zabika.ru 1 2 ... 7 8






Утверждена

Указом Президента

Республики Казахстан

от «__» ________ № ____




Содержание
Паспорт Программы
Введение
Анализ текущей ситуации
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
реализации Программы
Основные направления, пути достижения поставленных целей
Программы и соответствующие меры
1. Обеспечение эффективности системы государственного управления на основе архитектурного подхода

1.1 Внедрение архитектурного подхода в систему государственного управления

1.2 Оптимизация деятельности государственных органов

1.3 Открытость государственных данных

1.4 Автоматизация посредством развития «электронного правительства» и «е-акиматов»

1.5 Внедрение новой модели информатизации государственных органов

1.6 Обеспечение информационной безопасности информационных систем и данных

2. Обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры

2.1 Развитие доступа к информаицонной инфраструктуре на всей территории страны

2.2 Стимулирование ИКТ-рынка

3 Повышение качества жизнми через внедрение ИКТ

3.1 Развитие человеческого капитала

3.2 Развитие и стимулирование инновационной деятельности

3.3 ИКТ в основных направлениях жизнедеятельности государства, общества и бизнеса

4. Развитие отечественного информационного пространства

4.1 Модернизация отечественных СМИ

4.2 Управление информационными процессами

4.3 Информационное сопровождение деятельности государства

4.4 Стимулирование производства отечественного информационного контента

5 Схема и инструменты управления реализацией Программы


6 Финансовое обеспечение Программы


Паспорт программы


Наименование Программы

Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020»  


Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»


Государственный орган, ответственный за разработку Программы
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы  

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

 

Центральные и местные государственные органы, органы местного самоуправления

Цель Программы

Создание условий для перехода к информационному обществу


Задачи

  1. Повышение эффективности системы государственного управления.

  2. Обеспечение доступности инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

  3. Создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества.

  4. Развитие отечественного информационного пространства.




Срок реализации

1 этап: 2013-2017 гг.

2 этап:
2017-2020 гг.

Целевые индикаторы
  1. Индекс электронного правительства (по методике ООН) – в числе первых 25 стран.


  2. Уровень внедрения архитектурного подхода в государственных органах 100% к 2020 году.

  3. Индекс удовлетворенности населения качеством предоставления государственных услуг – 4,5 балла из 5.

  4. Доля населения, имеющего широкополосный доступ к сети Интернет – 20%.

  5. Количество пользователей сети Интернет – 57%.

  6. Охват эфирным цифровым телерадиовещанием населения Казахстана – 95%.

  7. Доля ИКТ в ВВП страны – 4%.

  8. Количество лечебных учреждений, имеющих широкополосный доступ к Интернет.

  9. Доля архивных фондов доступных через Интернет, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму.

  10. Доля библиотечных фондов доступных через Интернет, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек.

  11. 100-процентное обеспечение высокоскоростным интернетом всех объектов туристической инфраструктуры (гостиниц, баз отдыха, санаториев и т.д.).

  12. Доля снижения ДТП в связи с использованием «умной логистики».

  13. 100% обеспечение мониторинга энергетической инфраструктуры города.

  14. Индекс развития ИКТ (IDI).

  15. Корзина цен на услуги ИКТ (IPB).

Источники и объемы финансирования

Государственный бюджет и средства предприятий, организаций, включая средства национальных компаний и организаций с участием государства.

Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период

Введение

Современное развитие человеческой цивилизации характеризуется очередным этапом научно-технической революции – внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), которые составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, к новой ступени в развитии современной цивилизации.


В мире повсеместно наблюдаются такие тенденции как:


  1. трансформация всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ;

  2. прогресс во всех сферах разработки, производства и внедрения современных технологий;

  3. стремление к формированию развитой информационной среды, адекватной задачам социально-экономического развития страны;

  4. обеспечение равноправного гарантированного доступа населения к информационным ресурсам;

  5. подготовка граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к жизни в условиях информационного общества.

В конечном итоге, информационное общество направлено на достижение высокого уровня благосостояния народа за счет развитой и доступной инновационной и ИКТ инфраструктуры.

В большинстве стран мира разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности.

Анализ таких стратегий и программ в странах Европейского Союза, Балтийского региона Европы, Японии, США, Индии, Бразилии, Мексики показывает, что их основной целью является достижение лидирующих позиций в экономике и социальном развитии. Отличительная их особенность состоит в том, что они рассматривают все используемые технологии: электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес, электронные средства массовой информации и т. д. не как изолированные сферы деятельности, а как интегрированную и взаимозависимую совокупность этих технологий, которая составляет единый фундамент перехода к информационному обществу.

Во всех стратегиях отмечается ведущая роль государства в формировании национальной стратегии информационного развития, в консолидации всех слоев общества для решения сформулированных целей информационного развития, в координации партнерской деятельности государства, бизнеса, всех общественных институтов и граждан по реализации национальной стратегии.


Казахстан объективно вовлечен в процесс становления глобального информационного общества. Доступ к материальным и духовным благам информационной цивилизации может обеспечить гражданам Республики Казахстан достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

Государственная программа «Информационный Казахстан – 2020» (далее – Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 года, а также в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922.

Программа рассчитана на срок до 2020 года и направлена на создание всех необходимых условий, которые позволят нашей стране осуществить полноценный переход к информационному обществу.

Предполагается, что завершающим этапом реализации стратегии перехода Казахстана к информационному обществу станет Государственная программа «Информационный Казахстан – 2030».

Анализ текущей ситуации
В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года отмечено,  что стремительное развитие и адаптация ИКТ становятся важными факторами модернизации общества, влияя не только на экономические показатели, но и образ жизни людей, что характеризует значимость развития ИКТ для экономики и жизни граждан современного Казахстана.

За последние годы отмечаются значительные достижения Казахстана в секторе ИКТ. В Отчете по глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг. Всемирного экономического форума, рейтинг конкурентоспособности Казахстана поднялся на 21 позицию и достиг 51 места.

В рейтинге Международного Союза Электросвязи Казахстан за последний год поднялся  с 72-го  места на 68 по индексу развития ИКТ.

В рейтинге ООН Е-Government Survey-2012 «Электронное правительство для людей», опубликованном в начале марта 2012 года, Казахстан занял 38-е место, поднявшись на 8 позиций по сравнению с 2010 годом. По индексу е-участия Казахстан вместе с Сингапуром разделил 2 место.


Обеспечение населения, бизнеса и государства инфокоммуникационными услугами и технологиями является одним из условий для перехода страны к инновационной экономике и информационному обществу.

Ведется активная реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, Программы развития ИКТ.

Основными тенденциями отрасли телекоммуникаций являются развитие инфраструктуры, базирующейся на высокоскоростных оптических и беспроводных технологиях, предоставление мультимедийных услуг населению и организациям, внедрение и развитие цифровых технологий телерадиовещания, а также увеличение уровня цифровизации местной телефонной связи.

Операторами связи осуществляется построение городских мультисервисных сетей доступа и транспортных сетей MetroEthernet на базе городской волоконно-оптической инфраструктуры, что позволит организовать внедрение новых видов услуг, таких как массовый широкополосный доступ в Интернет (далее - ШПД) на основе ADSL, организация городских высокоскоростных каналов. Продолжается строительство сети связи для телефонизации и интернетизации сельских населенных пунктов  с использованием технологии CDMA 450.

Операторами сотовой связи введены в эксплуатацию сети третьего поколения 3G в городах Астане, Алматы и во всех областных центрах.

Ведутся мероприятия по внедрению сетей связи четвертого поколения 4G на базе АО «Казахтелеком».

Развитие доступа к сети Интернет идет опережающими темпами. Пользователями сети Интернет являются 53,5 % населения Казахстана.

Оператором телерадиовещания АО «Казтелерадио» в январе 2011 года осуществлен ввод в эксплуатацию Национальной спутниковой сети телерадиовещания с использованием передового стандарта DVB-S2 формата компрессии MPEG-4.

В области почтовой связи основным поставщиком рынка услуг остается акционерное общество «Казпочта», являющееся национальным оператором. Оказание услуг осуществляется более чем 2800 отделениями почтовой связи, охватывающими всю территорию страны.


Вместе с тем, существуют следующие проблемные вопросы, влияющие на темпы развития отрасли ИКТ:

низкие темпы развития ШПД к сети Интернет и неполный охват домохозяйств страны услугами телефонной связи и ШПД к сети Интернет;

недостаточная обеспеченность сельских населенных пунктов почтовыми отделениями связи;

низкие темпы развития казахстанского сегмента сети Интернет и неразвитость инфраструктуры дата-центров для оказания услуг хостинга;

наличие на рынке телерадиовещания Казахстана зарубежных операторов непосредственного спутникового вещания;

недостаточная обеспеченность населения компьютерной техникой.

Для развития казахстанского сегмента Интернет необходимо внедрение ШПД, создание дата-центров, увеличение электронных услуг, предоставляемых через портал «электронного правительства», развитие порталов государственных органов, создание социально значимых интернет–ресурсов и электронной коммерции.

Ведутся работы по снижению административных барьеров и совершенствованию разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов.

Вместе с тем существует пересечение и дублирование функций между центральными государственными и местными исполнительными органами, влияющие на качество оказание государственных услуг.

Для повышения качества услуг, предоставляемых населению и бизнесу проведена большая работа по улучшению деятельности центров обслуживания населения (далее - ЦОН). Сформирована нормативная база, необходимая для функционирования ЦОН, упрощены процедуры по обслуживанию населения и бизнеса, существует положительная тенденция по снижению уровня коррупции.

Однако, возникает необходимость решения таких вопросов, как перевод всех государственных услуг в ЦОН с полноценной системой информационного обеспечения, повышение уровня квалификации кадрового состава ЦОН, создание и функционирование единого инструмента мониторинга оказания государственных услуг и обеспечение защиты информации при оказании государственных услуг.


В решении задач предоставления информации и услуг гражданам и организациям успешно реализован проект «электронное правительство». Создана необходима инфраструктура «электронного правительства», ведутся работы по повышению качества и количества электронных государственных услуг, включая социально значимые услуги.

Также созданы механизмы диалога и обратной связи государства с населением и бизнесом посредством интернет-ресурсов государственных органов, виртуальных приемных, интернет-конференций.

Основными проблемами, сдерживающими развитие электронных услуг и «электронного правительства», являются:

низкий уровень защищенности информационно-коммуникационных сетей, информационных систем и ресурсов государственных органов;

низкие темпы автоматизации бизнес-процессов государственных органов, направленных на оказание государственных услуг в электронной форме;

недостаточный уровень оказания государственных услуг в электронной форме по принципу «одного окна».

Для определения уровня внедрения информационных технологий проводится ежегодная оценка деятельности государственных органов по применению информационных технологий.

Результаты оценки эффективности деятельности государственных органов по применению информационных технологий по итогам 2011 года свидетельствуют о низкой эффективности применения информационных технологий и отсутствие внутренней координации, средний балл – 52. При этом деятельность 19 госорганов оценена как неэффективная.

Средний уровень автоматизации функций государственных органов составляет 44%.

Действующие информационные системы зачастую не обеспечивают сокращения временных и трудовых затрат, снижения волокиты, исключения прямого контакта с чиновниками, а также повышения прозрачности.

Одним из механизмов повышения эффективности применения информационных технологий в государственных органах является внедрение новой модели информатизации, основанной на переходе к использованию «облачные вычисления», ИКТ-аутсорсинга и консолидации заказов.


Вместе с тем, наряду с внедрением ИКТ необходимо развитие инноваций и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в области ИКТ.

В современном мире инновации и НИОКР в области ИКТ затрагивают все аспекты социально-экономического развития и направлены на решение сложных задач в области здравоохранения, энергетики, транспорта, изменении климата и других отраслях.

В настоящее время в Казахстане создаются благоприятные условия для интенсивного развития науки, трансферта технологий, возрастает объем инвестирования на научные исследования и разработки, сотрудничества бизнеса и университетов, внедряются в производство наукоемкие ИКТ.

Вместе с тем, основными проблемами в данной сфере остаются низкий уровень отечественного производства средств ИКТ и его зависимость от импорта, а также низкий уровень развития сотрудничества отечественных вузов с зарубежными университетами в целях трансфера новых образовательных технологий и международных стандартов IT-образования.

В целях развития образования в сфере инфокоммуникаций акционерное общество «Международный университет информационных технологий» (далее - МУИТ) тесно сотрудничает с университетом США Carnegie Mellon.

В 2011 году были открыты две R&D лаборатории, одна на базе МУИТ (opensource) и вторая на базе КарГТУ (информационные технологии). В целях координации деятельности данных лабораторий и развития исследовательской деятельности в сфере ИКТ в Республике Казахстан создан отраслевой научно-исследовательский институт.

На территории «Парка информационных технологий» инициирован проект по созданию ИКТ-кластера, предусматривающий строительство учебно-исследовательского комплекса, бизнес центра, дата-центра, посевного фонда с функциями бизнес-инкубирования и других необходимых для функционирования ИКТ-кластера институтов развития.

Немаловажным направлением перехода к информационному обществу является развитие информационной инфраструктуры и сохранение информационного суверенитета страны.


Государством ведется постоянная работа по совершенствованию процессов в области средств массовой и развитию отечественной индустрии производства развлекательного и информационного контента.

Вместе с тем, существует проблема дефицита казахстанского содержания стоит в сети Интернет. Поэтому необходимо использовать все возможности по повышению интереса населения к продукции казахстанских радио- и телеканалов, интернет-ресурсов и печатных изданий.

Современная практика стран-лидеров в формировании информационного общества и повышении эффективности системы государственного управления свидетельствует о необходимости реализации крупномасштабных и комплексных государственных стратегий информационного развития и формирования адекватной системы государственного управления.



следующая страница >>