zabika.ru 1

Ф КГМУ 4/3-06/01

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра фармацевтических дисциплин с курсом химии



Методические рекомендации для практических занятий

Тема: Элементы IВ - группы, их соединения и свойства. d-Элементы. Элементы VIВ группы. Хром. Свойства хрома и его соединений

Специальность: 5В110300 «Фармация»

Дисциплина: неорганическая химия

Курс: 1

Составитель: Сотченко Р.К.


Караганда 2011


Утверждена на заседании курса химии

«29». 08. 2011 г. Протокол № 1


Ответственный за курс ______________Л.М. Власова

Тема: Элементы IВ - группы, их соединения и свойства. d-Элементы. Элементы VIВ группы. Хром. Свойства хрома и его соединений

Цель: По завершению изучения темы студент должен быть способен характеризовать химические свойства элементов IВ, VIВ - групп, исходя из их строения,описывать химические основы применения соединений серебра, меди, хрома в медицине и фармации, применять простейшие химические операции при выполнении лабораторного эксперимента.

Задачи обучения:
Студент должен быть способным:

  • характеризовать химические свойства элементовIB- элементов IВ – группы подгрупп.

  • характеризовать химические свойства меди, серебра, хрома.

  • описывать бактерицидное действие ионов серебра и меди.

  • Кратко излагать химические основы применения соединений серебра в качестве лечебных препаратов (серебряная вода, серебряная марля, колларгол, протаргол).
  • Кратко излагать химические основы применения соединений хрома, меди в фармации и пояснять биологическое значение хрома, меди в биосистемах.


Основные вопросы темы:

1.Характеристика элементов подгруппы элементов IВ – группы.

2. Характеристика элементов подгруппы элементов VIВ– группы.

3.Химические свойства элементов IВ – группы и их соединений.

4. Химические свойства элементов VIВ– группы и их соединений.

5.Химические основы применения соединений хрома, меди в фармации и биологическое значение хрома, меди в биосистемах.
Методы обучения и преподавания: ТВL (командно-ориентированное обучение).

Литература:

Литература:

  1. ВеренцоваЛ.Г., Батырбаева А.А. Неорганическая, коллоидная и физическая химия. – Алматы: Эверо, 2009г.

  2. Хаускрофт К. Современный курс общей химии: в 2-х т.: пер. с англ.. – М.: Мир. Т.1. – 2009. – 540 с.

  3. Хаускрофт К. Современный курс общей химии: в 2-х т.: пер. с англ.. – М.: Мир. Т.2. – 2009. – 528 с.

  4. Волков Н.И. Химия: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

  5. Коровин Н.В. Общая химия: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2011.

  6. Барашков Г.К. Медицинская бионеорганика. Основы, аналитика, клиника. – М.: БИНОМ, 2011.

  7. Жолнин А.В. Общая химия: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012




Контроль:

Тесты входного контроля.

1. Какие элементы входят в состав 1В группы:

A. Zn, Cd, Hg

B. Li, Na, K

C. Cu, Ag, Au

D. Ca, Se, Ba

E. B, AI, In

2. Медь представляет собой металл:

  1. голубовато-сребристого цвета

  2. светло-розового цвета

  3. серебристо-белого цвета

  4. ярко-желтого цвета

  5. черного цвета

3. Медь образует оксид:

  1. Cu2O

  2. Cu2O3
  3. CuO2


  4. CuO3

  5. CuO4

4. Золото в природе встречается в виде

    1. сульфидов

    2. силикатов

    3. карбонатов

    4. свободного металла

    5. сульфатов

5. Золото образует оксид:

  1. AuO

  2. Au2O5

  3. Au2O4

  4. Au2O

  5. AuO4

6. Для d-элементов характерна

    1. образование цветных комплексных соединений

    2. постоянная валентность

    3. постоянная степень окисления

    4. низкая электропроводность

    5. низкая теплопроводность

7. Наружный электронный слой элементов подгруппы хрома содержит:

  1. 2 электрона

  2. 3 электрона

  3. 4 электрона

  4. 5 электронов

  5. 10 электронов

8. Cr2O3 имеет:

  1. основной характер

  2. кислотный характер

  3. амфотерный характер

  4. неустойчивый характер

  5. такого соединения нет

9. При взаимодействии солей меди (2) с избытком аммиака образуется:

  1. Cu(OH)2

  2. CuO

  3. Cu2O

  4. [Cu(NH3)4]2+

  5. CuOH

10. Золото хорошо растворяется в:

    1. HCI

    2. H2SO4

    3. NaCN + O2

    4. HNO3

    5. H2O

11. При растворении золота в смеси HNO3 и HCI образуется

  1. Au2O

  2. Au2O3

  3. Au(OH)3
  4. H(AuCI4]


  5. AuNO3

12. При восстановлении солей серебра образуется:

  1. Ag2O

  2. AgCI

  3. AgNO3

  4. Ag

  5. AgВч

13. Cr растворяется с выделением водорода в:

  1. воде

  2. HCI

  3. H2СO3

  4. NaOH

  5. КОН

14. Хроматы:

  1. сильные окислители

  2. сильные окислители

  3. сильные восстановители

  4. восстановители

  5. не изменяют степень окисления

15. Все бихроматы имеют окраску:

  1. изумрудно-зеленую

  2. сине-фиолетовую

  3. желтую

  4. красную

  5. оранжевую

Задания по теме:

Задание 1. Препараты серебра и меди применяются в медицине и фармации. Определитеналичие ионов меди и серебра в растворах данных препаратов. Приведите примеры реакций определения (качественные реакции). Ответы проиллюстрируйте лабораторными опытами.

Задание 2. В фармацевтическом анализе дихромат калия применяется для определения ионов бария в сульфате бария, используемый в рентгеноскопических исследованиях ЖКТ. Проанализируйте качественный состав бария сульфата. Приведите реакции определения (качественные реакции), в которых в качестве реагента применяются хромат и дихромат калия. Ответы проиллюстрируйте лабораторными опытами.
Обратная связь:
1. Достаточно ли литературных источников для выполнения поставленного занятия?

2. Считаете ли Вы, что командно-ориентированное обучение активизирует процесс обучения?

Приложение.

Хтимические свойства элементов 1В группы.

Опыт 1. Восстановление оксида меди.

Приготовить смесь оксида меди и порошка древесного угля по 2 мл. микрошпателя каждого. Полученную смесь поместить в пробирку, закрепить пробирку в лапку штатива в горизонтальном положении и нагреть смесь на сильном пламени до восстановлении оксида меди.


Опыт 2. Получение гидроксида меди и его термическая устойчивость.

В пробирку содержащию 3 капли раствора соли меди (ІІ), прибавить 3 капли раствора NaOH. Разогреть пробирку с полученным осадком. Отметить изменение цвета осадка вследствии разложения гидроксида меди (ІІ).

Опыт 3. Отношение гидроксида меди (ІІ) с кислотами и щелочами.

В 3 пробирки прилить СиSO4и добавить в первую пробирку избыток концентрированного раствора NаОН, во вторую - разбавленного NаОН , в третью - разбавленную серную кислоту Н2SO4.

Опыт 4. Получение аммиачного комплекса меди (ІІ).

В пробирку с 3-4 каплями раствора сульфата меди приливать по каплям 25 % NH4OH до полного растворения образующегося вначале осадка гидроксосульфата меди.

Опыт 5. Образование гексацианоферрата (ІІ) меди.

В пробирку содержащию 5 капель р-ра сульффата меди добавить 5 капель K4[Fe(CN)6].

Опыт 6. Получение малорастворимых солей серебра.

В 7 пробирок внести по 2-3 капли раствора AgNO3 . В каждую пробирку добавить по 2-3 капли растворов, в І пробирку внести KCI, во вторую - KBr, в третью - KI, в четвертую - Na2CO3, в пятую - K2CrO4, в шестую - Na2HPO4, в седьмую - сероводородную воду. Пробирки с галогенидами серебра сохранить для опыта №7.

Опыт 7. Получение аммиачных комплексов серебра (І).

В пробирку с галогенидами серебра полученными в опыте 6 внести по 3-4 капли 25% растворы NH4OH. Какие из галогенидов серебра растворяются в аммиаке? Обьяснить исходя из значений произведений растворимости галогенидов.
"Химические свойства элементов подгруппы хрома"

Опыт І. Получение и свойства гидроксида хрома (ІІІ).

В 2 пробирки внести 3-4 капели раствора соли хрома (ІІІ) и 1-2 капли раствора NaOH, затем в І пробирку добавили р-р НCI, во 2 пробирку - NaOH.


Опыт ІІ. Восстановительныесвойства солей хрома (ІІІ).

К раствору Cr(OH)3, полученный в І опыте, добавить Н2О2 и нагревать.

ОпытІІІ. Перевод бихрома в хромат и обратно.

К р-ру К2CrО4 прилить разбавленную Н2SO4, затем добавить NaOH .

ОпытІУ. Окислительные свойства соединений хрома (VІ).

К 3 мл. раствора K2CrO4(хромата калия) прилить раствор NaNO3, нагреть. Добавить несколько капельH2SO4.

Написать уравнения реакций.