zabika.ru 1

Глава II.


Литература Двух Путей.

В первохристианской письменности, среди типичных для неё апокрифов, анонимов и

псевдонимов, совершенно особое место должно быть уделено известному направлению, в

науке называемому литературой двух путей. Отчасти примыкающий к апокрифическим

памятникам, он уже от них отличается своим вполне самостоятельным содержанием и

должен быть скорее отнесен к тому, что в истории христианской литературы называется

.Апостольским Преданием,. составляя одну из первоначальных форм оного.

Вдохновляющей темой этой группы памятников был образ двух путей, жизни и смер-

ти, стоящих перед христианином. Навеяно это ветхозаветной пророческой мыслью: .так

говорит Господь: вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти. (Иерем. 21:8). Паралле-

лью может служить текст Варуха 4:I: .Вот книга заповедей Божьих и закон, пребывавший

во век. Все держащиеся её будут жить, а оставляющие ее умрут. или Второз. 30:15: .Вот я

сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло..

К литературе двух путей принадлежат, строго говоря, следующие четыре памятника

раннего христианства:

а. .Учение 12-ти апостолов,. Διδαχή των δώδεκα άποστόλωνυ;

б. XVIII и следующие главы послания псевдо-Варнавы;

в. VII книга так называемых .Апостольских Постановлений. или .Апостольских

Конституций. (условное обозначение в научной номенклатуре С. А. VII);

г. 1 -я часть так называемых Apostolische Kirchenordnungen.

21

При дальнейшем сравнении текстов этих памятников обнаруживается большой паралле-

лизм между ними. Два образа жизни вдохновляли мысль того времени и каждый из этих

памятников использовал эту тему сообразно своей эпохе (С.А. VII. . IV век) и среде

(псевдо-Варнава . типичный иудаист). Этот дуализм не онтологический, а скорее этиче-

ский. Одними приведенными выше ветхозаветными текстами не ограничивается влияние


на эту литературу. Сродство между разбираемыми памятниками можно обнаружить и при

изучении других произведений древней письменности. Так, например, в чисто христиан-

ской литературе подобным примером может послужить Пастырь Ерма, где в Заповеди VI,

I говорится о силах .веры, стража и воздержания. и что .действия этих сил двояки.. А в

Заповеди VIII, I повторяется, что и .создания Божия двояки суть.. Кроме этого, можно

обнаружить известное сходство с этими текстами и в так называемом .Завещании 12-ти

патриархов. (апокриф раннего христианства в духе иудейских апокрифов). Так, например,

в главе X Завещания Асира читаем: .Бог дал сынам человеческим два пути, два совета,

два действия, два места и две цели. Поэтому все двойственно: одно супротив другому. И

два пути, . добра и зла; от этого и два совета в сердцах наших, судящие их . (PG 2, col.

1120 ВС). В том же памятнике, глава IV, 20, в Завещании Иуды написано: .Итак, знайте,

дети мои, что два духа научают человека, . дух истины и дух лжи; а посреди их находит-

ся дух разумения духовного . (PG 2, col. 1081 А). Проф. Дибелиус56 приводит аналогич-

ные примеры и в позднейшей раввинистической литературе.

Учение двенадцати апостолов.

Библиография.

Текст:

1. Editio princeps. Оригинальный текст по-гречески, изданный самим митрополитом

Никомидийским Филофеем Вриеннием под заглавием Διδαχή των δώδεκα αποστόλων. Кон-

стантинополь, 1883, стр. 149 + 75.

2. Греческий текст с параллельным русским переводом В. С. Соловьева в журнале

Православное Обозрение, Москва, 1886 г. июль, стр. 497-516.

22

Исследования (монографии и статьи): По-русски:

1. Вводная статья В. С. Соловьева к своему переводу текста Дидахи в Православном

Обозрении 1886 г. июль, стр. 476-496.

2. А. Ф. Карашев. О новооткрытом памятнике ’Учение 12-ти апостолов’. Москва,

1896, стр. VII +143 + XCVI (магист. диссертация).

Открытие памятника.

Об этом памятнике знало и помнило древнее предание. Так церковный историк Евсе-

вий (НЕ 3, 25 = PG 20, col. 268-269) делил все новозаветные писания на:

1. общепризнанные (4 Евангелия, Деяния, Послания Павла, 1-е Иоанна и 1-е Петра и

Апокалипсис);

2. спорные (послания Иакова, Иуды, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна);

3. ложные, в число последних относит: Деяния Павла, книгу, .именуемую. Пастырь,

Апокалипсис Петра, послание Варнавы и Учения (Διδαχαί) (PG. 20, col. 269 А).

Точно так же и св. Афанасий Великий в 39-ом своем послании, перечисляя 27 книг

Нового Завета и называя их .источниками спасения,. рекомендует, кроме того, для нази-

дательного чтения: Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Эсфирь, Иудит, Товит,

Учение, называемое Апостольским, и Пастырь. Помнили об этом памятнике, т.е., вероят-

но, знали его не только понаслышке, но и читали в XII в. Зонара, в XIV в. Властарь и Ни-

кифор Каллист. На Западе его знает Руфин. С XIV века это произведение исчезает из па-

мяти церковной.

Извлечена эта книга из тьмы забвения благодаря находке митрополита Никомидий-

ского Филофея Вриенния одной древней рукописи, вероятно, X века, в Константинополь-

Holy Trinity Orthodox Mission

23

ском подворье Святогробского монастыря. В том же году он издал этот памятник, снабдив

его научно-критическими примечаниями, и с тех пор этот документ неоднократно изда-

вался на Западе и создал очень обширную о себе литературу.

Любопытно, что в 60-х годах прошлого века наш известный путешественник и восто-

ковед, тогда настоятель нашей посольской церкви в Константинополе, архим. Антонин

Капустин видел эту рукопись, работая в библиотеке Святогробского метоха в Константи-

нополе, но, не зная, что это за сокровище, только вскользь о ней упоминает, не углубив-

шись в её детальное изучение. Теперь, с 1887 г., эта рукопись хранится в библиотеке Свя-

тогробского монастыря в Иерусалиме.

Значение открытия митроп. Филофея совершенно исключительное. Памятник проли-

вает свет на строй христианской общины в древнейшую эпоху, можно сказать, в годы не-

посредственно следующие за поколением апостолов. .Дидахи. в свое время было очень

широко распространено в христианской среде, его читали и многие мысли его повторяли.

Выше были приведены параллели из .Пастыря. и показаны сходные тексты из других

памятников .двух путей.. Кроме того, отдельные цитаты или же влияния из .Дидахи.

можно найти в так называемом 2-ом послании Климента к Коринфянам и у Климента

Александрийского. Есть немало общих мыслей с произведениями Иустина Философа,

Аристида, Татиана и др.

Внешний вид памятника.

Открытый митр. Филофеем памятник представляет собою рукописную тетрадь в 120

листов, содержащую следующие произведения раннехристианской письменности:

1. Синопсис Св. Писания, приписанный Иоанну Златоусту (лл. 1-3 8 v);

2. Послание Варнавы (лл. 39-51v);

3. Два послания св. Климента Римского (лл. 51V-70 и лл. 70-75);

4. Еврейские названия книг Библии (л. 76);

5. Дидах и (лл76-80 v);

6. Послание Марии Кассаболийской к св. Игнатию (лл. 81-82);

7. Послания св. Игнатия (лл. 82-120).

Рукопись писана хорошим письмом с диакритическими знаками. Под ней дата: 11-е июня

5564 года, соответствующая 1056 году христианской эры. Далее следует подпись: .греш-

ный Леонтий, нотарий..

В памятнике 2190 слов, из коих 552 отличных от слов в Новом Завете, 504 встречают-


ся и в Новом Завете, 479 попадаются в тексте Семидесяти, 497 встречаются в языке клас-

сическом. Это гебраизирующий греческий язык: слова греческие, стиль и мысли еврей-

ские, как это определяет Жакие.

Содержание Дидахи разделено на 16 глав, которые для удобства можно схематизиро-

вать так: первые шесть глав охватывают нравственное учение; литургическая часть со-

держится в главах VII-Х; дисциплинарные указания находятся в главах XI-XV, и наконец

последняя XVI глава представляет собою заключение.

Источники, влияния, автор и место написания.

Учение двенадцати апостолов представляет собой богатейшую компиляцию разных

текстов . ветхозаветных, новозаветных и из раввинистической литературы. Можно на-

Holy Trinity Orthodox Mission

24

считать 98 более или менее буквальных цитат из Ветхого Завета (книги: Исхода, Левита,

Чисел, Второзакония, Ноемия, Товии, Псалмов, Притч, Премудрости, прор. Исаии и дру-

гих пророков), до 42 ссылок на книги хохмические и только 13 из пророческих. Из Нового

Завета произведено почти до двухсот выдержек, более или менее близких к тексту. Каким

именно новозаветным текстом пользовался автор, сказать трудно. Было ли это воспроиз-

водимое по памяти устное предание евангельское, или может быть под рукой автора было

какое-то .согласованное евангелие. наподобие позднейшего Татианова Диатесарона?

Ближе всего его цитаты к тексту ев. Матфея. Марка он, по-видимому, не знает, Иоанн со-

вершенно не использован, Лука, если и процитирован им, то весьма приблизительно.

Встречается до 75 ссылок на послания ап. Павла, точнее, довольно вольных пересказов

текста посланий. Есть одна совершенно правильная цитата из I Петра.

В научно-критической литературе об этом памятнике неоднократно разбирался во-

прос о зависимости его от Пастыря Ермы и от послания псевдо-Варнавы. В зависимости


от решения вопроса, кто же старше, Пастырь или Дидахи, решалась среди ученых и про-

блема автора, даты написания и места. Единодушного мнения нет, и согласовать отдель-

ные гипотезы нелегко. При невозможности обозреть все предложенные решения, ограни-

чимся упоминанием лишь наиболее интересных.

Сам митр. Филофей, а за ним и Харнак стояли за время от 120 до 160 годов. Харнак,

правда, не решался относить его к эпохе до 140 года. Функ, Цан, Шафф допускали воз-

можность последних десятилетий I века. Сабатие, Майоки, Мюнхен шли даже до полови-

ны I века, причем Сабатие ставил это .Учение. до миссионерских путешествий ап. Павла.

С другой стороны, не было недостатка и в мнениях противоположных. Так, Кравуц-

кий57 определяет время составления годами 190-200, Бигг . IV веком. Некоторые шли

еще дальше, а именно до V и даже VI веков.58

Место написания не вызывало столько разногласий. Почти все согласны с Сирией,

или Палестиной, позволяя себе иногда уточнять его Иерусалимом.

Характеристика памятника и оценка его содержания, так же как и вопрос о времени

составления возбудили немало спорных предложений. Принадлежность его к так назы-

ваемой .литературе двух путей. позволяла некоторым ученым считать, что в основе па-

мятника лежит некий иудейский, раввинистический катехизис для прозелитов, так или

иначе приспособленный для нужды христианской миссии среди евреев или язычников.

Это мнение было впервые выдвинуто Харнаком. Его разделяют Тэйлор и Сави. Барденхе-

вер решительно отвергает возможность существования именно такого иудейского

Proselytenkatechismus или Proselyteninstruktion. Митр. Филофей думал, что это полемиче-

ский трактат против гностиков или монтанистов. Кравуцкий считал его памятником евио-

нистическим или монархианским. Барденхевер не допускал мысли о существовании кате-


хизиса (I, 80). Но мнение о том, что Дидахи само по себе есть какое-то наставление для

крещающихся, встречает наибольшее число сторонников среди ученых, независимо от то-

го, в чем и где они будут искать истоки и происхождение его. Есть, правда, еще и другое

мнение, а именно, что Учение 12 апостолов есть гораздо более поздняя компиляция. Упо-

мянутый уже Бигг59 считает, что в этом памятнике заметны сильные влияния монтанизма.

57 Ufber die sogen. Zwolfapostellehre, ihre hauptsachlichsten Quellen und ihre erste Aufnahme in Theolog. Quartalschr.

1884 (Bd. LXVI, стр. 547-606).

58 См. BARDENHEWER, op. cit., 1,78 sq.

59 С. BlGG, The doctrine of the twelve Apostles, London 1898, стр. 80.

Holy Trinity Orthodox Mission

25

Он их усматривает в идеализации апостольского прошлого, в антииудейской тенденции

памятника, в повышенной, экзальтированной духовности и в ригористическом аскетизме,

в профетизме и в отсутствии упоминания пресвитерского чина в христианской иерархии.

Все это позволяет Биггу думать, что перед нами монтанистический памятник IV века,

происхождением из Фригии.

Мнение о монтанистическом происхождении Дидахи готов защищать и проф. прот.

Н. Афанасьев.

Содержание памятника.

Автор этого произведения, как думают некоторые (напр. Э. Жакие), христианин из

евреев, слушатель и может быть спутник апостолов, вышедший из окружения ап. Иакова

Младшего, и который мог быть облечен некими священными правами, на что указывает

знание им ритуальных особенностей и текста молитв, . составил некое руководство для

обращающихся в христианство. Но .катехизис. этот существенно отличен от позднейших

руководств для оглашенных. Догматическое учение им меньше всего разработано. Оно

остается в чертах расплывчатых и совершенно не систематизировано. Как замечает один


из исследователей,60 внимание обращается в нем больше на нравственную сторону, чем на

вероучение: .анафема произносится на поведение, а не на мысль. ... Лжепророки суть

шарлатаны и эксплуататоры, а вовсе не инакомыслящие..

Догматическое учение этого памятника весьма несложно, что, впрочем, соответст-

вует всему стилю раннего христианства. Тем не менее, можно наметить ряд догматиче-

ских положений. Исповедуется определенно вера в Троичность Бога, .Отца и Сына и Свя-

того Духа. (VII, 2), Бог . Творец мира (I, 2) и Он вседержитель (X, 3), Свят (X, 1), Всеси-

лен (X, 3), наш Спаситель (IX-Х), Дух Святый исповедуется наравне с Отцом и Сыном

(VII). Господь Христос будет судить мир (XVI). Церковь есть соборное единство отдель-

ных верующих (IX). .Совершение. Церкви в любви, и Церковь отличается от Царствия

Божия, ей уготованного (X). Памятник знает два таинства . крещения и евхаристии (VII,

IX, X). Крещению предшествует катехизация готовящегося принять христианскую веру

(VII). Человек есть образ Божий (V).

Нравственное учение сводится к повторению евангельских заповедей. Перед хри-

стианином в общем лежат два пути, жизни и смерти, т.е. добра и зла. Не надо делать дру-

гим того, чего мы себе не желаем. Перечисляются обязанности по отношению к себе, дру-

гим, к братьям, старейшим, бедным, семье, слугам.

Литургическая часть памятника, хотя и отличается чрезвычайной примитивностью и

лаконичностью, как и все произведение, тем не менее дает ряд ценнейших указаний о

строе богослужебной жизни в первые десятилетия после вознесения Господа. Как указано,

существуют два таинства, на которых основывается духовная жизнь христианина. Креще-

нию должно предшествовать более или менее длительное оглашение готовящегося; пред-

писывается также пост для крещаемого, крестящего и .некоторых других, если могут.


(VII). Крещаемый должен поститься за день или за два. Крестить надо во имя Отца и Сына

и Святого Духа, погружением в живой воде; за отсутствием живой воды (т.е. проточной)

можно и в какой-либо другой, лучше в холодной, но можно и в теплой. Пост вообще не

должен совпадать с постами .лицемеров,. т.е., вероятно, евреев. Иными словами, постны-

ми днями определены среда и пятница, в отличие от еврейских понедельника и четверга.

60 P. SABATffiR, La Didache ou I’Enseignement des douze apdtres, Paris, 1885, стр. 153,164.

Holy Trinity Orthodox Mission

26

Предписано троекратное в день чтение молитвы Господней .Отче наш.. Очень интересны

молитвы при преломлении Хлеба. Они стоят в теснейшей связи с застольными молитвами

евреев. Изучению их посвящена целая литература. Участие в евхаристии дозволено только

крещеным. Молитвы читаются .пророками. не по писанным формулярам, а .сколько они

хотят,. что указывает на полный расцвет харизматической жизни христианской общины.

Приведены три молитвы при преломлении Хлеба и вкушении от Чаши. Участие в евхари-

стической жизни предполагает, кроме крещения, еще и .святость,. т.е. чистоту совести. В

противном случае предписано покаяние. В чем оно состоит, не сказано. Но все же указы-

вается необходимость исповедания грехов (X, XIV). Приходить к Чаше можно только

примиренным с противником своим (XIV).

В памятнике приведены тексты трех молитв, которые могут служить примером ха-

ризматического творчества Церкви того времени. В первой молитве, о Чаше, благодарят

Бога .за святую лозу Давида, отрока Твоего,. которая явлена через Иисуса. Во второй мо-

литве, о Хлебе, сказано: .[...] Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, бу-

дучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в царствие


Твое.. Характерно в этом отрывке соборное восприятие церковного единства. В третьей

евхаристической молитве возносится благодарение за создание мира и совершается поми-

новение Церкви, .совершенной в любви, собранной от четырех ветров и освященной во

царствие Божие.. Молитва кончается словами: .да приидет благодать и да прейдет мир

сей! Осанна Сыну Давидову. Если кто свят, пусть приходит, а кто нет, пусть __________покается.

Маранафа. Аминь.. Характерным в этой молитве является зачаток будущего евхаристиче-

ского канона, начинающегося благодарением Бога за создание мира и переходящего после

освящения Даров в ходатайственные молитвы о Церкви, о живых и об усопших.

Обращаясь к иерархически дисциплинарной части памятника, следует подчеркнуть

особую динамичность жизни христианской общины в освещении этого произведения.

Чувствуется полная неутвержденность всей жизни в земном и временном. Все устремлено

к грядущему, чаемому Граду. Здесь нет пребывающего обиталища. Настоящая родина не

здесь, а на небе, в будущем царстве Христа, а не во временном господстве властей этого

преходящего мира, земных царей и князей. Христианство живет, так сказать, .кочевыми.

интересами на этой планете. Земным привязанностям, патриотизму, национализму нет и

не может быть места в мировоззрении учеников Христовых. Этот мир с его заботами и

целями должен в сознании и религиозном чувстве христианина уступить место чаемому

царству Небесному. Христианство молится не об утверждении власти земных владык и не

о господстве одной национальности над другой, а о том, чтобы пришло царство Божие и

чтобы прекратился этот мир. .Да прейдет этот мир.. Ни в одном памятнике так ясно не

выражена независимость и незаинтересованность христианства этим миром, государст-

вом, национальными чувствами и пр., как в Учении 12-ти апостолов и в так называемом


Письме к Диогнету.

Структура христианской иерархии представляется в Учении таким образом. Она со-

ставлена из пяти разных служителей Церкви. Это апостолы, пророки, учители, епископы и

диаконы.

Первые три типа служения отличаются от остальных двух тем, что:

1. они не были избираемы, а принимали на себя сами свое служение;

2. они не ограничивались территориально в своем служении, не принадлежали толь-

ко данной общине, а всей Церкви; они странствуют, проповедуют в разных местах

Holy Trinity Orthodox Mission

27

и даже не должны слишком долго задерживаться на одном месте; они наименее

оседлы из всех чинов первохристианской иерархии;

3. они должны учить, проповедовать и совершать богослужение, причем в этом по-

следнем они совершенно не стеснены в своем творческом порыве; молитвы ими

произносятся экстатически, харизматически и не ограничиваются временем;

4. зато они должны были отличаться исключительной аскетичностью жизни, в осо-

бенности апостолы.

В частности, апостолы, обращавшие свою проповедь к язычникам, должны были не за-

держиваться в данном месте больше двух дней, и то в крайнем случае; если же он оста-

вался и на третий день, то это . лжепророк. Точно так же им должно было быть свойст-

венно совершенное нестяжание и нищета. Памятник особенно подчеркивает боязнь среб-

ролюбия.

Что касается пророков, то они проповедуют не у язычников, а в среде христиан. По-

этому они не являются странствующими миссионерами, а могут жить оседло. Пророки

проповедуют экстатически; они являются харизматиками.

В отличие от них и от апостолов, учители проповедуют Слово Божье, но не экстати-

чески, а в виде поучений обычного характера. Аскетические требования к ним, как и к

пророкам, применяются не в такой острой форме, как к апостолам.


Касательно остальных двух типов служения, т.е. епископского и диаконского, то оно:

1. .поставляется общиной из достойных Господа, мужей кротких и не сребролюби-

вых, правдивых и испытанных.;

2. обязанностью епископов и диаконов было уже не учительство, а администрация и

хозяйство общины.

На протяжении всего памятника неоднократно слышится предостережение от сребролю-

бия и лжепророчества. По-видимому, стяжание считалось одним из самых больших гре-

хов и самозваное служение .в Духе,. т.е. присвоение себе лже-харизматичности, также

имело весьма большое распространение в той среде. Вообще же Дидахи ярко отражает

настроение христианской общины в первые десятилетия по вознесении Господа, а именно

его полную незамутненность какими бы то ни было земными привязанностями. Говорить

в этой среде о богатстве или национальном характере христианства звучало бы кощунст-

вом и отрицанием самой евангельской проповеди.

Мужи Апостольские.

Под именем мужей апостольских подразумевается в истории Церкви ряд церковных пи-

сателей из эпохи непосредственно после самих свв. апостолов, или, точнее, конца I и на-

чала II века. Некоторые из них, вне всякого сомнения, были учениками или самовидцами

апостолов (св. Игнатий, св. Климент, Папий Иерапольский), другие выдавали себя за та-

ковых (псевдо-Варнава).

Произведения их являются непосредственным продолжением апостольских трудов, в

особенности посланий, или же носят несколько апокалиптический характер (так называе-

мый Пастырь Ерма). Но по своему содержанию и по мыслям они далеко уступают по-

Holy Trinity Orthodox Mission

28

следним. Их пастырско-увещательный характер во многом уступает по своему стилю по-

сланиям ап. Павла, не имея полета мыслей и диалектики .апостола языков.. Круг идей и

интересов в них значительно более плоский, чем у апостолов.

В числе писаний апостольских мужей в науке изучаются нижеследующие авторы и

произведения:

св. Климент Римский, так называемый псевдо-Варнава, Пастырь Ерма, св. Игнатий

Богоносец, св. Поликарп Смирнский и Папий Иерапольский.