zabika.ru 1


3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СРСП1
К разделу 1. Греческая литература. Мифология

Тема № 1 Греческая мифология



Форма проведения: защита схемы богов
Цель занятия:

  • Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов


Основные вопросы к теме:

  1. Выучить категории мифов и составить схему, подготовить защитное слово

  2. Определить генеалогию мифологических богов (генеалогическое древо).

  3. Подготовить пересказ 2-х мифов (по выбору)


Методические рекомендации:

Для выполнения 1 задания необходимо ознакомиться с материалом словарной статьи: «Категории мифов» в книге Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.- С. 654-656; форма схемы на усмотрение студента; для выполнения 2 задания необходимо проработать весь имеющийся по этой теме материал (список источников прилагается); форма построения генеалогического древа мифологических богов любая, главное чтобы были учтены все обитатели Олимпа.

Литература:

  1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

  2. Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.

  3. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.

  4. Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988

  5. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.

  6. Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.

  7. Мифологический словарь. – М., 1990.

  8. Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.

  9. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
  10. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.


  11. Парандовский Ян. Эрос на Олимпе. – М., 1991.

  12. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.

Тема № 2 «Илиада» Гомера



Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Знать сюжетную линию «Илиады», исторические причины Троянской войны, мифологическую основу эпоса


Основные вопросы к теме:

1. Мифологическое объяснение причин Троянской войны (1194-1184 г. до н.э.).

2. Характеристика эпоса (структура и эпические герои). Песни I, II, III, XI, XVI, XIV, XVIII, XX.

  1. Определите тематико-композиционную структуру эпоса.

  2. Назовите главный конфликт поэмы, который служит композиционным стержнем произведения.

  3. Значение двуплановости повествования.

  4. Образы эпических героев и способы их обрисовки (Ахилл, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и др.).

  5. Образы мифологических богов (Арей, Афина и др.).

  6. Особенности эпического стиля «Илиады» (стихотворный размер, язык, стилевые особенности, мифологические элементы и пр.).

  1. Эпический мир «Илиады» (т.е. действительность и мифология).


Методические рекомендации:

Подготовка к каждому практическому занятию предполагает изучение теоретического материала по всем вопросам, указанным в плане, прочтение полного варианта художественного произведения, а не в сокращении. Приветствуется составление схем, таблиц, что способствует систематизации усвоения материала. Участие в работе семинара – ответы на поставленные вопросы, дополнения к ответам других студентов. Ответ должен быть информативно полным, логически выстроенным, не содержать орфоэпических ошибок, использование конспекта допускается, а полное его прочтение не приветствуется.
Литература:
  1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.


  2. Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.

  3. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.

  4. Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988

  5. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.

  6. Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.

  7. Мифологический словарь. – М., 1990.

  8. Герои Эллады. – Алматы, 1991.

  9. Лосев А. Гомер. – М., 1961.

  10. Ярхо В. «Илиада» Гомера: фольклорная традиция и индивидуальное мастерство. – М., 1978.



Тема № 3 Древнегреческая лирика 6-7- вв до н.э



Форма проведения: поэтический час
Цель занятия:

  • Знание особенностей мелической поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики


Основные вопросы к теме:

1. Монодическая мелика VII-VI вв до н.э.; жанры; ее представители (Мимнерм, Сафо, Анакреонт и др.).

2. Хоровая мелика классического периода; жанры; ее представители (Пиндар, Алкман, Симонид Кеосский и др.).
Методические рекомендации:

Выучить стихотворения античных поэтов 6-7- вв до н.э., подготовить сообщение о поэте.
Литература:

  1. Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)

  2. Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.

  3. Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.



Тема № 4. Греческое искусство классического периода (VII-V века до н.э.)



Форма проведения: защита реферата

Цель занятия:


  • Знание особенности греческой культуры, основные виды греческого искусства


Основные вопросы к теме:

Темы рефератов:

  1. Архитектура Древней Греции.

  2. Ваяние.

  3. Вазопись.

  4. Жанры литературы.

  5. Театр, театральное искусство.

  6. Мифология периода классики.


Методические рекомендации:

Написание и подготовка к защите реферата
Литература:

  1. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.

  3. Словарь античности. – М., 1989.

  4. Полевой М. Искусство Греции. т.т. 1-2. – М., 1984.

  5. Памятники мирового искусства. «Искусство Эгейского мира и Древней Греции». – М., 1970.



К разделу 2. Греческая литература. Древнегреческий театр

Тема № 5. Аристотель о трагедии («Поэтика» Аристотеля)



Форма проведения: беседа по конспекту
Цель занятия:

  • Знание основных положений «Поэтика» Аристотеля


Основные вопросы к теме:

  1. Определение трагедии как жанра.

  2. Основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.).

  3. Основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.).

  4. Характеры в трагедии.

  5. Язык трагедии.

  6. Перипетия.

  7. Катарсис.


Методические рекомендации:

Законспектировать работу Аристотеля, подготовить изложение основных положений работы. Изучить работу Аристотеля «Поэтика» (полный вариант, а не из учебников или хрестоматии) и словарные статьи в справочной литературе, где дается современная трактовка указанных понятий

Литература:


  1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

  2. Аристотель. Поэтика. Соб. Соч. т. 4. – М., 1984.

  3. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.

  4. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

  5. Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.



Тема № 6 . Древнегреческий театр. трагедии эсхила
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Анализ трагедии Эсхила, сопоставление трагедии с Эсхила с мифом о Прометее


Основные вопросы к теме:

  1. Периодизация сохранившихся драм Эсхила.

  2. Нововведения и эволюция творчества Эсхила.

  3. Проблематика и драматическая структура ранних из дошедших до нас трагедий.

  4. Трагический конфликт, его носители и разрешение.


Методические рекомендации:

Прочитать трагедию. Дать определения понятий (трагедия как жанр, основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.), основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.), характеры, язык, перипетия, катарсис), используемых в современном литературоведении.

Прочитав миф о Прометее и трагедию Эсхила «Прометей прикованный», отметить черты сходства и отличия, т.е., с одной стороны, в чем Эсхил продолжает традицию мифа, а, с другой, какие новшества вносит в его классическую трактовку. Выделенные черты занести в таблицу (форма любая).
Литература:

  1. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

  2. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.

  3. Эсхил. Трагедии. – М., 1989.


  4. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.

  5. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988

  6. Классическая басня. – М., 1984.

  7. Федоров Н. Греческая трагедия. – М., 1962.


Тема № 7 . Трагедия Софокла «Царь Эдип»

Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Анализ трагедии Софокла, сопоставление трагедии с Софокла с мифом о царе Эдипе, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он должен быть»


Основные вопросы к теме:

  1. Мифологическая основа трагедии «Царь Эдип».

  2. Общий характер трагедии.

а) фабула трагедии;

б) конфликт (т.е. основной вопрос трагедии);

в) художественные особенности трагедии;

г) вопрос о Судьбе и личности у Софокла;

д) роль страдания в трагедии;

е) новаторство Софокла драматурга (3 единства; эписодии; характеры).
Методические рекомендации:

прочитать трагедию;
Литература:

  1. Ярхо В. Трагический театр Софокла. В книге: Софокл. Драмы. – М., 1990.

  2. Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.

  3. Софокл. Драмы. – М., 1990.

  4. Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.

  5. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.

  6. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988



Тема № 8. Трагедия Еврипида «Медея»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
  • Анализ трагедии Еврипида, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он есть на самом деле»



Основные вопросы к теме:

    1. Мифологическая основа драмы; миф о Медее;

    2. Особенности развития действия (интенсивность);

    3. «Внешний» и «внутренний» конфликты и их решение;

    4. Темы трагедии – страсти человеческие;

    5. Идея драмы – пагубность страстей;

    6. Психологизм характеров;

    7. Язык и стиль трагедии;

    8. Структура трагедии и ее поэтика;


Методические рекомендации:

Прочитать перечисленные трагедии Софокла и Ерипида (только не в сокращении) и сопоставить женские образы, раскрытые в этих произведениях, по следующему плану:

  • Портретная характеристика

  • Динамический и статический портрет

  • Портретные детали и подробности

  • Жесты, мимика, манеры

  • Цветовая палитра

  • Признаки телесности (анатомия, физиология, нагота)

  • Костюм

  • Имя собственное, формы обращения

  • Эмоциональный портрет

  • Диапазон чувств

  • Экстраординарные способности

  • Эстетические характеристики образа

  • Социальные роли и маски персонажа

  • Характер

  • Соотнесенность внешнего и внутреннего, конкретно-исторического и вечного


Литература:

  1. Софокл. Драмы. – М., 1990.

  2. Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.

  3. Еврипид. Трагедии. БАЛ.- т.т.1-2. – М., 1963.

  4. Еврипид. Трагедии.- т.т.1-2. – М., 1983, 1980.

  5. Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.

  6. Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.

  7. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

  8. Гончарова Т. Еврипид. ЖЗЛ. – М., 1984.

  9. Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.

Тема № 9. Комедия Аристофана «Лягушки»

Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:


  • Выявление особенности комедий Аристофана, характеристика комических образов


Основные вопросы к теме:


  1. Происхождение древнегреческой комедии. Структура комедии.

  2. Комедия Аристофана «Лягушки»:

а) тема;

б) персонаж-типы;

в) своеобразие сюжета;

г) сатирическая направленность;

д) язык комедии;

е) идейная острота комедии;

  1. Художественные особенности комедии Аристофана.


Методические рекомендации

Соотнесенность и взаимосвязи образов-персонажей с другими образами
Литература:

  1. Аристофан. Комедии. – М., т.т. 1-2. 1983.

  2. Аристофан. Комедии. – БАЛ, т.т. 1-2. М 1974.

  3. Ярхо В. Н. Аристофан.- М., 1954.

  4. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.

  5. Головня В. Аристофан. – М., 1955.

  6. Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1983.

  7. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.


К разделу 3. Греческая литература.

Эллинистический период (III – I века до н.э.)
Тема № 10. Комедия Менандра «Третейский суд»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Выявление специфических черт новоаттической комедии


Основные вопросы к теме:

- подготовить ответы на вопросы

  1. Менандр – основные этапы творчества

  2. Судьба наследия и новые находки.

  3. Тематика и структура комедий

  4. Типические сюжеты

  5. Маски и характеры.

  6. Анализ комедии «Третейский суд» Менандра.


Методические рекомендации:

прочитать комедию;

Литература:


  1. Менандр. Комедии. – М., 1982.

  2. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.

  3. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988

  4. Ярхо В. Менандр – поэт. – М., 1982.

  5. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

Тема № 11. эллинистическая поэзия
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Знание особенностей александрийской поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики


Основные вопросы к теме:

  1. Александрийская поэзия эпохи эллинизма; жанры и ее представители (Каллимах, Феокрит и др.).

  2. Поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского как образец эпической поэзии эпохи эллинизма.


Методические рекомендации:

Выучить стихотворения (отрывок) античных поэтов, подготовить сообщение о поэте.
Литература:

  1. Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.

  2. Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.

  3. Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)

  4. Александрийская поэзия. – БАЛ.- 1972.

  5. Куманецкий К. Культура древней Греции и Рима. – М., 1990.



К разделу 4. Римская литература
Тема № 12. Римская комедия. Паллиата. Плавт «Клад»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Выявление специфических черт паллиаты, традиции новоаттической комедии


Основные вопросы к теме:

  1. Плавт: наследие и традиции текста;
  2. Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ итальянской фольклорной игры, элементы сатурналий (перевернутость отношений);


  3. Условность греческого колорита и отношение к современной римской действительности.

  4. Особенности композиции, балаган и буффонада.

  5. Особенности языка и художественной манеры Плавта.

  6. Анализ комедии Т. Плавта «Клад» (или «Привидение» и т. д.).


Методические рекомендации:

прочитать комедию;
Литература:

  1. Ошеров С. Комический театр Плавта. – М., 1967.

  2. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.

  3. Плавт. Комедии. т.т. 1-2. – М., 1987.

  4. Античная драма. БВЛ. т. 5. 1987.

  5. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

  6. Плавт. Теренций. Комедии.- М., 1969


Тема № 13. Творчество Овидия
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • выявление специфических черт поэзии Овидия


Основные вопросы к теме:
- Овидий: автобиографическая тема и основные периоды творчества; объединение идейного содержания и мастерство формы.

  1. Риторика и литературная традиция у Овидия.

  2. Любовные стихотворения Овидия, их пестрая тематика, художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви.

  3. Мифологические поэмы («Метаморфозы», «Фасты»); искусство повествования, рассказчики и его герои, современная римская действительность.

  4. Овидий в изгнании. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

  5. Литературная судьба Овидия. Пушкин и Овидий.


Методические рекомендации:

прочитать фрагменты;

подготовить ответы на вопросы занятия
Литература:

  1. Овидий. Любовные элегии. – М., 1983.

  2. Овидий. Метаморфозы. БАЛ. – М., 1977.
  3. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.


  4. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.

  5. История всемирной литературы.- т. 1.- М., 1984.



Тема № 14. Творчество Горация
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • Характеристика основных жанров в творчестве Горация


Основные вопросы к теме:

  1. Гораций: жизнь и основные этапы творчества.

  2. Эволюция мировоззрений от республиканизма до примирения с империей.

  3. Философские взгляды Горация.

  4. «Эподы»: традиции жанра.

  5. «Сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля.

  6. «Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, структура и метрическое своеобразие;

  7. Тематика (политика, увещевания и назидания, философия, дружба, застолье, любовь).

  8. Образ поэта и героинь.

  9. Гораций-теоретик и критик литературы.

  10. Поэт и поэзия.

  11. «Послания» Горация.

  12. «Наука поэзии» и «Поэтика» Аристотеля.

  13. Литературная судьба Горация. Гораций в России.


Методические рекомендации:

прочитать фрагменты;

подготовить ответы на вопросы занятия
Литература

  1. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Сочинения. – М., 1970.

  2. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

  3. Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.



Тема № 15. Творчество Апулея
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:

  • выявление специфических черт романа Апулея «Золотой осел, или Метаморфозы»


Основные вопросы к теме:

  1. Апулей – философ и софист.
  2. «Золотой осел, или Метаморфозы»: основной сюжет романа


  3. язык и стиль

  4. вставные новеллы и сказка;

  5. отношение к фольклору и греческим образцам;

  6. идейно-философская концепция романа и религиозно-мистические воззрения Апулея.

  7. Апулей в литературе нового времени.



Методические рекомендации:

прочитать фрагменты;

подготовить ответы на вопросы занятия
Литература:

  1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

  2. Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.

  3. БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Петроний «Сатирикон».

  4. БАЛ. –М., 1989. –Римская сатира. Петроний «Сатирикон».

  5. БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Апулей «Золотой осел».

  6. БАЛ. –М., 1988. Апулей «Метаморфозы, Золотой осел».

  7. Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.

  8. Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост.Федоров, Мирошенкова. –М., 1981.



1 Практические занятия не предусмотрены учебным планом, практические занятия проводятся в рамках СРСП