zabika.ru 1

В КазЭУим.Т.Рыскулова лекции, практические, семинары дневного, вечернего и заочного отделений проводятся в традиционном формате, в больших и малых аудиториях. Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах. Занятия отделения ДОТ проводятся в формате «on-line».Занятия на программах МВА и докторантуры PhDпроводятся в модульном формате.


Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. СРС – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Читальные залы библиотеки иинтернет-залы университета предоставляют студентам возможность для самостоятельной работы.
Наиболее часто используемые методы преподавания:

Главной задачей любого высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности преподаватели КазЭУ им. Т.Рыскулова в учебном процессе используют разные методы обучения: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы обучения- формы взаимодействия, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.

Связь преподавателя с обучающимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Активные методы- формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Виды активных методов обучения, применяемых преподавателями КазЭУим. Т.Рыскулова:

Лекции:

- Лекция визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидео техники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (рисунков, фотографий, слайдов, схем, таблиц, графов, графиков, моделей и т.д.).Лекция-презентация позволяет лучше воспринимать определения понятий, зафиксированные на экране, чем на слух.


Лекция визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

- Лекция вдвоем представляет собой лекцию, когда учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.

- Проблемная лекция- новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

- Лекция с заранее запланированными ошибками - эта форма проведения лекции позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

- Лекция-пресс-конференция- преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.


- Лекция-беседа или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

- Лекция-дискуссия– это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

- Лекция с разбором конкретных ситуаций по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

Студенты анализируют и обсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным студентам, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению.

Семинары:

- Междисциплинарные- На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На семинар также приглашаются специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.


- Проблемные- Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

- Тематические- Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

- Ориентационные- Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

- Системные - Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы.

Интерактивные методы(«Inter» - это взаимный, «act» - действовать) -формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, ориентированные на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом в процессе обучения.


Виды интерактивных методов обучения, применяемых преподавателями КазЭУим. Т.Рыскулова:

- круглый стол (дебаты и дискуссия)— это метод позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии, выработать у студентов профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.

Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого студента в обсуждение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов.Круглый стол способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и студентами.


  • дискуссия(от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии очень разнообразные: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

  • дебаты - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений, обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.


- мозговой штурм, мозговая атака — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором студентам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

- ролевые и деловые игры– форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение студентов происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, а общение, имитирующее и воспроизводящее общение людей в процессе реальной совместной деятельности, обучающее умениям и навыкам сотрудничества.

- case-study (анализ определенных ситуаций)– метод, основанный на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.

Метод case-study дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения. Обучение происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности студентов.


- мастер-класс– это особая форма учебного занятия, когда преподаватель-мастер передает свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Мастер-класс - это двусторонний процесс и на мастер-классе происходит совместная отработка методических подходов преподавателя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.

Целью проведения мастер-класса является профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента, и прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя, так и на восприимчивости студента.
В МБШ обучение на программах МВА строится на оптимальном сочетании традиционных и инновационных методов:

Лекции. К апробированным формам теоретического обучения, используемым на программах МВА, можно отнести лекции. Во время этих занятий обучающиеся узнают о новых концепциях и парадигмах в развитии менеджмента, формируют собственные теоретические представления и взгляды.

Кейс-стади. Формирование и развитие практических навыков и умений будущих руководителей осуществляется через кейс-стади, когда анализируются конкретные ситуации (кейсы). Кейс-метод позволяет лучше понимать противоречивую реальность, видеть основные проблемы и принимать решения, которые будут способствовать выходу из сложившейся ситуации.

Бизнес-симуляции. Значительную роль в процессе обучения на программах МВА играют бизнес-симуляции (деловые игры). Этот метод интерактивного обучения представляет значительные возможности в подготовке современных менеджеров.

Работа в малых группах. Дискуссии и работа в группах является одной из особенностей программ МВА. Группы формируются из 4-6 человек с разным опытом работы, образования, национальности. Группа работает как единая команда. Этот метод позволяет формировать конструктивное мышление, аналитические способности, развивает коммуникативные навыки.

Психологические тренинги. Личностный рост – один из элементов будущей успешной карьеры. Решению этой задачи в рамках программы МВА способствуют различные психологические тренинги. Каждому участнику программы предоставляется возможность совершенствовать разные грани своих способностей и тем самым раскрыть наиболее полно свой потенциал. Навыки командной работы, формирование собственного имиджа, развитие коммуникативных способностей – это некоторые из общего числа психологических тренингов, практикуемых на программах МВА.