zabika.ru 1

Профилактика детского травматизма в Республике Беларусь в рамках международного сотрудничества и межведомственного взаимодействия

Профилактике детского травматизма, в т.ч. дорожно-транспортного, бытового, школьного, спортивного и др. видов, а также предупреждению различных проявлений жестокости и насилия в детском возрасте в последние годы уделяется большое внимание. Учитывая актуальность этой проблемы, в резолюциях Всемирной ассамблеи здравоохранения подчеркивается важность подхода к профилактике травматизма с позиции общественного здравоохранения, государства призываются к принятию необходимых мер, а дети выделяются как одна из основных целевых групп для вмешательства:

1996 г. – резолюция WAH 49.25 «Предупреждение насилия: приоритет в общественном здравоохранении»;

1997 г. – резолюция WAH 50.19 «Предупреждении насилия»;

2003 г. – резолюция WAH 56.24 «О выполнении рекомендаций Доклада о насилии и здоровье в мире»;

2004 г. – резолюция WAH 57.10 «О безопасности дорожного движения и здоровье»;

2005 г. – резолюция EUR/RC55/R9 «Предупреждение травматизма в Европейском регионе ВОЗ»;

2011 г. – резолюция WAH 64.27 «Предупреждение детского травматизма».

В региональной приоритетной задаче II Европейского плана действий «Окружающая среда и здоровье детей» (ЕОСЗД) акцентируется внимание на травматизме как одной из ведущих причин предотвратимой смертности от факторов окружающей среды, а в Европейской стратегии «Здоровье и развитие детей и подростков» подчеркивается необходимость профилактики. В резолюции Регионального комитета ВОЗ RC55/R9 содержится призыв к государствам-членам принять согласованные меры общественного здравоохранения для того, чтобы уменьшить смертность и инвалидность от травматизма в Европейском регионе. Подобным же образом консультативным совещанием Европейской Комиссии по рекомендации Совету о профилактике травматизма и содействии безопасности выделены категории людей, включая детей, которые требуют повышенного внимания.

Всемирной организацией здравоохранения и Европейским Региональным Европейским Бюро ВОЗ подготовлены следующие доклады:


Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. – ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2008. – 40 с.

Word report on child injury. – WHO, UNICEF, 2008. – 211.

Доклад о профилактике детского травматизма в Европе. – ВОЗ, Копенгаген, 2009. – 98 с.

Прогресс в области предупреждения травматизма в Европейсоки регионе ВОЗ. – ВОЗ, 2010. – 49 с.

Европейский доклад о предотвращении жестокого обращения с детьми (Резюме) – ВОЗ, 2013. – 20 с. (www.euro.who.int/child-maltreatment-report).

Европейский план действий «Окружающая среда и здоровье детей (ЕОСЗД)» [веб-сайт]. – Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2002 г. (http: //www.euro.who.int/ childhealthenv/Policy/20020724_2? Language = Russian).

В рамках Пятой министерской конференции по окружающей среде и охране здоровья «Защитим здоровье детей в изменяющейся среде» (Парма, Италия, 10–12 марта 2010 г.) были приняты Пармская декларация по окружающей среде и охране здоровья (EUR/55934/5.1 Rev.2 11 марта 2010 г. 100607) и Заявление о приверженности активным действиям (EUR/55934/5.2 Rev.2 11 марта 2010 г. 100607).

Основываясь на уже достигнутых результатах Европейского процесса «Окружающая среда и здоровье», в документах конференции указано на необходимость наращивать усилия по выполнению обязательств, принятых на предыдущих министерских конференциях ВОЗ, особенно тех, что содержатся в Европейском плане действий «Окружающая среда и здоровье детей» (ЕОСЗД). К приоритетным задачам отнесена и борьба с детским травматизмом (см. региональную приоритетную задачу № 2 «Борьба с ожирением и травматизмом путем обеспечения безопасной окружающей среды, адекватного уровня физической активности и здорового питания»).

Детский и подростковый травматизм связан с окружающей средой, условиями жизни и обитания детей, а также напрямую зависит от мер, принимаемых обществом и государством. В решении Пармской конференции поставлена цель к 2020 г. обеспечить всем детям доступ к здоровой и безопасной окружающей среде, что позволит снизить уровень детского травматизма.


В 2013 году Региональным Европейским Бюро ВОЗ подготовлен «Европейский доклад о предотвращении жестокого обращения с детьми».

Под жестоким обращением с детьми принято понимать все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуального насилия, отсутствия заботы или пренебрежение, а также коммерческую или иную эксплуатацию, способных привести (или приводящих) к ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти (определение ВОЗ).

Лицами, виновными в жестоком обращении с детьми, могут быть родители или другие члены семьи, попечители, друзья, знакомые, незнакомцы, люди, наделенные властью (например, учителя, военные, сотрудники правоохранительных органов и священнослужители), работодатели, медицинские работники, а также другие дети старше 5 лет.

Термины «профилактика жестокого обращения с детьми» и «защита детей» частично пересекаются, и поэтому их нетрудно перепутать друг с другом, что происходит довольно часто. Профилактика жестокого обращения с детьми означает снижение распространенности новых случаев жестокого обращения с детьми с помощью прямых мер по полному или частичному устранению причин и факторов риска, а также путем использования косвенных эффектов других стратегий и программ, которые также могут способствовать снижению воздействия факторов риска и причин жестокого обращения. Профилактика жестокого обращения с детьми в первую очередь направлена на упреждение случаев жестокого обращения как таковых. Эффективные программы профилактики обычно направлены на борьбу с более узкими типами жестокого обращения – такими как нанесение травматических повреждений мозга, физическое насилие или сексуальное насилие – которые поддаются четкому определению и достаточно достоверным измерениям на популяционном уровне.

Защита детей, по определению ЮНИСЕФ, означает профилактику и меры реагирования на насилие, эксплуатацию и плохое обращение с детьми, включая сексуальную эксплуатацию в целях наживы, торговлю детьми, детский труд и опасные традиционные практики, такие как нанесение увечий женским гениталиям/женское обрезание и вступление детей в брак. Хотя данное определение охватывает также и меры профилактики, на практике под ним понимается, главным образом, оказание помощи и лечение уже после случаев жестокого обращения с детьми и предотвращение подобных случаев в дальнейшем. В большинстве стран преобладающим методом реагирования на случаи жестокого обращения с детьми является создание служб и систем для защиты детей, которые направлены на максимально раннее выявление случаев жестокого обращения, на предотвращение повторения таких случаев и на преодоление их последствий.


Негативные переживания в детском возрасте. Жестокое обращение с детьми – как физическое, сексуальное или психологическое насилие, так и отсутствие заботы – представляет собой одну из самых тяжелых форм негативных переживаний в детском возрасте. Зачастую подобный негативный опыт включает наблюдение сцен насилия между родителями или попечителями, домашних проблем, таких как злоупотребление алкоголем или наркотиками, проживание вместе с членом семьи, страдающим от тяжелого психического заболевания, а также насилие со стороны сверстников. Длительный стресс в детском возрасте может вести к развитию видов поведения, опасных для здоровья и которые, в свою очередь, влекут за собой такие серьезные проблемы, как алкоголизм, депрессию, расстройства питания, небезопасный секс, ВИЧ/СПИД, болезни сердца и другие хронические заболевания. Существует риск дальнейшей виктимизации и антисоциального поведения таких детей в дальнейшей жизни.

Ежегодно в Беларуси травмы получают более 750 тысяч жителей, из них около 150 тысяч или 20% – это дети и подростки в возрасте до 18 лет.

В 2013 году сотрудниками научно-методического отдела РНПЦ травматологии и ортопедии проведен мониторинг и углубленный анализ травматизма (заболеваемости) и смертности детей от внешних причин.

С 2001 по 2012 год заболеваемость травмами, отравлениями и другими воздействиями внешних причин выросла на 19,3% одновременно отмечается снижение инвалидности и смертности по этому классу болезней. В структуре первичной заболеваемости травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин устойчиво занимают второе место: от 4-6% в возрасте от 0 до 18 лет, до 9% в возрасте 10-14 лет и до 10% и более у юношей 15-17 лет.

В структуре травм, отравлений и других несчастных случаев в детском возрасте (0-17 лет) первое место занимают травмы конечностей (2012 г. – 68%), из них более 20% приходится на переломы костей. На травмы головы и шеи приходится – 15%, ожоги – 3%, травмы в области живота и спины – 2,3%, травмы в области грудной клетки – 1,7%, последствия проникновения инородного тела – 1,3%; отравления и токсические действия других веществ – 0,8%, травмы, захватывающие несколько областей тела – 0,2% и др. причины.


Таблица – Показатели травматизма (смертность, первичная заболеваемость, инвалидность) детей и подростков в Республике Беларусь



Год


Заболеваемость (на 100 тысяч)

Инвалидность (на 10 тысяч), 0-17 лет

Смертность (на 100 тысяч)

дети,
0-14 лет


подростки,
15-17 лет


0-17 лет

дети,
0-14 лет


подростки, 15-17 лет

0-17 лет

2001

6958,3

7702,3

7122,6

0,80

23,3

61,3

23,3

2010

8184,4

9717,0

8715,9

0,48

14,9

53,2

20,3

2011

8254,4

9960,7

8664,0

0,50

12,2

42,0

15,1

2012

8058,4


10660,8

8495,3

0.47

10,9

29,9

14,1

Особенно высокие уровни травматизма отмечаются среди юношей-подростков (15-17 лет). Из всех впервые зарегистрированных травм, отравлений и других несчастных случаев почти 70% встречались у юношей и только 30% у девушек. У девушек показатель травматизма в 2 раза ниже, чем у юношей. По всем видам травм показатели были ниже у девушек, за исключением отравлений лекарственными средствами, медикаментами и биологическим веществами.

Инвалидность как результат последствия травм и других несчастных случаев в структуре первичной детской инвалидности в возрасте до 18 лет составляет 3-5%. С 2001 по 2012 год показатель инвалидность снизилась с 0,80 до 0,47 на 10 тысяч детского населения.

Анализируя уровни инвалидности, наступившей в результате последствий травм, отравлений и других воздействий внешних причин в зависимости от пола, установлено, что среди мальчиков и юношей ее уровни были в 2 и более раз выше, чем среди девочек и девушек. Более высокие уровни инвалидности в результате травм и других несчастных случаев регистрируются у детей, проживающих в сельской местности. Первичная инвалидность у них в 1,3-2 раза превышала соответствующие показатели у городских жителей.

Внешние причины занимают ведущее место в структуре детской смертности. По данным за 2012 г. в возрасте до 18 лет на внешние причины приходилось 30,5% всех случаев смерти в детском возрасте. Причем, если до 15 лет (0-14) на этот класс приходится 23,4%, то в возрасте 15-17 лет – 67,4%.

В 2012 г. структура внешних причин смерти в возрасте от 0 до 18 лет была следующей: в результате ДТП – 23,7%, утопления – 21,2%, механические удушения – 10,6%, самоубийства – 9,8%, падения – 5,7%, воздействие дыма, огня и пламени – 4,5%, отравления ядовитыми веществами – 3,7%, нападения (убийства) – 3,3%, отравления алкоголем – 0,8%, воздействие электрического тока – 0,8%, осложнения терапевтического и хирургического вмешательства – 0,4% (1 случай), повреждения с неопределенными намерениями – 11,8%, другие – 3,7%.


Дорожно-транспортный травматизм – это ведущая причина смерти в возрастной группе от 5 до 18 лет в Беларуси. В 2010 г. погибло – 63, 2011 г. – 65, 2012 г. – 58 детей.

Утопление – вторая по значимости внешняя причина смерти среди детей в возрасте от 1 до 4 лет и старше в Европейском регионе. В 2010 г. в Беларуси был зарегистрирован подъем смертности – когда утонуло 83 ребенка, в 2011 г. – 44, 2012 г. – 52 ребенка.

Механическое удушение (асфиксия) – чаще встречается у детей младшего возраста, составляет значительный удельный вес в структуре смертности, хотя в последние годы регистрируется реже: 2010 г. – 42, 2011 г. – 33, 2012 г. – 26 случаев. В 2012 г. 11 случаев было зарегистрировано у детей до одного года.

Отравления – многие годы также являлась значимой причиной внешней смерти, а в последние годы отмечается тенденция к снижению: 2010 г. – 13, 2011 г. – 20, 2012 г. – 9 детей.

Алкоголь. Вызывает тревогу тот факт, что в нашей стране регистрируются случаи смерти детей и подростков от его употребления: до 2006 г. число таких случаев составляло от 9 до 16 в год. В последние годы они стали встречаться реже: 2005 г. – 4, 2010 г. – 1, 2011 г. – 1, 2012 г. – 2 случая.

Падение – также является довольно частой причиной гибели детей и, особенно, подростков. В 2010 г. погибло 12 детей, в 2011 г. –  15, в 2012 г. – 14 детей.

Ожогиеще одна причина гибели детей, которая часто связана с безответственным поведением взрослых. Несмотря на то, что в последние годы ситуация улучшилась, такие случаи гибели детей продолжают регистрироваться: 2010 г. – 20, 2011 г. – 3, 2012 г. – 11 случаев.

Самоубийство - причина смерти, которая в основном регистрируется в подростковом возрасте: в 2010 г. погибло 53 ребенка, 2011 г. – 33, 2012 г. – 24 ребенка.

Убийство – насильственная причина смерти и большого горя, когда погибает ребенок: в 2005 г. – погибло 24 ребенка, 2006 г. – 22, 2007 г. – 11, 2008 г. – 10, 2009 г. – 6, 2010 г. – 7, 2011 г. – 8, 2012 г. – 8 детей.


По предварительным данным за 9 месяцев 2013 г. отмечается снижение числа погибших от внешних причин детей (в возрасте 0-15 лет), всего погибло 133 ребенка (9 мес. 2011 г. – 150, 2012 г. – 149), в т.ч. в результате ДТП погибло 18 детей (2011 г. – 30, 2012 г. – 24), от утопления – 28 детей (2011 г. – 37, 2012 г. – 43), от самоубийств – 5 (2011 г. – 11, 2012 г. – 8), от убийств – 2 (2011 г. – 3, 2012 г. – 6).

За последние годы в Республике Беларусь значительно изменилось отношение к детскому травматизму и его профилактике. Данная проблема признается чрезвычайно актуальной и воспринимается как обязанность общества. Не вызывает сомнения, что системная профилактика на доказательной основе является более эффективной мерой, чем трактовка травматизма как случайных и неизбежных несчастных случаев, которые можно смягчить только посредством просвещения. При этом сектор здравоохранения играет центральную координирующую роль, осуществляя мониторинг травматизма и его анализ, изучая его причины и механизмы, устанавливая приоритеты и привлекая к участию для выработки планов по профилактике другие секторы.

В 2012 г. в РНПЦ травматологии и ортопедии была разработана, затем согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждена Министерством здравоохранения Стратегии профилактики детского травматизма в Республике Беларусь на 2013-2015 годы. В соответствии со Стратегией и при поддержке Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь подготовлен проект на получение технической помощи «Профилактика детского травматизма» на 2013-2015 годы, одобренный Советом Министров Республики Беларусь (протокол заседания от 11.03.2013 № 35/225-358) и зарегистрированный Министерством экономики Республики Беларусь (2/13/000598 от 02.05.2013).

Проект международной технической помощи по профилактике детского травматизма разработан в соответствии со стратегией и планом действий ВОЗ в области профилактики детского травматизма и с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Исполнение проекта будет содействовать реализации Стратегии профилактики детского травматизма и плана мероприятий в Республике Беларусь в 2013-2015 годов по следующим основным направлениям:


построение комплексной системы мониторинга и оценки результатов профилактики детского травматизма, интеграция полученных данных в государственную систему здравоохранения Республики Беларусь;

включение результатов исследований в национальные и международные банки данных и создание основы для сотрудничества с учеными и медицинскими работниками разных стран;

повышение уровня профессиональной подготовки и знаний о современных методах диагностики и лечения среди медицинских работников, что будет способствовать улучшению стандартов и качества медицинского обслуживания;

разработка и внедрение наиболее перспективных профилактических мероприятий, включая меры первичной, вторичной и третичной профилактики, направленных на предотвращение как самого эпизода травмы, так и его последствий и осложнений (инвалидности и смертности);

совершенствование межведомственного взаимодействия и привлечение к проблеме профилактики детского травматизма средств массовой информации и самых широких слоев населения;

повышение уровня знаний, информированности и ответственности родителей и населения по вопросам профилактики детского травматизма.

Сформирован Координационный межведомственный совет по профилактике детского травматизма в рамках выполняемого Проекта, в состав которого вошли представители учреждений Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства информации, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Белтелерадиокомпании, Странового Бюро ВОЗ и Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь, а также сотрудники РНПЦ травматологии и ортопедии и РНПЦ «Мать и дитя».

В соответствии с Двухгодичным планом сотрудничества между Республикой Беларусь и Европейским региональным бюро ВОЗ на 2012-2013 годы 29-30 октября 2013 г. проведен обучающий семинар на тему «Профилактика детского травматизма» по курсу ВОЗ «TEACH-VIP» (Обучение, просвещение и расширение сотрудничества для предупреждения насилия и травматизма в целях сохранения здоровья). Подготовлена группа белорусских специалистов по системе TEACH-VIP, которые в течение 2014-2015 гг. проведут занятия с врачами во всех регионах республики.


30 октября 2013 г. проведен Круглый стол по обсуждению проблем детского травматизма в Республике Беларусь и мероприятий по их решению. В заседании приняли участие представители учреждений Минздрава, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства экономики, Европейского регионального Бюро ВОЗ и Странового Бюро ВОЗ в Республике Беларусь, Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь.

В ходе обсуждения направлений работы по профилактике детского травматизма как наиболее перспективные были отмечены следующие:

1. С целью снижения дорожно-транспортного травматизма к наиболее эффективным мероприятиям следует отнести использование детских автомобильных кресел и ремней безопасности (в т.ч. на задних сидениях), ограничение скорости в населенных пунктах (ВОЗ считает оптимальной скорость до 50 км/час, а около детских учреждений снижение ее до 30 км/час). Ужесточить ответственность водителей за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии. Запретить перевозить детей в автомобилях в ночное время. Запретить перевозить детей водителям с небольшим стажем вождения.

2. Усилить контроль за купанием детей. Запретить купание в необорудованных местах и без присмотра взрослых. Проводить обучение детей плаванию. Ввести принятое во многих европейских странах понятие «компетентный пловец» (уметь проплыть 200 метров, а последние 50 метров – на спине) и стремиться научить этому каждого выпускника средней школы.

3. Распространение автономных пожарных извещателей, особенно в неблагополучных и многодетных семьях. Регулярные обходы домовладений с печным отоплением, где проживают семьи с детьми.

4. Профилактика отравлений. Сильнодействующие лекарственные средства должны выпускаться в специальной упаковке. Хранение лекарств и ядовитых препаратов в недоступном для детей месте. Организовать в каждом регионе детские токсикологические центры.

5. Обязать ЖЭСы оборудовать дворовые площадки и следить за их состоянием. В зимнее время проводить работу по предупреждению гололедных травм.


6. В законодательстве ввести статью об ответственности родителей за своих несовершеннолетних детей, особое внимание обратить на насилие и жестокое обращение, а также оставление детей одних без присмотра (до 12 лет).

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что показатели детского травматизма в Республике Беларусь пока еще находятся на высоком уровне. Уровни смертности детей от внешних причин в республике значительно выше, чем в развитых странах Европейского региона.

Детский травматизм может и должен быть предотвращен, благодаря организованным совместным усилиям общества, а для этого требуется постоянная поддержка на всех уровнях государственного управления и общества, выделение ресурсов, создание организационно-кадрового потенциала и формирование системы программных целей и принципов, к реализации которых необходимо привлечение многих заинтересованных партнеров,

Путь вперед лежит через принятие комплекса различных подходов и конкретных мер: изменение окружающей среды, проектирование и производство безопасной продукции, принятие законодательства, требующего осуществлять эти изменения, просвещение, в котором упор делается на травмабезопасное поведение и должный надзор за детьми, создание безопасной среды, использование безопасного оборудования и продукции

Реализация конкретных мероприятий на межведомственном уровне будет способствовать расширению партнерских связей и сотрудничества с другими международными организациями, налаживанию обмена опытом и информацией между странами в рамках резолюции Европейского регионального комитета «Предупреждение травматизма в Европейском регионе» и позволит снизить детский травматизм, уровень инвалидности и смертности вследствие травм у детей в Республике Беларусь.

Заместитель директора РНПЦтравматологии и

ортопедии по лечебной работе,

к.м.н., доцент А.В. Борисов

Заместитель директора по

организационно-методической работе

РНПЦ травматологии и ортопедии, к.м.н., доцент Л.Н. Ломать