zabika.ru 1

ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Октябрьского р-на г. Витебска»


Методическая разработка

По проекту года «Семь чудес Центра»

Тема: «Танцы народов мира»


составили: Васильева О.В

Ребеко Е.Н.

Харитонович Н. М.

педагоги дополнительного

образования 1 категории

ВИТЕБСК 2012г.

Тема «Танцы народов мира»

Цель:

Формирование у учащихся художественно – эстетического вкуса.

Задачи:

- Расширить представление об огромном и разнообразном мире танцевальной музыки.

-- Привить интерес к музыке.

-- Способствовать развитию музыкального слуха.

--Развить музыкальное восприятие.
Методы:

- словесный;

-
демонстрационный;

-
слуховое восприятие;

-
эмоциональное воздействие.

Оборудование:
- просторный класс;

-музыкальные инструменты;

-ноутбук, проектор.


Возраст детей: 9-11 лет.
Место проведения: СШ №44


Ход мероприятия.
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Мы рады видеть всех вас на нашем мероприятии «Танцы народов мира». И говорить сегодня мы, конечно же, будем о музыке.

Музыка – разве это не чудо? В самом слове для каждого человека заключен огромный мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений. Она вечная загадка для человека и конечно же – чудо. Мы с вами знаем, что музыка основывается на трех китах: песня, танец, марш. И сегодня мы с вами поговорим о танце.

Танец всегда был связан с музыкой и в нём отображаются темперамент, характер того или иного народа. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.


Танец — это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета и имеет целью коммуникацию или выражение чувств, тем, идей которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр.
С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный мир, чтобы его покорить надо иметь терпение.

Люди танцуют с древнейших времен и до наших дней. Танцевали и простые крестьяне на улице, и знатные дворяне в роскошных дворцовых залах.

До нас дошли названия таких танцев как: Аллеманда, сарабанда, жига, экосез и мн.др.

И сейчас вы услышите один из старинных танцев.

1.«Старинный танец» А.Дусек

Исполнитель: Радюш Анастасия.

Бурре (франц. bourrée), старинный французский народный танец. Возник в середине 16 в., в 17 в. стал придворным танцем. Исполнялся в быстром темпе, имел чётный размер, начинался с затакта в одну четверть. В середине 17 в. вошёл в инструментальную сюиту, во 2-й половине 17 в. введён Ж. Люлли в балет и оперу.

В XVII веке, с началом во Франции националистической моды на всё «французское», бурре проникает в обиход высших аристократических слоёв общества и становится придворным танцем. С этого времени он приобретает более устойчивую, фиксированную для салонных и придворных балов форму.

В первой половине XVIII века бурре становится одним из самых популярных европейских танцев. К нему обращаются в своём творчестве немецкие и французские композиторы первого ряда эпохи Барокко— это Готлиб Теофил Муффат, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах (и его сыновья), Иоганн Фишер, Андре Кампра, Андре Кардиналь Детуш, Жан Филипп Рамо и другие.


После Великой Французской революции 1789 года и наполеоновских войн этот жанр вышел из моды и был надолго забыт, как и всё французское. Во времена классицизма и романтизма практически не использовался. Только к концу XIX века, во времена заката стиля романтизма, бурре эпизодически возвращается в академическую музыку.

Музыкальный номер:

«Бурре» Л. Моцарт

Исполнитель: Размысловская Анастасия;

Шапунова Карина;

Вязигина Виктория.

Каламиес

 Эстонский обрядовый народный танец. Первые упоминания о нем относятся к 13 в. Со временем танец обрел четкую форму, для которой характерны благородство манеры исполнения, отсутствие высоких прыжков, перепляса. Эстонский танец, как правило, массовый, строится по кругу (парный характерен для 2-й половины 19 в.). Танцы принято делить на обрядовые, подражательные (имитирующие различные повадки и движения животных и др.), акробатические и бытовые. С 18 в. эстонский танец вобрал элементы народных танцев соседних стран. Около 1820 г. популярным становится вальс, который преобразовался в народный «Лабаялавальс», с особой манерой исполнения поворота на всей ступне. Во 2-й половине 19 в. часто танцевали польку (разновидности — «в три шага», «через ножку», с подскоком и др.). Контрдансы представлены танцами типа«Инглиски» и близкими к ним «Ойге я ваземба», «Каламиес», «Куппаримуори». 

Музыкальный номер:

«Каламиес» эстонский танец.

Исполнитель: Шапунова Карина.

По́лька 

Быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.


Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

В начале XX века предполагалось, что название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. В настоящее время эта теория считается ошибочной. Польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска (polska, 3/4).

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Музыкальный номер:

«Полька» Н. Ящинская.

Исполнитель: Пипкина Ирина.

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький (в понятии мелкий, незначительный)) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.

Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами. Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.


Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Музыкальный номер:

«Менуэт» Г. Гендель

Исполнитель: Зубец Никита.

ВАЛЬС

Один из популярнейших бальных танцев XIX—XX вв. Название происходит предположительно от немецкого слова walzen — раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным — от медленного до очень быстрого. Размер 3-дольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле и 2 аккорда на слабых.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны.

Одним из ближайших его предшественников был австрийский крестьянский танец лендлер, отличавшийся разнообразными плясовыми фигурами и подвижной мелодикой с преобладанием мелких длительностей — четвертей и восьмых. Переход от лендлера к вальсу выразился в упрощении танцевальных движений, которые свелись к непрерывному кружению; при этом мелодика танца превратилась в более плавную кантилену.



Музыкальный номер:

«Вальс» К.М. Вебер

Исполнитель: Зайцев Даниил

Гусачек или гусек 

Старинный русский шумовой музыкальный инструмент. Возможно, на нём играли ещё скоморохи. В современных экземплярах глиняная крынка. Конструкция гусачка проста: на горлышко глиняной крынки натягивается вымоченная в воде кожа (бычий пузырь), которую закрепляют прочной суровой нитью. Когда кожа высохнет и натянется, в кожаной мембране острым ножом прорезают небольшое круглое отверстие, а в днище керамической крынки сверлом проделывают примерно такое же по диаметру круглое отверстие — дополнительное резонаторное. Для игры нужна круглая деревянная палочка и канифоль. Канифолью натирают края отверстия кожаной мембраны и бока деревянной палочки. При соприкосновении наканифоленной палочки с краями кожаной мембраны получается звук, похожий на крик гуся.


«Гусачок», «трепак», «плетень», «Тимоня», «шестера» - все русские танцы. Но родина «гусачка», например, смоленские края, «Тимони» - курские земли, а «шестера» родилась на Урале. Они различаются, как диалекты русской речи, звучащей не в бытовом разговоре, а в сказаниях или былинах этих мест.

Ведь и "гусачок", и "Тимоня", и "шестера" - танцы в основном круговой композиции и все темповые, игровые, задорные. Но никто их не спутает ни по характеру, ни по основным движениям, ни по рисунку.

Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

Музыкальный номер:

«Гусачок» обр. Форина

Исполнитель: Рытченко Дана

Полонез

Это — один из танцев, покоривших весь мир. Практически в любое время и в любой стране он был, прежде всего, торжественным шествием. Уже название — «Полонез, Польский» отправляет нас к Польше как его родине.

Одним из танцев XVII в., явно являющимся предком полонеза был «Танец Великий», описанный как торжественное шествие — по характеру он очень напоминал полонез в том виде, в котором он будет известен в начале XVIII в.Т.о. полонез, «танец Польский», несомненно, сложился в Польше, но процесс его сложения занял очень большое время.

Кроме того, в России, полонез существовал в двух видах — обычный и церемониальный. Церемониальный уже с петровских времен входил в ритуал свадьбы — светское празднование или начиналось, или заканчивалось им. В первом случае он исполнялся тремя парами, во втором — пятью, и сочетал поклоны, степенное шествие и сам танец.


Лучшее описание этого танца на балах в XIX в. дал Теофиль Готье: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющий свой ярко выраженный колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается. Ее ведет император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь... Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары: какой-нибудь господин отделяется от зрителей, подает руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги с теми, кто идет впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев. Под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движении, самая легкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно выходит из положения, и о многих дамах можно сказать: „Et vera incessu patuit dea“ (Богиню видно по походке. Вергилий.)
Происхождение

Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.


Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.




Музыкальный номер:

«Полонез» В.А. Моцарт

Исполнитель: Воротницкая Ольга

Египетский танец

Танец в Древнем Египте, да и не только там всегда являлся неотъемлемой частью социальной жизни населения. Правда, сегодня мы остановимся именно на египетском танце.  Одна из теорий, связанная с искусством танца живота в том, что его танцевали, чтобы успокоить богиню плодородия. Другая теория в том, что танец исполняется как часть религиозных обрядов поклонения богу луны Хубал. Третья легенда гласит, что своими движениями танцоры выражали течения культуры того времени. По большому счету, точное происхождение форма танца, не известно. Зато есть информация, что танцевали в храмах, отдавая дань уважения богам и их служителям.

В давние времена существовали как мужчины – танцоры египетских танцев, так и женщины. Однако, танец остается сольным, и в паре пока никто исполнение его не видел. Культуру египетского танца познать нелегко. И дело не в сложности восприятия, а в том, что об этом направлении в танцах очень мало сведений. К сожалению, единственным доступным источником информации являются фрески, которые не могут много рассказать о танцах и их символическом значении. 

История создания Египетские ночи

Свой единственный балет Аренский написал в 1900 году по заказу Дирекции императорских театров. К этому времени он уже был достаточно авторитетным композитором, автором двух опер, многих симфонических и камерных произведений. Балет должны были поставить в Петергофе в связи с приездом в Россию персидского шаха. Литературным источником сценария послужила новелла французского поэта и писателя-романтика Теофиля Готье (1811—1872) «Ночь Клеопатры


Премьера состоялась 8 (21) марта 1908 года. Любопытно, что буквально все критики, писавшие о премьере «Египетских ночей», ссылались на Пушкина, не подозревая, что в основу сюжета была положена новелла Готье (Пушкин использовал тот же мотив, но разработал его совершенно по-другому).

Музыкальный номер:

Танец из балета «Египетские ночи»

Исполнитель: Обыночная Анастасия.

Гавот

Гавот (gavotte) — французский танец, появившийся в 17-м веке и особенно распространенный со времен Люлли.

Первоначально развился как народный танец в южных и центральных районах Франции, а также в Бретани. В XVIII веке был введён Жано-Батистом Люлли в репертуар придворной и салонной музыки.

Гавот встречается очень часто в качестве составной части сюиты в XVIII веке, следуя, как правило, за сарабандой.

Вначале был хороводным танцем. Отличит. черты гавота - умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2. начало с затакта в две четверти или половинную длительность. Гавот нередко трехчастен. Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком. Известен с 16 в. В 17 в. стал придв. танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер.
И. С. Бах. Гавот из 3-й партиты для скрипки соло.

Музыкальный номер:

«Гавот» А. Корелли

Исполнитель: Вязигина Виктория

«Ле́тка-е́нка»
(фин. letkajenkka, letkis, от letkahdella — «качаться», «покачиваться») — финский танец, в котором танцующие располагаются цепочкой и прыжками передвигаются в такт музыкальному сопровождению.



Мелодию летки-енки сочинил в начале 1960-х годов финский композитор Рауно Лехтинен, переработав мелодию другого финского танца — енки. В 1965 году Роберто Дельгадо выпустил её в собственной аранжировке, после чего в разных странах мира наступил пик повального увлечения этим танцем. Всего записи летки-енки вышли в 92 странах.

В СССР эта песня была известна в музыкальной обработке Геннадия Подэльского.

Музыкальный номер:

«Летка-енка» Р. Лехтинен

Исполнитель: Размысловская Анвстасия

Используемая литература:


  1. Энциклопедия музыкальных инструментов. Сост. К. А. Вертков, С. Я. Левин.

  2. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Ю. Булучевский, В. Фомин

  3. Энциклопедия «Википеди»