zabika.ru 1

Сергазин Е.Ф.


ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, кафедра политологии

«Шанхайская организация сотрудничества - одна из самых молодых региональных организаций, возникших в третьем тысячелетии»
Abstract

" The Shanghai Cooperation Organization (SCO) which is established in 2001 quickly gained power and has become the influential regional organization. Today the SCO is a an element of stability in the vast Eurasian space. This is the reality of regional and global policy".

The main objectives are the strength of stability and security in the wider space, unifying state - the Member States, the fight against terrorism, separatism, extremism, tidying, development of economic cooperation, energy partnership, the scientific and cultural interaction.

Аннотация

"Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), основана в 2001году, развиваясь быстрыми темпами, превратилась во влиятельную региональную организацию. Сегодня ШОС – значимый элемент стабильности на обширном евразийском пространстве. Это – реальность современной региональной и глобальной политики".

Основными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства – участники ШОС, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
«Появившись на свет в 2001 году, Шанхайская организация сотрудничества быстро набрала вес и превратилась во влиятельную региональную организацию. Сегодня "фактор ШОС" - это значимый элемент стабильности на обширном евразийском пространстве. Это - реальность современной региональной и глобальной политики»(1).

Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства – участники ШОС, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Более десяти лет назад лидеры Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана основали региональную международную организацию, и сегодня общая территория стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, составляет 60 процентов территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертая часть населения планеты.

«Шанхайская организация сотрудничества, является одной из самых влиятельных и одновременно самых противоречивыхорганизаций в регионе Центральной Азии, который в настоящее времяпредставляет собой место, где сошлись интересы великих держав – Китая, России и США. Одновременно свои интересы здесь имеют региональныесилы, например, Евросоюз (ЕС), Индия, Пакистан, Турция, СаудовскаяАравия и целый ряд других мусульманских государств.

Все это фактически делает регион Центральной Азии местом концентрации основных противоречий в мировой системе международных отношений. Такая ситуация связана с тем, что Китай и Россия рассматриваютданный регион в качестве зоны своих стратегических интересов, как тер-риторию, имеющую огромное значение для обеспечения их собственнойбезопасности.Для Китая наиболее уязвимым местом является его западнаяпровинция Синьцзян-Уйгурский автономный район, для России «мягкимподбрюшьем» – вся линия казахстанско-российской границы протяжен-ностью в 7 тыс. километров. Соответственно гипотетически возможныйпереход данного региона под контроль внешних сил, в частности США,воспринимается в Пекине и Москве, как прямая угроза их безопасности. Особенно в контексте того, что в среднесрочной перспективе соперничествомежду Китаем и США может составить основное содержание политических процессов в мире, а также в связи со сложными отношениямимежду современной Россией и странами Запада. Можно предложить, чтоЦентральная Азия становится тем местом, контроль над которым имеетключевое значение для исхода «сражений» на геополитическом поле междувсеми указанными выше странами.

Такая ситуация в области геополитики автоматически сближает позиции Китая и России в том, чтобы не допустить установления в Централь-ной Азии доминирующего влияния третьих стран, в первую очередь США. Однако это не отменяет наличия у каждой из стран комплекса своих соб-ственных интересов в регионе. В результате можно утверждать, что Москва и Пекин активно взаимодействуют в тактических вопросах, сохраняяза собой свободу маневра в определении стратегии, в том числе в двусторонних отношениях, как со странами региона, так и с ключевыми игроками, имеющими интерес к Центральной Азии, например, США. Российскиеэксперты в связи с этим обычно дипломатично отмечают, что «РФ и КНР не


являются в строгом смысле (де-юре) военно-политическими союзниками, каковыми они, например, были в 1950-е годы XX века, а их партнерство ненаправлено против третьих стран». Однако общая угроза их интересам вЦентральной Азии, несомненно, сближает их позиции, правда, необходимоотметить, до определенного предела»(2).

За более чем 10-летний срок развития организации было высказано немало оценок как положительных, так и негативных. Проблема дальнейшего развитияШОС привлекает все более пристальное внимание зарубежных экспертов.

Имеющиеся противоречия в странах – участницах ШОС не только ослабляют результативность достигнутых договоренностей, но и являются значительным препятствием для дальнейшего успешного функционированияструктуры на благо развития всего Евразийского континента. Республика Казахстан исходит из того, что динамика взаимодействия исферы сотрудничества ШОС расширяются в связи с её миссией, а также с не-обходимостью выработки адекватных ответов на вызовы безопасности в условиях трансформации мировой системы. Организация стала важным элементомформирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в регионе.

Отрадно, что растет общее сознание сообществом стран – членов ШОСнеобходимости придания нового импульса развитию организации. Необхо-димы новые формы сотрудничества в рамках ШОС, определение на уровне встреч глав государств четкой концептуально-ценностной идентичностиШОС, основных приоритетов.

Вместе с тем также необходимо учитывать комплекс проблем и трудностей, с которыми организация столкнулась и которые мешают ей перейти накачественно новый уровень развития. Учитывая реальный потенциал взаимодействия, существующие механизмы реагирования на вызовы безопасности, а также расхождения во внешней политике стран – участниц ШОС, основная деятельность организации должна быть сосредоточена на решении внутренних проблем. В частности, в настоящее время ШОС не способна противодействовать возможным сценариям «цветных революций» встранах региона, попыткам «смены режимов». В этой связи у организациинет четкого механизма содействия решению социально-экономических проблем, социальной напряженности в странах региона. Необходимо учесть, что обострение социально-экономических проблем, социальной напряженности – ключевое условие реализации и распространения политическогоэкстремизма и терроризма. Усиление акцентов в области обеспечения социальной и экономической стабильности в каждой отдельно взятой стране–участнице ШОС, позволит нивелировать диаметральные различия в динамике социально-экономического развития стран-участниц.


В этом плане целесообразно сосредоточить внимание на следующих направлениях:

1. Выработка доктрины ШОС или концепции развития, в которой будут отражены смысл, принципы, идеалы и ценности, стандарты взаимодействия, ключевые цели организации, статус и позиция по комплексу международных проблем, определены понятия «регион ШОС», «участник ШОС». Существует большое количество потенциальных направлений развитияШОС, которые открывают перспективы для еще большего количества возможностей. Но, с другой стороны, неопределенность этих потенциальныхнаправлений мешает формулировать более конкретные, осязаемые и наполненные содержанием проекты развития ШОС.

2. Инициирование развития прорывных проектов в несырьевом сектореи придания им не двухстороннего, а многостороннего характера.

3. Реанимирование идеи о создании Энергетического клуба в рамкахШОС, на первом этапе в качестве неправительственного совещательногооргана для выработки предложений по более эффективному использованиюи транспортировке энергетических ресурсов. В частности, разработанный по инициативе Президента РК Н. А. Назарбаева проект Азиатской энергетической стратегии представляет огромный интерес для интеграции энергетического пространства стран Азии, чтодолжно способствовать углублению взаимодействия производителей энергоресурсов, их потребителей и стран-транзитеров. Реализация этой идеиможет превратить ШОС в самодостаточную энергетическую систему в глобальном и региональном контекстах.

4. Вынесение на обсуждение аспектов проблем экологической безопасности (рациональное использование трансграничных рек, проблема Аральского моря – совместно с МФСА, сокращение выбросов углекислого газа, особенно для Китая, России и Казахстана и т. д.).

5. Активизация работы на афганском направлении. Итоги мероприятий, посвященных проблеме Афганистана, позволяют судить о наличии потен-циала ШОС более глубокого интегрирования в процесс мирного урегулиро-вания в этой стране. В свете заявления президента США Б. Обамы о выводевойск к 2015 году – представляется необходимым более активное участиеШОС в мероприятиях по Афганистану (продолжение работы с акцентом наинфраструктурные проекты). Казахстан мог бы стать координатором данного проекта в ШОС.


6. В сфере формирования единого информационного пространстваШОС: разработка межправительственного соглашения в области международной информационной безопасности.

Целью сотрудничества с международными организациями должно статьразвитие стабилизирующей, ключевой роли ШОС в деле безопасности на Евразийском континенте. Казахстан, будучи председателем в ОБСЕ и ОИК,мог бы создать и провести особый формат диалога между ШОС, НАТО, ОБСЕ и ОИК, что послужило бы разработке взвешенных подходов по решениюафганской проблемы, борьбе с нетрадиционными вызовами безопасности.

В 2010 году на посту председателя ОБСЕ Казахстан проявил свой потенциал, создав новую платформу сотрудничества в области региональной безопасности в организации, заложив основы для взаимодействия в связке ШОС–ОБСЕ–ОИК–СВМДА, интегрируя принципы и идеи региональных организаций. Сближение понимания между Востоком и Западом по ключе-вым проблемам и задачам современного мироустройства, совместное прео-доление кризисных явлений и стремление к взаимовыгодным инициативам способны направить мировой процесс развития в позитивное русло.

ШОС, несмотря на динамизм развития и масштабность деятельности, все же является довольно молодой организацией. Исходя из этого, в сред-несрочной перспективе будут неизбежны проблемы по преодолению ряда серьезных внутренних недостатков и поиску оптимальных для всех задей-ствованных сторон путей развития организации, с тем, чтобы данная струк-тура стала «осевым» стержнем создания системы обеспечения безопасности на евразийском пространстве.

Уникальность платформы ШОС заключается не только в том, что орга-

низация, объединила в себе огромные территориии включила государства с высоким по большей части экономическим и демографическим потенциа-лом, но и в скорости, с которой она приобрела влияние и авторитет. ШОС за довольно короткий срок в международном информационном пространстве сформировала имидж важнейшей структуры, играющей серьезную роль в модерировании процессов обеспечения безопасности в регионе. В этой связи масштабность и рациональность целей и задач привлекает внимание многих других стран, которые изъявили желание быть наблюдателями и, возможно, полноценными участниками организации.


Если ШОС сумеет минимизировать негативные процессы, ее имидж изменится, следовательно, изменится и отношение к этой организации со стороны населения, входящих в нее государств. Необходимо создать новые концептуальные основы для обеспечения приоритета коллективных ценно-стей по сравнению с двусторонними.

Оценки экспертов по итогам развития ШОС за период своего существования зачастую артикулируются в негативном ключе, и для этого имеютсямногие причины. К примеру, ШОС приписывается неспособность действий по урегулированию ситуации в Кыргызстане, вялая реакция на межэтнические столкновения в Оше и т. д.

Кризисные явления расставляют акценты в деятельности ШОС и открывают перспективы ее превращения в эффективную структуру с позитивным имиджем на региональном уровне.

Представляется важным, что в совокупности все эти шаги позволят ШОС стать обновленной равноправной диалоговой площадкой, объединя-ющей евразийское пространство, сохранить свой неповторимый «шанхай-ский дух» в качестве действенного механизма имплементации инструментов в области обеспечения глобальной безопасности. Несомненно, председательство Казахстана в ШОС – это уникальный шанс по укреплению внешнеполитических позиций нашего государства как проводника идей мира и глобальной безопасности. Ведь главная идея ШОС заключена в ее базовых принципах – равноправие, взаимоуважение, соразвитие и взаимопознание.(3)

Изначально в уставных документах главные задачи ШОС носили экономический характер, а совместное обеспечение безопасности в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком лишь упоминались. Однако в условиях затягивания вооруженного конфликта в Афганистане, эскалации военного присутствия США в субрегионе, перетекания из Афганистана наркотрафика и религиозного экстремизма, неэкономический аспект деятельности ШОС приобрел большее значение, что, в частности, нашло выражение в создании в рамках ШОС Региональной антитеррористической структуры (РАТС).

Неофициально общепризнано, что двумя «столпами» ШОС, уравновешивающими друг друга, являются Россия и Китай. Данная оценка представляется вполне оправданной. Более того, отсутствие одной из этих держав в ШОС вызвало бы негативную реакцию центральноазиатских участников, опасающихся доминирования какой-то одной из них. При этом имеет место определенное распределение ролей. Россия стремится использовать ШОС в качестве инструмента продвижения своей повестки дня относительно мировых и региональных проблем. Китай в большей мере «специализируется» на использовании ШОС как одного из средств обеспечения своей экономической экспансии в ЦА. Данное распределение ролей можно толковать как своего рода противоречие, но можно и считать проявлением глобальной взаимодополняемости двух «опор» ШОС.

Принимаемые на саммитах и других встречах в рамках ШОС совместные декларации и другие документы свидетельствуют, что практически по всем международным проблемам для стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества характерно единогласие.

Иным представляется отношение государств, расположенных в непосредственной близости к региону ШОС. Такие страны как Индия, Пакистан и Иран выражали желание стать полноправными членами ШОС. Однако принятие Индии и Пакистана неизбежно внесло бы индийско-пакистанские противоречия в повестку дня Организации, а принятие Ирана вызвало бы резкий негативный всплеск на Западе.

Для определения перспектив развития ШОС необходимо принимать во внимание прогнозы социально-экономического развития участников организации. Очевидно, что влияние каждого из них соизмеримо с его совокупной национальной мощью, которая оценивается, в свою очередь, по целому ряду параметров, и военный аспект отнюдь не обязательно занимает центральное место.

Развитие ШОС, естественно, будет зависеть и от состояния двусторонних отношений между странами-участницами.(4)


  1. Путин В.В. ШОС – Новая модель успешного международного сотрудничества. 14 июня 2006 г., Москва.


  2. КАЗАХСТАН В ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ • № 1/2011 Место ШОС в системе региональной безопасности.

  3. КАЗАХСТАН В ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ • № 1/2011Эльнара Байназарова. ШОС как ключевая структура безопасности в Евразии.

  4. СИДОРОВ Д.А. РОЛЬ И МЕСТО ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИСОТРУДНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ(политологический анализ). Работа выполнена в Центре СНГ Дипломатической академии МИД России.Москва 2011г.