zabika.ru 1 2 3 4


Осиповичский районный исполнительный комитет

Отдел идеологической работы

МАТЕРИАЛ


для информационно-пропагандистских групп


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО выполнению

ДИРЕКТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2006 Г. № 2

«О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА»

Осиповичи

декабрь 2009





Опорный конспект




Одной из главных составляющих благополучия белорусского общества является целенаправленная работа государственных органов управления по эффективному служению людям. Именно на достижение этой цели направлен ряд принятых в последние годы нормативно-правовых актов, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных проблем каждого человека.

В их числе:

Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением», в соответствии с которым во всех государственных органах и организациях, а также у индивидуальных предпринимателей введена книга замечаний и предложений;

Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий», определяющий порядок работы нотариатов по принципу «одного окна»;

Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов», устанавливающий основные принципы работы с населением при обращении в государственные организации;


Указ Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 402 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования организации работы с гражданами», дополнивший перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и организациями по обращениям граждан;

Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», закрепивший порядок первоочередного рассмотрения обращений непосредственно на местах и личного приема граждан руководителями региональной вертикали по всей республике.

Общие требования к порядку осуществления административных процедур закреплены в Законе Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур». Работа по приведению действующего законодательства в соответствие с данным Законом позволила не только упростить административные процедуры и сократить их количество, но и устранить излишние административные барьеры.

Однако особым правовым актом стала Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», направленная на борьбу с проявлениями формализма, волокиты, бумаготворчества, чванства, неуважения к людям, безразличия к их судьбам и потребностям.

Директива способствовала не только совершенствованию работы государственных органов и организаций с населением, но и оптимизации внутренней деятельности государственного аппарата, сокращению переписки и отчетности, дальнейшему совершенствованию форм, методов и стиля работы государственного аппарата.

Однако никакими административными методами не удастся изжить негативные явления, если каждый гражданин и все граждане Беларуси не будут ежедневно бороться с этим чуждым нашему обществу проявлением. Как отмечено в данном документе, «только совместными усилиями можно обеспечить защиту интересов отдельной личности, государства и общества, устранить негативные явления, связанные с проявлениями бюрократизма во всех сферах жизни». Подписание Директивы № 2 наглядно подтверждает то большое значение, которое придается дебюрократизации. Задача по недопущению проявлений формализма, волокиты, предвзятости, равнодушия в отношении граждан рассматривается как неотъемлемая часть обеспечения национальной безопасности, потому что создание всесторонне комфортных условий для жизнедеятельности людей – это и есть построение государства для народа, есть высшая цель нашего государства.


Только последовательное и повсеместное осуществление требований по дебюрократизации государственного аппарата в комплексе с другими мерами способно максимально приблизить власть к интересам рядового гражданина.

Введение
В ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Власть в нашей стране обладает огромным и самым значимым ресурсом – кредитом доверия людей. И отдавать его каждый год мы должны все с большими процентами. Все это время власть была вместе с людьми, жила их интересами и заботами, старалась эффективно решать возникающие проблемы. Эта формула взаимоотношений, своего рода социально-политический контракт, остается неизменной! И спрос с государственных органов за ее соблюдение будет только возрастать».

Одним из важнейших направлений дальнейшего повышения доверия населения к власти Глава государства назвал беспощадную борьбу с бюрократизмом, чиновничьим высокомерием и произволом. Такой ориентир вполне объясним, ведь невнимательное отношение, равнодушие в работе с людьми способны перечеркнуть любые достижения.

Сегодня в стране меняется статус государственной власти. Она стала партнером гражданина. Такой подход потребовал усовершенствования механизма работы государственного аппарата. А основной путь изменения стиля этой работы – дебюрократизация. Поэтому на протяжении ряда лет руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются меры, позволяющие оперативно и качественно принимать решения и максимально учитывать законные интересы граждан.

1. Директива Президента Республики Беларусьот 27 декабря 2006 г. № 2

«О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»

как фактор эффективного функционирования государственного аппарата, сохранения социальной стабильности в обществе и устойчивого развития страны

Люди должны быть нашими партнерами,

а не просителями. Они не должны ходить

с протянутой рукой для решения того или иного вопроса.

А.Г. Лукашенко
Выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко назвал в качестве одного из главных приоритетов для Беларуси «…дальнейшее развитие эффективного правового государства, работающего на благо народа… Мы должны еще больше повернуть государство лицом к простому труженику…». Кроме того, Глава государства подчеркнул, что «основной путь здесь – дебюрократизация. То есть такие методы, которые позволили бы упростить принятие решений и приблизить власть к простому человеку, сделать ее работу более прозрачной и понятной для народа…».

Поэтому основное требование сегодня – человек, а власть должна идти от его интересов и потребностей.

Одна из важных составляющих дебюрократизации – совершенствование работы государственных органов с населением. Следует отметить, что вопросы эффективной работы государственного аппарата с гражданами находятся постоянно в поле зрения Главы государства. 14 января 2005 г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 2 «О совершенствовании работы с населением». Во всех государственных органах и организациях, а также у индивидуальных предпринимателей введена книга замечаний и предложений. Во многом благодаря именно этому Декрету в республике создана единая система анализа и реагирования на общественное мнение о деятельности государственных органов и организаций, индивидуальных предпринимателей. На повышение защиты прав жителей Беларуси, усиление ответственности руководителей всех уровней за решение насущных проблем населения, устранение проявлений бюрократизма и иных недостатков в работе организаций направлены другие нормативные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий», Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях», Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов».


Принятие указанных нормативно-правовых актов способствовало совершенствованию работы государственных учреждений с гражданами. Однако, как показала практика, реальное выполнение требований данных документов оказалось не всегда ожидаемым. В то время как в средствах массовой информации проходили отчеты должностных лиц о том, что заявительный принцип «одного окна» успешно внедрен в деятельность государственных органов, на практике граждане, обращаясь за получением справок, не видели зачастую никаких реальных изменений. Во многих организациях выполнение запросов граждан проводилось с нарушением установленных сроков, нередко взималась непредусмотренная законодательством плата за услуги. Кроме того, для получения справки иногда истребовалось большое количество документов, а на их сбор затрачивались месяцы. Усугубляло ситуацию и то, что график работы государственных органов час в час дублировал стандартный рабочий день белорусских граждан. Безусловно, сложившаяся ситуация требовала срочных мер реагирования.

Такой мерой стало издание Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

Директива № 2 стала особым политико-правовым актом Главы государства, который консолидировал усилия государственных органов, общественных объединений и белорусских граждан по искоренению негативных явлений в такой жизненно важной сфере, как взаимодействие общества, граждан и государства (оптимизация внутренней деятельности государственного аппарата, сокращение переписки и отчетности, дальнейшее совершенствование форм, методов и стиля работы государственного аппарата). Ведь ее главная цель – наладить прямое общение с людьми.

Только благодаря Директиве изменены подходы к режиму работы государственных органов и организаций, осуществляющих прием граждан и выдачу им справок, сделав его удобным для населения.

Важным шагом стала регламентация порядка рассмотрения коллективных обращений граждан в государственные органы (к должностным лицам). Теперь они подлежат рассмотрению с выездом на место.


Особое внимание уделено совершенствованию отчетно-статистической работы в государстве. До принятия Директивы большой объем рабочего времени работников государственных органов затрачивался на подготовку и составление различного рода отчетов и справок. Имела место практика запроса одних и тех же сведений большим количеством различных государственных органов. Наличие большого числа отчетов и регулярных запросов различных сведений в конечном итоге оказывало негативное влияние на выполнение работниками государственных органов и организаций их основных функций, что, в свою очередь, ухудшало качество работы с населением.

Директивой предусмотрены меры, направленные на оптимизацию отчетно-статистической деятельности и сокращение документооборота. Установлен единый порядок сбора статистических данных и разовой информации, обязательный для всех государственных органов и организаций.

Необходимо отметить, что Директива Главы государства от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» – это часть планомерной политики по укреплению прав человека в нашей стране. Данный документ, четко закрепляющий права граждан и обязанности государственных служащих, является уникальным на всем постсоветском пространстве. Это востребованный и сбалансированный документ, который настраивает государственный аппарат на активную и плодотворную работу с гражданами.

Выполняя требования Директивы № 2, органы исполнительной власти Могилёвской области принимают конкретные меры, направленные на обеспечение доступности, простоты, оперативности решения насущных проблем людей. В области создана стройная многоуровневая система, позволяющая планировать, отслеживать и координировать деятельность по работе с обращениями граждан во всех административно-территориальных образованиях.

В Осиповичском районе по всей вертикали органов исполнительной власти создана система работы с обращениями граждан. Во всех структурных подразделениях райисполкома на должностных лиц, осуществляющих работу с гражданами, в том числе и по осуществлению административных процедур, возложена персональная ответственность.


С целью дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата в Осиповичском райисполкоме постоянно действует рабочая группа по контролю и координации деятельности по дебюрократизации государственного аппарата. Руководителем рабочей группы является управляющий делами райисполкома.

Статистический анализ и систематизация данных о количестве и характере обращений делается ежеквартально. По понедельникам на рабочих планерках, проводимых председателем райисполкома, по мере необходимости, поднимаются проблемные вопросы.

Вопросы работы с обращениями граждан, осуществления административных процедур, дебюрократизации государственного аппарата ежегодно включаются в план работы райисполкома.
Подводя итог, можно сказать, что в Беларуси создана и успешно работает нормативная база, способствующая преодолению таких негативных явлений, как формализм, волокита и неправильное отношение к людям. Директива стала основой для дальнейшего развития законодательства в этой сфере и является долгосрочной программой борьбы с бюрократическими проявлениями в государстве и обществе. В ней закреплены только те подходы, которые в настоящее время являются актуальными, особо необходимыми и первоочередными. Поэтому на сегодняшний день самое главное – ее эффективная реализация на практике. Однако никакими административными методами не удастся изжить негативные явления, если к этой работе не подключатся все граждане Беларуси.

2. Совершенствование белорусского законодательства в реализации мер

по дебюрократизации административных процедур, направленных

на упрощение работы государственных органов с гражданами

В нашей стране интересы государства находятся в неразрывной связи с интересами общества, а работа всех государственных органов направлена прежде всего на максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения, конкретного гражданина. Поэтому в процессе дебюрократизации государственного аппарата особое внимание уделяется вопросам совершенствования белорусского законодательства, способствующего не только установлению справедливого баланса между публичными и частными интересами, но и более эффективной реализации гражданами своих прав и законных интересов. В первую очередь, это касается совершенствования правовой основы реализации принципа «одного окна».


Необходимо отметить, что реформа административных процедур – не просто разовая акция, а постоянная, кропотливая работа, насущная необходимость, диктуемая самой жизнью. Проводимая в последние годы работа по дебюрократизации и реформированию административных процедур заключается в том, чтобы эти процедуры были максимально простыми, четкими, понятными и доступными для всех, кто обращается в государственные органы и иные организации.

Важным шагом в этом направлении стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 402 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования организации работы с гражданами». Данный нормативный акт направлен на комплексную корректировку предыдущих указов Главы государства №№ 220, 432 и 152, регламентирующих работу государственных органов и организаций с населением в плане устранения проявлений бюрократизма и иных недостатков в их работе.

Надо отметить, что в процессе подготовки изменений и дополнений в указанные выше правовые акты было рассмотрено более 500 предложений, поступивших от ведомств, а также от граждан в процессе их личного приема.

Внесенные изменения коснулись прежде всего:



следующая страница >>