zabika.ru 1

МАТЕМАТИКА ПОСЛЕ УРОКОВ V-VII КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс реформирования системы общего среднего образо­вания должен включать в себя не только модернизацию школьного курса математики, но и дополнение его новым со­держанием, позволяющим повысить уровень математическо­го развития подрастающего поколения. Знания, получаемые школьниками на уроках во время изучения основного курса, не всегда являются достаточными. В связи с этим возрастает роль факультативных занятий по математике, на которых учащиеся углубляют и систематизируют знания по основному курсу, получают дополнительную информацию исходя из достижений математической науки.

Основной целью проведения факультативных занятий яв­ляется расширение, углубление, систематизация знаний школь­ников, формирование устойчивого интереса к предмету, разви­тие логического мышления.

Содержание факультативных занятий для VVI классов составлено таким образом, что оно не повторяет программу основного курса, а в значительной степени дополняет ее. Все темы факультатива могут быть изучены в V классе, а затем, уже на более высоком уровне, они же могут быть повторно изучены в VI классе. Учитель также вправе выбрать отдель­ные темы для изучения в V классе, а отдельные (более слож­ные) — в VI.

Предложенные программы факультативных занятий долж­ны рассматриваться как ориентировочные. Учитель может по своему усмотрению менять содержание факультативных заня-

10


тии, порядок изучения тем, исключать из рассмотрения от­дельные темы или сокращать объем материала внутри тем. Распределение часов по темам не дается, что обеспечивает учителю возможность выбора тех тем, которые по каким-либо причинам для него более предпочтительны.

В помощь учителю приводится список литературы (пре­имущественно отечественной, изданной в последние годы).

СОДЕРЖАНИЕ


V
—VI классы

1. В мире чисел

Метрическая система мер. Римские цифры. Мир больших чисел. Старинные меры длины, площади, объема [32].

2. Восстановление чисел

Задачи на восстановление цифр и чисел в примерах на сложение и вычитание, умножение и деление. Головоломки с цифрами. Числовые ребусы. Магические квадраты [19; 21; 22; 32].

3. Сюжетные логические задачи

Задачи, решаемые методом исключения с применением таблиц [12; 21; 22; 32].

Истинные и ложные высказывания. Рыцари, лжецы, хит­рецы [12; 18].

4. Стратегические задачи

Взвешивание монет и предметов. Переливание [12; 18; 19; 22; 32].

Математика в познавательных и развивающих играх. Вы­игрышные позиции. Симметрия. Анализ с конца. Возможность выбора правильной стратегии игр [12; 18; 19; 32].

5. Задачи с геометрическим содержанием

Занимательные свойства геометрических фигур. Геометри­ческие иллюзии. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Раз­резание фигур на равные части. Игры с пентамино. Вымащи-

11