zabika.ru 1

АЗБУКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА


Игру можно проводить во дворе школы или в школьном зале. Необходимо проложить трассу с условными знаками автомобильного и пешеходного движения. На трассе обозначить несколько перекрестков с указателями. Сделать большой светофор, на котором можно переключать три света.

Класс разделен на три группы. Каждая группа входит со своей песней, после исполнения которой ребята занимают места.

1-й ведущий. Мы все живем сегодня в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили, в воздухе летят сверхзвуковые лайнеры и космические корабли, по морям и океанам плывут быстроходные суда. Все вокруг торопятся, спешат...

2-й ведущий. Одна секунда... много это или мало? Для пешехода одна секунда пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – вещь весьма серьезная. За 1 секунду машина, идущая со скоростью 60 км/ч, проезжает больше 16 м, а со скоростью 80 км/ч – 22 м.

1-й ведущий. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомек, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановится только через 400 метров! Помните об этом.

2-й ведущий. Поэт О. Бедарев в стихотворении «Если бы...» предупреждает всех ребят: на дорогах, где есть транспорт, шутки плохи.

Ребята первой группы по строфе читают стихотворение.

ЕСЛИ БЫ...

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

– На светофоре красный свет:

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

– Мне наплевать на красный свет! –

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

– Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

«Мне наплевать на светофор!»

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да... там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машины – прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик – постовой,

Висит трехглазый светофор,

И знает правила шофер.

1-й ведущий. Чтобы перейти улицу, как положено, на зеленый свет, надо подождать всего 30–35 секунд. Если кто-то захочет сэкономить эти секунды, то может поплатиться своим здоровьем или даже жизнью.

Ребята второй группы инсценируют стихотворение М. Пляцковского «Светофор». Один из ведущих – в роли светофора. Светофор сделан из картона в виде футляра с тремя глазами. Одни ребята изображают транспорт на перекрестке, другие – пешеходов. Светофор стоит в центре.

СВЕТОФОР

«Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!»

Красный глаз

Глядит в упор,

Я ведь строгий светофор!

(Включается красный свет, все остановились.)

Вид я строгий напускаю,

Дальше ехать не пускаю!

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко.

Пешеходам в этот раз

Показал

Зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!»

(Включается сначала желтый, затем зеленый свет. Нарушителям светофор вручает штрафные карточки.)

Светофор (продолжает):

Знаки важные дорожные –

Компас взрослых и ребят.


Дети,

Будьте осторожны!

Знайте,

Что нельзя, что можно!

Выполняйте

Непреложно

Все, что знаки говорят!

2-й ведущий. А сейчас мы увидим отрывок из представления кукольного театра «Азбука пешехода». Смотрите внимательно, так как потом вам надо будет ответить на вопросы.

Отрывок из кукольного спектакля показывают ребята третьей группы.

Собрались как-то вместе Чебурашка, крокодил Гена, Винни-Пух и Светофорик. Светофорик подмигнул своим друзьям тремя глазами и предложил почитать им «Правила дорожного движения». Но друзья стали возражать. За окном стояла прекрасная погода. А крокодил Гена давно обещал покатать друзей в тележке. Друзья пошли в город.

Чебурашка. Смотри, Гена, вот самая широкая улица.

Винни-Пух. И лед сегодня отличный на дорожке!

Крокодил. Ну хорошо. Садитесь быстрее в тележку. (Все садятся.)

Винни-Пух. Смелее, вперед!

Чебурашка. Ох и хорошо! Быстрее, Гена! Давай посередине улицы!

Вдруг навстречу выезжают две машины, а сзади показалась еще одна. Крокодил стал тормозить, попробовал свернуть в сторону, но было уже поздно. Раздаются визг, скрежет, крики героев. Занавес закрывается.

Следующая сцена – герои лежат в больнице с перевязанными руками, ногами, головой. Они стонут и жалуются. Появляется Светофорик с книгой в руках.

Светофорик: Я же предупреждал вас, что без знаний правил дорожного движения не обойтись. Вы еще легко отделались! Кто из вас такое придумал: кататься в тележке по мостовой, да еще зимой. Кругом так скользко!

Винни-Пух. Светофорик, мы теперь обязательно выучим правила. Так ведь, Гена?

Гена. Да. Можно начинать прямо сейчас.

Чебурашка. Мы будем прилежными учениками.

Светофорик. Вот теперь другое дело. Знайте правила движенья, как таблицу умноженья. А сейчас я задам вопросы всем присутствующим.


– В чем нарушили правила дорожного движения наши герои?

– Можно ли играть прямо на улице?

– Как следует переходить улицу, на которой висит светофор?

– А если нет светофора или других указателей?

Каждому участнику, ответившему правильно, дается сигнальная карточка – красный кружок.

Светофорик читает стихотворение Я. Пишумова.

АЗБУКА ГОРОДА

Город, в котором

С тобой мы живем,

Можем по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город дает нам

Все время урок.

Вот она, – азбука, –

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

Выходит милиционер с регулировочной палочкой. Он показывает плакаты с дорожными знаками. Дети выступают вперед и читают стихи.

Мчим по кругу я и белка,

Как показывают стрелки.

Машет нам флажком гвоздика:

«Ну-ка, белка, догони-ка!»

Боре горе и не снится:

Он по скользким листьям мчится.

Знак повешен не напрасно:

«Осторожно! Здесь опасно!»

Не шумите, музыканты,

Даже если вы – таланты:

Тут сигналить не годится,

Рядом школа и больница.

Я – знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

На стоянке у детсада

В тихий час стоять не надо.

Если нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом,

Телефон к твоим услугам.

Ната с куколкой в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко! Доктор рядом!

Видишь знак? Его значенье –

Двух дорог пересеченье.

Равнозначны две подружки,


Две дороженьки-резвушки.

В знаке я не разобрался

И упал, перепугался...

А понять его несложно:

Друг! Спускайся осторожно!

Милиционер. Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить,

Нужно знать

Правила движения.

Милиционер называет буквы алфавита, а ребята в ответ говорят строки стихотворения.

А...

– Автомобили быстро мчатся,

Б...

– Бегут авто, бегут трамваи.

В... Д...

– Все будьте правилу верны:

Держитесь правой стороны.

Е...

– Есть подчиниться им без спора!

Ж...

– Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала или движенья.

3..

– Зеленый свет открыл дорогу

И...

– Иди вперед. Порядок знаешь.

К...

– Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Л... М...

– Леша с Любой ходят парой,

Маршируют по бульвару.

Н... О...

– Не смей на буфере кататься!

Опасно! Можешь и сорваться!

Р...

– Риск ненужный, так и знай:

Прыгать на ходу в трамвай!

С...

– Совет: не доверяй сноровке,

Входи в трамвай на остановке!

Т...

– Ты не мартышка и не кошка,

Так не виси же на подножке.

У... Ф...

– Ученик, запомни ты:

Футбол – игра не для улицы!

Х... Ц...

– Хоккей – игра на льду зимой.

Цепляться за машины борт

Опасный и ненужный спорт!

Ш... Щ...

– Школьник!

Щади свое здоровье!

За машинами следи!


Э...

– Экзамен важного значения

Держи по правилам движения!

Ю...

– Юные граждане,

Тани и Пети!

Твердо запомните правила эти!

Я...

– Ясно, чтобы быть всегда здоровым,

Чтобы быть к труду готовым,

Эту азбуку, друзья,

Надо знать от А до Я!

Милиционер вывешивает плакат, где изображена оживленная улица, на которой расположены указатели и дорожные знаки. Сейчас эти знаки – треугольники, квадраты, круги – пусты.

Милиционер устраивает конкурс между группами ребят: кто быстрее и правильнее расставит дорожные знаки.

Милиционер. Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Особенно ребята из ____ группы.

А сейчас получите еще одно задание. Нанесите условные обозначения в пустые кружки и квадраты. Кто сделает это быстрее и правильнее – тот победит. Время!

На большом стенде нарисованы знаки. Необходимо их назвать.

1) Осторожно, дети

2) Заправочная станция

3) Пешеходная дорожка

4) Главная дорога

1-й ведущий. А теперь смотрите и оценивайте «Веселый концерт». Группы готовили дома стихи, песни, частушки о правилах дорожного движения... Итак, начинаем.

ЧАСТУШКИ

Как шофер ни тормозит,

А машина все скользит.

На колесах, как на лыжах,

Ближе, ближе, ближе, ближе!

Для спасенья есть возможность:

Лучший тормоз – осторожность.

Жизнь свою поберегите:

Перед машиной не бегите.

Мы подруженьки-подружки,

Есть глаза у нас и ушки:

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены,

Любим мы играть в футбол.


Мостовую превратили

В наше поле – стадион.

Мне, бесспорно, вывод ясен,

Что для жизни пас опасен,

Не дороги, а дворы

Место для такой игры.

Группа детей читает по куплетам стихотворение «Запрещается – разрешается» В. Семерника.

И проспекты, и бульвары,

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить мешать народу

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Быть примерным пешеходом

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать зайцем, как известно,

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Уступить старушке место

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

При зеленом даже детям

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Милиционер. Что, запомнили, друзья,

Правила движения?

Ребята (хором). Помним мы от А до Я

Азбуку движения!

Милиционер и ведущие награждают победителей: вручают поощрительные призы.

Конкурсная игра "Зеленый огонек"

Ведущий:

Вы не раз в своей жизни ходили по улице. Казалось бы, чего проще, вышел и шагай себе... Но вы уже и сами убедились, что улица полна неожиданностей. Она живет по своим законам и правилам. Тот, кто не знает их или знает, но не хочет их соблюдать, попадает в разные неприятные истории. Чтобы такого не случилось с вами, внимательно слушайте и запоминайте секреты правильного поведения на улицах и дорогах.


Ученик 1

Должен помнить пешеход:

Перекресток - переход

Есть сигналы светофора,

Подчиняйся им без спора.

Ученик 2

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор.

Ученик 3

Свет зеленый - проходи!

Желтый - лучше подожди,

Если свет зажегся красный -

Значит двигаться опасно!

Ведущий:

Стой!

Пускай пройдет трамвай,

Наберись терпения.

Все вместе ученики:

Изучай и уважай

Правила движения!

Звучит песня "Вместе весело шагать по дорогам"

Вместе весело шагать

По дорогам, по дорогам, по дорогам.

Только знаки соблюдать

Надо строго, надо строго, надо строго.

Указатель перехода – зебра-лесенка,

А сигналы светофора, словно песенка.

Перекрестки, переходы не кончаются.

Помнить правила движенья полагается.

Вместе весело шагать

По дорогам, по дорогам, по дорогам.

Только знаки соблюдать

Надо строго, надо строго, надо строго.

Ведущий:

Правила дорожного движения появились очень давно. Были они не такими, как сейчас, а намного проще. Н и тогда их должны были знать все. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором оговаривалось, что в городе для предупреждения об опасности перед автомобилем - "механической повозкой" - должен был бежать человек с красным флажком.

Шло время, росли города, развивалась техника, автомобили становились все совершенней, дорог становилось все больше. Современную жизнь невозможно представить без пешеходов и машин.

Ведущий:

В нашей игре участвуют две команды: "Веселое колесо" и "Светофор". Результаты будет оценивать жюри. (Ведущий представляет жюри)


Конкурс (1)

"Представление команд"

1-ый капитан.

Моя команда называется Веселое колесо". Наш девиз: "Теше едешь, дальше будешь"

2-ой капитан.

Моя команда называется "Светофор". Наш девиз: "Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся -

Стой!

Желтый вспыхнул -

Подожди!

А зеленый свет -

Иди!"

Жюри оценивает конкурс, а также внешний вид и эмблемы команд.

Конкурс (2)

"Домашнее задание"

Вопрос команды "Веселое колесо":

Какие бывают перекрестки и как их нужно переходить?

Ответ: Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые. На регулируемом перекрестке движением управляет светофор. При переходе улицы надо следить строго за их сигналами. Зеленый свет разрешает движение через перекресток. Желтый свет предупреждает водителей и пешеходов о смене сигналов. Красный свет запрещает переход. Переходить улицу на нерегулируемом перекрестке нужно очень осторожно, следует обязательно убедиться, что вблизи нет транспортных средств. Особенно нужно быть внимательным в дождь, метель, туман, при гололеде. Переходя, нужно посмотреть налево, если нет транспортного средства можно переходить до середины дороги. Затем нужно посмотреть на право и переходить дальше. Если есть пешеходный переход, то нужно им воспользоваться.

Вопрос команды "Светофор":

Какие вы знаете правила поведения на улице?

Ответ: Переходить дорогу следует только в установленных местах. Двигаться по тротуару могут не более двух человек в ряд, которые должны придерживаться правой стороны, чтобы не мешать другим. На дороге нельзя играть, прыгать, бегать, шуметь, толкаться и останавливаться группами, нельзя сорить.

Конкурс (3)

"Где установить этот знак?"

Каждая команда получает конверт, в котором находятся картинки с дорожными знаками и карточки, на которых написано, где этот знак должен устанавливаться. Нужно на чистый лист приклеить знак и рядом с ним соответствующее описание.


Ученица читает заранее подготовленное сообщение

"Как разговаривает улица"

Когда по улицам побежали трамваи, помчались автомобили, троллейбусы, автобусы, улицам надо было дать язык. На этом языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Дорожная азбука имеет свои буквы - знаки. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу - дорожный сигнал. эти знаки - кружочки, треугольники, прямоугольники. Синие, желтые, с красной каемочкой... И не случайно они такой формы и такого цвета. Одну группу знаков расположили на треугольниках с красным окаймлением. Светофор сигналил бы их желтым светом: "Осторожно - опасный поворот", "Осторожно -дети" и другие. "Осторожно" - предупреждают все эти знаки, и называются они предупреждающие.

Другую группу знаков не случайно расположили в кругу с красным окаймлением или красным фоном. Светофор сигналил бы эти знаки красным светом. "Въезд запрещен", "Проезд без остановки запрещен" и другие. Все запрещено да запрещено. Эти знаки так и называются - запрещающие.

А вот знаки на круге голубого цвета. Они разрешают, предписывают движение в указанном направлении, движение легковым автомобилям, указывают велосипедную дорожку, дорожку для пешеходов. Эти знаки - предписывающие.

И еще группа знаков - голубые прямоугольники с рисунками: то ложка с вилкой, то красный крест, то кровать, то палатка...Нетрудно догадаться, что эти знаки указывают: рядом - столовая, неподалеку - медицинский пункт, хотите отдохнуть - вот она, гостиница... Называются эти знаки - указательные.

Конкурс (4)

"Дорожные знаки"

На доске висят картинки с разными знаками. Команда "Светофор" должна выбрать предупреждающие знаки, а команда "Веселое колесо" - запрещающие.

Конкурс (5)

"Вопрос - ответ"

Ведущий: Я подготовила для вас вопросы и хочу проверить, какая команда лучше знает правила дорожного движения. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл


1. Можно ли ездить по тротуару на велосипеде? (Нет)

2. Как надо обходить автобус? (Сзади)

3. Какая организация следит за соблюдением правил дорожного движения? (ГАИ)

4. С какого возраста можно на велосипеде выезжать на улицу? (С 14 лет)

5. Назовите часть улицы по которой должен передвигаться пешеход? (Тротуар)

6. Сигналы какого устройства регулируют движение на улицах? (Светофора)

Игра

«Запрещается – разрешается»

И проспекты, и бульвары,

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить мешать народу

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Быть примерным пешеходом

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать зайцем, как известно,

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

Уступить старушке место

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором.)

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди.

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

За - пре - ща - ет - ся! (Хором.)

При зеленом даже детям

Раз - ре - ша - ет - ся! (Хором)
Конкурс (6)

"Скорая помощь"

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила дорожного движения. Но аварии, к сожалению, все равно случаются. И каждый из вас должен уметь оказать элементарную медицинскую помощь другому человеку. От каждой команды мне нужно по два человека, первый - "пострадавший", второй будет оказывать медицинскую помощь. "Пострадавшему" команды "Веселое колесо" нужно сделать перевязку локтя, а "Пострадавшему" команды "Светофор" - перевязать колено.

Конкурс (7)


"Дорожный транспорт"

Ребята, вы, конечно знаете, что существует три вида дорожного транспорта. За две минуты нужно назвать наибольшее количество машин пассажирского, двухколесного и специального транспорта.

Конкурс (8)

"Веселый концерт"

Ведущий: А теперь смотрите и оценивайте «Веселый концерт" Каждая команда подготовит нам частушки о правилах дорожного движения... Итак, начинаем.

ЧАСТУШКИ

Как шофер ни тормозит,

А машина все скользит.

На колесах, как на лыжах,

Ближе, ближе, ближе, ближе!
Для спасенья есть возможность:

Лучший тормоз – осторожность.

Жизнь свою поберегите:

Перед машиной не бегите.
Мы подруженьки-подружки,

Есть глаза у нас и ушки:

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш послушайте совет:

Ведь дорога – не читальня

И не место для бесед.

Мы хорошие спортсмены,

Любим мы играть в футбол.

Мостовую превратили

В наше поле – стадион.

Мне, бесспорно, вывод ясен,

Что для жизни пас опасен,

Не дороги, а дворы

Место для такой игры.
Боре горе и не снится:

Он по скользким листьям мчится.

Знак повешен не напрасно:

«Осторожно! Здесь опасно!»

Не шумите, музыканты,

Даже если вы – таланты:

Тут сигналить не годится,

Рядом школа и больница.

Я – знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил.

На стоянке у детсада

В тихий час стоять не надо.

Если нужно вызвать маму,

Позвонить гиппопотаму,

По пути связаться с другом,

Телефон к твоим услугам.

Ната с куколкою в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом:


Помощь близко! Доктор рядом!

Видишь знак? Его значенье –

Двух дорог пересеченье.

Равнозначны две подружки,

Две дороженьки-резвушки.

В знаке я не разобрался

И упал, перепугался...

А понять его несложно:

Друг! Спускайся осторожно!

Жюри подводит итоги

Ведущий называет буквы алфавита, а ребята в ответ говорят строки стихотворения.

А...

– Автомобили быстро мчатся,

Б...

– Бегут авто, бегут трамваи.

В... Д...

– Все будьте правилу верны:

Держитесь правой стороны.

Е...

– Есть подчиниться им без спора!

Ж...

– Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала или движенья.

3..

– Зеленый свет открыл дорогу

И...

– Иди вперед. Порядок знаешь.

К...

– Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Л... М...

– Леша с Любой ходят парой,

Маршируют по бульвару.

Н... О...

– Не смей на буфере кататься!

Опасно! Можешь и сорваться!

Р...

– Риск ненужный, так и знай:

Прыгать на ходу в трамвай!

С...

– Совет: не доверяй сноровке,

Входи в трамвай на остановке!

Т...

– Ты не мартышка и не кошка,

Так не виси же на подножке.

У... Ф...

– Ученик, запомни ты:

Футбол – игра не для улицы!

Х... Ц...

– Хоккей – игра на льду зимой.

Цепляться за машины борт

Опасный и ненужный спорт!

Ш... Щ...

– Школьник!

Щади свое здоровье!

За машинами следи!

Э...

– Экзамен важного значения

Держи по правилам движения!

Ю...

– Юные граждане,

Тани и Пети!

Твердо запомните правила эти!

Я...

– Ясно, чтобы быть всегда здоровым,

Чтобы быть к труду готовым,

Эту азбуку, друзья,

Надо знать от А до Я!

Ведущий:

Знаки важные дорожные –

Компас взрослых и ребят.

Дети,

Будьте осторожны!

Знайте,

Что нельзя, что можно!

Выполняйте

Непреложно

Все, что знаки говорят!

Государственное учреждение образования «Пластокский УПК ДС-БШ Любанского района»

Конкурсная игра

«Зеленый огонек»

Учитель начальных классов: Малаш Надежда Васильевна

2012