zabika.ru 1

Профилактико-просветительская работа педагога-психолога


с родителями, ребенком, находящимся в социально-опасном положении

Стражевич Екатерина Владимировна

педагог – психолог

ГУО «Средняя школа №9 г. Мозыря»

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. С первых лет своей жизни ребенок усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи все, чем характерна его семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье родителей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит, прежде всего в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Особенно, если это семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, так называемом социально опасном положении. Число таких семей постепенно растет, и причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция, увеличивается количество родителей, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы.

Профилактическая деятельность педагога-психолога в отношении детей, находящихся в социально-опасном положении и их семей, прежде всего, связана с ранним выявлением, а также с просвещением родителей и самих несовершеннолетних, а также педагогов.


Работая с родителями, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности (информирование о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской, социальной или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие мероприятия в школе помогут детям более эффективно взаимодействовать со своими детьми и т.д.).

Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи, с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.

Одной из форм просветительской работы может стать консультация педагогом – психологом родителей, как индивидуальная, так и групповая. Причем в случае с семьями, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении, есть свои особенности проведения консультаций. Характерной особенностью организации консультирования членов семей, в которых дети признанны находящимися в социально опасном положении, является отсутствие мотивации к посещению специалиста. В ситуации сопровождения семей СОП индивидуальные консультации можно (а иногда и намного эффективнее) проводить по месту жительства. Посетив семью, у педагога-психолога будет возможность изучить семейный микроклимат изнутри, проанализировать условия и особенности проживания детей, будет возможность установить доверительные отношения с членами семьи, дать первичную консультацию по наиболее актуальному вопросу, что, несомненно, способствует дальнейшему сотрудничеству с семьей.


Проведение групповых консультаций с семьями, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, носит профилактический или информационный характер. Прежде всего, это ознакомление родителей с нормативными документами, изучение последствий различных аспектов семейного неблагополучия: семейного насилия, алкоголизма, наркомании членов семьи и др.

В повседневной жизни родители (особенно неблагополучные) имеют мало возможностей для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Организация неформального общения родителей, а также родителей и детей из неблагополучных семей является важным шагом в оптимизации детско-родительских отношений. Этому способствуют такие формы работы как семейные клубы, родительские школы, университеты и др.

В нашей школе для того, чтобы привлечь родителей к решению существующих проблем семьи с 2005 года действует семейный университет «Лад».

Семейный университет «Лад» ориентирован, прежде всего, на семьи, в которых нарушены взаимоотношения между родителями и детьми, где существует конфликты, отсутствует эмоциональный контакт между одним или двумя родителями и ребёнком, а отсюда и все негативные проявления в поведении ребёнка в школе и дома.

Социально-психологическая служба активно привлекает к участию в деятельности университета семьи с неблагоприятным воспитательным фоном; семьи, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении, состоят на учетах ВШК и ИДН; семьи, воспитывающие ребенка с ОПФР. Приглашаются на занятия родители и дети из замещающих семей. А также участниками семейного университета «Лад» становятся все те семьи, которые просто заинтересованы в гармоничных отношениях с ребёнком. Подобная форма работы в первую очередь благоприятно влияет на состояние самих родителей. Участие во встречах семейного университета помогает решить многие личные, семейные проблемы и проблемы детско-родительских отношений. Приглашение различных категорий родителей способствует тому, что каждый из родителей может с одной стороны увидеть различные модели поведения в той или иной ситуации, а с другой стороны всегда найти людей со схожими трудностями и получить поддержку.


Цели работы семейного университета «Лад»:

1. Способствовать перестройке неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию;

2. Оказывать действенную помощь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей (используя групповые и индивидуальные формы взаимодействия).

Задачи:

1. Повысить уровень психологической компетентности родителей;

2.Сформировать представление об основных компонентах двустороннего общения;

3. Научить родителей реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением своих чувств;

4. Помочь родителям осознать значение собственного поведения и своих чувств для ребенка, изменить восприятие собственного ребенка;

5. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Формы работы семейного университета «Лад»:


  • Тренинговая работа: занятия с элементами тренингов с родителями; детско-родительские тренинги;

  • Групповые дискуссии, коллективные творческие дела;

  • Диагностические исследования;

  • Просвещение: информационные тексты; устные информационные сообщения; информационные лекции; подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы; организация семинаров-практикумов, «круглых столов»; проблемные лекции и др.

Занятия семейного университета «Лад» проходят 1 раз в две недели, длительность – 2-2,5 часа.

Наиболее эффективны активные формы работы с родителями и детьми: родительские и детско-родительские занятия с элементами тренингов.

Основная цель родительских тренингов - обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми.

На таких занятиях с элементами тренинга родители учатся решать конфликтные ситуации в семье, учатся относиться к ребёнку безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу безопасности для ребёнка.


Но практика показала, что родители часто не знают своего ребёнка. Ответив, не задумываясь на вопрос о его физическом здоровье, они замолкают, не зная, что сказать о нем как о человеке. Чем старше ребенок, тем меньше его понимают. Особенно это ярко наблюдается в семьях, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении. Важнейший канал объективного представления о ребенке — взгляд на него со стороны. Поэтому важное место в работе семейного университета занимает детско-родительский тренинг, цель которого - формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Наиболее ярко и эффективно проходят творческие занятия, которые порой выглядят как простое занимательное времяпровождение, но, в то же время, несут глубокий психологический смысл, как диагностического плана, так и коррекционного. Творческие задания используются и в группе родителей, и в детско-родительских группах (детско-родительские коллажи «Семейное счастье», «Родители и дети глазами друг друга», новогодний детско-родительский коллаж «Наш Новый год» и др.).

По отзывам родителей, участие в занятиях семейного университета «Лад» помогает им открыть в себе что-то новое; увидеть реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия с детьми; увидеть семейную ситуацию другими глазами. Изменения, происходящие в отношениях «Родитель-ребенок» подтверждаются и результатами диагностики.

Диагностические исследования эффективности работы семейного университета «Лад»

Использование диагностических методик и тестов в работе семейного университета «Лад» позволяет родителям проанализировать различные аспекты семейной ситуации, осознать изменения, происходящие в отношениях «родитель – ребёнок», в процессе работы в семейном университете. Мы также имеем возможность проследить изменения, которые происходят в семейных отношениях, в восприятии родителями детей, проанализировать идёт ли коррекция взаимоотношений между членами семьи.


Изменения, происходящие в семейных отношениях, у участников семейного университета можно проследить, проанализировав результаты следующих диагностических исследований.

Тест «Стиль семейного воспитания».

Первоначальная диагностика позволила выявить следующие стили родительского воспитания:

Авторитетный стиль (осознание своей важной роли в становлении личности ребенка, но и за ребёнком признаётся право на саморазвитие). Такой стиль выявился у 8% родителей.

Авторитарный стиль (родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий, в своих требованиях очень категоричны и неуступчивы). Авторитарный стиль выявился у 31% родителей.

Либеральный стиль (родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости, легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако родитель не задумывается по плечу ли ребёнку такая забота). Такой стиль выявился у 23% родителей.

Противоречивый стиль (отсутствуют четкие принципы в воспитании и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением). Противоречивый стиль выявился у 38% родителей.

Повторная диагностика, проведенная в группе родителей после цикла занятий семейного университета, позволила увидеть изменения отношения родителей к воспитанию детей.

Так, авторитетный стиль выявился у 62% родителей, авторитарный стиль выявился у 8%; либеральный стиль у 15%; противоречивый стиль у 15% родителей.

Результаты диагностики по тесту «Стиль семейного воспитания»



То есть родители в большей степени признают право ребёнка на саморазвитие.

Тест «Родительско-детских отношений»

Для исследования влияния семьи на формирование ребёнка использовался тест «Родительско-детских отношений» (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин).    Авторы теста выделяют 5 типов отношения родителя к своему ребенку:


1. Принятие – отвержение

Отвержение - родители, считают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение обиду, не доверяют ему, не уважают его.

Принятие - ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Родители стремятся проводить с ребёнком много времени, одобряют его интересы и планы.

По шкале принятие – отвержение: у 46% родителей наблюдалось принятие ребенка таким, какой он есть, 54% родителей отвергали своего ребенка, были недовольны им;

2. Кооперации (социальная желательность)

   Показатель, говорит о заинтересованности родителей делами и планами ребенка. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных, доверяют ребёнку.

По шкале кооперации высокие значения получились у 46% участников занятий, низкие у 56%.

3. Симбиоз.

По этому показателю можно говорить о стремлении родителей к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не позволяют проявлять ему самостоятельность.

Низкие значения по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.

Симбиотические отношения определились у 62% родителей.

4. Авторитарная гиперсоциализация.

  По показателю просматривается авторитаризм в родительском отношении к ребенку. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянных успехов. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли, чувства.


Авторитарная гиперсоциализация выявилась у 38% родителей.

5. Маленький неудачник (инфантилизация).

   Показатель говорит о стремлении приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость, стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Отношение к ребёнку по принципу «маленький неудачник» определилось у 23% родителей.

При повторном диагностическом срезе по данной методике были получены следующие результаты:

По шкале «Принятие – отвержение»: у 77% родителей наблюдается принятие ребенка таким, какой он есть, только 33% родителей недовольны своим ребёнком. То есть наблюдается большее принятие родителями своего ребёнка.

По шкале «Кооперация» высокие значения получились у 62% участников занятий, низкие у 38%;

По шкале «Симбиоз» процент родителей с выраженным стремлением к симбиотическим отношениям снизился до 46% родителей, что говорит о появлении (у 56% родителей) межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.

«Авторитарная гиперсоциализация»: количество родителей с авторитарной гиперсоциализацией по отношению к детям уменьшилось до 15%.

«Маленький неудачник»: отношение к ребёнку по принципу «инфантилизации» определилось у 15% родителей.

Результаты диагностики по тесту «Родительско - детские отношения» (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин).


Таким образом, диагностические исследования показывают эффективность работы университета: изменяется стиль родительского воспитания, родители предпочитают авторитетный стиль в воспитании ребёнка, основанный на признании и принятии личности ребёнка; повышается уровень принятия детей родителями, родители проявляют большую заинтересованность ребёнком и его делами, в большей степени готовы доверять детям, давать им большую самостоятельность.


Последующие диагностические срезы позволят проанализировать дальнейшие изменения в семейных отношения, семейном воспитании.

Выводы:


  • в результате участия в занятиях родительского университета, в семьях чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении происходит осознание родителями связи между внешними проявлениями поведения ребенка и ситуацией в семье, появляется желание работать, прежде всего, над собственными проблемами;

  • у участников группы, посещающих семейный университет, развивается позитивное взаимодействие, снижается число детско-родительских конфликтов;

  • детско-родительские тренинги стали важнейшим толчком к изменению представлений друг о друге, и как следствие, к изменению детско-родительских отношений;

  • у родителей отмечается большая мера родительского принятия, уважения к чувствам детей, признание необходимости автономии ребенка, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

А самое главное семейный университет «Лад» помогает осознать ценность семьи.

Мир каждого из нас начинается с семьи…

И каждый ребёнок имеет на неё право…