zabika.ru 1

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных сфер жизнедеятельности, которая предоставляет населению жилищно-коммунальные услуги.

Реализуемая государством задача повышения качества жизни белорусских граждан неразрывно связана с обеспечением защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг на законодательном уровне.

По мере повышения требований государственных органов и увеличения претензий и нареканий населения к качеству и срокам предоставления жилищно-коммунальных услуг, назрела необходимость принятия специального законодательного акта.

В настоящее время правоотношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регулируются Конституцией, Гражданским кодексом, Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и другими законодательными актами.

В Беларуси проведение государственной политики в области защиты прав потребителей обеспечивает Министерство торговли, которое координирует деятельность Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, иных государственных органов и организаций.

Ряд полномочий в области защиты прав потребителей на местах возложены на областные, городские и районные исполнительные комитеты.

Особую роль в обеспечении государственной защиты прав потребителей играют утверждаемые Правительством государственные социальные стандарты по обслуживанию населения*.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства социальные стандарты определяют минимальные нормативы обеспечения жителей водой, теплом, электроэнергией, местами в банях, сроки вывоза мусора и т. д.

Всего утверждено 13 государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики в области жилищно-коммунального хозяйства, которые в полном объеме выполняются Вороновским ЖКХ.

Например,


  1. социальный стандарт №1- « Доля собственных расходов граждан на оплату затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержание придомовых территорий, коммунальных платежей и отчисления на капитальный ремонт, исчисленных по действующим нормам и нормативам в совокупном доходе семьи»

норматив обслуживания 25% совокупного дохода семьи.
2. социальный стандарт №2 «норма обеспечения водой для граждан, проживающих в домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией»

К примеру, подача воды в жилищном фонде РУП ЖКХ, который оборудован централизованным водоснабжением и канализацией, обеспечиваться в объеме не менее 180 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 90 л/сутки – на горячее водоснабжение.

Суммарные затраты в 2009 году на проведение работ по водообеспечению в республике составили 75,7 млрд. рублей, в Вороновском районе – около 1,0 млрд. рублей.

Для улучшения качества питьевой воды проводятся работы по строительству станций обезжелезивания воды, ремонту сетей водоснабжения и артезианских скважин. В целом по республике с 2006 года построены и введены в эксплуатацию 243 объекта водоснабжения и водоотведения, в том числе 80 станций обезжелезивания, 15 вобозаборов, 49 очистных сооружений.

Если рассматривать работу Вороновского РУП ЖКХ, то начиная с 2007 года, нашим предприятием проделана огромная работа в данном направлении:

При строительстве агрогородков в районе были построены артезианские скавжины, водонапорные башни, водопроводная сеть (д. Дотишки, Гирки, Бенякони, Заболоть, Полецкишки, Больтеники, Трокели, и г.п. Радунь),

Также, начиная с 2007 года, на баланс нашего предприятия от предприятий и хозяйств района приняты водопроводные и канализационные сети на общую сумму 2,6 млрд. рублей и протяженностью 19,8 км. Всего же протяженность водопроводной сети по Вороновскому району, обслуживаемые РУП ЖКХ -88,3 км, а канализационных сетей- 23,3 км.


В г.п. Радунь в 2008 году построена и введена в эксплуатацию станция обезжелезивания воды. В 2011 году планируется строительство такой же станции обезжелезивания воды и в г.п.Вороново.

В течение ряда последних лет на нашем предприятии, как в целом и по республике в системе ЖКХ, проводится работа по совершенствованию всех направлений деятельности системы водопроводно-канализационного хозяйства. Снижение объёмов потребления коммунальных услуг было достигнуто за счёт организации по установке систем учета и регулирования их потребления.

Оснащение жилых помещений, оборудованных водопроводом, групповыми и индивидуальными приборами учета воды дало возможность потребителям самостоятельно регулировать водопотребление, а также показало реальную ситуацию с потерями и неучтенными расходами воды в системах распределения.

Однако на предприятии, как и по всей системе ЖКХ, стоит еще ряд проблем. Это:

-высокий физический износ сетей и недостаточный объем их замены;

-недостаточный уровень обеспеченности централизованным водоснабжением и качественной питьевой водой сельского населения;

-недостаточный уровень обеспеченности населения централизованными и местными системами хозяйственно- бытового водоотведения и т.д.
3.социальный стандарт №4 «норматив отопления жилых помещений»
нормативы отопления жилых помещений предусматривают обеспечения не менее180 С в жилых помещений и температуры горящей воды- не менее 500С.
Вороновское РУП ЖКХ обслуживает 149 домов: это 1508 квартир или 76610 м2 жилой площади.

В 2008 году на обслуживание РУП ЖКХ был передан 20-ти квартирный жилой дом.

Протяженность тепловых сетей по Вороновскому району составляет 32, 2 километра в двухтрубном исчислении.

Выработка тепловой энергии для подачи горячей воды и отопления осуществляется 21-ой котельной: из них 3 находятся в г.п. Вороново, 3- в г.п. Радунь и 15- в сельской местности. Мощность всех котельных- 58,6 Гкал в час. Из этого количества котельных 9 котельных работают на газообразном топливе; 4 котельных – на твердом топливе; 7 котельных – на смешанных видах топлива.


За 2009 год Вороновским РУП ЖКХ было выработано 31400 Гкал, реализовано 24683 Гкал: в том числе населению- 11260 Гкал

В РУП ЖКХ имеется 51 котёл, из них 50- водогрейных котла, также 4 центральных тепловых пункта.

В 2009 году около 2 км проведена замена теплотрассы на ПИ –трубу (предварительно изолированных трубопроводов).
Подача горячей воды в городах и населенных пунктах, где имеется система централизованного горячего водоснабжения, осуществляется ежедневно или по утвержденным графикам. В г.п. Вороново подача горячей воды осуществляется по графику 2 раза в неделю (суббота, воскресенье и праздничные дни), в нерабочие дни 17 до 22 часов.

В г.п. Радунь централизованного горячего водоснабжения нет.

На нашем предприятии разработаны мероприятия и постоянно ведется работа по улучшению работы котельного хозяйства: ведется замена неэкономичных котлов с низким КПД на более экономичные и эффективные, замена насосов на более мощные для переноса нагрузки с одних котельных на другие с использованием МВТ, децентрализация систем теплоснабжения с ликвидацией длинных и незагруженных теплотрасс с установкой теплоисточников, замена теплотрасс с применением предварительно-изолированных трубопроводов.

На протяжении всех последних лет в результате постоянно проводимой целенаправленной работы социальные стандарты в сфере жилищно-коммунального хозяйства выполняются.

Проводя социально-ориентированную политику, государство постоянно обеспечивает особый контроль за изменением уровня цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, а также уровня расходов населения на оплату услуг ЖКХ.

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 604 «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства» тарифы на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги устанавливаются Правительством по согласованию с Главой государства с учетом роста доходов населения и параметров возмещения организациям ЖКХ экономических затрат.


В 2009 году, в условиях нарастающих негативных проявлений мирового экономического кризиса и обострения отношений с Россией в нефтегазовой сфере, уровень возмещения населением затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, составил в среднем по республике только 28,3%, по Гродненской области – 32,4%, в Вороновском районе- 22,3% (бюджет -52,8 %).

В настоящее время тарифы для населения на жилищно-коммунальные услуги установлены в соответствии с платежеспособностью населения и возможностью покрытия затрат другими источниками. Такая ситуация остается уязвимой для жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на значительное удорожание в 2009–2010 гг. импортируемых в страну российских энергоносителей, цены (тарифы) на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения в Беларуси не изменялись с 1 января 2009 г.

При этом следует отметить, что «утяжеление» жировок за январь текущего года связано с сильным похолоданием, что повлекло дополнительные расходы тепловой энергии на поддержание необходимого температурного режима в жилых помещениях и подогрев воды. Так, если в декабре прошлого года среднемесячная температура наружного воздуха составляла только минус 3,9 ºС, то в январе т. г. – минус 11,4 ºС.

Государственные решения о повышении цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги принимаются в республике взвешенно, с учетом экономических возможностей как населения, так и народного хозяйства, а их уровень находится под постоянным контролем Главы государства и Правительства.

Сдерживанию роста цен (тарифов) для населения на оказание услуг ЖКХ способствует постоянная работа, ведущаяся в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, по модернизации сетей, коммуникаций, сооружений и снижению себестоимости услуг.

Между тем в последние годы Беларусь активно ищет альтернативу российским поставкам все дорожающих энергоносителей, в том числе развивая стратегическое партнерство со странами Латинской Америки. К настоящему времени уже достигнут реальный результат во взаимоотношениях с Венесуэлой, которая занимает второе место в мире (после России) по объемам разведанных запасов нефти.


Кроме того, обеспечивая защиту права потребителей на экономическую доступность жилищно-коммунальных услуг для всех групп населения, государство оказывает малообеспеченным гражданам Беларуси адресную помощь на оплату услуг ЖКХ.

В 2008 году в Вороновском районе сумма безналичной жилищной субсидии составила 3,4 млн.рублей: 7 семей в среднем получили в течение года помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг по 56,6 тыс. рублей, в 2009 году - 4 семьи получили помощь по 52,1 тыс. рублей.

Вороновским РУП ЖКХ реализуется программа по развитию жилищного хозяйства, уличному освещению, благоустройству дворовых территорий и оборудованию детских площадок.

Так, в 2009 году РУП ЖКХ проведен текущий ремонт в 18 подъездах жилищного фонда, а в 2010 году планируется отремонтировать 10 подъездов (планируемая сумма затраченных средств на проведения данных работ составляет около 50 млн. рублей).
В течение 2009 года в г.п. Вороново благоустроены дворовые территории – по ул. Советской 72-80(а,б,в) с оборудованием детской площадки.
В 3-м квартале 2010 году планируется проведение работ по благоустройству дворовой территории по ул. Литовчика д.41-49, так же с оборудованием детской площадки.
В 2009 году проведен капитальный ремонт мягкой кровли 4-х многоэтажных домов (2 дома в г.п. Вороново, 2 дома в г.п. Радунь), в 2010 году планируется провести капитальный ремонт кровли 4 жилых домов по ул. Литовчика д. 41 и д.47, по ул. Октябрьской д.52 и ул. Весновой д.4) на общую сумму 240,5 млн. рублей согласно утвержденного титульного списка за счет средств отчислений нанимателей и собственников жилых помещений.
В 2009 году нашим предприятием проведена реконструкция стадиона в г.п. Вороново с заменой сидений на более комфортные.
На территории парка отдыха в г.п. Вороново построена и оборудована детская площадка и площадка для мини-футбола, отвечающие современным требованиям.

Между тем, как показывают анализ обращений граждан и социологические опросы населения, сфера услуг ЖКХ продолжает оставаться одной из самых насущных проблем. В стране для решения этих проблем применяются необходимые административные и экономические методы регулирования оказания жилищно-коммунальных услуг, управления и контроля в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг с учетом интересов и белорусских граждан, и народного хозяйства.


*