zabika.ru 1

Литературно-музыкальная композиция «Дети и война»

(Выходят чтецы в одеждах довоенного времени.4 первых становятся лицом к зрителям 4 вторых за их спинами с зажженными свечами)

(1 слайд)

1 чтец. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2 чтец. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3 чтец. Я помогал отцу строить дом. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

4 чтец. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных медведей.

(поочереди выходят из-за спин первых чтецов)

5 чтец вместе с 1. Мы, погибшие на полях сражений...

6 чтец вместе с 2. Мы, замученные в концлагерях...

7 чтец вместе с 3. Мы, погибшие в оккупации...

8 чтец вместе с 4. Мы, умершие от голода...

Ведущий 1. Недоучились и не достроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

Ведущий 2. Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...

(2 слайд)

(Звучит фонограмма текста Заявления Советского правительства от 22 июня 1941 г.)

«... Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...

Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. (3 слайд)

То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу... ...Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами...»


(4 слайд)

Участники представления разворачиваются в сторону предполагаемого громкоговорителя. На последних строчках заявления тихо, затем с нарастанием звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная».

(5 слайд)

Ведущий 1:

В первые дни войны на фронт пошли те, кто отслужил действительную в 30-х годах. С ними же пошли почти в одно время и парни призывного возраста.

У военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев всех возрастов. Многие мальчишки и девчонки приписывали себе годы, чтобы идти бить врага. На столы мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт. (6 слайд)

( на сцене появляется военком – юноша в военной форме. В руках держит различные исписанные листки)

Военком: Это были наспех вырванные из ученических тетрадей, блокнотов, записных книжек листки, почтовые открытки и учрежденческие бланки. Заявления были написаны разным почерком и разными людьми. Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком. Родители и дети, седовласые старики и подростки писали о своей готовности встать в ряды защитников Родины.

(В кабинет военкома неуверенно входит юноша.)

Военком: (заметив юношу): Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет!

Юноша: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу): Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что, месяца не хватает. Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение). Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ).

Военком: У тебя — да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать-инвалид, что ты — единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя...

Юноша: (перебивая): Посмотрите. (Протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите.


Военком : (молча разворачивает листок, чуть спустя читает вслух): «Я, 3. Г. Гедзь, прошу зачислить моего сына, Петра Гедзь, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид. Я еще не забыла нагайку немецких интервентов».

Ведущий 2.

Уходили мальчики – на плечах шинели, (7 слайд)

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами... (8 слайд)

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести...

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.( 9 слайд)

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года, (10 слайд)

Кто такие мальчики нашего народа.

В исполнении учащейся 9 класса звучит песня «И все о той весне»

(11 слайд).

Звучит музыка: 2-я часть концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло или адажио И.С. Баха

Ведущий. 1:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам (12 слайд)

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же, полными слез. (Ю. Поляков)

Ведущий. 2: Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: "Данке шён". (13 слайд)

Ведущий. 1: Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненную, когда шёл бой за их деревню.


Ведущий.2: Девочка с ребенком на руках и с двумя меньшими у трупа матери. Меньшие плачут. Маленький на руках плачет, видя, что все плачут.

Ведущий. 1: Хочется подчеркнуть степень несоответствия между войной и детством, отстранить детским восприятием ужас происходящего. Ну как, например, не умещается в сознании маленькой девочки во время эвакуации вся полнота жуткой реальности при виде стальных гитлеровских стервятников.

Чтец 1:

Как низко летят самолеты! (14 слайд)

Над поездом вьются они,

Я, кажется, вижу пилота.

- А ну, дурачок, догони!

Эй, ты, поднажми-ка немножко,

Меня не догнать все равно!

Веселое слово "бомбежка",

С "картошкою" схоже оно.

Вся в дырочках крыша, как сито.

Не страшно мне - мама со мной.

Неведеньем детства прикрыта

Я, как неприступной стеной.

Чтец 2: (15 слайд)

Мать умерла. Отец ушел на фронт.

Соседка злая не дает проходу.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

Откуда только - как из-под земли! –

Взялись в жилье и сумерки и сырость.

Но вот однажды все переменилось,

За мной пришли, куда-то повезли.

Я смутно помню позднюю реку,

Огни на ней, И скрип, и плеск парома,

И крик: "Скорей!", потом раскаты грома (16 слайд)

И дождь... Потом детдом на берегу.

Да, скуден был паек,

И были ночи с холодом, с тоскою... (Н. Рубцов)

Чтец 3: (17 слайд)

Я жил зимою в Ленинграде...

Да, я не скрою: в эти дни

мы ели землю, клей, ремни;

но съев похлебку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер, (18 слайд)

чтобы точить орудий части,

необходимые войне.

Но он точил,

пока рука могла производить движенья


И если падал - у станка,

как падает солдат в сраженье. (О. Берггольц)

Чтец 4: (19 слайд)

Я в госпитале мальчика видала.

При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч...

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

Обрубки рук вдоль тела протянув...

О, детская немыслимая стойкость! (20 слайд)

Проклятье разжигающим войну!..

О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в черствую кору земли,

не походя на все земные звуки,

стучат коротенькие костыли... (О. Берггольц)

Исполняется песня «Орленок» (21слайд)
Вед. 1: Дети рано становились взрослыми, оставаясь без родителей, мальчишки - за старшего в семье, чувствуя всю полноту ответственности за мать, сестер, младших братишек.

Вед. 2:

Отца забрали на войну. ...Мальчишка-шпингалет,

Но враз прибавила ему Война так много, много лет.

Чтец 5: (22 слайд)

"Так что же, мать?

Так, значит, мать, Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать, А я - колоть дрова!

Ты говоришь: Дровец чуток Осталось.

Так и быть, Продай слона,

Продай свисток! Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья.

Ты только, мама, Не горюй!

Не брошу я тебя!" (А. Брагин)

Вед. 1: Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту. Но зато какова была цена их.

Чтец 6: (23 слайд)

В цветной бумажке розовое мыло,

Ты пахнешь чем-то очень дорогим,

Ты пахнешь чем-то несказанно милым,


Но чем же? Память, память, помоги!

Чуть уловимый запах земляники,

Едва заметный - ржи и васильков.

И аромат лесных тропинок диких,

И душный мед некошеных лугов,

И - вместе всё... Когда такое было?

Но память вновь меня не подвела:

Ты пахнешь детством, розовое мыло!

Как позабыть об этом я могла?

...Была война. Дымы больших пожаров

Не залетали в нашу глухомань,

Но как-то в сельсовет пришел подарок

С короткой странной надписью: "Для бань".

Я материнских глаз не позабыла,

Они светились, радовались так,

Как будто дали ей не кубик мыла,

А самородок золота с кулак.

Намытое, давно скрипело тело,

Уж мать в предбанник выносила таз,

Но открывать я долго не хотела

Захлопнутых от мыльной пены глаз.

Тогда впервые за четыре года

Мне снова пахло теплым молоком,

И белым хлебом, и тягучим медом,

И васильками, и - живым отцом... (О. Фокина)

Чтец 7: (24 слайд)

Мы были серыми, как соль.

А соль - на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: "Мама, хлеба!"

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это Безжалостное слово - "Нет!".

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна. (Л. Щасная)

Чтец 8: (25 слайд)

Война меня кормила из помойки,

пороешься - и что-нибудь найдешь.

Как серенькая мышка-землеройка,

как некогда пронырливый Гаврош.

Зелененький сухарик,


корка сыра,

консервных банок терпкий аромат.

В штанах колени, Вставленные в дыры,

как стоп-сигналы красные, горят. Г. Горбовский)

Ведущий. (26 слайд)

Шла Великая Отечественная война. Рождались, росли, выживали дети. Это страшно и это надо помнить, чтобы не допустить повторения.

Для костюмов можно использовать старые вещи, в которой могли ходить дети военной поры: фуфайки, ушанки, валенки, кирзовые сапоги, солдатские ремни, старую шаль.

Действующие лица:

– Миша и Жора – мальчики из крестьянских семей, пытались бежать на фронт, но не дошли;

– Василий – самый старший из детей, бежал из оккупированной немцами Украины;

– Заика – мальчик-заика, видел, как фашисты расстреляли его односельчан, среди которых были и родители, после чего и стал заикаться;

– Малой – маленький мальчик, спасся во время бомбежки эшелона с беженцами, сестра и мать мальчика погибли, а его отбросило от состава взрывной волной;

– Хромой – хромой мальчик, получил осколочное ранение в ногу при бомбежке;

- Поэт – мальчик из интеллигентной семьи, его родители погибли от голода в блокадном Ленинграде.

1-й ведущий.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

(А. Твардовский)

Миша и Жора сидят на скамейках, сделанных из досок и кирпичей. Перед ними – деревянный ящик, на котором они играют в карты. Заика наблюдает. В стороне – жестяное ведро, наполненное горящими углями.

Жора. Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел – кружилась, высматривала, на крыло повертывалась. Чтоб ей лопнуть!

Миша. Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх тормашками со своими крестами навернулась. Эй, ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой бубен бьет?


Заика. Я-я-я бы ее тоже из п-п-пушки ж-ж-жахнул бы!

Жора. Да помолчи ты, Заика! Дай нам сказать! Все, надоело мне играть. (Бросает карты на пол.)

Миша (Жоре). Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то очень… жрать охота, а ребят еще нет.

Жора протягивает кисет с табаком Мише. Миша начинает делать «козью ножку».

Миша. Вот, черт! Не получается: пальцы совсем озябли.

Заика. Д-д-дай и мне к-к-курнуть.

Миша (важно, по-взрослому). Мал еще. Подрасти маленько.

Жора. Тише, ребята! Васек идет.

Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.

Василий. Хлопци, я прывив малого з вокзалу, не сбижайте його. У нього мамку убили фашисты, вин весь час мовчить и плаче. Сидай, Малой, ось тоби кусок цукерки. На, иж! Ну а ви, хлопцы, шо сегодня зробыли?

Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.

Василий. Знову ты, Жорка, вкрав у якой-нибудь зазевавшейся бабуськи?

Жора. Что я для себя что ли свистнул? Для вас же старался! Подумаешь, богатого жмота обчистил! Он на базаре вещи продавал. Подумаешь, спер… Эх ты… (Отходит, обиженный, в сторонку.)

Миша. А я во… что в карты выиграл! (Показывает веревку с баранками на шее, под фуфайкой.)

Василий. Брешешь, Миха! Таке в карты тоби не выиграть.

Миша. Что, вру?.. Я вру?.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за то, что я ему принес три ведра воды для раненых солдат и дров наколол.

Василий. Добрэ, вирю. А ты шо, Заика, принис?

Заика. У м-м-меня т-т-только э-э-это… (Показывает несколько мерзлых картофелин.) Я з-з-за г-г-городом о-о-откопал.

Василий. Добре, Заика, не тужься, мы зрозумили всэ. А ты, Хромый?

Хромой. Васек, у меня только одна цыбуля и две бульбы.

Василий. Це ж ты милостыньку погано просив, не жалостливо, плаксиво… Не в голоси був чи шо?

Хромой. Да просить не у кого было: бабы все худые да костлявые стояли, у самих нет ни черта, акромя голодных детей.


Василий. Ну а ты, Поэт, шо принис? Чому в мовчанку граешь?

Поэт. А я не смог ничего принести.

Миша. Ты шо, изверг, сробыл? Опять свои стишки крапал? Да?

Жора. Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка безродная, самый хитрый, да?

Хромой (с издевкой). Он нас своими стихами кормить будет.

Миша. Иди подобру-поздорову отсюда, а то побью.

Поэт уходит, обиженный, садится в уголок и пишет что-то химическим карандашом, смачивая его время от времени языком.

Василий. Добрэ, хлопцы, оставьте… Завтра покрутится, принесе больше. Правда, Поэт?

Поэт (недовольно). Завтра видно будет.

Поэт продолжает что-то писать на листке.

Василий. Бульбу кинем в видро, до утра дойде в угильях, а остальное зарас зьимо, сжуем. (Делит хлеб, лук разрезает ножом, баранки дает каждому по одной.) А це твоя доля, Поэт. Бери же!

Малой греет руки у огня и ежится, вытирает нос.

Василий. Зимно, руки змерзли. (Трет ладони Малого своими.) Послухай, Малой, лягай до огню! Грийся!

Малой садится у огня, греет руки и постепенно засыпает, укладываясь у ведра с углями. Все ложатся вокруг ведра, тесно прижавшись друг к другу.

Жора. Полно пузо, ух и хорошо же.

Миша. И я наелся до отвала.

Василий. Я б ще чого-нэбудь жеванув, як бы було шо.

Поэт. Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать?

Поэт читает стихотворение.

Лежим. Не пропадем авось.

Темно на белом свете.

Пронизывает нас насквозь

Осенний черный ветер.

А обувь мокрая. Она

Дрожь вызывает в теле.

Как лед, земелька холодна,

Аж руки онемели.

Мечты о мире, словно сны,

Витают, согревая.

И на мгновенье – нет войны,

А только жизнь простая.

Жора. Точно, Поэт, о нас все написал!

Миша. Ага! Хорошее стихотворение.

Василий. Молодец, Поэт! Прощаем тоби, шо не принис еды похавать. Вирши про нас. Правда, ребята, таки хороши?

Дети (дружно). Ага, точно, да… Хороши!

Василий. Добрэ, босявки. Лягайте спаты.

Дети укладываются и засыпают.

2-й ведущий. (27 слайд)

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить – нет мочи! –

Беспризорных детей число,

Чьи жизни в те черные ночи,

В те страшные дни унесло.

Песня «Несовместимы дети и война» (28-32 слайд)

Вед. 1: (33 слайд) Дети… Дети войны… Это наша вечная боль. Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имён не перечесть, но память сохранит всё. «Дети войны» - страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов…

Вед.2: (34- 35 слайд) Во время войны наряду со взрослыми против фашистских захватчиков сражались дети и подростки, пионеры и комсомольцы. Они стали гвардейцами фронта и тыла: дежурили на крышах домов, предупреждали нападение вражеской авиации, помогали строить оборонительные рубежи, тушили пожары от зажигательных бомб, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, рабочим ковать оружие, производить боеприпасы. Они становились связными и разведчиками, минёрами и военными лётчиками.

Ведущая 1: (36 слайд) На средства, собранные пионерами, построены и отправлены на фронт танковые колонны и самолётные эскадрильи.

Ведущий 2: (37 слайд) Они помогают во время уборочной страды, собирают лекарственные и другие дикорастущие полезные растения. Многие из них награждены орденами и медалями. Но не всем удалось дожить до Победы.

Звучит песня «Боевые ордена» (38 -42 слайд)

Вед. 1(43 слайд): Прошлое предстаёт перед нами изломанным, кричащим, безутешным эхом, от которого нельзя заслониться. Прошлое не проходит - "И к непогоде в нас она Болит, болит, не заживая, Отечественная война. Война вторая мировая". (О. Дмитриев)


Вед. 2: (44 слайд) Конечно, нынешнему юному поколению трудно сейчас всерьез понять, что такое война. Но важно наше сегодняшнее стремление понять это, желание почувствовать эту боль, вызвать ее на себя. Мы хорошо понимаем, что от эха войны не уйти - не только нам, но и нашим детям. (По К. Ваншенкину) Если мы войну забудем, Вновь придет война!!!

Вед. 1: (45 -47 слайд)

...Прошла война,

прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней Хранят,

об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки...

...Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье! (А. Твардовский)

Звучит музыка: День Победы(48-49 слайд)

Приложение 1

Тексты песен

Юрий Давыдюк - «Боевые ордена»

Дeдушкa мaмы рукoю дрoжaщeй

Дoстaл всe нaгрaды с вoйны тoй пaлящeй:

Мeдaли и oрдeн зa взятиe Прaги,

Вaршaвы, Бeрлинa и личнoй oтвaги.

И слeзы стoяли в глaзax eгo дoбрыx,

Вoйнoй oпaлeнныx, нo нeпoбeждeнныx.

Я слушaлa мoлчa рaсскaз eгo тиxий

O стрaшныx срaжeньяx и зaлпax пoбeдныx.

Припeв. Бoeвыe oрдeнa нaшиx прaдeдoв и дeдoв.

Бoeвыe oрдeнa, нaм принeсшиe пoбeду.

Будeм мы eй дoрoжить и рaсскaжeм свoим дeтям

Прo бoeвыe oрдeнa нaшиx прaдeдoв и дeдoв.

В тoт гoд я стoялa у свeжeй мoгилы -

Мы дeдушку нaшeгo в нeй xoрoнили.

Злoй вeтeр срывaл слeзы с глaз нeпoслушныx,

И я вспoминaлa o дняx свoиx лучшиx,

Кoгдa oн сaдил нaс к сeбe нa кoлeни…

Я пoмню дo мeлoчи всe тe мгнoвeнья,

Oни унoсили мeня в вeк ушeдший

Вoйны тoй ужaснoй, нo, к счaстью, прoшeдшeй.


Припeв.

«Несовместимы дети и война»

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Припев:

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой

Несовместимы,

Несовместимы

Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,

Стволы их станут трубами органа,

И в дружном хоре голоса сольют

Под мирным небом в песне мира страны!

Припев.

Чтоб без войны все в мире жить могли,

Пусть льдины злобы и вражды растают!

Дружить давайте, дети всей земли!

Пусть наша дружба с нами вырастает!

Припев.
«Орлёнок»

«И все о той весне»
Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...
ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...
В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...
ПРИПЕВ:...2 раза

Государственное учреждение образования «Ивольский детский сад – базовая школа Буда-Кошелевского района»

Литературно-музыкальная композиция

«Дети и война»

(5 – 9 класс)


Маклаков Андрей Владимирович

учитель трудового обучения

ГУО «Ивольский ДС-БШ»

д.Ивольск, ул.Калинина, 42

тел.: 8 02336 3 91 22