся нравственной позицией, болеющий за белорусский народ. В год окончания училища (1913 г.) был опубликован его рассказ «У лазнi». Герой этого раннего произведения задает вопрос: «Беларусь, Беларусь, чым ты была i чаго ты, во, даждала?» – и сам себе отвечает: «Але ж не адракацца, не быць здраднiкам, а любiць, шанаваць родную бацькаўшчыну павiнен…». Эта идейная позиция была ведущей в жизни писателя. С благодарностью говорил он о годах своей учебы в Горках, подчеркивая особо, что «навука тут добрая». С Горецкими учебными заведениями связано следующее неординарное событие. В 1865 г. аттестат на звание ученого управителя имения получил А.Р. Власенко. А через три года на полях Бежецкого уезда появилась сконструированная А.Р. Власенко машина, названная им «Конная зерноуборка на корне». Она явилась предшественницей зерноуборочных комбайнов. Следует заметить, что конструкторы США отстали от выпускника из Горок на 11 лет.


В Горках в полной мере проявился научно-исследовательский и преподавательский талант М.В. Рытова, одного из основателей отечественного научного овощеводства и плодоводства. Зачисленному в 1879 г. в штат земледельческого училища выпускнику Московского университета принадлежала инициатива закладки ботанического сада и учебно-опытного огорода, организация учебного кабинета по естественным наукам. Молодой преподаватель в течение нескольких лет написал курсы лекций и подготовил учебные пособия по нескольким предметам.

Решающее слово сказал М.В. Рытов и в науке. Он первым в стране доказал большое значение местных сортов плодовых культур, возможность вегетативной гибридизации, обосновал размножение яблонь семенами. М.В. Рытовым было опубликовано свыше тысячи специальных работ. Волновали его также философские, мировоззренческие и социальные вопросы. Свои взгляды он изложил в рукописной книге «Путевые заметки и воспоминания». Следует подчеркнуть, что от этих проблем не уходили многие преподаватели и выпускники Горыгорецкого земледельческого института и Горецких средних сельскохозяйственных учебных заведений.

После Октябрьской революции (1917 г.) Горки снова стали одним из центров высшего сельскохозяйственного образования, науки и культуры Беларуси. Идея о восстановлении института возникла среди учащихся Горецких средних сельскохозяйственных учебных заведений. Ее поддержали правительство БССР и Наркомпрос РСФСР. 7 апреля 1919 г. институт открыл свои двери для желающих получить фундаментальные знания в области сельского хозяйства. Спустя несколько лет, в начале августа 1926 г., постановлением СНК республики Белорусский институт сельского и лесного хозяйства имени Октябрьской революции (г. Минск) был присоединен к Горецкому сельскохозяйственному институту. Таким образом в белорусском образовательном пространстве появилась Белорусская государственная академия сельского хозяйства имени Октябрьской революции. Во время ее торжественного открытия Якуб Колас сказал: «Няхай закрасуецца акадэмiя багатай нiвай, пышным лугам, садам. Няхай гаспадары гэтай зямлi высока нясуць чырвоны сцяг працы i культуры… Няхай жыве акадэмiя з яе традыцыямi, якiя склалiся ў Горках».


В межвоенный период (1919–1941 гг.) академия подготовила более 4 тысяч специалистов, знания которых пригодились на производстве, в образовании и науке. Многие работники того времени стали академиками. Среди них Я.Н. Афанасьев, Ю.А. Вейс, Т.Н. Годнев, Г.И. Горецкий (он же в 1929–1930 гг. член ЦИК БССР), А.Д. Дубах, А.И. Кайгородов, О.К. Кедров-Зихман, А.Г. Медведев, В.В. Попов и другие. Академиками стали выпускники тех лет А.С. Вечер, П.И. Альсмик, М.А. Дорожкин, С.Г. Скоропанов, В.И. Шемпель, И.С. Лупинович, А.И. Лаппо, И.Д. Юркевич и другие. А.С. Вечер пополнил ряды белорусских поэтов.

Выдающийся почвовед Я.Н. Афанасьев, чей талант начал раскрываться в Горках, руководил составлением первой карты почв Беларуси и одной из первых почвоведческих карт мира. Он предложил новую классификацию почв, дополнил учение В.В. Докучаева о горизонтальной и вертикальной зональности почв положением о микрозональности. В 1930 г. вышла его фундаментальная монография «Основные черты почвенного лика земли», которая через год была издана в трех зарубежных странах.

В феврале 1926 г. в академии сначала доцентом, а затем заведующим кафедрой белорусоведения стал работать писатель и литературовед М.И. Горецкий. В течение тринадцати лет после окончания Горецкого землемерно-агрономического училища М.И. Горецкий работал землеустроителем на Виленщине, окончил Павловское военное училище (г. Петроград), воевал на фронте. В первую мировую войну, после Октябрьской революции сотрудничал с рядом газет, работал на рабфаке БГУ, написал много литературных произведений. Став преподавателем, он большое внимание уделял качеству учебного процесса, прежде всего лекциям. Будущий академик А.С. Вечер писал следующее: «Лекцыi Максiма Iванавiча вызначалicя глыбокiм зместам, вялiкай эрудыцыяй, народным гумарам, папулярнасцю. Як нiхто iншы, ен прывiваў нам любоў да беларускай лiтаратуры, якую я пранес праз усе жыццё».

Беспартийный литератор в октябре 1927 г. был приглашен на ХI съезд Компартии Белоруссии. Обращаясь к его делегатам с приветственным словом, М.И. Горецкий подчеркнул, что научные работники полны решимости участвовать в создании в республике социалистического хозяйства. На эту цель была направлена воспитательная работа в академии, но, чтобы ликвидировать «усялякiя недагляды i промахi», ей необходима помощь. Главная трудность, по его мнению, состояла в недостаточно высоком интеллектуальном развитии студентов, которые к тому же были излишне перегружены.


Плодотворной была научная деятельность Ю.А. Вейса. Проведенные под его руководством исследования положили начало отечественной науке в области механизации сельского хозяйства. Они были обобщены в книгах «Орудия послеплужной обработки», «Курс сельскохозяйственного машиноведения», «Почвообрабатывающие и посевные машины травопольной системы земледелия». Ю.А. Вейс сконструировал силосоуборочный комбайн, машину для сортирования льна, силосотрамбовочный каток.

Под руководством заведующего кафедрой геодезии В.В. Попова впервые в СССР были проведены работы по применению высокоточной полигонометрии в условиях закрытой местности. Результаты работ были включены в Инструкцию по полигонометрии в условиях закрытой местности, а также в Наставление по обработке базисов I и II классов применительно к условиям СССР.

Сплоченный коллектив академии был непременным участником проводимых в стране преобразований. Преподаватели и сотрудники, а также студенты старших курсов помогали государству в проведении коллективизации села, укреплении колхозов и совхозов. Учебно-воспитательная и научно-исследовательская деятельность вуза в полной мере учитывала стремление народа подняться на новые ступени политического, социального и культурного развития.

И это придавало академии особый, соответствующий времени, колорит. Академик Т.Н. Годнев, который в 1927–1935 гг. руководил кафедрой физиологии растений, считал, что «академия в те годы была важным научным и культурным центром… В Горках царила атмосфера высокой культуры и интеллигентности».

Однако академия пережила и нелегкие дни. Группа преподавателей была необоснованно обвинена во вредительстве и незаконно репрессирована. Не лучшим образом на состоянии высшего образования республики сказалось разделение академии в 1931 г. на 11 отраслевых институтов, часть из которых была переведена из Горок в другие города. Однако придуманная чиновниками реформа к успеху не привела, и СНК БССР в августе 1933 г. объединил Горецкие сельскохозяйственные институты в одно учебное заведение. После этого оно получило новое название – Белорусский сельскохозяйственный институт.


Деятельность института постепенно входила в привычное русло. Значительную помощь в укреплении его учебно-материальной базы оказал Наркомзем СССР, приняв по этому поводу специальное решение. Часть преподавателей была отмечена премиями и благодарностями. В 1940 г. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка наградила БСХИ дипломом I степени. В декабре 1940 г. общественность Беларуси отметила столетний юбилей института. Президиум Верховного Совета СССР в связи с юбилеем и за заслуги в деле подготовки специалистов сельского хозяйства наградил институт орденом Трудового Красного Знамени. Первая высокая государственная награда появилась на его знамени. 14 преподавателей и сотрудников института были удостоены орденов и медалей СССР, более 30 человек получили Почетные грамоты и грамоты Верховного Совета БССР. Это было признанием ведущей роли и места БСХИ в образовательном, научном и культурном пространствах республики и страны.

Величайшим испытанием на гражданскую и духовную зрелость стала для БСХИ Великая Отечественная война. И это испытание он выдержал с честью. Тысячи его выпускников, преподавателей, сотрудников, студентов, сражаясь на фронте, в партизанских отрядах и соединениях, в антифашистском подполье, работая на предприятиях, приближали победу, жертвуя многим, нередко собственной жизнью.

Вернувшиеся в Горки после окончания войны студенты и преподаватели застали институт в руинах. Но уже 1 декабря 1945 г. в нем начались занятия. В ноябре 1948 г. постановлением Совета Министров БССР Белорусский сельскохозяйственный институт был переименован в Белорусскую сельскохозяйственную академию. К началу 1950-х годов в ее составе действовали 8 факультетов, на которых работали 3 профессора, 34 доцента, 33 старших преподавателя, 50 преподавателей и ассистентов. Город Горки снова превращался в центр образования, науки и культуры.

Общеизвестно, что успешная деятельность любого учреждения, тем более высшего учебного заведения, в котором сконцентрирован интеллектуальный, нравственный капитал страны, во многом зависит от его руководителя, его организаторских способностей и патриотического вектора, профессиональных и человеческих устремлений. Следует подчеркнуть, что этими качествами вполне обладали ректоры Белорусской сельскохозяйственной академии. А это положительно сказывалось на основных направлениях ее деятельности. Довольно быстрым восстановлением академия обязана ректору, довоенному заведующему кафедрой физики БСХИ, выпускнику Петроградского университета, профессору Н.Н. Кавцевичу. В характеристике по случаю присвоения ему звания «Заслуженный деятель науки БССР» в январе 1949 г. было засвидетельствовано: «Н.Н. Кавцевич проявил себя как высококвалифицированный специалист в области физики, хороший экспериментатор в научно-исследовательской работе, блестящий педагог и замечательный администратор, способный в самых трудных условиях сплачивать и мобилизовывать весь коллектив своих сотрудников на преодоление любых трудностей».


После выхода Н.Н. Кавцевича в 1949 г. в отставку по состоянию здоровья ректором был назначен ее выпускник, агрохимик В.И. Шемпель, проработавший в этой должности до 1952 г. В его биографии есть штрих, который свидетельствует об отношении государства к ученым. Призванный в начале Великой Отечественной войны в армию, он вскоре, как член-корреспондент АН БССР, был демобилизован и направлен научным сотрудником Кировской лугоболотной станции, а затем в распоряжение Академии наук Беларуси.

Еще в предвоенный период В.И. Шемпель опубликовал монографии «Действие извести и известково-магнезиональных смесей на урожай овса и гороха, на динамику почвенных процессов и на поступление зольных элементов», а также «Значение кальция и магния при известковании почв». В 1950 г. он был избран академиком АН БССР. В последующие годы В.И. Шемпель возглавлял Белорусский НИИ земледелия.

Эстафету ректора академии в 1952 г. принял от А.И. Шемпеля ее выпускник, почвовед И.Ф. Гаркуша. В течение многих лет, до 1964 г., находился он на этом сложном и ответственном посту. Академия за это время, благодаря государственной поддержке и творческой работе большинства кафедр и факультетов, росла и укреплялась. В 1962 г. она начала подготовку специалистов для иностранных государств. Вместе с академией рос и ее руководитель – доктор сельскохозяйственных наук, профессор (1964 г.), заслуженный деятель науки БССР (1956 г.), академик Академии сельскохозяйственных наук (1959 г.), академик АН БССР (1961 г.) И.Ф. Гаркуша.

Развивая учение основоположников отечественной агрономии А.Т. Болотова, А.В. Советова, И.А. Стебута, В.В. Докучаева, в приложении к дерново-подзолистым почвам Беларуси Иван Федосеевич Гаркуша показал, что под влиянием рациональной системы агротехнических воздействий они становятся окультуренными. В результате повышается производительность земледелия, возрастает урожайность культурных растений. Он предложил производственно-генетическую квалификацию окультуренных почв дерново-подзолистого типа с учетом целого ряда критериев и показателей, которые учитываются и поныне. Общественная активность И.Ф. Гаркуши выходила за пределы академии. Он избирался в состав ЦК КПБ и Верховного Совета БССР.


И.Ф. Гаркуша способствовал тому, что научно-исследовательская работа в академии в начале 1960-х годов приобрела более комплексный характер. Ученые разрабатывали 20 комплексных тем, в которых принимали участие студенты старших курсов и аспиранты. Представители академии приняли участие в работе VIII Международного конгресса почвоведов, Международной конференции по торфу, а также Х Съезда Всесоюзного физиологического общества имени И.П. Павлова.

В академии в полной мере проявился талант К.М. Солнцева, ее руководителя в 1964–1977 гг., выпускника Пушкинского сельскохозяйственного института.

Ректорство К.М. Солнцева совпало с переводом БСХА из подчинения Министерству сельского хозяйства БССР в ведение Министерства сельского хозяйства СССР. В аграрной образовательной системе Советского Союза, которая насчитывала свыше 100 вузов, академия заняла одно из лидирующих положений. Год от года она наращивала свой образовательный и научный потенциал. К 1974 г. 18 ее выпускников получили звание Героя Социалистического Труда. Динамично развивалось сельское хозяйство Беларуси. Этому в значительной степени способствовало то, что в руководстве каждого третьего района республики были питомцы академии. Все это вместе взятое послужило основанием Президиуму Верховного Совета СССР для награждения БСХА в январе 1976 г. орденом Октябрьской Революции.

В получении академией государственной награды была немалая заслуга ее ректора. Академик ВАСХНИЛ, заслуженный деятель науки БССР, профессор К.М. Солнцев плодотворно исследовал вопросы минерального, белкового, витаминного кормления животных и теоретических основ рационального использования биологически активных веществ в их кормлении. Он явился организатором промышленного производства кормовых добавок в Беларуси и их использования для обогащения кормов. Под руководством академика 38 ученых защитили диссертации, в том числе 4 докторских. По ходатайству К.М. Солнцева зоотехнический факультет академии был переименован в зооинженерный. Ректор БСХА избирался в состав ЦК КПБ, являлся первым заместителем академика-секретаря Западного отделения ВАСХНИЛ, председателем совета ректоров вузов Могилевской области.


После К.М. Солнцева обязанности ректора академии исполнял в 1978–1980 гг. ее выпускник, известный генетик и селекционер, доктор биологических наук, член-корреспондент АН БССР В.Е. Бормотов.

В течение 1980–1992 гг. ректором академии работал С.И. Назаров, выпускник ее первого послевоенного набора факультета механизации сельского хозяйства. Наряду с большой организаторской деятельностью он значительное внимание уделял научно-исследовательской работе, личным участием в ней показывая примеры актуальной активности.

Заслуженным деятелем науки БССР академиком С.И. Назаровым было разработано и внедрено в производство 16 высокоэффективных машин и ряд индустриальных технологий по применению органических и минеральных удобрений, известковых материалов и средств защиты растений. С.И. Назаров подготовил 8 докторов и 39 кандидатов наук. Кембриджский университет присвоил ему звание «Человек года».

Во второй половине 1980-х годов в деятельности академии наметились сбои. Происходящие в стране процессы, которые привели к распаду Советского Союза, затронули и ее. Однако приобретенный в течение почти 150-летней деятельности опыт позволил академическому коллективу по-прежнему находиться в творческом напряжении. Значительную роль в этом сыграл В.А. Шаршунов, который после перевода С.И. Назарова весной 1992 г. на работу в Министерство сельского хозяйства Беларуси стал ректором академии. Закончив факультет механизации сельского хозяйства с красным дипломом, он прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой, от аспиранта до профессора, доктора технических наук, члена-корреспондента НАН Беларуси.

Под руководством В.А. Шаршунова был разработан и продолжает разрабатываться ряд важных научных и практических проблем. В числе его активов – технология и комплекс новых машин уборки и послеуборочной переработки семенников клевера, люпина, злаковых трав и других кормовых культур методом очеса растений на корню, разработка комплекса машин для животноводства и кормопроизводства. Перу ученого принадлежит более 460 научных и научно-методических работ, в том числе 10 монографий и справочников, 9 брошюр и книг, 12 учебных пособий. На его счету 70 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Научные работы В.А. Шаршунова опубликованы в Германии, Голландии, Латвии, Литве, Польше, России, Эстонии.


Несмотря на сложности, связанные со становлением суверенной, независимой Беларуси, академии и ее ректору удалось найти и укрепить свое, ведущее, место в образовательном пространстве молодого государства. Одной из особенностей этого периода стало развитие связей с западноевропейскими образовательными и научными центрами. С 1993 по 1995 годы представители БСХА побывали в 10 зарубежных странах. В свою очередь академия принимала делегации из США, Нидерландов, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Израиля. Были подписаны договоры о сотрудничестве с 20 профильными образовательными и научными центрами Западной Европы. Преподаватели, студенты и аспиранты получили возможность проходить в этих центрах стажировки.

Осенью 1995 г., в связи с переводом В.А. Шаршунова на работу в Минсельхозпрод Беларуси, ректором академии был назначен кандидат химических наук, доктор сельскохозяйственных наук А.Р. Цыганов, выпускник Белорусского государственного университета. В истории академии он был первым ректором, который родился в Горках. На этой должности он станет лауреатом Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники, членом экологической комиссии при Совете Министров Беларуси, председателем УМО аграрных вузов республики по фундаментальным дисциплинам, руководителем двух разделов республиканской комплексной программы «Охрана природы», главным редактором научно-методического журнала «Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии», председателем международной организации «Ямфе», членом-корреспондентом НАН Республики Беларусь, академиком РАСХН. В 1998 г. Международный биографический центр Кембриджа присвоил А.Р. Цыганову звание «Международный Человек года 1997–1998 гг.». Александр Риммович опубликовал свыше 800 научных и методических работ, в том числе 80 в зарубежных странах. Он имеет 23 авторских свидетельства и патента.

Многоплановой и многовекторной деятельностью БСХА укрепляла свой авторитет в Беларуси и за ее пределами. Осенью 2005 г. академия впервые представила экспозицию достижений в области сельскохозяйственной науки на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», организаторами которой были Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Москвы, Российская академия сельскохозяйственных наук и Агропромышленный союз России. Академия получила диплом 1 степени. Среди вузов Беларуси она первой прошла аттестацию, аккредитацию и лицензирование государственной инспекцией при Министерстве образования и науки Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования и получила право выдавать своим выпускникам диплом российского образца. Четыре академических воспитанника – В.А. Шаршунов, Н.В. Казаровец, В.И. Кочурко, К.К. Шебеко – работают сегодня ректорами белорусских университетов. Все это послужило основанием для выдвижения А.Р. Цыганова в 2008 г. на должность заместителя Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси, действительным членом которой он будет избран единогласно вскоре после назначения.


В ноябре 2008 г. к руководству академией приступил профессор, доктор ветеринарных наук, выпускник Витебской ордена «Знак Почета» государственной академии ветеринарной медицины А.П. Курдеко.

На его счету 20 разработанных ветеринарных препаратов, которые не уступают по эффективности лучшим зарубежным аналогам. Он является автором более 250 научных и научно-методических работ, среди которых 27 учебников, справочников, монографий и других книг, 6 патентов и авторских свидетельств.

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия славится своими выпускниками. Она выдала путевки в жизнь 2 Героям Советского Союза, 24 Героям Социалистического Труда, многим известным ученым, организаторам сельскохозяйственного производства, государственным и общественным деятелям. Это неоспоримо свидетельствует о том, что в основе ее деятельности находились и находятся интересы народа, который стремится превратить свою страну в сильное и процветающее государство.

Особую значимость академии в жизни белорусского народа придает то, что в ней учились 7 руководителей республики. Это Николай Матвеевич Голодед, председатель Совнаркома БССР, Федор Анисимович Сурганов, Председатель Президиума Верховного Совета БССР, Владимир Елисеевич Лобанок, Председатель Президиума Верховного Совета БССР, Ефрем Евсеевич Соколов, 1-й секретарь ЦК КПБ, Николай Иванович Дементей, Председатель Верховного Совета БССР, Сергей Степанович Линг, премьер-министр Республики Беларусь, Александр Григорьевич Лукашенко, первый Президент Республики Беларусь. Велика их заслуга в том, что белорусам удалось в крайне сложном и трагическом ХХ веке не только защитить и отстоять себя, но и выйти сегодня на общемировой уровень развития.

А.Г. Лукашенко уделяет своей alma mater постоянное внимание. Его распоряжением от 1 сентября 1995 г. за успехи в подготовке кадров и развитие научных исследований БГСХА была награждена Памятным знаком имени Франциска Скорины.


Выпускники академии понимают, что главным достоянием страны является земля и работающие на ней люди. Поэтому они направляют свои силы, знания и умения на возрождение и развитие села. А силы эти внушительные. Более 37% председателей райисполкомов, 40% начальников райсельхозуправлений и почти половина всех руководителей предприятий АПК были студентами старейшего в Европе вуза. Его питомцы работают министрами и их заместителями, начальниками министерских управлений, избраны в Национальное собрание и советы разных уровней, занимают руководящие должности в областях. Во многом благодаря им сельское хозяйство обеспечило продовольственную безопасность страны и приносит значительные доходы за счет продажи своей продукции за рубежом. Эффективность белорусской аграрной модели подтверждает время.

Однако жизнь не стоит на месте. Она выдвигает новые, более высокие требования. Главное для нас сегодня – повышение качества подготовки специалистов, привитие им любви и преданности к избранной профессии, что невозможно осуществить без опоры на государственную идеологию, духовную культуру белорусского народа. В своей работе мы учитываем эволюционные изменения в системе высшего образования, его инновационную направленность. Вырастая количественно, оно требует все большего внимания со стороны общества и государства, поскольку все в большей степени становится социальным. Оно последовательно гуманитаризируется. В результате этого объективного процесса все основные составляющие деятельности вуза направляются на раскрытие творческих способностей будущего специалиста, на оказание ему помощи в интеллектуальном, нравственном, духовном и культурном приобретениях. А это в свою очередь предопределяет повышение творческой активности преподавателей и создание им для этого надлежащих условий.

Академия набирает обороты. Одно из свидетельств тому положительные результаты аттестации и аккредитации, которые были проведены в 2009 г. Министерством образования Беларуси. Взыскательному анализу были подвергнуты учебно-воспитательная, методическая, научно-исследовательская, производственная, издательская, административно-хозяйственная деятельность, а также кадровая, материально-техническая, информационная база и жилищно-бытовые условия студентов.


В апреле 2009 г. Советом академии было принято решение, а затем приказом ректора в мае этого же года утверждено создание и сертификация системы менеджмента качества (СМК). Руководство БГСХА исходило из того, что высокообразованные и гармонично развитые специалисты, владеющие инновационными технологиями сельскохозяйственного производства, стремящиеся сохранить и приумножить культурные и нравственные ценности белорусского народа, будут содействовать повышению качества жизни в стране. По результатам работы сертификационной комиссии академии в августе 2010 г. выдан сертификат СТБ ISO 9001–2008 СМК.

В 2009 г. отметило свое 165-летие старейшее сельскохозяйственное предприятие Беларуси – РУП «Учхоз БГСХА». Его корни уходят в 1844 г., когда при Горыгорецкой земледельческой школе была открыта учебная ферма. Она предназначалась для приобретения будущими специалистами практических навыков по полеводству, луговодству и животноводству, а также для распространения передового опыта ведения сельского хозяйства в ряде российских и белорусских губерний. Руководил учебной фермой адъюнкт-профессор Б.Г. Михельсон, а помощником у него был будущий основоположник отечественной агрономии И.А. Стебут. Творческий союз этих двух талантливых людей способствовал тому, что производимая фермой продукция неоднакратно награждалась руководством сельскохозяйственных выставок, в том числе и международных.

В 1971 г. учебно-опытное хозяйство было награждено Президиумом Верховного Совета СССР орденом «Знак Почета». Сегодня в учхозе имеется 11992 гектара земли, из них 10394 гектара сельхозугодий, в том числе 7101 гектар пашни. В 2009 г. на 100 гектаров сельхозугодий было произведено 1367 центнеров молока и 137 центнеров мяса, урожайность зерновых и зернобобовых составила 56,7 центнера с гектара, а рапса – 29,6 центнера с гектара. Рентабельность молока достигла 55%. Почти все молоко сдавалось классом экстра. Директором учхоза работает выпускник академического агрофака Н.Г. Блохин.


Значительные средства выделяются ректоратом для поддержания в должном порядке архитектурного ансамбля академического городка. Создаваемый и поддерживаемый многими поколениями преподавателей, сотрудников и студентов как культурная ценность, он способствует формированию у будущих специалистов экологического и эстетического отношения к окружающей среде, а это неизбежно скажется положительно на их будущей профессиональной деятельности.

Наряду с учебно-воспитательной работой на новый уровень функционирования поднимается научно-исследовательская работа в академии. В ближайшее время будут созданы научно-исследовательские институты, которые позволят сконцентрировать исследования, имеющие особую ценность для сельского хозяйства Беларуси.

В последнее время руководством академии проведены мероприятия, направленные на укрепление связей с выпускниками. Наиболее значимое из них – создание весной 2010 г. Попечительского Совета БГСХА, который возглавил первый заместитель председателя Минского облисполкома В.Н. Иванов. На состоявшемся в июле этого же года заседании Совета были намечены меры по укреплению материально-технической базы инженерных факультетов. Начало работы вселяет оптимизм.

Коллектив Белорусской государственной дважды орденоносной сельскохозяйственной академии занимает прочное место в образовательном пространстве. Он полон решимости и в дальнейшем прилагать максимум усилий для того, чтобы ее выпускники вносили достойный вклад в развитие аграрного комплекса Беларуси. А это является одним из важнейших условий достижения ею цели – стать более сильным и процветающим государством.
УДК 37.014.6
П.А. Саскевич
Стратегия повышения качества образовательной деятельности

Главным направлением в деятельности академии было и остается совершенствование учебно-воспитательного процесса через содержание образования, кадры и материально-техническую базу. Главным резервом здесь следует считать повышение качества образования. Наш выпускник, с дипломом академии, должен быть способным к активной, созидательной экономической деятельности. Наряду с профессиональной подготовкой, важным направлением является формирование гражданской позиции, научного мировоззрения, адекватной национально-государственной идеологии и социальной активности будущих специалистов. Сегодня, чтобы считаться конкурентоспособным специалистом, нужно иметь качественную профессиональную основу, которая складывается из общей культуры, эрудиции, профессионализма и нравственности. Специалист должен быть знающим, умеющим и болеющим за свое дело. Такова модель выпускника, выходящего из стен академии.


Поэтому на современном этапе в образовательном процессе значительно усилена технологическая ориентация. Высокая профессиональная компетентность выпускников должна приобретаться не в процессе работы, а во время учебы в вузе. Большое значение здесь имеет интеграция вуза с партнерами – заказчиками кадров, их общая ответственность за качество практического обучения.

Академия осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации с 1848 г. За период деятельности в академии подготовлено более 82 тысяч высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса страны. В настоящее время на 16 факультетах, открытых в академии, обучается более 15 тысяч человек. Сегодня академия осуществляет подготовку кадров на первой ступени высшего образования по 32 специальностям и специализациям биологического, инженерного, экономического, экологического, управленческого и юридического профилей, на второй ступени – по 9 специальностям, переподготовку на базе высшего образования – по 5 специальностям. На протяжении всей своей истории академия играла важную роль в развитии сельскохозяйственного производства, экономики, научно-технического и социального прогресса Беларуси.

Количество обучающихся на первой ступени высшего образования по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 15425 человек. Из них по дневной форме обучения – 6312 человек (бюджет – 4291, внебюджет – 1909), по заочной форме – 7588 человек (бюджет – 2183, внебюджет – 5405), слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров – 98 человек (бюджет – 65, внебюджет – 33). Целевая подготовка составляет 369 человек.

Более 400 человек на платной основе получают второе высшее образование. В Пинском филиале обучается 862 человека, в Полесском – 119, кроме того, в академии обучается более 400 иностранных граждан.

Контингент студентов, обучающихся на первой ступени высшего образования, приведен в таблице.

Таблица. Контингент студентов, обучающихся в академии



На период

Всего

В том числе:

за счет бюджетных средств

на договорной основе

Очная форма обучения

01.01.2005 г.

5344

4340

1004

01.01.2008 г.

5792

4291

1501

01.01.2009 г.

6023

4324

1699

01.01.2010 г.

6312

4403

1909

Заочная форма обучения

01.01.2005 г.

7968

2211

5757

01.01.2008 г.

7727

2125

5602

01.01.2009 г.

7661

2172

5489

01.01.2010 г.

7588

2183

5405

Пинский филиал

01.01.2010 г.


862




862

Полесский филиал

01.01.2010 г.

119




119

Высшая школа агробизнеса

01.01.2010 г.

446




446



следующая страница >>