zabika.ru 1

Классный час «Край мой Белая Русь»


Задачи: расширение знаний учащихся о своей Родине; приобщение к чтению энциклопедической литературы и периодики; формирование ценностного отношения к своей стране.

Подготовка: учитель подбирает литературу об истории страны (Иллю­стрированная хронология истории Беларуси. Мн., 2000; Крук, I. Следам за сонцам. Мн, 1994; Ішла вайна народная... Мн., 1991.), рекомендует исполь­зовать газеты «Зорька», «Раніца», журналы «Рюкзачок», «Бярозка» и др.

Каждая микрогруппа выбирает себе задание: подготовить для выразительного чтения стихотворение о Беларуси; найти интересный материал об истории страны; отобрать наиболее яркие легенды о названиях рек, го­родов, озер; подготовить по 2—3 вопроса по теме классного часа для дру­гих команд; найти сведения о народных обычаях.

Оборудование: карта Беларуси, книги по теме, портреты известных людей Беларуси.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель. Сегодня мы проводим классный час «Край мой Белая Русь». Он посвящен стране, в которой мы живем. Давайте вспомним, поче­му наш край так называется?

Ученики. Белая — от белого цвета одежды, которую носили наши предки. Белая — от светлых их волос. Белая — значит чистая, свободная.

У ч и т е л ь. Когда вы слышите сочетание «Белая Русь», что вы представ­ляете себе? Какие образы возникают в вашем сознании? (Ответы детей.)

У нашей страны богатая и славная история. Она запечатлена в названи­ях наших городов, рек, озер, замков, башен; она смотрит на нас с фасадов домов; она записана в летописях и книгах, старинных документах и народ­ных преданиях. Перелистаем некоторые из них.

1- й ученик. Я расскажу вам о том, как возник город Туров.

Много дней и ночей шел великий князь Тур со своими людьми из-под Киева. Все так устали, что едва передвигали ноги. Видя, как обессилило его войско, Тур предложил найти для привала край, где войн

Никогда не было и вдоволь съестных припасов. Он произнес вдохновен­ную речь и после этого прилег отдохнуть на берегу реки. И привиделся ему вещий сон: будто лежит он на необъятном возу, а вокруг, куда ни глянь, дома стоят, один другого краше, и люди ликуют, радуются. На том дивном месте и решили основать город. Так возник Туров — центр независимого Туровского княжества.


Учитель. Когда-то давным-давно, почти в каждом большом городе Беларуси стояли древние замки, охранявшие город и его жителей от вторжения врагов. И у каждого замка есть своя легенда. Послушаем их.


  1. й ученик. Кревский замок окутан многовековой, богатой и интересной историей. С ним связаны такие известные в Беларуси имена, как Гедимин. Ольгерд, Ягайло, Кейстут, Витовт.

Рассказывают, что жили когда-то в замке два князя, и оба были влюблены в простую девушку. Старший брат, убив на дуэли младшего, признался красавице в своих чувствах и предложил ей руку и сердце. Но она отказала. Тогда князь от гнева и обиды приказал замуровать гордую девушку в стену замка. С тех пор призрак несчастной каждую ночь бродит в кревских стенах.

  1. й ученик. Несвижский замок знаменит привидением, которое назы­вают Черной дамой.

Правитель Польши и Литвы Сигизмунд Август тайно женился на Барбаре Радзивилл. Разгневанная мать не могла примириться с женитьбой сына. Она приказала аптекарю вместо лекарств давать невесте медленный яд. Через полгода после коронации Сигизмунда Барбара умерла в страшных мучениях. Король долго тосковал по любимой и решил вызвать ее дух, обещая не прикасаться к видению. Но когда Барбара появилась, Сигизмунд забыл об обещании и протянул руки. Раздался взрыв — дух исчез. Счита­ется, что из-за нарушенного обряда Барбара потеряла дорогу в царство мерт­вых и осталась жить в замке. Своим появлением она предупреждала людей об опасности, болезнях, войне и всегда ходила в черных одеждах в знак траура о загубленном чувстве.

Учитель. Много древних замков на территории Беларуси. О них слагают не только легенды, но и стихи.

  1. й ученик (читает отрывок из поэмы А. Мицкевича «Дзяды»),

Ля Навагрудка, на ўздыбленых

горах, —

Замак у месяца срэбным зіхценні;

Вал здірванелы схаваўшы, сувора Волатаў-вежай зламаныя цені


Падалі ў роў, дзе між вечнай

цясніны

Дыхалі воды, затканыя цінай.

Учитель. Говорят, у каждой земли — своя святыня. Как вы понима­ете это выражение? (Ответы детей.)

Слово «святыня» происходит от слова «святой». Святой, т. е. заветный, истинный, величественный, исключительный по важности: святое дело — защита Родины, отчего дома; святой долг, святая обязанность — служить Отечеству. Святыня — то, что особенно дорого человеку; народу: народная святыня, национальная святыня.

У Беларуси, белорусской земли тоже есть свои святыни, которые мы чтим, т. е. относимся с глубоким уважением и любовью. О каких святынях знаете вы?

(Следуют рассказы детей о том, что узнали из книг, газет и журналов,

из бесед с родителями.)

Учитель (подводя итог). Из ваших рассказов можно сделать вывод, что святынями белорусского народа являются светлые образы ее святых, просветителей, поэтов, писателей: Евфросиньи Полоцкой, Ф. Скорины, К. Туровского, Я. Купалы. Я. Коласа, В. Короткевича и др. Святыня Беларуси — знаменитый крест, изготовленный ювелиром Лазарем Богшей, К святыням мы отнесем и святые места нашего Отечества: древний По­лоцк с его храмами, Жировичский монастырь с самой маленькой иконой Богородицы и, конечно, Брестскую крепость-герой, которая первой приняла на себя удар фашистов 22 июня 1941 года и сражалась до последнего бойца, последнего патрона, последнего куска хлеба.

Народ никогда не предает свои святыни, он сражается за них до конца, до своего смертного часа. Об этом свидетельствует героизм воинов, парти­зан, простых крестьян и горожан во время Великой Отечественной войны

Символично, что в первый тяжелый год войны наши люди верили в победу. Послушайте стихотворение П. Бровки «Пісьмо землякам», написанное в 1941 году:

Я ведаю — высахнуць слёзы,

Прагоніць чужынцаўнарод:

У гневе бары над Бярозай,

I помстаю, грукае лёд.


Вы з помстаю выйшлі — вас многа.

3-пад пушчаў, з-пад хмурых лясоў.

Мы знаем: для нас — перамога.

А гібель — для вырадкаў-псоў.
Дык біце з гаёў i палянаў,

Расплаты наблізіўся час.

Мы з вамі, браты-партызаны!

Страчайце, ідзем мы да вас!
Мы з вамі па зброі адзіны

I разам выходзім на бой.

, У родную нашу хаціну

Збяромся адною сям'ей:
Бандытаў загінуць прымусім,

Прыйщла iм няслаўная смерць.

I будуць сады Беларусі

Узноўку на волі квітнець.

У каждого народа есть еще одна святыня — его родной язык. Слова патри­арха белорусской поэзии Сергея Граховского лучше всего выразят эту мысль:

Нам не раз падсякалі асновы,

Выстаўлялі святыні на здзек,

Але матчына мудрае слова

Пераходзіла з веку ў век.

А с языком связана культура народа, основанная на вечных традициях предков со своими обрядами, праздниками, обычаями, приметами, играми, песнями, сказками, танцами, со своей системой хозяйствования, под­чиненной движению солнца на небосклоне.

Интересно, что практически во всей хозяйственной деятельности наши предки обращались в своих мыслях к небу, солнцу, поклонялись ему и одновременно стремились заручиться поддержкой своего рода, своих предков, поклонялись им, уважали память о них. Большое место в жизни белорусов отводилось воде и растениям.

Расскажите о стародавних обычаях наших предков, о которых вы читали или слышали от взрослых.

Ученики. Чтобы быть здоровым весь год, надо было в Чистый четверг перед Пасхой обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье.

На Троицу свой дом украшали ветками клена, липы или березы.

На праздник Сороки женщины выпекали из теста для детей 40 пирожков или галушек в виде птичек, Дети бегали по деревне, высоко держа пирожки в руке, или нанизывали их на прутик, залезали на стреху и пели весенние песни.


На Пасху молодые люди и дети качались на качелях. Верили: чем выше поднимались качели, тем длиннее будут стебли льна.

На Купалье плели венки из цветов, веточек дуба, клена, березы. Одни венки надевали на голову или завязывали на пояс. С другими — большими и толстыми—девушки водили хороводы.

Учитель. Каждый праздник у белорусов был связан с определенными обрядами, ритуалами, песнями, приметами. О них вы узнаете во время празднования Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и др.

Вы подготовили друг для друга вопросы. Сейчас поочередно каждая микрогруппа будет/задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. 1. Назовите и покажите на карте самое большое озеро Беларуси.

2. Назовите и покажите наиболее известные заповедники Беларуси.

3. Какой областной центр нашей республики берет название от берестяной норы? (Брест.)

4. Назовите столицу кривичей. (Полоцк.)

5. Кому из белорусов в Италии было присвоено звание доктора лекарственных наук? (Ф. Скорина.)

6. Какой белорусский писатель создал книгу «Зямля пад бельмі крыламі»? (В. Короткевич.)

7. Кого звали Златоустом из Турова? (К. Туровского.)

8. Как называется здание, в котором в древности находилось самоуправление города? (Ратуша.)

9. Покажите на карте город, название которого связано с легендой о Машеке. (Могилев.)

10. В легенде написано: «Никто его не видел, но рассказывали, что на его мельнице мука мололась не из ржи, а из камня...». Что это за легенда? Что за город? (Минск.)

Учитель. Вот и закончился наш классный час. Мы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашей страны, нашего народа, то откроете и другие страницы.

У каждого из вас есть своя малая родина — дом, папа с мамой, дедушка с бабушкой, друзья, но у всех нас есть большая Родина, которая носит свет­лое название Белая Русь. Белая — значит чистая, свободная.