zabika.ru 1 ... 2 3 4
ближний, нуждающийся в заботе и понимании, требующий благоговейного отношения как соучастник твоей вечности. А потому служение девственника есть служение оправдания тела, веры в тело, как это ни странно прозвучит. Монашество не перерастает христианство, не есть нечто, что выше его, эзотеричнее. «Оба пути – монашество и брак – равным образом признаны и почитаемы Церковью, поскольку ведут к общей цели: «истинной жизни», не зависящей от пространства, времени, тления и смерти»68.


В начале прошлого века прот. П.И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается»69. Когда опускают верхнюю планку нравственных ценностей, это влечет за собой деформацию всего строя жизни. Г.К. Честертон для подтверждения подобной мысли написал даже целый роман – «Возвращение Дон Кихота», который закончил удивительными словами: «Одно я знаю точно, хотя многие посмеялись бы. Когда возвращаются монахи, возвращается брак»70.

В хоровом пении есть неписаный закон, хорошо известный музыкантам: верхний голос в хоре должен петь позиционно чуть-чуть выше общей тональности, тогда хору будет удобно, не понижая, спеть произведение в своей тональности. Когда в обществе унижают монашество (часто сами монахи), стараются приспособить это служение под какие-то социальные или даже просветительские задачи, это обязательно очень плохо скажется на институте семьи. «Можно слышать иной раз такое суждение: мы не понимаем смысла тех женских монастырей, где, по-видимому, отсутствует служение ближним, - пишет в своем дневнике свщмч. Арсений (Жадановский), - ответ на это пусть даст самое название сих обителей, какое часто у нас на Руси им усваивается. Они часто называются у нас «девичьими», обозначая этим, что девственная чистота есть их призвание, их служение Господу. Неизъяснимо высоко служение страждущему человечеству, но выработка чистоты сердца – должна быть первою и непременною целью всех без исключения женских обителей и при этом такой целью, которая иной раз может оказаться достаточной для спасения. Без этой первой цели и вторая, т.е. служение ближним, будет выполняема по принуждению, с ропотом, будет мертва и неплодоносна»71.

По мнению отцов, даже проблема демографии напрямую зависит от девственного служения: «Если кто думает, что род человеческий вследствие посвящения девиц уменьшается, - рассуждает свт. Амвросий, - то пусть обратит внимание на следующее обстоятельство: где мало дев, там меньше и людей; а где стремление к целомудрию сильнее, там бывает сравнительно больше людей <…> По опыту самой вселенной, девственный образ жизни не считается вредным, особенно после того, как чрез Деву пришло спасение, оплодотворившее римскую землю»72.


Таким образом, в рассуждениях о девстве мы выделили три взаимосвязанных позиции: девством называют

1) естественную девственность тела, или невинность;

2) духовное упражнение, возможное даже для утративших невинность;

3) состояние совершенства, обожения человека, охристовление.

В святоотеческой письменности девство есть традиционное для христианской аскезы духовное упражнение, цель которого состоит в воспитании силы любви, или эроса, ради всецелой устремленности к Единственному объекту любви подвижника – Христу. В этом смысле естественная девственность тела есть основание для упражнения в девстве. Девство не имеет ничего общего с безбрачным или холостым состоянием, потому что девство есть духовный брак подвижника с Богом. Как подлинный брак, девство не противостоит естественным брачным отношениям, а является тем идеалом, на который естественный брак равняется, обретая в нем свою подлинную духовную основу. Не брак есть образ девства, а девство есть образ брака, если угодно, эйдос брака. Христианское девство есть брак, единение верующего человека со Христом без посредника, школа любви, в которой личность человека обогащается, раскрываясь в любви ко Христу, Которому она уневестилась. И в браке, и в девственном служении Писание и святые отцы видят путь к богообщению, необходимым условием которого является возрастание человека в любви. Смысл брака не ограничивается деторождением: его сущность – во взаимной любви супругов, перерастающей в любовь к Богу. Точно так же и девство не есть только воздержание от полового общения, но прежде всего стяжание любви к Богу, подлинный союз со Христом.

Хоровод Ангелов.

На Сырной седмице народ обычно в церковь не ходит – набираются сил перед великим постом. И это, как ни странно, всегда устраивает гурманов богослужения: людей в храме мало, и ты с удовольствием и знанием дела расплетаешь изящный узор сложнейших служб годового круга. А в пятницу вечером – главное блюдо – канон всем преподобным отцам, в подвиге просиявшим. Тот, кто хоть раз вчитывался в этот текст, влюбится в него навсегда и будет ждать этой службы как чуда встречи с блаженными старцами и старицами, подвиг которых поет канон. «Цветы пустыннии», «добрые бисерие», «цветы присноживотныя», «птичее житие пожившие» - мирные старцы, хрупкие и простодушные, как цветы, тонкие, как птицы, едва касающиеся своими стопами земли - и много-много света – «светло блистающия», «светло постившияся», «блистающе чудесы», «светильницы рассуждения», «лучи солнца правды»; с ними и жены богомудрыя – «огнеявленная Феодула», «небомудренная Марина», «христоносица Вриена». Не канон, а праздник света и чистоты! Уязвленные любовью к подлинно прекрасному – разве они знали отдых в своих трудах, разве мир не гнушался ими как чудаками и вольнодумцами? «Проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени. Ихже не бе достоин весь мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и пропастех земных» (Евр 11:37-38).


Они – пророки Красоты – подражали Своему Господу во всем и стали подобными Ему, подобны Ему по избытку красоты и человеколюбия. «Ты действительно прекрасен, - обращается свт. Григорий к Спасителю, - и не только прекрасен, но всегда таков в самой сущности прекрасного, непрестанно пребывая тем, что Ты Сам в Себе, не временем цветешь, а в другое время перестаешь опять цвести, но вечности жизни спротяженна Твоя красота; ей имя – человеколюбие»73.

Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься - сколько не зови, -

Им счет ведут молва и пустословье,

Но этот счет замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви... (Высоцкий).

«Блажен постящийся все время [жизни] сей, потому что, поселившись в горнем Иерусалиме, будет вместе с Ангелами кружиться в [радостном] хороводе и упокоится вместе со святыми пророками и Апостолами»74.


1 Бердяев Н.А. Размышления об эросе// Эрос и личность. Спб., 2006. С. 201.

2 Горький опыт показывает, что наибольший вред целомудрию приносят книги в защиту целомудрия. Почему? Добродетель сама по себе не интересна, в ней нет интриги, а нет интриги – не о чем писать. Все добродетельный люди одинаковы, это заметил еще Аристотель, и найти удачу в описании добра под силу только гению, но ведь писать о целомудрии что-то надо, и пишут по принципу «от противного» - «да здравствует целомудрие, потому что, - знали бы вы, что они там вытворяют», и далее идет подробное перечисление того, что не есть целомудрие с большим числом примеров из жизни к вящшему восторгу «трезвенного» читателя, и благодаришь Бога только за то, что никому из этих авторов не приходило на ум издавать свои шедевры с иллюстрациями.

3 Сщмч. Мефодий Олимпийский. Пир десяти дев, или о девстве// Отцы и учители Церкви III века. Антология. М., 1996. С. 424.


4 Юнг К.Г. Символы трансформации. М., 2007. С. 146.

5 Там же. СС. 156-157.

6 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: «Республика». 1994. С. 47.

7 Розанов В.В. Люди лунного света. М.: «Дружба народов». 1990. С. 16.

8 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения// Собрание сочинений в шести томах. М.: «Мысль», 1966, том 6. С. 385.

9 Такие «дикие» нравы царили в Кенигсберге конца XVIII века.

10 Там же. С. 406.

11 Там же. С. 386.

12 Юнг К.Г. Памяти Зигмунда Фрейда// Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: «Харвест», 2003. С. 52.

13 Овидий. Фасты VI 459// Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973. С. 362.

14Плутарх. Нума X// Сравнительные жизнеописания. М., 1999. С. 116.

15 Еврипид. Ипполит// Античная драма. М., 1970. С. 343.

16 Там же. С. 291.

17 Там же. С. 326.

18 Вергилий. Энеида VI 45.

19 У А.П. Чехова есть афоризм: «Я заметил, что женившись, перестают быть любопытными».

20 Фрагменты ранних греческих философов. М.: «Наука», 1989, часть 1. С. 405.

21 Песнь о Нибелунгах X 681-682// Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 436.

22 Блж. Августин. О граде Божием. Минск. 2000. СС. 338-342.

23 См. например Плотин. Третья эннеада. Спб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. С. 325; Лукреций. О природе вещей II, 614-640// Древнеримская философия. М. – Харьков. 1999. С. 50; Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений. М.: «Наука». СС. 47 – 52.


24 Светоний. О поэтах// Жизнь двенадцати цезарей. М., 1991. С. 311.

25 Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Апулей. Метаморфозы, или золотой осел. М., 1969. С. 111.

26 Блаженный Иероним. Письмо к Евстохии – о хранении девства// Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. С. 153.

27 Свт. Иоанн Златоуст. Книга о девстве// Полное собрание творений в 12-ти томах. М., 1991, том 1, кн. 1. С. 295.

28 Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 2006. С. 501.

29 Там же.

30 Сщмч. Мефодий Олимпийский. Указ. соч. С. 393.

31 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея Евангелиста. М., 1992, книга 2. С. 639.

32 Блаженный Иероним. Указ. соч. С. 153.

33 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование 12, гл. 10// Писания. М., 1892. С. 393.

34 Свт. Григорий Нисский. О девстве// Творения святого Григория Нисского. М., 1868, часть седьмая. С. 318.

35 Прп. Максим Исповедник. Четыре сотницы о любви. М., 1995. С. 62.

36 Платон. Собрание сочинений в четырех томах. М.: «Мысль», 1994, том 3. С. 360.

37 См., например, замечательную книгу Аннемари Шиммель. «Мир исламского мистицизма». М., 1999. СС. 107 – 121.


38 Честертон Г.К. Кусочек мела// Избранное. Спб., 1999. С. 993.

39 Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992. С. 120.

40 Сщмч. Мефодий Олимпийский. Указ. соч. С. 426.

41 Выделено мною – и. С.

42 Прп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. М.: «Индрик», 2002. С. 503.

43 Прп. Максим Исповедник. О любви в четырех сотнях. М., 1995. С. 5.

44 Свт. Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней Соломона. М., 1999. С. 33.

45 Удивительно, что автор, на мой взгляд, самого удачного и глубокого текста о девстве сам был женатым человеком, о чем со скорбью и сообщает в самом начале трактата.

46 Выделено мною – и. С.

47 Свт. Григорий Нисский. О девстве… С. 337.

48 Свт. Григорий Нисский. О девстве… С. 330.

49 Прп. Ефрем Сирин. Слово 37 о девстве и о целомудрии// Книга богоугодных трудов Преподобного отца нашего Ефрема Сирина. Москва, Синодальная типография, 1837, лист 75 на обороте.

50 Свт. Григорий Нисский. О девстве… СС. 321-322.

51 Прп. Макарий Египетский. Указ. соч. С. 394.

52 <Святитель Афанасий Великий>. О девстве, или о подвижничестве (слово спасения к девственнице)// Альфа и Омега, 2000, № 2(24). С. 121.

53 Прп. Макарий Египетский. Указ. соч. С. 380.

54 Свт. Григорий Нисский. О девстве… СС. 363 - 364.


55 Свт. Григорий Нисский. О девстве… СС. 355.

56 Блж. Августин. Указ. соч. С. 49.

57 Из романа «Домби и сын».

58 Прп. Макарий Египетский. Указ. соч. СС. 502.

59 Свт. Григорий Нисский. О девстве… С. 380.

60 <Святитель Афанасий Великий>. Указ. соч. С. 131.

61 Свт. Григорий Нисский. О девстве… С. 355.

62 Свт. Григорий Богослов. Слово 40// Творения. ТСЛ, 1994, том 1. С. 554.

63 Свт. Мефодий Олимпийский. Указ. соч. С. 400.

64 Свт. Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 182.

65 Свт. Мефодий Олимпийский. Указ. соч. С. 395.

66 Конечно же, не надо эту порчу недооценивать. В опыте пола всегда следует помнить о принципе Горгоны: от взгляда Медузы Горгоны человек каменел, и только Персей догадался смотреть на нее опосредованно, через начищенный щит – потому и смог победить. Предельной осторожности требует от нас забота о целомудрии, и на все, что связано с полом, будь то позитивный опыт или опыт ошибок, не следует смотреть напрямую, надо прибегать к опосредованию: тщательно подбирая словами, избегая воспоминания грехов своих и чужих, очищая смыслы.

67 Свт. Климент Александрийский. Указ. соч. С. 188.

68 Яннарас Х. Указ. соч. С. 121.

69 Цит. по Неганова Е. Идеал брака в Православии// Богословская конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5 – 8 ноября 2001 г.). Материалы. М., 2002. С. 278.


70 Честертон Г.К. Возвращение Дон Кихота// Избранное. Спб., 2001. С. 504.

71 Сщмч. Арсений (Жадановский). Свете тихий. М., 1996. С. 172.

72 Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве// О девстве и браке. М., 1997. С. 147.

73 Свт. Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней… С. 110.

74 <Святитель Афанасий Великий>. Указ. соч. С. 134.



<< предыдущая страница