zabika.ru 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Байтенова М.Ж.

преподаватель кафедры мировых языков

Казахского университета экономики, финансов и

международной торговли.


Одна из главнейших особенностей общества начала III тысячелетия возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов. Решающее значение имеет доступ к максимально большим объемом информации, быстрота отбора нужного знания и скорость его усвоение. Но не просто определенный объем знаний должен выносить студент из университета, а умение учиться. Скорость «прихода » информации к человеку увеличилась в тысячи раз . Наряду со знаниями, необходимо владеть умениями – умениями сбора, обработки, систематизации и анализа информационного массива, т.е научиться жить в быстро меняющемся мире. Уже при обучении в школе с помощью компьютера и ресурсов Интернета можно достаточно успешно формировать у школьников ключевые компетенции.

Используя информационно-комуникационную технологию на уроках , мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном мире. Задача учителя в настоящее время несколько изменилась. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания студентам ,но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способы сформировать интеллектуальные и этические качества студента ,они вливаются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения студент может лишь с помощью грамотного, творчески работающего преподавателя.

При этом в корне меняется роль преподавателя .Из «транслятора» знаний он превращается в деятельного руководителя и планировщика учебного процесса. Студент - не просто «приемник» знаний, а исследователь, ведь многие учебные программы ,в большинстве своем, построены на принципах технологии развивающего обучения. Знания , добытые самостоятельно , намного более ценны и значимы для студента , нежели усвоенные пассивно ,поэтому использование современных ИКТ позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи, такие как:


.обучение восприятию и переработке и информации развитие коммуникативных способностей.

. развитие критического мышления, умения понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

.включение внешкольной информации в контекст общего базового образования в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

.формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, сканеры, мультимедиа и др.)

.формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Основными направлениями применения современных ИКТ в процессе обучения являются следующие:

1.Проведение уроков с использованием готовых электронных носителей.

2.Показ демонстрационных опытов.

3.Создание обучающих слайд-фильмов (презентаций ) в программе POWER POINT.

4.Проведение занятий контроля и коррекций знаний по готовым электронным носителям.

5.Создание авторских тестов.

6.Выполнение творческих домашних заданий.

7.Работа над групповыми проектами.

8.Работа с электронными учебниками и Интернет ресурсами.

В настоящее время наблюдается все большее время увлечение влияния медия – технологий на человека. Мощный поток новой информаций, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на студента и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности –игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию по любой теме студент мог получить по разным каналам: учебник ,справочная литература, лекция преподавателя, конспект урока. Но, сегодня ,учитывая современные реалии, преподаватель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации .Возникает вопрос ,зачем это нужно .Мозг человека настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению,гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.


Необходимо научить каждого студента за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы студент активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить .

Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание

Традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным ,строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора ,видеомагнитофона ,книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой ,способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для студента равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для преподавателей: помогает им лучше оценить способности и знания студента, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Любая педагогическая технология –это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Боле удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.


При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

1.принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям студента;

2.управляемость: влюбой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3.интерактивность и диалоговый характер обучения; -ИКТ обладают способостью «откликаться» на действия студента и преподавателя; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4.оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5.поддержание у студента состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6.неограниченное обучение; содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1.в функции преподавателя компьютер представляет собой:

Источник учебной информации;

Наглядное пособие;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

2.в функции рабочего инструмента

Средство подготовки текстов, их хранение;

Графический редактор;

Средство подготовки выступлений;

Вычислительная машина больших возможностей.

При проектировании урока преподаватель может использовать различные программные продукты:

1.Языки программирования –с их помощью преподаватель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя-предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

2.Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т. п.).Использование компьютерной технологии при изучении языка открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала студент самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса студентов к изучаемому предмету.


Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Miсrosoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему данных ACCESS и электронные презентации Power Point.

4.Система баз данных предпологает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

5.Текстовой редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

6.Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Использование технологий медиаобразования позволяет повысить мотивацию деятельности студентов; рационально использовать урочное время, а так же время для подготовки к уроку; расширить вариативность домашнего задания, что положительно влияет на результаты учебной деятельности студентов по предмету.

Применение ИКТ на уроках делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении.

НО не следует забывать, что к информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, когда они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса на том или ином этапе обучения если сравнивать с другими методами.

В заключении отмечу, что персональный компьютер сегодня одно из самых мощных и эффективных из всех существовавших до сих пор технических средств обучения, позволяющий заметно повысить качество усвоения информации и интерес к предмету, а так же осуществлять интегративный подход в обучении.

Литература.

1.Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка //ИЯШ-2002-№3.С.39-41.

2.ЕлухинаН.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции// ИЯШ -2002-№3.С.9-13.


3.Корнилова Л.А. социокультурная компетенция как одна из состовляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов/Отв. Ред. В.М.Курицин-Шуя: Изд-во «Весть»,ШГПУ,2002.С.40-43.

4.Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.-М. Просвещение,1980.

5.Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высшых педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов –на Дону: Изд-во «Учитель»,2001.

6.Мильруд Р.П. Максимова И.Р. Современные концепцуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку./ИЯШ-2000-№4. С.19-14.

7.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка.//ИЯШ.-2001-№2. С.14-19.

Түйіндеме.
Үшінші мыңжылдықтың басындағы қоғамның негізгі ерекшеліктерінің бірі ақпараттық ресурстарды қолданудағы бағдарланған интеллектуалды еңбектің мағынасының артуы болып табылады. Шешуші мағына ақпаратқа өте көп көлемде ене алады, керекті білім таңдау мен оны меңгерудің жылдамдығын арттыра алады.
Annotation

One of the pivotal features обшества the beginnings of III millenium the increased importance of the intellectual work focused on use of information resources. Reshajushee value has access to as much as possible big обьемом информаци, speed of selection of the necessary knowledge and speed of its mastering.