zabika.ru 1

A .


02-5/ 365 6 апреля 2011 г.

Руководителям областных,

городов Астаны и Алматы

управлений образования


Департамент дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан направляет Инструктивно-методическое письмо по обеспечению программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, разработанное Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики для использования в работе.

Данное инструктивно-методическое письмо подготовлено по выполнению пункта 93 постановления Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2011 года № 130 «Об утверждении Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы « ( I этап)

Приложение на _____ листах.

Директор Б.Каримжанов
Ищанова М.А. 742295

Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
Инструктивно-методическое письмо по обеспечению

программно-техническими средствами рабочих мест

детей-инвалидов, обучающихся на дому
1. Данное инструктивно-методическое письмо подготовлено в рамках реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы в целях обеспечения программно-техническими средствами рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому.

2. Обучение детей–инвалидов на дому с использованием специально оборудованных рабочих мест включено в комплекс системных мероприятий, ориентированных на цели образования, развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями.

3. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для детей-инвалидов, обучающихся на дому, должен строиться как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися посредством вспомогательных и общих образовательных технологий с использованием как сложных технических, так и простых вспомогательных средств.


4. Необходимым компонентом реализации общеобразовательных и специальных учебных программ обучения детей-инвалидов на дому является оснащение ученических рабочих мест комплектами программно-технических средств, основой которых являются программно-аппаратные платформы.

Все программно-технические комплекты для оборудования рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, должны соответствовать общим требованиям в части:

аппаратной платформы;

общесистемного и базового прикладного программного обеспечения;

специальных функций, обеспечивающих возможность их эффек-тивного использования детьми с ограниченными возможностями.

5. Оснащение рабочих мест детей–инвалидов, обучающихся на дому, производится на основе и в течение реализации специальных долгосрочных Программ приобретения и эксплуатации комплектов оборудования (далее - Программ). Программы регламентируют распределение выделенных финансовых средств по показаниям и категориям детей-инвалидов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка, обучающегося на дому. Программы составляются с учетом того, что некоторые виды специальных вспомогательных (компенсаторных) и развивающих устройств имеют ярко выраженную возрастную направленность с конкретным назначением для использования на том или ином уровне образования. «Послужив» одному ребенку-инвалиду в течение 2-3х лет, комплект (устройство) передается другому пользователю в соответствии с Программой.

6. Программы составляются областными, городов Астаны и Алматы управлениями образования по данным областных, городов Астаны и Алматы психолого-медико-педагогических консультаций (далее - ПМПК) о детях-инвалидах, обучающихся на дому. Программы составляются с учетом:

структуры контингента детей-инвалидов, обучающихся на дому и проживающих в данном регионе;

«Требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» (совместный приказ Министерств образования и науки № 367 МОН от 19.07.07 года, здравоохранения № от 2007 года , труда и социальной защиты населения № от 1 августа 2007 года);


Перечня Рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому;

средней стоимости одного комплекта, утвержденной законодательным порядком (по категориям детей-инвалидов, обучающихся на дому).

7. Взаимодействие структур, ответственных за реализацию обучения детей-инвалидов на дому, осуществляется согласно Программе.

Областные, городов Астаны и Алматы ПМПК:

1) уточняют контингент детей-инвалидов для организации обучения на дому;

2) уточняют перечень образовательных организаций, в которых имеются технические, организационные, учебно-методические, кадровые ресурсы для осуществления обучения детей-инвалидов на дому;

3) своевременно информируют органы (отделы) образования по всем указанным выше позициям.

Областные, городов Астаны и Алматы управления (районные отделы) образования:

1) составляют и реализуют бюджетные целевые программы, предусматривающие дотации на:

а) установку, ремонт или закупку дополнительных вспомогательных средств или комплектующих для ранее поставленной компьютерной и проекционной техники для обучения всех категорий детей с ограниченными возможностями на дому. При этом бюджетные целевые программы составляются из расчета средней стоимости полного комплекта оборудования и средней стоимости услуг по сервисной поддержке вспомогательного оборудования;

б) обучение использованию и сервисную поддержку вспомогательных (компенсаторных) средств;

2) по необходимости перераспределяют финансовые средства при закупе оборудования (не превышая рамок финансирования). Перераспределение может быть связано с изменением структуры контингента инвалидов, обучающихся на дому, либо с отсутствием на рынке рекомендованного вида оборудования (в последнем случае средства могут быть израсходованы на приобретение другого необходимого оборудования из «Перечня»).

Руководители организаций образования, в контингент которых входят дети-инвалиды, обучающиеся на дому:


1) составляют заявки на приобретение необходимого или дополнительного оборудования (ежегодно - с учетом потребностей);

2) организуют за государственный счет (в рамках программ, составленных отделами образования) подключение к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов и обеспечивают оплату услуг доступа к сети Интернет на протяжении всего периода обучения в порядке, определяемом Администрацией региона, в котором проживает ребенок-инвалид;

3) принимают на баланс все оборудование, приобретенное в рамках Государственной целевой программы «Оснащение рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому». Поставленная техника является собственностью образовательной организации и должна ремонтироваться за счет этой организации либо за счет средств местного бюджета;

4) размещают государственный заказ и заключают контракт на приобретение комплектов оборудования для детей-инвалидов, обучающихся на дому, в соответствии с настоящей инструкцией;

5) разрабатывают в соответствии с ГОСО и другими нормативными документами программы специального индивидуального обучения на дому детей-инвалидов с учетом имеющегося оборудования; реализуют эти программы;

6) организуют обучение детей-инвалидов и их родителей (иных законных представителей) пользованию комплектом оборудования;

7) проводят внеурочные он-лайн конференции и встречи по интересам для детей –инвалидов и их здоровых сверстников.

8. Комплект оборудования может передаваться участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (договор заключается с их родителями (иными законными представителями).

Комплект оборудования может предоставляться до завершения обучения по общеобразовательной и специальной учебной программе общего среднего образования или по иным основаниям.

1. Перечень рекомендуемых программно-технических средств для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому


1. Для незрячих детей-инвалидов


Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:

Механическая печатная машинка по Брайлю

1 штука

Осваивающих общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:

Компьютерный тифлокомплекс:

1 комплект

1) Брайлевский дисплей 24 элемента

1 штука

2) Программа экранного доступа для Брайлевских дисплеев

1 штука

3) Компьютер (системный блок)

1 комплект

4) Монитор

1 штука

5) Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

6) Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

7) Звуковые колонки

1 комплект

8) Модем

1 штука

9) Web- камера

1 штука



2. Для слабовидящих детей-инвалидов


Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:

Портативная электронная лупа

1 штука

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:

Персональный комплекс с мобильным USB устройством увеличения экрана с речью:

1 комплект

1) Мобильное USB устройство увеличения экрана с речью

1 штука

2) Компьютер (системный блок)

1 комплект

3) Монитор

1 штука

4) Web- камера

1 штука

5) Звуковые колонки

1 комплект

6) Модем

1 штука


3. Для слабослышащих и неслышащих детей-инвалидов, пользующихся слуховыми аппаратами

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:


Звукоусиливающая система с микрофоном - устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию в комплекте с индукционной петлей

1 штука

Компактный речевой тренажер

1 штука

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:

Звукоусиливающая система с микрофоном - устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию с индукционной петлей

1штука

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор




Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука


4. Для детей-инвалидов со снижением слуха легкой и средней степени (I-II степень снижения слуха), не пользующихся слуховыми аппаратами

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования


Звукоусиливающая система с микрофоном – устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию в комплекте с головными телефонами

1 штука

Компактный речевой тренажер

1 штука

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования

Звукоусиливающая система с микрофоном – устройство беспроводной связи индивидуального пользования, использующее WDA технологию

1 штука

Компьютер ( системный блок)

1 комплект

Монитор




Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука


5. Для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в форме мышечной атрофии и миопатии

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:


Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, шестиклавишную подсвечиваемую клавиатуру и комплект трехмерных дидактических объектов

1 комплект

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука

Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода или головная или ножная мышь (необходимость определяется в индивидуальном порядке)

1 штука

Компьютерный джойстик или роллер (необходимость определяется в индивидуальном порядке)

1 штука

Программное обеспечение – виртуальная экранная клавиатура (необходимость определяется в индивидуальном порядке)

1 штука

Компактный речевой тренажер


1 штука

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:




Мультимедийная образовательная система для детей среднего и старшего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, настольный интерактивный модуль с подсвечиваемой клавиатурой и комплектом трехмерных дидактических объектов

1 комплект

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука

Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода или головная или ножная мышь (необходимость определяется в индивидуальном порядке)

1 штука

Компьютерный джойстик или роллер (необходимость определяется в индивидуальном порядке)

1 штука

Программное обеспечение – виртуальная экранная клавиатура (необходимость определяется в индивидуальном порядке)


1 штука

Компактный речевой тренажер

1 штука

6. Для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в форме спастико-гиперкинетических расстройств функций рук

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального среднего образования:

Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, шестиклавишную подсвечиваемую клавиатуру и комплект трехмерных дидактических объектов

1 комплект

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука

Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода или клавиатура с большими кнопками и накладкой, разделяющей клавиши (необходимость определяется в индивидуальном порядке)


1 штука

Компьютерный джойстик или роллер (необходимость определяется в индивидуальном порядке)

1 штука

Компактный речевой тренажер

1 штука


Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:

Мультимедийная образовательная система для детей среднего и старшего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, настольный интерактивный модуль с подсвечиваемой клавиатурой и комплектом трехмерных дидактических объектов

1 комплект

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука

Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода или клавиатура с большими кнопками и накладкой, разделяющей клавиши (необходимость определяется в индивидуальном порядке в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)


1 штука

Головная мышь, компьютерный джойстик или роллер (необходимость определяется в индивидуальном порядке в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)

1 штука

Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура

1 штука

Компактный речевой тренажер

1 штука


7. Для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в форме отсутствия верхних конечностей


Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:

Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, шестиклавишную подсвечиваемую клавиатуру и комплект трехмерных дидактических объектов

1 комплект

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем


1 штука

Web- камера

1 штука

Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода, или клавиатура с большими кнопками и накладкой, разделяющей клавиши (необходимость определяется в индивидуальном порядке в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)

1 штука

Головная компьютерная мышь/ножная компьютерная мышь/компьютерный джойстик/роллер (необходимость определяется в индивидуальном порядке в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)

1 штука

Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура;




Компактный речевой тренажер

1 штука

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:

Мультимедийная образовательная система для детей среднего и старшего школьного возраста, включающая специальное программное обеспечение, настольный интерактивный модуль с подсвечиваемой клавиатурой и комплектом трехмерных дидактических объектов

1 комплект

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления


1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука

Специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода, или клавиатура с большими кнопками и накладкой, разделяющей клавиши (необходимость определяется в индивидуальном порядке в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)

1 штука

Головная компьютерная мышь/ножная компьютерная мышь/компьютерный джойстик/роллер (необходимость определяется в индивидуальном порядке в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)

1 штука

Программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура

1 штука

Компактный речевой тренажер

1 штука


7. Для детей-инвалидов с эмоционально-волевыми расстройствами, обучающихся на дому


Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования:

Комплект портативных речевых коммуникационных устройств

1 комплект


Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука

Web- камера

1 штука

Осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования:

Комплект портативных речевых коммуникационных устройств

1 комплект

Компьютер (системный блок)

1 комплект

Монитор

1 штука

Сетевой фильтр с контуром заземления

1 штука

Гарнитура (наушник с микрофоном)

1 штука

Звуковые колонки

1 комплект

Модем

1 штука


Web- камера

1 штука

2. Технические требования к оснащению рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому
1. Общие требования к аппаратной платформе

Используемые в составе комплектов программно-технических средств программно-аппаратные платформы должны обеспечивать наличие:

технологии быстрого определения и конфигурирования устройств в компьютере;

видеоадаптера с объемом памяти не менее 256 Мбайт и цифрового разъема для подключения монитора;

встроенного привода для записи двухслойных оптических дисков DVD;

оперативной памяти объемом не менее 2 Гбайт с возможностью расширения до 4 Гбайт;

встроенного сетевого контролера Ethernet 10/100/1000 ТХ с интерфейсом передачи данных RJ-45;

встроенного адаптера для подключения к беспроводным сетям, поддерживающего стандарты IEEE 802.11g, 802.11b и 802.11n;

не менее одного порта IEEE 1394, обеспечивающего подключение внешних устройств;

интегрированного звукового контроллера, линейного аудио-входа и аудио-выхода;

технологии энергосбережения на программно-аппаратном уровне с переводом в «спящий» режим;

возможности переключения из «спящего» режима в рабочее состояние не более чем за 3 секунды;

возможности переключения клавиатуры на казахский, русский и латинский алфавиты с нанесенными символами контрастным цветом;

координатно-указательного устройства (манипулятор типа «мышь» или координатно-указательное устройство в виде сенсорной панели).
2. Общие требования к специальным функциям программного обеспечения, упрощающим работу с компьютерным оборудованием для детей с ограниченными возможностями

Используемое программное обеспечение в составе поставляемых комплектов программно-технических средств должно стандартно обеспечивать следующие возможности:


операционное программное обеспечение не ниже Windows® XP Professional RUS;

пакет офисных приложений не ниже MS Office Pro 2003 RUS;

защиту компьютера (антивирусное программное обеспечение);

специализированное программное обеспечение для поддержки специализированных устройств ввода информации, которые обеспечивают управление компьютером и набор текстов.

Все предустановленное программное обеспечение должно быть лицензионным, стабильно и эффективно функционировать на всех программно-аппаратных платформах.
3. Общие требования к наличию специального программного обеспечения, используемого для образовательной и социальной интеграции детей-инвалидов

В составе всех поставляемых комплектов программно-технических средств должно быть предустановлено прикладное программное обеспечение, необходимое для эффективной организации мероприятий по вовлечению детей-инвалидов в образовательный процесс и общественную жизнь, в том числе:

организации групповых видеоконференций и участия в них;

организации звуковых коллекций;

создания DVD-видеодисков;

создания и редактирования веб-сайтов;

создания и редактирования видеофильмов:

создания и редактирования музыкальных композиций;

создания фотоколлекций и редактирования фотографий;

создания и редактирования учебных материалов.

Все предустановленное программное обеспечение должно стабильно и эффективно функционировать на всех программно-аппаратных платформах.

4. Общие требования к наличию периферийного оборудования

В составе всех поставляемых комплектов программно-технических средств должно быть следующее периферийное оборудование:

наушники;

микрофон;

колонки;

веб-камера;

сетевой фильтр-удлинитель.

Наушники, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:


наушники закрытого типа;

обеспечена возможность подключения через разъем для передачи звукового сигнала;

обеспечено наличие кабеля длиной не менее 1,5 метра.

Микрофоны, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:

микрофон должен быть направленного действия;

микрофон должен быть совместим с поставляемым программным обеспечением.

Колонки, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:

тип - активные;

мощность - не менее 40 Ватт;

должна быть обеспечена возможность подключения к компьютеру через разъем для передачи звукового сигнала

Веб-камеры, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:

разрешение - не менее 640x480;

Интерфейс-USB 2.0;

должна быть совместима с предустановленными операционными системами.

Сетевые фильтры-удлинители, поставляемые в составе комплектов программно-технических средств, должны соответствовать следующим требованиям:

наличие не менее 5 розеток для подключения оборудования;

длина шнура - не менее 5 метров.

5. Дополнительные требования по оснащению комплектами программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов

Базовая аппаратная платформа, входящая в состав комплекта программно-технических средств рабочих мест детей-инвалидов, должна дополнительно соответствовать следующим функциональным и техническим требованиям:

в целях снижения уровня травматизма, а также уменьшения вероятности возникновения механических поломок на корпусе системного блока не должно быть каких-либо винтов или защелок, обеспечивающих простой доступ внутрь корпуса компьютера в домашних условиях без использования специального инструмента;


на системном блоке должно быть не менее пяти портов USB 2.0;

энергопотребление программно-технического комплекса не должно превышать: в режиме ожидания с включенным монитором - 50 Вт, а в максимальной нагрузке - 200 Вт;

двухъядерного процессора с тактовой частотой не менее 2,2 ГГц и кэш-памятью второго уровня с объемом не менее 3 Мб;

жесткий диск не менее 120 Гб;

в состав платформы должен входить отдельный монитор с экраном диагональю не менее 19 дюймов:

размер шага не менее 0.285 мм;

разрешение не менее 1440 х 900;

яркость не менее 300 кд/кв. м;

контрастность не менее 1600:1.

________________________________________________