zabika.ru 1

Титульный лист методических Форма


рекомендаций и указаний; методических Ф СО ПГУ 7.18.3/40

рекомендаций; методических указаний


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра журналистики


Методические рекомендации




По изучению дисциплины




«Жанровые формы и функции современной журналистики»



Для студентов специальности 5В050400 Журналистика

Павлодар






Лист утверждения

к методическим указаниям

и рекомендациям

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/41




УТВЕРЖДАЮ

Декан ГПФ

__________ Сарбалаев Ж.Т. «___» ________201__г.

Составитель: к.ф.н., доцент _________ Канапьянов К.Н.

Кафедра журналистики


Методические рекомендации

по изучению дисциплины

«Жанровые формы и функции современной журналистики»

для студентов специальностей 5В050400 Журналистика

Рекомендовано на заседании кафедры

«___»______________20__г., протокол №__
Заведующий кафедрой____________________ Алдабергенов К.М.


Одобрено УМС гуманитарно-педагогического факультета

«____»______________20__г., протокол №____




Председатель УМС_________________ Жуманкулова Е.Н.



Содержание теоретического курса

1 Система жанров журналистики. Общая характеристика. Признаки деления на жанры. Система жанров журналистики. Информационные жанры. Аналитические жанры. Художественно-публицистические жанры.


2 Очерк. Понятие очерка в журналистике. Очерки Аграновского. Особенности создания образа в очерке, автор в произведении. Путевой очерк. Зарисовки. Портретный очерк. Очерк – расследование. Расследование как метод и жанр. Отличия расследования от очерка – расследования. Событийный очерк. Проблемный очерк

3 Специфика создания очерка на телевидении. Духовный отец телевизионного очерка. Э. Шуб, М. Ромм, Г. Авенариус, В. Зорин, И. Андроников.

4 Эссе как жанр журналистики. Виды эссе. Ведущие жанры английской и французской журналистики 18-19 веках.

5 Сатирические жанры современной журналистики: общая характеристика. Анекдот. Шарж. Карикатура. Басня. Эпиграмма. Пародия. Памфлет.

6 Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Сатирический метод в памфлете. Отличия памфлета от художественно-публицистического жанра фельетона. Признаки памфлета. жанроформирующий признак памфлета.

7 Памфлет: объект, цель, методы. Признаки памфлета. Жанроформирующий признак памфлета. Эзоп.

8 Малые сатирические жанры. Пародия. Сатирический комментарий. Байка. Слух. Сплетня. Анекдот

9 Смешанные жанры журналистики. Особенности смешанных жанров: Житейская история. Легенда. Эпиграф. Эпитафия. Шутка. Игра. Легенда: история жанра, допустимость вымысла в художественно-публицистическом жанре легенды. Формы использования и функции легенды в прессе. Структура легенды. Функции легенды в прессе

Содержание студийных занятий


    1. Система жанров журналистики.

    1. Общая характеристика. Признаки деления на жанры. Основные (общие) жанровые признаки.

    2. Художественно-публицистические жанры в казахстанской прессе.

    3. Особенности написания в информационном жанре.
    4. Информационные жанры в газетах: «Казахстанская правда», «Время», «Караван», «Деловая неделя», «Мегаполис», «Звезда Прииртышья».



  1. Очерк.

    1. Понятие очерка в журналистике.

    2. Особенности создания образа в очерке, автор в произведении.

    3. Зарисовки. Составить интервью-зарисовку.

    4. Путевой очерк. Портретный очерк. Очерк – расследование. Расследование как метод и жанр. Отличия расследования от очерка – расследования. Событийный очерк. Проблемный очерк.

    5. Аналитические жанры в неофициальных казахстанских изданиях.

  2. Специфика создания очерка на телевидении. Интервью

    1. Духовный отец телевизионного очерка. Э. Шуб, М. Ромм, Г. Авенариус, В. Зорин, И. Андроников.

    2. Очерки в современной казахстанской прессе.

    3. Интервью. Структура интервью. Понятия «интервьюер» и «интервьюируемый». Как готовиться к интервью?

    4. Рассмотреть текст А.П. Чехова «Моя беседа с Эдисоном».

  3. Эссе

    1. Дать понятие эссе. Виды эссе. Эссе как жанр журналистики.

    2. Ведущие жанры английской и французской журналистики 18-19 веках.

    3. Эссе в казахстанской прессе. Эссе Герольда Бельгера в газете "Новое поколение".

  1. Сатирические жанры современной журналистики

    1. Сатирические жанры современной журналистики: общая характеристика.

    2. Чем отличаются другие жанры журналистики от сатирического жанра?

    3. Анекдот. Шарж. Карикатура. Басня. Эпиграмма. Пародия. Памфлет.

  1. Фельетон

    1. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода.

    2. Сатирический метод в памфлете.

    3. Отличия памфлета от художественно-публицистического жанра фельетона.

    4. Фельетоны на страницах неофициальных изданий

  2. Памфлет

    1. Памфлет: объект, цель, методы.


    2. Жанроформирующий признак памфлета.

    3. Древнегреческий баснописец Эзоп.

    4. Основоположники европейского памфлета

    5. Памфлет сегодня на страницах местных газет

  1. Малые сатирические жанры

    1. Малые сатирические жанры.

    2. Пародия. Сатирический комментарий. Байка. Слух. Сплетня. Анекдот.

    3. Сатирические жанры на страницах казахстанских газет

    4. Обзор малых сатирических жанров в газетах «Городская неделя», «Звезда Прииртышья», «Регион Kz»


  1. Смешанные жанры журналистики.

    1. Особенности смешанных жанров: Житейская история. Легенда. Эпиграф. Эпитафия. Шутка. Игра.

    2. Легенда: история жанра, допустимость вымысла в художественно-публицистическом жанре легенды.

    3. Формы использования и функции легенды в прессе. Структура легенды. Функции легенды в прессе


Содержание студийных занятий


  1. Система жанров журналистики. Факторы, определяющие выбора жанра Аналитические жанры в неофициальных казахстанских изданиях. Подготовить материал из местных газет учитывая такие факторы, как предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Факт и его место в информационных жанрах.

  2. Обзор очерков Анатолия Аграновского. Путевой очерк. Зарисовки. Портретный очерк. Очерк – расследование. Расследование как метод и жанр. Отличия расследования от очерка – расследования. Событийный очерк. Проблемный очерк. Композиционные формы в различных жанрах журналистики. Переписать отрывок из «Преступления и наказания» Достоевского в жанре газетного расследования.
  3. Специфика создания очерка на телевидении. Духовный отец телевизионного очерка. Написать заметку, репортаж и интервью на тему «Пришло ли время для легализации наркотиков в Казахстане?»


  4. Эссе как жанр журналистики. Виды эссе. Ведущие жанры английской и французской журналистики 18-19 веках. Написать эссе на одну из этих тем: «Я будущий лидер страны», «СМИ как фактор формирования общественного мнения», «Глобализация информационного пространства», «Женщины политики в Казахстане», «Роль журналистики в современном обществе».

  5. Сатирические жанры современной журналистики: общая характеристика. Анекдот. Шарж. Карикатура. Басня. Эпиграмма. Пародия. Памфлет. Подготовить материалы сатирического жанра, взятые из местных газет.

  6. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Сатирический метод в памфлете. Отличия памфлета от художественно-публицистического жанра фельетона. Признаки памфлета.

  7. Памфлет: объект, цель, методы. Жанроформирующий признак памфлета.

  8. Малые сатирические жанры. Пародия. Сатирический комментарий. Байка. Слух. Сплетня. Анекдот. Памфлет сегодня на страницах республиканских газет.

  9. Смешанные жанры журналистики. Особенности смешанных жанров: Житейская история. Легенда. Эпиграф. Эпитафия. Шутка. Игра. Легенда: история жанра, допустимость вымысла в художественно-публицистическом жанре легенды. Формы использования и функции легенды в прессе. Структура легенды. Функции легенды в прессе

Список рекомендуемой литературы:


  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров – 7-е изд., испр. и доп. − М.: Аспект Пресс, 2009. – 368 с.

  2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 240 с.

  3. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ // CREDO. 2000. №20

  4. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс,  2003.— 255 с.

  5. Наглядное пособие по курсу :Основы журналистики. Для студентов ф-та журналистики. М.: Изд-во института им. Грибоедова, 2002.


  6. Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008

  7. Телевизионная журналистика. 4-е издание. Ред. Коллегия: г. В. Кузнецов, в. Л. Цвик, а.я. Юровский. -издательство московского университета: высшая школа, 2002

  8. Ворошилов, В. В. Журналистика: Базовый курс:учебник/5- е изд.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,2004.-700с.

  9. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. – СПб. , 1995г

  10. Мельник Г. С. , Теплягина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб. , 2001

  11. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М.: «Аспект Пресс», 2001