zabika.ru 1

3 РАЗДЕЛ. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям:

При подготовке к семинарским занятиям необходимо строго придерживаться плана, готовить все вопросы к теме и кратко конспектировать ответы на них в тетрадь. При использовании на занятии текстов источников и документов допускается пользование ксерокопиями. Следует обращать внимание на задания, которые следуют после темы семинарского занятия. При подготовке к семинару возможно использование литературы из предложенного списка, а также поиск студентом самостоятельно дополнительной литературы

Тема 1.

Форма проведения: семинар

Цель занятия: проанализировать процесс юридического оформления границ

Вопросы темы:

1.Понятие территории и границы в международном праве

2. Основные этапы процесса юридического оформления границ

Методические рекомендации:

Территория - часть географической среды, материальная основа существования человеческого общества. Государственная территория- это часть земного шара, которая находится под суверенитетом определенного государства и на которой государство осуществляет свою власть. Проанализируйте понятия «территория», «государственный суверенитет», дайте характеристику принципам международного права.

Провозглашение независимости Республики Казахстан означает вхождение страны в мировое сообщество в качестве суверенного государства, расширяется сфера его взаимодействия с зарубежными странами. Суверенной Республики для осуществления своих внешнеполитических функций необходимо было решение вопроса формирования границ. Выделите основные этапы процесса формирования границ РК. Дайте определение понятиям «делимитация», «демаркация» и «редемаркация»
Литература:1,4,8,9,14

Тема 2. Территория и население современного Казахстана (1 час)


Форма проведения: круглый стол

Цель занятия: анализ административно-территориального деления современного Казахстана

Вопросы к теме:

16.Административно-территориальное деление современного Казахстана

17. Вопросы границ в Национальном законодательстве (Конституция РК)

Методические рекомендации:

Дайте характеристику географическому расположению Казахстана, территории, населению. Назовите основные административно- территориальные единицы. Проанализируйте административно-территориальные реформы 1993 и 1997 года.

Покажите по карте внешние границы Казахстана с Россией, с Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Обратите внимание на приграничную территорию и протяженность границ между государствами.

Проанализируйте законодательное обеспечение территориального суверенитета Казахстана на основе статей Конституции Республики Казахстан и Закона о государственной границе РК от 1993г.

Литература:4,8,11,13,17

Тема 3. Этническая территория древнего Казахстана (2часа)

Форма занятия: коллоквиум

Цель лекции: проанализировать процесс формирования территории казахских земель в период расселения племен и государств

Вопросы к теме:

3.Древние племена на территории Казахстана

4.Государства на территории древнего Казахстана

Методические рекомендации:

На территории древнего Казахстана расселялись племена саков, уйсуней, канлов, сармат. Территория расселения сакских племен включала Приаралья, побережье Сырдарьи. Территория расселения уйсуней, канлов, сарматов, гуннов находилась в Прииртышье, на побережье Балхаша, рек Чу, Талас. Назовите и покажите по карте расселение древних племен. Обратите внимание на особенности мест расселения племен по территории древнего Казахстана, как эти особенности повлияли на формирование границ нашего государства.


На территории средневекового Казахстана возникли раннефеодальные государства: Западнотюргский каганат, Тюргешский, Огузсский. Выделите территории и внешние границы каганатов. Обратите внимание на то, как этот процесс повлиял на формирование внешних границ казахских земель.

Литература:2,5,8,11,14
Тема 4. Территория и границы Казахского ханства (2часа)

Форма проведения: семинар

Цель занятия: анализ процесса формирования границ Казахского ханства

Вопросы к теме:

5.Территория и границы Казахского ханства

6.Дипломатия Центральной Азии

Методические указания:

Выделите основную территорию и границы казахских земель в период монголо-татарского нашествия. Проанализируйте и покажите по карте, какая часть территория современного Казахстана входила в состав Золотой Орды, Кок Орды, Белой Орды. Покажите по карте и выделите территории ханства Абулхаира, Ногайской орды, Моголистана. Проанализируйте процесс собирания казахских земель ханами Жанибеком и Кереем. Сравните территорию Казахского ханства в 15 и 18 веке. Обратите внимание на то, как дипломатические отношения Казахского ханства с Российской империей повлияли на процесс формирования границ.

Литература:2,4,9,14,17
Тема 5. Территория и границы Казахстана в 18 веке (2часа)

Форма проведения:

Цель лекции: проанализировать процесс вхождения казахских земель в состав Российской империи.

Вопросы к теме:

7.Основные этапы колонизации казахских земель

8.Казахские земли и династия Цинь

Методические указания:

Территория и границы Казахского ханства сформировались в начале 18 века. Процесс формирования внешних границ казахских земель был приостановлен джунгарским нашествием. Проанализируйте процесс дипломатических отношений Казахского ханства с Российской империей и династией Цинь. Назовите причины и предпосылки присоединения казахских земель к России. Проследите основные этапы присоединения Младшего, Среднего и Старшего жузов.


В начале 19 века начался процесс оформления границ между Россией и Китаем. Казахские земли рассматривались как часть земель Российской империи. Выделите основные моменты Положения Российской империи о «Административно - территориальном делении казахских земель», Пекинского договора 1860г, Чугучакского протокола 1864г, Петербургского протокола 1881г. Эти документы закрепили проведение границ между Западным Китаем и Семиреченской, Семипалатинской и Ферганской областями, таким образом, территория Казахского ханства окончательно вошел в состав Российской империи.

Литература:2,5,7,9,12
Тема 6. . Территория Казахстана в советский период (2часа)

Форма проведения: семинар

Цель занятия: выделить основные этапы возрождения государственности

Вопросы к теме:

9.Административно-территориальное деление СССР.

10.Этапы возрождения государственности. Каз.АССР, Каз.ССР

Методические рекомендации:

Казахстан – одна из республик СССР. Проанализируйте этапы возрождения казахской государственности на основе документов: «Временное положение о Революционном комитете по управлению Киргизским краем» 1919г. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Киргизской автономной социалистической республики 1920г. Какие земли в процессе национально- государственного размежевания Средней Азии 1924г. вошли в состав КазАССР. В 1935 году было восстановлено название Казахская автономная республика. Каз.АССР.1925г.Создание союзной республики. Каз.ССР. 1936г. Обратите внимание на то, какие области были созданы на основе административной реформы 1938-1939гг. и 1973 года. Назовите и покажите по карте 19 областей Казахстана Административно - территориальная реформа 1997 года привела к образованию 14 областей, назовите причины, которые привели к объединению областей

Литература:2,8,15,17

Тема 7. РК и процесс формирования границ (2часа)


Форма проведения: круглый стол

Цель лекции: проанализировать процесс делимитации в рамках СНГ

Вопросы к теме:

11.Провозглашение независимости РК

12.Процесс делимитации в рамках СНГ

Методические указания:

Распад СССР завершился созданием независимых государств, в том числе и Республики Казахстан. Начался процесс формирования конституционного законодательства в Казахстане. Была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики от 25 октября 1990г. Этот документ определил право собственности на природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал, право приостановления законов СССР на территории Казахстана, если они противоречат принципам суверенитета. 16 декабря 1991 года принят Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», по которому Казахстан признан независимым и суверенным государством.

В 1995 году принята Конституция Республики Казахстан. По содержанию этого документа Казахстан – независимое, правовое и демократическое государство (ст.1). Провозглашен территориальный суверенитет государства. Территория является целостной, неделимой и неприкосновенной. Граждане республики - основные носители суверенитета. (ст.2). Проанализируйте статьи этих документов.

21 декабря 1991года была принята Алматинская Декларация о административно- территориальном разграничении бывшего СССР, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 14 февраля 1992года, Декларация о соблюдении территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ от 15 апреля 1994года. Постановление Правительства РК о делимитации государственной границы РК с Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан от 1 сентября 1999года. Выделите основные положения этих документов, в которых рассматриваются вопросы внешних границ государства.

Литература:1, 5,7,14,16
Тема 8. Делимитация границ РК (3 часа)

Форма проведения: конференция

Цель занятия: проанализировать процесс делимитации границ РК

Вопросы к теме:

13.Делимитация границ РК и Россия

14.Делимитация границ РК и Китай

15.Делимитация границ РК и государств Центральной Азии

Методические указания:

После провозглашения независимости в Казахстане начался процесс юридического оформления внешних границ. Было принято Постановление Правительства РК о делимитации государственной границы РК с Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан от 1 сентября 1999года. Процесс делимитации и демаркации был начат в 1999году и завершился только в 2003-2005 годах. Назовите причины длительности этого процесса.

Переговоры по делимитации границ между РК и РФ начались в сентябре 1999года и завершились подписанием Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе от 18 января 2005года. Договор вступил в силу 12 января 2006года. Определите особенности делимитации границ между РК и РФ. В чем необходимость принятия Соглашения между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией об определении точки стыка государственных границ трех государств от 5 мая 1999года.

Делимитация границ РК и КНР имела свои особенности. Переговорный процесс начался еще в октябре 1992года. В ходе процесса были подписаны: Соглашение о казахстанско- китайской границе от 26 апреля 1994года, Соглашение о казахстанско-китайской границе от 4 июля 1998года. Проводились встречи и консультации экспертных групп на протяжении с 1992 по 1998год. Процесс завершился подписанием Протокола о демаркации казахстанско – китайской границе от 10 мая 1992года. Ратификация Договора о делимитации границ Парламентом Республики Казахстан 23 июня 2003года. Выделите основные этапы процесса делимитации между двумя государствами.

Делимитация границ РК с Кыргызской Республикой, Туркменистаном и Узбекистаном основывается на Договорах о вечной дружбе между государствами. Назовите и проанализируйте договорно- правовую базу делимитации границ РК с этими государствами. Выделите особенности процесса с каждым из государств.

Литература:1-5, 11,17,21