zabika.ru 1

Ф КГМУ 4/3-08/01

ПП КГМУ 4/01


Карагандинский Государственный Медицинский Университет

Кафедра психологии, психиатрии и наркологии


Лекционный комплекс

Дисциплина: ОР 1213 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Для специальности: 5В130200 «Стоматология»

Курс: 1




Семестр: 1

Караганда 2011 г.


Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № _3_ от «_01_»____09____ 2011 .


Зав. кафедрой _______ Любченко М.Ю.

Лекция № 3

Тема: Интеллект как предмет психодиагностики.

Цель лекции: дать понятие сознания и самосознания с психологической и философской позиций, раскрыть понятие неосознаваемых процессов в психике человека.

План лекции:

  1. Сознание.

  2. Самосознание.

  3. Неосознаваемые процессы

Тезисы лекции:


Сознание – это продукт исторического развития человека как общественного существа. Процесс развития сознания определяется развитием человеческого общества и историческими условиями, которые существуют в данный момент.

I. Исторический характер сознания является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение окружающего мира на уровне сознания представляет собой процесс познания. Совершенствование процесса познания происходит в 3-х взаимосвязанных направлениях.

1. Отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер отражения зависит от социально-экономических условий. Следовательно, познание изменяется в общественно-историческом плане.

2. Процесс отражения окружающего мира постоянно изменяется на протяжении жизни каждого человека, то есть познание изменяется в онтогенетическом плане.

3. Различным оказывается отражение на разных этапах познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к более полным, от чувственного познания к логическому, абстрактному.


Изменение отражения протекает в индивидуально-гносеоло­гическом плане.

II. Единство исторического, онтогенетического и индивидуально-гносеологического в познании человеком окружающего мира является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных. Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в памяти позволяет людям сознавать не только своё настоящее, но и помнить свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следственные связи.

III. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания является третьей чертой, отличающей его от психики животных.

IV. Четвертая отличительная черта сознания человека – наличие самосознания.

2. Самосознание – часть сознания, направленная на познание человеком самого себя, когда он осознает себя как личность находящуюся в определенных отношениях с другими людьми, в определенном процессе деятельности.

При помощи мышления и речи отражение окружающего мира в сознании человека совершается в обобщенной и опосредованной форме, в виде образов и понятий, представляющих собой обобщенное выражение связей и отношений.

V. Обобщенное и опосредованное отражение действительности в сознании человека является пятой чертой, отличающей сознание от психики животных.

Сознание и деятельность в психологии рассматриваются в единстве. Единство проявляется в нескольких направлениях:

1. Сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности, в процессе труда. Деятельность выступает как условие возникновения, то есть как фактор формирования и объект приложения сознания человека.

2. Единство сознания и деятельности – это форма активности сознания.

3. Сознание обеспечивает целенаправленный и осознанный характер деятельности.

4. Сознание выступает в качестве регулятора всего поведения и всех действий человека.


5. Единство сознания и деятельности проявляется в их принадлежности данной конкретной личности.

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно, по мере отражения внешнего мира и познания самого себя.

Познание себя путем познания других

Важную роль в формировании самосознания играет самопознание. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание путём анализа собственной деятельности и поведения

Человек познаёт себя непосредственно и опосредованно. Опосредованное познание самого себя совершается путем анализа результатов собственной деятельности.

Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особенности собственной личности. Объективные оценки близких, товарищей по коллективу позволяют глубже познать себя. Сравнивая самооценку личных качеств с оценками их другими людьми, человек выясняет адекватность собственного самопознания.

Самопознание путём самонаблюдения

Непосредственное самопознание выступает в форме самонаблюдения. В процессах восприятия, представления, размышления и переживания человек в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает его. На этом и основан самоконтроль. К самонаблюдению часто относят самоотчёт по памяти, то есть анализ следов, или запечатленных образов. Индивид пытается восстановить в памяти всю ситуацию события: внешнюю обстановку, своё состояние, поступки. Пытается установить причинную зависимость между явлениями и воспроизвести последовательность событий. Это явление в психологии называют ретроспекцией (восстановление прошлого). Интроспекция – самонаблюдение. Индивиды могут вести наблюдение за собственной психикой в разной степени, в зависимости от умений и навыков. Самопознание приводит к определённому отношению личности к собственным достоинствам и недостаткам. Одни люди, сознавая положительное в себе, критикуют собственные недостатки. Другие, замечая собственные промахи и недостатки, мирятся с ними, проявляют самодовольство в связи с сознанием положительных черт. Есть люди, которые не замечают в себе ничего хорошего, видят только отрицательное и отчаиваются, считая себя неспособным или безвольным. Самопознание необходимо человеку для совершенствования собственной личности и деятельности в соответствии с намеченным планом жизни и труда.


Самоконтроль и самовоспитание

Познавая собственные силы, человек стремится использовать их в труде. Для этого он контролирует и анализирует собственные действия, поступки, поведение. Благодаря самоконтролю личность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самовоспитание открывает новые возможности развития человека. Личность, начинающая работать над собой, становится объектом и субъектом воспитания, то есть она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.

3. Неосознаваемые процессы.

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий”

3. “Надсознательные” процессы.

4. Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов.

Основные термины: неосознаваемые механизмы, побудители сознательных действий, надсознательные процессы, область бессознательного, предсознание, умственная установка, моторная установка, неосознаваемые автоматизмы.

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Неосознаваемые психические процессы стали интенсивно изучаться с начала 20 века.

Все неосознаваемые процессы можно разделить на 3 класса.

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

3. “Надсознательные” процессы.

В класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят ТРИ подкласса:

a) неосознаваемые автоматизмы;

b) явления неосознаваемой установки;

c) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают действия или акты, которые совершаются “сами собой”, без участия сознания (механическая работа, отсутствие сознательного контроля).

Происхождение автоматических процессов различно – некоторые из этих процессов никогда “не осознавались”, другие прошли через сознание и перестали осознаваться.


Первые составляют группу первичных автоматизмов и называются автоматическими действиями.

Вторые – это группа вторичных автоматизмов – называются автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят врожденные акты или те, которые формируются рано, в течение первого года жизни ребенка (сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.).

Группа автоматизированных действий, или навыков обширна.

Благодаря навыкам действие начинает осуществляться быстро и точно, происходит высвобождение сознания.

Выработка навыка – этот процесс идет со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем (выделяем) из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Этим мы обязаны физиологическим свойствам и механизмам нашего организма (игра на фортепьяно). Перенимаем на себя в ходе автоматизации значительную часть работы, организуемой сознанием.

Явления неосознаваемой установки

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий

В эту группу процессов входят непроизвольные движения, технические напряжения, мимика и пантомимика, вегетативные реакции, сопровождающие действия и состояния человека. Эти процессы важны и для психологии.

1. Они включены в общение между людьми и представляют собой дополнительные (вместе с речью) средства коммуникации.

2. Могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей.

С расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии пытались обнаружить и по возможности зарегистрировать неосознаваемые действия и состояния человека.

Малосознаваемые реакции могут быть наиболее информативны и действенны в плане передачи эмоциональных состояний в процессе общения.


2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

Этот вопрос связан с именем Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Интерес к неосознаваемым процессам у Фрейда возник в начале его врачебной деятельности. Толчком послужила демонстрация постгипнотического внушения, на которой он присутствовал. Его внимание привлекли:

1) неосознаваемость причин совершаемых действий;

2) абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задания несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает;

3) стремление найти объяснение или мотивировку своему действию;

4) возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действий.

На основании анализа подобных фактов З.Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно этой теории в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Предсознание – скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют (хорошо знаете ИО своей тёти, бабушки, но они не присутствуют постоянно в вашем сознании). Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания – это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания нужно усилить следы прошлых впечатлений.

Область бессознательного – содержание этой области не осознается. Отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность и трудность перехода в сознание за счет механизмов вытеснения и сопротивления.

Помимо Фрейда психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве проходит через ряд стадий и форм. Из-за многих социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, но в сознание не пропускаются: оно оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имён, описки, оговорки) и невротические симптомы. Невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и откуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей причины.


В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главный из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

3. “Надсознательные” процессы

“Надсознательные” процессы – это процессы большой сознательной работы, которые затем “вторгаются” в сознательную жизнь человека, меняя её течение.

К классу “надсознательных” процессов относят процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п.

4. Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов

Одним из первых психологов, который обратил внимание на класс “надсознательных” процессов, был Джемс. Он изложил свои наблюдения в книге “Многообразие религиозного опыта”. Также много статей написано З. Фрейдом, Э. Линдемоном.

Пример. Молодой человек, верующий в бога, как-то во время молитвы услышал, как брат бросил ему: “Ты всё ещё делаешь это?” Этого оказалось достаточно для того, чтобы этот молодой человек перестал верить в бога и молиться, так как он уже давно потерял веру в бога. Не столько вопрос, сколько предшествующий процесс, не осознававшийся в полной мере молодым человеком, подготовил его к этому решению.

Изобразим человеческое сознание в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов.

I. Внизу поместим неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это - технические исполнители, или “чернорабочие” сознания. Многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

II. Наравне с процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий. Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, только с другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

III. Процессы “надсознания” проявляются в форме длительной и напряженной работы сознания. Результатом её является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания.


Иллюстративный материал: таблицы «Функции сознания», «Виды сознания»

Литература:

Основная:


  1. Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС,2000-2001.

  2. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.:ВЛАДОС, 2001.

  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», Спб, 2007.

  4. Столяренко Л.Д. Психология. Уч. д/вузов, 2007.

  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, Ростов-на-Дону, 2003

  6. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.

  1. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.

  2. Соколова Е.Е.Введение в психологию. Москва, Academ’a, 2005.


Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Можно ли осознать бессознательное?

2. Всякая ли личность имеет самосознание?