zabika.ru 1 2 ... 30 31







Базовый доклад о ситуации с правами человека в Республике Казахстан





-->

Предлагаемый вниманию читателей Базовый доклад «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан» (далее - Базовый доклад) посвящен комплексному анализу ситуации с правами человека в Казахстане.

Доклад был подготовлен и составлен рабочей группой, образованной в соответствии с резолюцией международного круглого стола от 17 апреля 2006 года, посвященного вопросам разработки Базового доклада для выработки Национального Плана действий в области прав человека в Республике Казахстан.

Базовый доклад основан на результатах специальных социологических исследований «Права человека в Казахстане: общественное мнение», проведенных по заказу Программы Развития ООН независимой Ассоциацией социологов Казахстана; правозащитной деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан. В нем широко привлечены данные государственных органов и неправительственных организаций Республики Казахстан, международных неправительственных организаций и международных организаций, аккредитованных в Казахстане.

Доклад содержит сравнительный анализ национального законодательства по правам человека, оценку деятельности государственных органов, рекомендации по дальнейшему совершенствованию правовой политики, национального законодательства и правоприменительной практики в соответствии с нормами международных пактов и конвенций в сфере прав человека, ратифицированных Казахстаном.

Выводы и рекомендации Базового доклада послужат основанием для разработки Национального Плана действий в области прав человека.

Материалы, содержащиеся в докладе, будут полезны представителям органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, адвокатуры, институтов внесудебной защиты прав человека, неправительственных и международных организаций, других общественных объединений, дипломатических служб, аккредитованных в Казахстане, организаций образования, науки и культуры.


© Комиссия по правам человека при Президенте

Республики Казахстан

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………. 4
I. Право на жизнь и неприкосновенность личной жизни…………. 6

II. Право на свободу передвижения и вопросы соблюдения

законности и прав человека в ходе миграционных процессов…………. 12

III. Предупреждение торговли людьми……………………………… 15

IV. Право на свободу совести и вероисповедания……………………23

V. Право на объединение……………………………………………….28

VI. Право на свободу мирных собраний и митингов…………………49

VII. Право на участие в управлении делами государства

(свободные и справедливые выборы)……………………………………….. 54

VIII. Право на свободу слова, убеждений и на свободное

выражение их…………………………………………………………………..65

IX. Права человека в сфере трудовых отношений………………….. 71

X. Право на социальное обеспечение………………………………….85

XI. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь……………… 90

XII. Права оралманов………………………………………………… 100

XIII. Права ребенка……………………………………………………108

XIV. Права национальных меньшинств…………………………….. 120

XV. Правовое просвещение населения, формирование нового
правосознания……………………………………………………………….. 132

XVI. Право на справедливое судопроизводство………………….. 139

XVII. Права человека в процессе исполнения судебных

решений……………………………………………………………………….172

XVIII. Права осужденных…………………………………………… 177

Заключение……………………………………………………………185







ВВЕДЕНИЕ



-->

Настоящий информационно-аналитический Базовый доклад о ситуации с правами человека в Республике Казахстан (далее – Базовый доклад) был подготовлен и составлен рабочей группой, образованной в соответствии с резолюцией международного круглого стола от 17 апреля 2006 года, посвященного вопросам разработки Базового доклада для выработки Национального плана действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2007-2011 годы.


Целью Базового доклада является информирование Главы государства, Парламента и Правительства Республики Казахстан о ситуации с правами человека и гражданина в Казахстане, выявление уровня правовой защищенности человека, узловых проблем в сфере защиты прав человека и путей их решения; разработка на его основе Национального Плана действий в области прав человека на 2007 - 2011 годы.

При подготовке Базового доклада использованы данные, предоставленные государственными органами, неправительственными правозащитными организациями Республики Казахстан (далее – НПО РК), международными неправительственными организациями, международными организациями, аккредитованными в Казахстане, а также результаты социологических исследований «Права человека в Казахстане: общественное мнение», проведенных в октябре 2006 года по заказу Программы Развития ООН в Казахстане, независимой Ассоциацией социологов Казахстана, являющейся постоянным членом Международной ассоциации социологов (ISA). В Базовом докладе также использованы: сведения, полученные в результате посещения членами рабочей группы учреждений пенитенциарной системы, здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, объектов строительства и других организаций; материалы международных конференций, «круглых столов» и семинаров, тренингов, проведенных Комиссией по правам человека совместно с государственными органами и НПО РК, международными организациями в сфере прав человека в период с 2000 по 2006 годы; результаты обобщения и анализа обращений физических и юридических лиц в Комиссию по правам человека.

В процессе подготовки Базового доклада были учтены рекомендации международных круглых столов по вопросам подготовки Базового доклада и Национального Плана действий в области прав человека в Казахстане от 12 апреля 2005 года и 17 апреля 2006 года.

В Базовом докладе анализируются вопросы соблюдения гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав человека и гражданина.


Так, в первом разделе детально анализируются вопросы соблюдения прав человека на жизнь и неприкосновенность личной жизни, на свободу передвижения, на свободу совести и вероисповедания, на свободу объединений, на проведение мирных собраний и митингов, на участие в управлении делами государства (свободные и справедливые выборы), на свободу слова и убеждений, на охрану здоровья и медицинскую помощь. В контексте соблюдения гражданских, социальных и экономических прав представлены результаты специальных исследований рабочей группы, посвященные актуальным вопросам соблюдения прав человека и обеспечения законности в сферах миграционных и трудовых отношений. Кроме того, в данном разделе отражены актуальные вопросы соблюдения прав ребенка, оралманов, национальных меньшинств, правового просвещения населения и формирования нового правосознания казахстанцев.

Во втором разделе Базового доклада анализируется соблюдение прав человека и гражданина в ходе предварительного следствия и дознания; в сфере отправления правосудия по уголовным, гражданским и административным делам; в стадии исполнительного производства; в пенитенциарной системе.

Следует отметить, что Республика Казахстан является участником более 40 многосторонних универсальных международных договоров в сфере прав человека, в том числе Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции против всех форм расовой дискриминации, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о статусе беженцев и Протокола к ней.

В контексте вышеперечисленных ратифицированных международных договоров, во всех главах Базового доклада представлен сравнительно-правовой анализ национального законодательства, регулирующего сферу прав человека на предмет его соответствия международным стандартам, а также заключения и рекомендации по совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики в области защиты прав человека.


Ситуационный анализ социологических исследований по оценке эффективности правозащитной деятельности государственных органов, НПО и СМИ в сфере защите прав человека в рамках проекта «Права человека в Казахстане: общественное мнение» приведен во всех главах Базового доклада в контексте с конкретными видами прав человека.

В заключении подводятся итоги общих результатов работы и формулируются дальнейшие перспективы по совершенствованию правозащитных механизмов в Казахстане.







Право на жизнь и неприкосновенность личной жизни



-->
Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, поскольку все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц.

Социальные условия права на жизнь обеспечиваются рядом конституционных установлений: правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (пункт 2 статьи 24 Конституции РК); социальным обеспечением по возрасту и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (статья 28); правом на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и частных лечебных учреждениях здравоохранения, развитием системы здравоохранения (статья 29) и другими гарантиями.

По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг право на жизнь. Например, такие права, как право на социальную защиту, на благоприятную окружающую среду, на достойную жизнь, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний.


Отдельная проблема в этой области – право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания лицам, совершившим особо тяжкие преступления. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни.

В статье 15 Конституции Республики Казахстан 1995 года (далее – Конституция РК) закреплено:

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Формулировка «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании» соответствует пункту 2 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - МПГПП) и толкованию этой статьи, приведенному в пункте 7 Замечания общего порядка № 6 Комитета ООН по правам человека.

Эта формулировка еще более детализирована в статье 49 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – Уголовный кодекс РК), где закреплено, что «смертная казнь – расстрел может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке, государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления».

При этом согласно части 2 указанной статьи «смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста», что соответствует пункту 5 статьи 6 МПГПП.

Согласно части 5 статьи 6 Уголовного кодекса РК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, что соответствует пункту 4 статьи 6 МПГПП.


17 декабря 2003 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О введении в Республике Казахстан моратория на смертную казнь». Данный Указ подписан Главой государства в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Конституции Республики Казахстан, закрепляющий право каждого на жизнь, и был направлен на реализацию положений Концепции правовой политики Республики Казахстан о дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и является закономерным продолжением курса на ограничение применения смертной казни.

Многочисленные социологические опросы свидетельствуют о том, что большинство населения нашей страны считает преждевременной полную отмену смертной казни. Мнение общества нельзя не учитывать, поэтому в качестве очередного шага к дальнейшему ограничению применения исключительной меры наказания был выбран мораторий на исполнение смертной казни.

Указ предусматривает приостановление исполнения судами приговоров о смертной казни. Полагаем оправданным введение пожизненного лишения свободы, как альтернативы смертной казни. При этом сама смертная казнь как вид уголовного наказания не отменяется, а лишь приостанавливается исполнение вынесенных судами смертных приговоров. Мораторий является бессрочным, но при необходимости может быть отменен.

Есть все основания полагать, что появление института пожизненного заключения сведет случаи вынесения судами смертных приговоров до минимума, что создаст реальные предпосылки для возможного полного отказа от смертной казни.

За период введения моратория на исполнение смертной казни в республике не наблюдалось всплеска преступности и криминогенная обстановка сохраняется относительно стабильной. Согласно статистическим данным, общее количество зарегистрированных преступлений и уровень преступности в стране с середины 90-х годов развивались в сторону снижения. Так, если в 2000 году в республике было зарегистрировано 150790 преступлений, то в 2003 году их количество равнялось 118485. В 2004 году зарегистрировано 143550 преступлений, в 2005 году – 146347 преступлений.


В настоящее время по поручению Главы государства соответствующими государственными органами осуществляется постоянный мониторинг, и, в зависимости от его результатов, в дальнейшем будет решаться вопрос о возможности полной отмены смертной казни.

В Казахстане нет практики внесудебных или произвольных казней или исчезновений людей, осуществляемых правоохранительными органами или органами национальной безопасности.

Тем не менее, представляется необходимым при реализации положений МПГПП подходить к толкованию права на жизнь как можно шире, в том числе в соответствии с пунктом 5 Замечания общего порядка Комитета ООН по правам человека № 6, что защита этого права в широком смысле требует принятия конструктивных мер в различных сферах, например, для снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни, борьбы с бедностью и болезнями и т.д.

***

В статье 17 Конституции Республики Казахстан установлено, что достоинство человека неприкосновенно. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Важно отметить, что указанное конституционное предписание полностью соответствует ратифицированной Республики Казахстан в 1998 году «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».



следующая страница >>