zabika.ru 1


Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Мозырский государственный медицинский колледж»

Методический доклад на тему:

«О повышении эффективности самостоятельной работы учащихся на практических занятиях»

Подготовил преподаватель Данилин Ю.И.



Рассмотрен и обсуждён

на заседании цикловой комиссии № 2

общепрофессионального и

специального циклов
Протокол №____ от ________ 20 г.

Председатель цикловой комиссии
_______________________________

Мозырь, 2013

Актуальность, научно-методическое обоснование темы
Сущность современного образовательного процесса в колледже заключается не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки учащимся, развивать у них творческое профессиональное мышление, но и обучить их формам, методам, средствам самостоятельного получения знаний. Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – важное направление совершенствования качества подготовки специалистов.

Ведущим стратегическим направлением развития образования является личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение понимается как обучение, выявляющее особенности учащегося-личности, признающее самобытность и самоценность его субъективного опыта, выстраивающее отношения с учащимся как с субъектом, а не объектом в педагогическом процессе. Два субъекта одного процесса (преподаватель и учащийся) должны действовать вместе, быть партнёрами, составлять союз старшего, более опытного с менее опытным, но обладающим преимуществами молодости.

Необходимо перевести учащегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане становится очевидным, что самостоятельная работа учащихся в сотрудничестве с преподавателем становится ведущей формой образовательного процесса. Она предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей учащихся, переход от поточного к личностно-ориентированному обучению с учётом потребностей и возможностей личности учащегося.


Мотивация
Самостоятельная работа учащихся это любая деятельность, связанная с приобретением знаний, воспитанием мышления будущего специалиста. Любой вид деятельности, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности связан с самостоятельной работой, т.е. с работой как в учебной аудитории (лаборатории), так и вне нее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Активная самостоятельная работа учащихся возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотив – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Важными мотивирующими формами активизации самостоятельной работы учащихся являются следующие:

1. Значимость, полезность выполняемой работы. Если учащийся знает, что результаты его работы будут использованы в процессе обучения на теоретических или практических занятиях, то отношение к выполнению заданий существенно меняется в лучшую сторону, качество выполняемой работы улучшается, повышается интерес к избранной профессии, повышается уровень знаний по соответствующим дисциплинам. В лаборатории техники лабораторных работ и гистологии с гистологическими исследованиями планшеты, плакаты, таблицы выполнены учащимися, причём не самыми «сильными» и добросовестными. Кроссворды, тесты, ситуационные задачи, тесты-диктанты также составлены учащимися. Изготавливали дидактический материал не только члены кружка «Лабораторное дело», но и все остальные учащиеся группы. Естественно, эта работа была проведена в течение не одного года. В настоящее время наглядные пособия и дидактический материал используются на теоретических и практических занятиях.

Учащиеся самостоятельно изготовили альбомы: «Гистологическое строение тканей организма человека», «Гистологическое строение органов и их систем, организма человека», которые используются в качестве учебных пособий на практических занятиях по дисциплине «Гистология с гистологическими исследованиями».

2. Участие учащихся в творческой деятельности, о чём сказано выше.


Участие в конкурсах, олимпиадах в рамках недели цикловой комиссии.

3. Личностно-ориентированное обучение с применением инновационных технологий (например, компьютерное тестирование).

4. Применение мотивирующих факторов оценки знаний (4-х уровневые задания, альтернативные тесты, выборочные тесты, тесты-диктанты). Эти факторы вызывают стремление к состязательности.

5. Личностно-ориентированный подход к заданиям на теоретических и практических занятиях (например, 4-х уровневые задания).

6. Поощрение учащихся за успехи в учёбе и творческой самостоятельной деятельности (награждение грамотами, надбавка к стипендии, участие в общеколледжном конкурсе «Лучший учащийся года» и т.д.).

Самостоятельная работа учащихся на практических занятиях

по дисциплинам «Техника лабораторных работ» и

«Гистология с гистологическими исследованиями»
Для проведения практических занятий мною разработаны альбом учебных заданий по дисциплине «Техника лабораторных работ» и альбом учебных заданий по дисциплине «Гистология с гистологическими исследованиями». Альбомы учебных заданий предназначены для самостоятельной работы учащихся при подготовке и проведении практических занятий. Работа с альбомами способствует лучшему усвоению учебного материала и систематизации полученных знаний. Заполненные учащимися и проверенные преподавателем альбомы становятся справочником, полезным при изучении смежных дисциплин, прохождении учебной и преддипломной практики. В каждой учебной теме альбомов содержатся вопросы домашней работы и задания к практической работе в лаборатории.

Работа учащихся с альбомами систематически контролируется преподавателем. Проверка альбомов производится на практических занятиях. Зачётная оценка по каждой теме выставляется в конце занятия при условии правильного выполнения всех заданий.

Кроме работы с альбомами учащиеся разгадывают учебные кроссворды, решают ситуационные задачи. При изучении вопросов темы, овладении манипуляциями практикую работу учащихся в парах. Один учащийся отвечает на вопрос, выполняет манипуляцию или решает ситуационную задачу, а другой его контролирует, исправляет ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. В спорных случаях обращаются к преподавателю. На каждом практическом занятии применяю тестирование (альтернативное, выборочное или компьютерное).


Контроль самостоятельной работы учащихся
1. Самоконтроль осуществляется учащимися в процессе изучения отдельных тем и дисциплины в целом, при подготовке к контрольным мероприятиям (текущий поурочный контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль).

2. Текущий поурочный контроль осуществляется на каждом занятии с выставлением оценки по 10-ти бальной шкале.

3. Промежуточный контроль в виде обязательных контрольных работ, административных контрольных работ, олимпиад, конкурсов с выставлением оценки по 10-ти бальной шкале, а в случае олимпиад, конкурсов с определением и поощрением победителей.

4. Итоговый контроль в виде переводного экзамена с выставлением итоговой оценки по 10-ти бальной шкале.
Вывод
Самостоятельная работа учащихся на практических занятиях способствует прочному усвоению теоретических знаний, развитию профессиональных умений и навыков, подготовке учащихся к прохождению учебной и преддипломной практики в лечебно-профилактических учреждениях, будущей успешной работе в качестве фельдшера-лаборанта.

Правильно организованная самостоятельная работа позволяет учащимся осмысленно работать – сначала с учебным материалом, затем с лечебно-практической и научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания для дальнейшего повышения уровня своей квалификации.

Литература:


  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990 г.

  2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся. Минск, Просвещение, 1989 г.

  3. Селевко Г.К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества. Пермь, 1991.

  4. «Специалист», ежемесячный теоретический и научно-методический журнал № 8, 2002, с. 24-25.

  5. «Специалист», ежемесячный теоретический и научно-методический журнал № 6, 2003, с. 10.
  6. «Специалист», ежемесячный теоретический и научно-методический журнал № 7, 2007, с. 27-28.

  7. «Специалист», ежемесячный теоретический и научно-методический журнал № 6, 2008, с. 24-26.