zabika.ru 1

3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ1


К разделу 1. Литература Средневековья
Тема № 1: Французский героический эпос «Песнь о Роланде»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:


  • Анализ художественного текста эпоса

  • Характеристика основных персонажей

  • Определение темы, идеи, основного конфликта


Основные вопросы к теме:

    1. Своеобразие героического эпоса как жанра средневековой культуры («песнь о деяниях»).

    2. Исторические события, положенные в основу повествования о Роланде.

    3. Идейно-художественные особенности героического эпоса «Песнь о Роланде».

3.1 Образ Роланда как выражение ведущей темы эпоса.

3.2 Роланд и Ганелон как противоборствующие силы в эпосе;

3.3 Роланд, Оливьер, Турпен как главные герои эпоса. Художественные средства в их изображении. Идеализация героев.

3.4 Марсилий Сарагосский и Карл Великий как противопоставление двух лагерей. Образ Карла Великого.

3. 5 Характер изображений картин боя, воинских поединков.

    1. Своеобразие языка эпоса, его связь с УНТ (эпитеты, повторы, плачи, пророческие сны, знамения).

    2. Особенности композиции героического эпоса «Песнь о Роланде».


Методические рекомендации:

Составить характеристику основных героев эпоса (по тексту).

Подготовиться к тестовым заданиям на знание текста.
Литература:

  1. «Песнь о Роланде», БВЛ, серия 1, т. 10. – М., 1970.

  2. Алексеев М. П., Жирмунский В. М. И др. История зарубежной литературы: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  3. Смирнов А. А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  4. Волкова З. Н. Эпос Франции. – М., 1984.
  5. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. - М., 1962.


  6. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной литературы. – М., 1981.

  7. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. – М., 1985.



Тема № 2: Куртуазный роман. «Роман о Тристане и Изольде»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Анализ художественного текста романа

  • Характеристика Тристана как рыцаря


Основные вопросы к теме:

  1. Специфика куртуазной литературы. Основные циклы куртуазного романа (охарактеризовать). Цикл романов о «Тристане и Изольде».

  2. Своеобразие сюжета романа (см. задание № 2). Особенности развития сюжета «Романа о Тристане и Изольде», роль «любовного напитка» для развития сюжета. Композиция (см. задание № 3).

  3. Черты рыцарства в романе. Образ рыцаря. Образ Тристана, его подвиги.

  4. Основной конфликт в романе. Отношение короля Марка к Тристану.

  5. Характеристика женских образов в романе. Образ Изольды как Прекрасной Дамы, обрисовка героини.


Методические рекомендации:

        1. Прочитайте роман. Найдите черты, характеризующего его как куртуазный роман.

        2. Охарактеризуйте роман по следующим чертам: близость к народному сюжету, вариативность, разнообразие форм (стихотворная/прозаическая). Обоснуйте свой ответ, приведите примеры из текста.

        3. Выделите основные эпизоды романа. Составьте план.


Литература:

  1. БВЛ. Средневековый роман и повесть. Т. 22. – М., 1970.

  2. Роман о Тристане и Изольде. История мировой литературы. Литературные памятники Средневековья. Тексты. – М.: ИНТОР, 1998. – С. 154-168.

  3. Алексеев М. П., Жирмунский В. М. И др. История зарубежной литературы: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  4. Смирнов А. А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.


  5. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. – М., 1985.

  6. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. – М., 1976.

  7. Прекрасная дама. – М., 1984.

  8. Мелетинский Г. Поэтика средневекового эпоса и романа. – М., 1988.



К разделу 2. Литература эпохи Возрождения
Тема № 3: «Божественная комедия» Данте Алигьери (часть «Ад»)
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Выявление особенностей «Божественной комедии» Данте как произведения протаренессанса


Основные вопросы к теме:

    1. Воззрения Данте Алигьери как представителя предвозрождения.

    2. Жанровое своеобразие «Божественной комедии» Данте.

    3. Художественная концепция комедии: тема, идея, композиция.

    4. Характерные черты комедии, унаследованные у предыдущих эпох.

    5. Особенности обрисовки действующих лиц.


Методические рекомендации:

    1. Прочитайте первую часть «Божественной комедии» Данте Алигьери «Ад»;

    2. Выделите ключевые эпизоды и основных героев;

    3. Определите черты, связывающие комедию Данте со Средними веками и Античностью (жанр, символика, образ загробного мира и т.д.).

    4. Найдите подтверждение в тексте тому, что «Божественной комедии» Данте Алигьери – произведение эпохи предвозрождения (концепция человека).

    5. Выучите наизусть фрагмент из «Божественной комедии» Данте.


Литература:

      1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М. И др. История зарубежной литературы: История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.
      2. Смирнов А. А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.


      3. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 3. – М., 1985.

      4. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967.

      5. Данте А. « Божественная комедия». БВЛ. – Т. 28. – М, 1974.

      6. Баткин Л. М. Данте и его время. – М., 1965.

      7. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971.



Тема № 4: Западноевропейская новелла эпохи Возрождения

Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Выявление особенностей жанра новеллы

  • Определение новаторских черт «Декамерона» Дж. Боккаччо


Основные вопросы к теме:

  1. Своеобразие жанра новеллы: темы, герои, язык, особенность развязки;

  2. Новеллы Дж. Боккаччо. Черты и особенности «Декамерона» Дж. Боккаччо.

  3. Итальянская новелла Возрождения: своеобразие творческой манеры М. Банделло; Фр. Сакктти; М. Наваррской; М. Сервантеса; Лопе де Вега. Традиции Дж.Боккаччо.


Методические рекомендации:

      1. Прочитать новеллы из «Декамерона» Дж. Боккаччо.

      2. Проанализировать 2-3 рассказа, определив тему, рассказчика, своеобразие сюжета, язык повествования;

      3. Прочитать новеллы продолжателей традиции Боккаччо (М. Банделло; Фр. Сакктти; М. Наваррской; Сервантеса)


Литература:

  1. Ковалева Т. В. и др. Литература Средних веков и Возрождения. – М., 1988.

  2. Боккаччо ДЖ. Декамерон. БВЛ, т. 29. – М., 1972.

  3. Итальянская новелла Возрождения. – М., 1984.

  4. Европейская новелла Возрождения. БВЛ., т. 31. - М., 1973.



Тема № 5: Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
  • Характеристика романа Рабле как отражение народной культуры средневековья



Основные вопросы к теме:

    1. Жизненный и творческий путь Франсуа Рабле как представителя французского Возрождения;

    2. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», исторический подтекст романа;

    3. Идейно-художественные особенности романа Ф. Рабле: специфика жанра, гротесковая форма романа, своеобразие художественной манеры (по работе М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»).

    4. Роман Ф. Рабле как сатирический роман. «Высокий» и «низкий» стиль романа, связь со сказкой, фабльо, пародией (на примере конкретных эпизодов).


Методические рекомендации:

  1. Прочитайте роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

  2. Законспектируйте работу М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

  3. Проанализируйте эпизоды из романа, на примере которых можно показать присутствие «высокого» и «низкого» стилей, близость к жанрам фабльо, пародии, сказки.


Литература:

  1. Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. – М., 1964.

  2. Ковалева Т. В. и др. Литература Средних веков и Возрождения. – М., 1988.

  3. Бахтина М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

  4. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1973.

  5. Франс А. Рабле Соб соч. т. 7. – М., 1959.-



Тема № 6: «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Сопоставление «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера с новеллистикой Дж. Боккаччо

  • Выявление художественных особенностей цикла


Основные вопросы к теме:

  1. Жизненный и творческий путь Дж. Чосера.
  2. Традиции и новаторство Дж. Чосера в создании цикла «Кентерберийские рассказы». Реалистические черты рассказов.


  3. Особенности композиции цикла. Идейно-художественные особенности «рассказа студента» и «рассказа рыцаря».


Методические рекомендации:

  1. Составить характеристику основных персонажей (рассказчиков). К каким сословиям они принадлежат?

  2. Проанализировать 2-3 рассказа, определив тему, рассказчика, своеобразие сюжета, язык повествования;

  3. Составить по прочитанным рассказам тесты.


Литература:

  1. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы: Учеб. для студ. – М.: Высш. Шк., 1985.

  2. История английской литературы. Т. 3. – М., 1975.

  3. Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера (перевод с английского) – М.: Радуга, 1986. – 448 с.

  4. Ковалева Т. В. и др. Литература Средних веков и Возрождения. – М., 1988.

  5. Чосер Дж. «Кентерберийские рассказы». БВЛ, т. 30. – М., 1973.


Тема № 7: Трагедии Шекспира «Гамлет», «Отелло»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Сопоставление трагедии «Гамлет» и трагедии «Отелло» как трагедий «сознания» и «сердца»

  • Сопоставление героев: Гамлета, Отелло, Яго


Основные вопросы к теме:

    1. Жизненный и творческий путь Шекспира.

    2. Периодизация творчества Шекспира. Период трагедий, его особенности.

    3. История создания трагедии «Гамлет», основной конфликт, проблематика; сущность лирико-философского монолога Гамлета «Быть или не быть?».

    4. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Отелло». Отелло и Яго.


Методические рекомендации:

  1. Дайте ответ на вопрос:

- «К какому периоду эпохи Возрождения следует отнести творчество Шекспира, как это проявляется в произведениях драматурга?»;

- «В чем трагедия Отелло и Гамлета?»;


  1. Сопоставьте образы: а) Отелло и Гамлета; б) Отелло и Яго; в) Гамлет и Яго;

  2. Составьте характеристику образа Яго, оформить в виде таблицы, выписать выдержки из текста, характеризующие «истинное лицо» Яго и «мнимое».


Литература:

  1. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы: Учеб. для студ. – М.: Высш. Шк., 1985.

  2. Ковалева Т. В. и др. Литература Средних веков и Возрождения. – М., 1988.

  3. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»». – М., 1986.

  4. Пинский Л. Магистральный сюжет. – М., 1989.

  5. Верцман И. «Гамлет» Шекспира. – М., 1964.

  6. Холидей Ф. Шекспир и его мир. – М, 1986.

  7. Аникст А. «Король Лир» / Шекспир избранное. В 2-х ч. Ч. 2. – М.: Просвещение. 1984. – С. 3-12.


Тема № 8: Идейно-художественное своеобразие романа

М. Сервантеса «Дон Кихот»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Анализ романа как сатиры на средневековье


Основные вопросы к теме:

    1. Испанский роман эпохи Возрождения. Развитие испанского романа

    2. Творчество И. Сервантеса. Образ «доблестного рыцаря» - как сатира на век минувший.

    3. Идейно-художественное своеобразие романа М. Сервантеса «Дон Кихот». Новаторство романа.


Методические рекомендации:

  1. Прочитайте роман М. Сервантеса «Дон Кихот»

  2. Выделите и проанализируйте ключевые эпизоды романа.

  3. Охарактеризуйте образы Дон Кихота и Санчо Пансы.


Литература:

  1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  2. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. – М., 1985.
  3. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 3. – М., 1985

  4. Ковалева Т. В. и др. Литература Средних веков и Возрождения. – М., 1988.

  5. Смирнов А. А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.



1 Практические занятия не предусмотрены. Практические занятия проводятся в рамках СРСП