zabika.ru 1

Как вести себя в экстремальных ситуациях


Угрожать вашему здоровью и жизни могут различные экстремальные ситуации, в которых вы можете оказаться.

Обычно человек совершенно не подготовлен, что делать в той или иной ситуации. А ведь каждая минута в экстремальных обстоятельствах – решающая.

Можно столкнуться с любой ситуацией, будь то авария, пожары, техногенная катастрофа, а также ограбления, мошенничество. Поэтому в таких случаях необходимо в первую очередь рассчитывать только на самого себя. На сегодняшний день и газеты, и телевидение переполнены сведениями о преступлениях, правонарушениях, катастрофах. Это не может не сказаться на поведении людей. Обилие пугающей информации действует на психику человека. Очень важно при этом сохранять хладнокровие и грамотно строить свои действия.

ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ:

Толпа. Во время паники толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали.

Чтобы уцелеть в толпе:

Лучше всего ее обойти. Если это невозможно, ни в коем случае не идти против толпы. Если толпа вас увлекла, старайтесь избегать и ее центра, и края - опасного соседства витрин, решеток, набережной и т.п. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути - столбов, тумб, стен, деревьев, иначе вас могут просто раздавить. Не цепляйтесь ни за что руками: их могут сломать. Если есть возможность, застегнитесь. Ботинки на высоких каблуках или развязавшийся шнурок могут стоить вам жизни.

Бросите от себя сумку, зонтик и т.д. Если у вас что-то упало, ни в коем случае не пробуйте поднять. В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не столь велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Еще один прием - упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук.

Главная задача в толпе - не упасть. Но если вы все же упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать, что бывает сделать очень трудно. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас будут сбивать. Поэтому одной ногой (полной подошвой) надо упереться в землю и резко встать, используя движение толпы.


На концерте, стадионе заранее прикиньте, как вы будете выходить (вовсе не обязательно тем же путем, что вошли). Старайтесь не оказываться в "центре событий" - у сцены, раздевалки и т.д. Избегайте стен (особенно стеклянных), перегородок, сетки. Если началась паника, постарайтесь ей не поддаваться, попытайтесь оценить обстановку и принять верное решение.

Заметив вещь без хозяина, обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу, свяжитесь с машинистом метро. Не прикасайтесь к находке, отойдите от нее как можно дальше. Если вы находитесь в замкнутом пространстве (например, в вагоне метро), держитесь внутри группы.

Если гроза застигла вас на открытой местности – присядьте или укройтесь в ложбинке, ямке. Ни в коем случае не ложитесь на землю. Не раскрывайте зонт, его металлические спицы могут сыграть роль антенны.

Карманная кража. Карманная кража тщательно организована, отработана и занимает секунды. Чтобы ее предотвратить необходимо принять меры предосторожности:

Расплачиваясь, не выставляйте кошелек на обозрение, не показывайте всей суммы и места, где она лежит, не ощупывайте время от времени карман с деньгами.

Будьте настороже если на транспорте возникает затор или давка, это хорошая возможность для мошенников «очистить» чужие карманы.

При пожаре, согласно инструкции пожарных, сначала нужно позвонить 01, потом вывести детей и престарелых и только потом тушить огонь своими силами.

На пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от отравления продуктами горения. Поэтому при тушении огня защищайтесь от дыма, а если это невозможно, уходите из квартиры (если там никого не осталось), закрывая дверь и в горящую комнату, и в квартиру (без кислорода пламя не только уменьшится, но и может погаснуть). Дышите через мокрую тряпку. По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком внизу меньше дыма.

Если загорелся электроприбор, его надо сразу отключить от сети, а затем тушить - водой или набросив плотное одеяло. Подручными средствами при тушении пожара в квартире могут быть плотная (лучше мокрая) ткань и вода. Загоревшиеся шторы, одеяла, подушки можно сорвать и затоптать или бросить в ванну, заливая водой. Если тушите электропроводку, обязательно надо отключить электричество.


Взломана или открыта входная дверь квартиры (вашей или соседской)

1. Не заходя в квартиру проверьте, есть ли там посторонние лица.

2. Немедленно сообщите в милицию о случившемся.

3. С помощью соседей и прохожих обеспечьте охрану места происшествия до прибытия милиции.

4. Постарайтесь сообщить о происшедшем владельцам квартиры или их родственникам.

5. Ничего не трогайте в квартире, не ходите по ней, не нарушайте порядок вещей.

Главное сохраняйте спокойствие, выдержку и самообладание в опасной ситуации, и стараться самостоятельно сделать все, чтобы помочь себе, либо дождаться профессиональной помощи.

Телефон 102 – быстрая помощь, надежная защита.

Помните! В любой тревожной ситуации можно и необходимо обращаться в милицию.

Техники взаимодействия в ситуации конфликта с ребенком.

Первая техника – осмысление чувств.

Наше поведение по отношению к детям является результатом наших чувств злости, страха, разочарования. Необходимо всегда задавать себе 4 вопроса в возникшей ситуации конфликта.

1) как я себя чувствую сейчас?

2) как себя чувствует ребенок? что он хочет и что ему необходимо?

3) как окружение влияет на него?

4) как я наиболее эффективно могу среагировать?

Как я себя чувствую сейчас? Мы передаем наши эмоции детям, даже если мы молчим. Дети проницательные наблюдатели невербального поведения.

Как себя чувствует ребенок, что он хочет и что ему необходимо?

Этот вопрос задается для выяснения целей детей, мотивов определенного поведения. Также он способствует большей эмпатии и большему пониманию ребенка, так как объясняет поведение как попытку, хоть и дисфункциональную, удовлетворить собственную потребность (например, потребность во внимании, безопасности, потребность быть принятым, в справедливом отношении). Задавая этот вопрос, можно избежать неправильного понимания намерений и таких выводов, как «она – плохой, отвратительный ребенок» или «он делает это мне назло».


Как окружение влияет на него? Необходимо исключить в окружении факторы, способствующие агрессии.

Как я наиболее эффективно могу реагировать?

Снижение переменчивости настроения у детей зависит именно от нашего реагирования. Чтобы контролировать конфликт, необходимо, в первую очередь, контролировать себя, показывать собственную конструктивную модель взаимодействия (дети мгновенно реагируют двойной, а то и тройной агрессией на агрессию).

Вторая техника – «Управляю поведением».

1) Изолирую от ситуации стимулирования (возможно, целенаправленным криком, удержанием в случае острой необходимости);

2) Выясняю потребности и мотивы у коллег, родителей и т.п. (но не спрашивать у ребенка «Почему ты так делаешь?»);

3) Рассказываю о наказании, которое последует за проступком и предложить альтернативное поведение.

4) Подкрепляю новое поведение (терпеливо и последовательно использую побудительные утверждения, устанавливаю ненавязчивый контроль и порядок).

Третья техника – «Я помогаю».

1) Изолирую от ситуации стимулирования.

2) Активно слушаю (точку зрения ребенка, даю возможность выразить собственное мнение без осуждения, подбадриваю).

3) Пытаюсь понять потребности и мотивы.

4) Поддерживаю конструктивные личностные ресурсы, принимаю его личность.

5) Предлагаю альтернативные варианты поведения.