zabika.ru 1 2 ... 37 38

Динамические практики в классической йоге
Йогические традиции майсорского дворца


Аштанга - виньяса - йога мастера Паттабхи Джойса


Малла - Пурана


сборник





Сборник. Перев с англ. — К.: «JANUS BOOKS», «София», Ltd., 199У. — 320 с.
ISBN 5-220-00166-3

   Сборник посвящен одной из самых эффективных систем Хатха-Йоги Аштанга-виньяса-йоге, хранителем традиции которой в настоящее время является Шри Паттабхи Джойс. Аштанга-вивьяса-йога — ветвь традиции Шри Кришнамачарьи* Другая наиболее широко известная сегодня на Зато де ветвь этой традиции — йога Б. К. С. Айенгара.

   Практика Хатха-Йоги в стиле Патгабхи Джойса, безусловно будучи исконно традиционной, является динамической чем весьма напоминаетнекоторые тибетские и даосские системы. Гармонично связанные дыханием, концентрацией внимания и динамикой созерцания упражнения выполняются в виде сбалансированных последовательностей, что позволяет в каждом упражнении учитывать психо – энергетически и эффект всей цепочки предыдущих. В работе Лино Милини представлена техника выполнения последовательностей начального уровня, что позволяет не только оценить эффективность, красоту и точность системы, но и приобщиться к ее практике.
   Дворец Махараджи Майсора — одно из немногих мест, где развитие йогической традиции оказалось хотя бы на некотором участке истории хронологически документированным. Работа Сьомана знакомит с динамикой развития традиции как таковой и дает понять, что йога постоянно развивается с учетом изменений исторического и социального фона. Для иллюстрации взаимовлиянии и взаимопроникновении традиций в сборник включен трактат по боевому искусству маллов, из тренировочной практики которых Кришнамачарья заимствовал ряд упражнений для своей системы асан.

   Выход в свет настоящего сборника знаменует собою открытие новой страницы и истории становления Логической традиции в русскоязычном социуме вообще и по значению не уступает изданию в свое время «Йога-дипики» Б. К. С. Айенгара, впервые открывшей нам традицию йоги Шри Кришнамачарьи.


©N. Е. Sjoman, 199G © Angelo Micbele Miele, 1996 ISBN 5-220-00166-3 § «JANUS BOOKS», 1999

Оглавление

А.Лаппа

Введение

Н.Е.Сьоман

Йогическая традиция майсорского дворца

Л.Милини

Аштанга-йога

Мала-Пурана

Введение

 Благодарю судьбу за честь представлять эти замечательные книги и отдаю себе отчет в том, что их публикация прольет свет на многие до сих пор скрытые тайны грандиозной истории развития духовного пути, известного во всем мире под именем Йога. Они безусловно откроют новый этап осознания, так как содержат информацию, позволяющую интегрировать ранее имевшиеся знания в глобальную картину видения явлений, происходивших в русле этой древней традиции
   В последнее десятилетие в сознании людей происходит очередная смена духовных ориентиров. Старые ценности и авторитеты отживают, а новые еще только формируются. Сейчас каждому человеку приходится прилагать самостоятельные усилия, чтобы обрести духовную опору в жизни. И очень многим на этом пути помогает Йога. Ее популярность возрастает с каждым днем. Однако до сих пор подавляющее большинство практикующих Йогу не имеет адекватного представления о том, с чем, собственно, они имеют дело. Многие вопросы остаются открытыми. Каким образом «технический» арсенал йогических практик связан с духовным развитием? Что вообще имеется в виду, когда говорится о Йоге?

   В поисках ответов многие обращаются к йогической «классике», подразумевая под нею древние «Упанишады», «Бхагавад-Гиту», «Йога-Сутры» Патанджали, средневековые «Хатха-Йога-Прадипику», «Гхеранда-Самхиту», «Шива-Сам-хиту» и современные фундаментальные труды по Йоге. Но внимательное изучение показывает, что между этими текстами существует не методологическая и историческая, а всего лишь терминологическая связь. Йога «Бхагавад-Гиты», Йога Патанджали и Йога Кришнамачарьи — это не совсем одно и то же. Хотя само слово Йога и многие термины и понятия присутствуют во всех системах.

Складывается впечатление, что все основополагающие тексты Йоги рождались на гребнях различных волн духовных поисков. Своим появлением каждый очередной текст как бы подводил итог некоему завершенному этапу развития осознания. Затем следовал очередной этап «штурма», осуществлявшегося новым поколением Хранителей Традиции практического осознания, — штурма, который зачастую не оставлял документальных следов. Однако эта отнюдь не означало прерывания самой Традиции, Каждый новый исторический период эволюции человечества требовал поиска особых, новых методов и средств достижения гармонии и духовного равновесия. И это признается даже в самих «классических» текстах: каждое новое поколение йогов должно создавать свои методики, ориентируясь на конкретные условия своего исторического периода. Вероятнее всего, именно поэтому и возникли разные школы Йоги...
   Нам предоставляется шанс понять, что в традиции Йоги нет и не может быть никакой неизменной догмы. Неизменным остается лишь один-единственный Основной Принцип: стремление к гармонии и равновесию тела и сознания. Каждый практикующий Йогу изначально имеет право на свободу в выборе средств реализации Основного Принципа. И именно поэтому подлинным Хранителем традиции может считаться только тот, кто, изучив наследие предшественников и осознав суть их опыта, способен без сожаления отказаться от всего устаревшего и отыскать пути для достижения той же цели в условиях нового времени...
   Отсюда ясно, почему пять тысяч лет назад практика Йоги была не такой, как две тысячи лет назад, и почему сегодня она отличается от той, которая описана в средневековых трактатах. Иначе и быть не может.
Ибо путы Майи совершенствуются вместе с нами...
   * * *

   Во время моего первого путешествия по Индии в поисках интересных систем Йоги я исколесил всю страну вдоль и поперек. Побывал во множестве школ, ашрамов и храмов. Когда деньги были на исходе и я уже собирался возвращаться домой, я познакомился с одним австралийцем. Он посоветовал мне съездить к непосредственным последователям йоги Кришнамачарьи и, в частности, к Паттабхи Джойсу. Тогда я еще ничего не знал об этом Учителе. Но решил послушаться совета и отправился в Майсор.

   Девять часов от Мадраса до Бангалора ночью по индийским дорогам в битком набитом автобусе — это было что-то неописуемое! Затем, уже утром -— еще три часа от Бангола до Майсора. А потом — на моторикше от автовокзала до дома Паттабхи Джойса. При расчете рикша, следуя традициям индийского сервиса, запросил сумму как минимум в пять раз больше реальной таксы. Побеседовав сначала с ним по душам и получив скидку лишь до тройной цены, я вынужден был привести последний веский аргумент — схватив вымогателя за горло и пообещал позвать полицейского. После этого мы сошлись на полуторной цене.
   С изрядно подпорченным настроением я открыл входную дверь дома Паттабхи Джойса и втиснулся с рюкзаком в Крохотную прихожую. Дверь в зал была открыта. Там в полном молчании тренировались какие-то люди. Было слышно только их ровное ритмичное дыхание.
   Пожилой человек в трусах и с длинной золотой цепочкой через плечо, увидев меня, вышел из зала в прихожую. Это и был сам Паттабхи Джойс.Шепотом я спросил у него, могу ли я поучиться в его школе. Он знаком показал, что не будет разговаривать со мной, и вернулся в зал.
   Тут один долговязый европеец, только что закончивший свою тренировку и вышедший в прихожую, мягко, но настойчиво взял меня под локоть и повел за собой. Когда мы оказались во дворе, он объяснил мне, что входить в зал во время занятий и отвлекать Гуруджи не принято.
   Но я-то чувствовал, что дело не только в этом. Очевидно, я вошел не только в неподходящий момент, но и в неподходящем состоянии. И Паттабхи Джойс недвусмысленно дал мне это понять. Уйти я уже не мог, поскольку в зале, где я пробыл всего несколько секунд, происходило нечто необычное. Я еще не разобрался, что именно меня заинтриговало, но понял, что просто обязан оказаться там вновь! Я сел на землю возле входной двери и постарался привести в порядок свое психическое состояние. Нужно было окончательно избавиться от последствий ссоры с рикшей и подготовиться к встрече с Гуруджи.

Через несколько минут я снова вошел в прихожую и заглянул в зал. Наши глаза встретились... Это был разговор без слов. Я играл роль кроткого студента, Паттабхи Джойс — экзаменатора. Судя по всему, на этот раз он остался мною доволен. Одобрительно кивнул и жестом пригласил меня зайти и сесть. После того как все ученики закончили тренировку, мы с ним поговорили о возможности посещения занятий. Узнав об оплате, я понял, что у меня нет никаких шансов. Но Паттабхи Джойс сказал, что если у меня проблемы с деньгами, то в течение тех нескольких дней, которые оставались у меня до возвращения на родину, я могу приходить и просто наблюдать за тем, как тренируются другие. Бесплатно. Для юга Индии, где все очень хорошо знают, что деньги — это энергия, и где за все нужно платить, это было, прямо скажем, весьма необычно.

   Вечером в ресторане я вновь встретил европейца (он оказался немцем), который выпроваживал меня из дома Гуруджи. Узнав о том, что произошло в зале после его ухода, он очень удивился. Оказывается. Паттабхи Джойс разрешал смотреть занятия только тем, кто у него тренируется. Посторонним наблюдать за тренировкой не разрешалось. А тут им вдруг разрешил мне присутствовать в течение нескольких дней подряд...
   То, что я вскоре увидел на тренировках в школе Паттабхи Джойса, выглядело, по моим прежним представлениям, поистине фантастично.
   Асаны, которые, в классификации Б. К. С. Айенгара, относятся к категории наиболее сложных, входили здесь в обычный тренировочный арсенал. А некоторые из учеников выполняли элементы, которых я никогда не только не видел, но даже не подозревал об их существовании. Да и техника выполнения асан была совершенно необычной. По крайней мере, ни о чем подобном в тех книгах, которые я читал дома, не упоминалось. Асаны выполнялись слитно, в едином потоке движения, и соединялись между собой особыми динамическими связками, которые в этой школе принято называть «виньясами». Уровень атлетической подготовки для этой практики нужен такой, каким, по нашим привычным понятиям, могут обладать только высококвалифицированные профессиональные спортсмены и циркачи. А тут — обычные люди. И женщины подолгу работали в стойках на руках наравне с мужчинами. И что особенно характерно, состояние психики у учеников Пагтабхи Джойса во время тренировки было совсем не таким, как у западных спортсменов. Все они были словно глубоко погружены в смиренное созерцание того, что делали, и того, что при этом происходило у них в сознании.

   Тем не менее по возвращении из той первой своей поездки в Индию я еще не особенно выделил для себя школу Паттабхи Джойса из ряда других, которые посетил. В Гималаях и Тибете я видел множество других, не менее интересных и иногда значительно более ярких. Однако что-то после встречи с Паттабхя Джойсом глубоко запало мне в душу, Прежде всего — бесконечная доброта, простота, скромность и мудрость этого человека. Ну и конечно, его ученики... Для них тренировочный зал Паттабхи Джойса был, что называется, местом Силы. В общем, попав в Индию во второй раз, я сразу же отправился на Юг — к Паттабхи Джойсу.

   И только теперь начал осознавать, что во время своего первого визита я, собственно, ничего толком не понял. Представления о легендарных учителях Востока совершенно tic соответствуют их современному положению, поведению и внешним атрибутам. Ну и, ясное дело, наблюдать за тренировкой и тренироваться самому — это принципиально разные вещи. Совершенно различные формы и режимы работы восприятия, совершенно различные степени проникновения в сущность происходящего. Только практика позволяет реально ощутить «вкус» предлагаемого Пути. Почувствовать его каждой клеточкой своего тела, изнутри созерцая изменения, происходящие в сознании.
   Только через практику мне удалось заглянуть в бездну мудрости этой отточенной тысячелетиями тренировочной системы. На первый взгляд в ней много странностей. Например, более простые, по классификации Б. К. С. Айенгара, упражнения в комплексах Кришнамачарьи — Паттабхи Джойса порой выполняются после более сложных, что поначалу кажется совершенно нелогичным. Имеется множество неодинаковых технических элементов при исполнении правостороннего и левостороннего вариантов асимметричных асан. Почему Паттабхи Джойс ничего не объясняет. Его универсальный ответ на все вопросы: делай — и все поймешь.
   Особенно интересно то, что развитие у тренирующихся по его системе Аштанта-виньяса-йоги идет во много раз быстрее, чем у тех, кто практикует другие стили Йоги. И, что особенно важно, — никаких травм. И все же практика Аштанга-виньяса-йоги — это Битва. Сражение с собственным несовершенством за новое качество сознания...

   Мне рассказывали, что арсенал техник Аштанга-виньяса-йоги изначально состоял из четырех базовых последовательностей восходящей степени сложности. Но в силу определенных трудностей, возникших при обучении учеников с запада последовательностям высших уровней сложности, Паттабхи Джойс разбил третий и четвертый уровни на два подуровня каждый. Таким образом, иерархия тренировочных последовательностей современной Аштанга-виньяса-йоги состоит из шести базовых уровней. Хотя говорят, что существует еще и седьмой.

   Пранаяму Паттабхи Джойс преподает только индивидуально и только тем ученикам, которые достигают современного четвертого уровня. Большинство учеников тренируются, используя комплексы первого, второго и третьего уровней. Лишь некоторым из немногих овладевших в совершенстве третьим уровнем Паттабхи Джойс разрешает и |преподавать Аштанга-виньяса-йогу. И только единицы в мире достигли пятого. Я видел, как внук Паттабхи Джойса Шарад использовал в тренинге элементы тренированного комплекса пятого уровня. Но ни я, ни мои знакомые никогда не видели того, кто работал бы с последовательностями шестого уровня. Вполне вероятно, что эта последовательность существует лишь как потенциальная возможность. Ведь всегда должно оставаться что-то, к чему можно было бы стремиться.
   Пять уровней Аштанга-виньяса-йоги уже не являются секретом. Выпушены видеокассеты по первым двум комплексам в исполнении наиболее опытных учеников под руководством Паттабхи Джойса — Ричарда Фримана, Чака Миллера, Тима Миллера, Эдди Штерна, Мати Израти и Карэн Хаберман. Кроме того, существуют видеозаписи коротких подготовительных серий для начинающих и базовых комплексов от первого до пятого уровней в исполнении учеников Паттабхи Джойса — Дэвида Свенсона, Роберта Еустани, Дэвида Вильямса, Хелены Берг и Люси Мартореллы. Эти видеоматериалы прекрасно дополняют представленное в настоящем сборнике практическое руководство, написанное Президентом Европейской федерации Аштанга-виньяса-йоги Лино Милини.

   В известной книге Б. К. С. Айенгара «Прояснение Йоги» («Light on Yoga») представлены все асаны, из которых состоят последовательности первых четырех уровней современной классификации, а также большинство асан пятого уровня. Паттабхи Джойс, как современный Хранитель традиции, очень ревностно относится к исполнению базовых последовательностей. Настойчиво исправляет на первый взгляд незначительные мелочи, настаивая на точном, «каноническом» исполнении каждого нюанса базовых последовательностей в строго определенном и непрерывном порядке.

   В каждом комплексе Аштанга-виньяса-йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан или виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа каждого стремящегося овладеть данным уровнем практики. Например, в последовательности первого уровня наряду с несложными асанами присутствуют такие элементы, как стойка на руках с двумя мигами за головой и «петух» — стоика на руках, продетых между бедрами и голенями сложенных в «лотос» ног. Наряду с простыми прыжковыми связками, на первом уровне часто используются виньясы с подниманием всего веса тела на руках и медленным «полетом» в воздухе из одной асаны в другую. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и совершать подвиг преодоления собственной слабости быстро укрепляет Силу Духа, вселяет в человека веру в себя и реально преображает его тело и сознание,

   Часто бывает так, что ученики Паттабхи Джойса, которые уже давно с легкостью выполняют весь комплекс того или иного уровня, месяцами не могут преодолеть какой нибудь один элемент, становящийся для них «камнем преткновения». Как правило, такой элемент комплекса требует от ученика качеств, которые у него отсутствуют и которые не возможно приобрести быстро, без радикальной коррекции образа жизни и основ личности. Причины подобных недостатков всегда кроются в состоянии психоэмоциональной сферы сознания и неизменно связаны с решением основной задачи личной жизни ученика. Именно поэтому в названии системы виньяса-йоги присутствует слово


следующая страница >>