zabika.ru 1

Утверждены на заседании кафедры педагогики


___ ________________ 2011 г., протокол № ___

Зав. кафедрой _________________ Ф.В. Кадол




Вопросы

к экзамену по дисциплине "Коррекционная педагогика"

для студентов 3 курса специальности 1-03 04 02-02

"Социальная педагогика. Практическая психология"

2010–2011 учебный год



  1. Коррекционная педагогика как теория и практика обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

  2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

  3. Проблемы и задачи коррекционной педагогики

  4. Подготовка специалистов: исторический аспект и современное состояние.

  5. Роль христианства в изменении отношения к людям с недостатками развития.

  6. Первые государственные специальные школы.

  7. Основные виды специальных школ.

  8. История становления специальной педагогики за рубежом.

  9. История становления специальной педагогики в России и Беларуси.

  10. Научные основы современной коррекционной педагогики (философские, социальные, экономические, правовые, клинические, психологические).

  11. История возникновения социально-педагогической терминологии.

  12. Основные категории детей с нарушениями в развитии.

  13. Принципы специального образования: общие и специфические.

  14. Организация системы специального образования.

  15. Формы получения специального образования.

  16. Ступени системы специального образования.

  17. Основные учреждения, оказывающие помощь детям с особенностями психофизического развития.

  18. Ранняя педагогическая помощь. Зарубежный и отечественный опыт создания ранней помощи.

  19. Принципы организации дошкольного обучения и воспитания.

  20. Социально-педагогическая работа в системе дошкольного образования.
  21. Специальные школы-интернаты.


  22. Противопоказания к приему в специальную школу.

  23. Особенности процесса обучения в специальной школе.

  24. Законодательные акты, закрепляющие право на профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.

  25. Службы профориентации и диагностики профессиональной пригодности.

  26. Профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.

  27. Основные направления социально-педагогической помощи.

  28. Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  29. Образование детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.

  30. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и речи.

  31. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.

  32. Образование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

  33. Принципы, методы и формы организации образования в коррекционной педагогике.

  34. Методы специального образования.

  35. Традиционные и альтернативные средства коррекции.

  36. Требования к дидактическому материалу.

  37. Новые информационные технологии в специальном образовании.

  38. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи.

  39. Структура современной социально-педагогической помощи.

  40. Содержание деятельности социального педагога как участника группы психолого-педагогического сопровождения.

  41. Понятие о поддерживаемом проживании как системе комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития.

  42. Основные службы сопровождения.

  43. Патронат как особый вид помощи лицам с особенностями психофизического развития.

  44. Современное понятие интеграции.

  45. Условия организации педагогического процесса в интегрированных группах.
  46. Особенности работы социального педагога в условиях интегрированного обучения и воспитания.


  47. Опыт организации интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь.

  48. Методы изучения в коррекционной педагогике.

  49. Коррекция нарушений зрительного восприятия.

  50. Коррекция нарушений слухового восприятия.

  51. Коррекция нарушений тактильного восприятия.

  52. Коррекция нарушений обоняния и вкуса.

  53. Коррекция нарушений мелкой моторики: направления и содержание.

  54. Коррекция нарушений артикуляционной моторики: направления и содержание.

  55. Коррекция нарушений общей моторики: направления и содержание.

  56. Параолимпийские игры инвалидов

  57. Коррекция нарушений внимания и мышления: направления и содержание.

  58. Коррекция нарушений памяти: направления и содержание.

  59. Коррекция нарушений речи: направления и содержание.

  60. Основы работы по коррекции нарушений высших психических функций.

  61. Факторы, приводящие к возникновению поведенческих и эмоциональных расстройств.

  62. Психолого-педагогические методы коррекции эмоциональных нарушений.

  63. Специфические формы и методы коррекции эмоциональных нарушений.

  64. Направления и содержание воспитательной работы с детьми с особенностями психофизического развития.

  65. Формирование представлений о здоровом образе жизни.

  66. Участие лиц с особенностями психофизического развития в общественной жизни.

  67. Основные направления коррекции трудностей в обучении, обусловленных задержкой психического развития.

  68. Особенности коррекционной работы с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью и с выраженной умственной отсталостью

  69. Сложности и недостатки семейного воспитания ребенка с особенностями психофизического развития.

  70. Особенности и содержание воспитания ребенка в семье


Ассистент Е.Е. Кошман