zabika.ru 1

Тема 4 . Теории мотивации в менеджменте

ВНИМАНИЕ: может быть и один и до 3-х правильных ответов на один вопрос
1. Какое из определений характеризует «мотивацию»?

A. процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

B. сила, побуждающая к действию, психоэнерге­тический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.

C. детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей

D. одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способ­ствующих выполнению определенной задачи, направленной на до­стижение целей предприятия.

E. Она сводится к нормированию труда, т.е. оценке необходимых усилий для выполнения единицы работы, что может разрешить проблему  справедливости.


2. Осознанное отсутствие чего-либо, вызываю­щее побуждение к действию – это ….

A. нормирование

B.стратегия

C. планирование

D.потребность

E. организация

3. Внутреннее побуждение (импульс), которое застав­ляет человека поступать определенным образом – это

A. мотив

B. потребность

C. стратегия

D.нормирование

E. гигиена

4. Выде­ляют следующие группы теорий мотивации:

A. стратегические теории (Кейнс, Энштейн и др.)

B. контролирующие теории (Портер, Шапиро)

C. содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

D. процессуальные теории (Врум и др.);

E. теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

5. Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей, выберите один правильный ответ

A. физиологические потребности; потребность в образовании; социальные потребности; потребность в уважении и самоутверждении ; потребность в самоконтроле


B. психологические потребности; потребность в руководстве; социальные потребности; потребность в уважении и самоутверждении ; потребность в самовыражении

C. физиологические потребности; потребность в безопасности; социальные потребности; потребность в уважении и самоутверждении ; потребность в самовыражении

D. гигиенические потребности; потребность в безопасности; индивидуальные потребности; потребность в уважении и самоутверждении ; потребность в самовыражении

E. физиологические потребности; потребность в опасности; социальные потребности; потребность в дискриминации ; потребность в самовыражении


6. В основе какой теории лежат следующие положения:

потребности делятся на первичные и вторичные и образу­ют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом; поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры; после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается

A. в основе теории X и Y

B. в основе теории Врума

C. в основе теории трудовых установок Гастева

D. в основе модели Портера-Лоулери

E. в основе теории Маслоу


7. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника. Таким образом, теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в …………...

A. модели Портера-Лоулери.

B. в основе теории X и Y

C. в основе теории Врума

D. в основе теории Маслоу

E. . в основе теории трудовых установок Гастева


8. Основные характеристики работника какого типа приведены ниже: существует естественная потребность в работе; стремится к ответственности; творческая личность.

A. работник типа Y

B. работник типа Z

C. работник типа A

D. работник типа X

E. работник типа V

9. Основные характеристики работника какого типа приведены ниже : от природы ленив, не хочет работать; не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил; не инициативен, если к этому его не подталкивать. Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

A. работник типа Y

B. работник типа Z

C. работник типа A

D. работник типа X

E. работник типа V

10. В 1981 году У. Оучи разработал эту теорию , согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к этому типу , т. е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.

A. работник типа Y

B. работник типа Z

C. работник типа A

D. работник типа X

E. работник типа V

11. Данная теория была разработана в 20-е годы XX века. Она является отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования).     Для применения этой теории на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим характеристикам, таким как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования.

A. модель Портера-Лоулери.

B. теории X и Y

C. теория Врума

D. теория Маслоу

E. . теория трудовых установок Гастева


12. Эта теория была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества.

A. теория мотивации бездефектного труда

B. модель Портера-Лоулери

C. теория Маслоу

D. теория ожидания

E. теория иерархии

13. Какой ученый в развитие классификации Маслоу вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности? С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены. 


A. Макгрегор, Оучи

B. З. Фрейд

C. Д. МакКлелланд

D. А. Энштейн

E. Ф. Герцберг


14. В основе теории какого ученого лежат следующие положения: потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей); наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой; для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов; для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

A. Макгрегор, Оучи

B. З. Фрейд

C. Д. МакКлелланд

D. В.Врум

E. Ф. Герцберг

15. Какой ученый внес основной вклад в развитие процессуальных теорий. В основе его работы лежит теория ожиданий, основанная на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

A. Макгрегор, Оучи

B. З. Фрейд

C. Д. МакКлелланд

D. В.Врум

E. Ф. Герцберг
16. Какую теорию можно отнести  к процессуальным теориям. Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т.е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы может разрешить проблему  справедливости.

A. теорию справедливости

B. теорию мотивации бездефектного труда

C. теорию ожидания

D. теория иерархии

E. теорию стратегических слияний