zabika.ru 1

Елена Карпенко

К вопросу о научной концепции музеефикации

замкового комплекса “Мир”
Мирский замок – памятник архитектуры XVI – начала XX в. – строился и на протяжении веков использовался как частновладельческая резиденция. Несмотря на периодические разрушения и годы упадка, его традиционная функция не менялась и при первой возможности возобновлялась новыми владельцами. В 1939 г. имущество замка было разграблено в последний раз. Начиная с этого этапа в документах и воспоминаниях жителей речь идет, за редким исключением, только о замковых стенах. Вскоре в былых покоях разместилась артель по бытовому обслуживанию населения, в начале второй мировой войны – еврейское гетто, а после войны, вплоть до 1962 г., здесь жили миряне, оставшиеся без крова. В первые послевоенные годы были проведены научно-исследовательские работы с обмерами и фотофиксацией стен, в 1970-е – консервация руин. В 1978 г. Советом министров БССР было принято решение о размещении в замке художественного профтехучилища. Тогда была создана комплексная проектная группа специалистов, которая занялась вопросами приспособления и сохранения архитектурно-исторического ансамбля. В 1981 г. был выполнен проект на 54 планшетах с макетом и документацией в девяти альбомах. Предлагалась следующая структура, включающая три пространственные зоны:

1. Пространство возрождения (Восточный корпус). Музей-замок с восстановленными башнями, прилегающими с юга боевыми галереями, портретным залом.

2. Пространство адаптации – части замка, реконструированные в 1920–1930 гг. Наиболее сохранившиеся помещения. Предполагалось разместить мастерские профтехучилища после незначительных ремонтных работ.

3. Пространство трансформации. Представляет собой Северный корпус – часть замка, где не сохранились внутренние перекрытия и стены. Зона, исторически не имевшая устойчивой планировочной структуры. Планировалось разместить музей реставрации замка, конференц-зал, музей дворцово-замкового быта Беларуси XVI–XIX вв., сувенирные магазины, кафе. По проекту экспозиции должны были размещаться среди законсервированных, сохраненных в руинированном виде фрагментов стен.

Авторы проекта – архитекторы О. Аттас, С. Веремейчик, В. Калнин, археолог О. Трусов. Это, безусловно, оригинальное, комплексное решение позволяло осуществить множество задач по сохранению замка, презентации его основных функций в прошлом и перспективному развитию в будущем. В 1983 г. начались работы по реализации проекта. В 1986 г. научным руководителем разработки и осуществления проекта стал архитектор Д.С. Бубновский. В январе 1987 г. замок становится филиалом Национального художественного музея Республики Беларусь. На отдел древнебелорусского искусства возлагается задача музеефикации замкового комплекса. Огромную помощь в работе над будущей экспозицией оказал труд архитектора В.В. Калнина, выполненный на протяжении 1992–1994 гг. Это архитектурно-исторические исследования этапов строительства и реставрации Мирского замка в 4-х томах с приложениями и иллюстрациями. Интересно, что в протоколе Ученого совета Национального художественного музея Республики Беларусь № 9 от 02.06. 1991 г. было отмечено, что над исторической справкой работает доктор исторических наук А.П. Грицкевич. Вероятно, эта работа не была завершена. Как следует из вышесказанного, музейные сотрудники получили готовый проект приспособления памятника. Казалось, можно начинать планомерную работу по составлению научной концепции, тематико-экспозиционного плана и накоплению экспонатуры. Протоколы Ученых советов музея за 1991, 1994, 1997, 1999 гг. показывают, что на заседаниях рассматривались вопросы реставрации и музейного приспособления замка. Основные докладчики – Д.С. Бубновский и Н.Ф. Высоцкая. На заседания приглашались и специалисты в области белорусской культуры: Сахута Е.М., Барышев Г.И, Марочкин А.А., Трегубович В.А., Круковский В.Я., Лукьянчик М.И., Трусов О.А. Материалы советов свидетельствуют, что экспозиционные планы периодически менялись. Можно выделить основную идею будущей экспозиции: показ среза материальной культуры Беларуси XII – начала ХХ в. в различных вариантах. До 2000 г. предлагалось ввести локальные экспозиции, посвященные народам, населявшим Мир: татарам, евреям, цыганам. Впоследствии от них отказались. На заседании Ученого совета музея 15 июня 1999 г. говорилось о необходимости создания научного творческого коллектива из специалистов в различных областях истории и культуры Беларуси. Был назначен срок проведения совместного заседания Ученого совета НХМ РБ, научного временного совета по разработке тематико-экспозиционного плана и Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при МК РБ – май 2000 г. (для рассмотрения тематико-экспозиционного плана). Это заседание не состоялось. Только в апреле 2007 г. концепция была представлена членам Белорусского республиканского научно-методического совета. Во всех музейных протоколах учитываются в качестве экспозиционного пространства восточный корпус и юго-восточная башня. Там планировались конференц-зал, отель, помещения для приема делегаций, залы для временных выставок, восстановленные жилые покои князей Святополк-Мирских. Однако, вероятно, в 2000 г. в первоначальный проект были внесены значительные коррективы. Этим, скорее всего, объясняется тот факт, что научная концепция по музеефикации замкового комплекса была представлена для обсуждения на выездной Коллегии Министерства культуры Республики Беларусь много позже: 31.07. 2002 и была опубликована в газете “Культура” в августе того же года. По сведениям материалов сборника научной конференции, проходившей в Мире в 2005 г., первоначально над экспозицией работали директор музея Ю.А. Карачун (1931–1997) и заведующая отделом древнебелорусского искусства Н.Ф. Высоцкая. В 2000 г. была создана рабочая группа по подготовке научной и художественной концепции замкового комплекса “Мир”, в 2004 г. – творческая группа по реализации научной концепции. Однако при их формировании не были учтены пожелания Ученого совета музея о привлечении специалистов-историков. К этому времени проект реставрации существенно изменился. В частности, весь Восточный корпус заняли гостиничные “апартаменты”, в результате пространство возрождения автоматически слилось с “пространством адаптации”. Кафе превратилось в ресторан и переместилось в подвальную часть восточного крыла. Профтехучилище разместилось в отдельном корпусе за замковой территорией – более удачное планировочное решение, не снявшее, однако, музейных проблем.


Научная концепция 2002 г. сформировалась уже с учетом новых архитектурных решений. В начале 2007 г. в связи с реорганизацией отдела древнебелорусского искусства изменился состав рабочей группы по музеефикации замка. Возникла необходимость в помощи специалистов исторического профиля: археологов, архитекторов, стоявших у истоков исследования и реставрации Мирского замка. Это В.В. Калнин, О.А. Трусов, В.Е. Соболь, П.А. Русов. В результате неоднократных обсуждений на заседаниях рабочей группы процессов реставрации и соотнесения с ними исторической справки и научной концепции выяснились существенные противоречия. Некоторые из них были вынесены для обсуждения на заседание Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь (18.04.2007). Перед новым составом творческой группы была поставлена сложнейшая задача: внести уточнения и изменения в существующую научную концепцию 2002 г., которая, в отличие от предыдущей, уже подверглась корректировке ее авторами с учетом максимального использования результатов архитектурно-исторических исследований, сокращения экспозиционной площади, необходимости создания постоянной экспозиции. Предлагаемая научная концепция была рассмотрена и обсуждена на заседании рабочей группы по музеефикации Мирского замка и представлена членам Белорусского научно-методического совета при МК РБ в апреле этого года. Краткая формулировка основных положений концепции:

1. Мирский замок как объект и символ исторических судеб Беларуси

2. Особенности музеефикации замкового комплекса

3. Специфика использования экспозиционных артефактов в замке

4. Перспективный потенциал развития музейной инфраструктуры

5. Тематическая структура экспозиций

Создание музейной экспозиции – это сложный процесс, требующий творческих усилий научных сотрудников, дизайнеров, художников, инженерно-технического персонала. Перед экспозиционерами были поставлены следующие задачи:


1. Проследить и проиллюстрировать историю бытования замка и его владельцев в связи с историей Беларуси в частности и Европы в целом.

2. Акцентировать внимание посетителей на полифункциональности замкового комплекса и его основных миссиях: презентационной, оборонной, административной, экономическо-хозяйственной.

3. С помощью архитектурно-изобразительных средств, музейных экспонатов, документов подчеркнуть значимость объекта как уникального памятника национальной культуры, исторического феномена.

В связи с архитектурными особенностями комплекса – наличием отдельных замкнутых помещений, проходных залов, сложными переходами между башнями – целесообразно строить экспозицию в соответствии с отдельными тематическими блоками. В этом случае хронологическая последовательность сохраняется в рамках конкретного раздела. Для посетителей северного корпуса предусмотрено несколько экскурсионных маршрутов с сохранением последовательности осмотра. Некоторые экспозиции на башенных ярусах рассчитаны на одиночного посетителя. В общем экскурсионном маршруте эта тематика будет продублирована. Перед нами не стоит задача реконструкции исторических интерьеров. Во-первых, за недостаточностью исторического материала, во-вторых, за невозможностью использования восточного корпуса, планировка которого более известна по инвентарям. Архитектурный проект реставрации замка предусматривает реконструкцию двух интерьеров: столовой – на период Ренессанса и парадного зала – на период барокко. Дизайнерское решение залов будет предложено для обсуждения сотрудниками УП “Минскпроект”.

На протяжении пяти веков замок выполнял различные функции, и это обусловило разнообразие тем и направлений в планируемой музейной экспозиции. Когда некоторые события и исторические факты невозможно проиллюстрировать при помощи визуальных объектов, активно используется подача материалов в инфокиосках, на дисплеях при помощи специальных компьютерных программ. Таким путем планируется восполнить недостающую информацию. Сотрудники музея рассчитывают на помощь коллег профильных учреждений культуры исторического и краеведческого направления и готовы обсудить предложения по передаче на депозит памятников, необходимых для экспозиции. На сегодняшний день проблемы музеефикации решаются частично путем использования фондов НХМ РБ, частично путем специализированных закупок. Существует предварительная договоренность об изготовлении копий изделий из стекла уречско-налибокской мануфактуры, шпалер местного производства. Экспозиционеры понимают, что их задача – показать особенности Мирского замка и не дублировать темы, приоритетные для Несвижа. Поэтому особое внимание уделено экспозиции изразцов и гончарных изделий – предметов местного производства, оригинальных и самобытных образцов декоративно-прикладного искусства. Богатый и разнообразный материал, собранный по этой теме нашими ведущими белорусскими археологами и их молодыми последователями, станет основой для уникальной экспозиции эволюции художественного оформления печей и каминов Мирского замка XVI–XIX вв.


4. Перспективный потенциал развития музейного комплекса заложен в будущем возрождении окружающей среды, прежде всего – итальянского и английского садов. Музей имеет предварительную договоренность о сотрудничестве со специалистами дворцово-паркового ансамбля “Останкино”, имеющими богатый опыт в этой области.

Требует дополнительных исследований усыпальница князей Святополк-Мирских (петербургский архитектор Р. Марфельд. 1904). Существуют исторические основания для восстановления интерьера: иконостас церкви в г.п. Березовка Лидского р-на, паникадило в Троицкой церкви г.п. Мир, фото северного и южного фасадов с иконами Святого Николая Чудотворца и Богоматери Умиление (Владимирской ?). Есть сведения химиков-технологов о наличии остатков полихромии на гербовом картуше главного фасада. Ведется работа по идентификации надгробий в крипте.

Необходимо ставить вопрос о восстановлении дворца Святополк-Мирских, построенного в начале ХХ в. Это памятник архитектуры, существенно дополняющий представление о замке и его последних владельцах, веривших в возрождение Мирского замка и делавших для этого все возможное.